Вопрос: Если ежемесячно меняется среднесписочная численность работников, должна ли организация ежемесячно вносить изменения в приказ о выделении квоты для трудоустройства инвалидов? (информационный портал Роструда -, ноябрь 2017 г

Вопрос: Если ежемесячно меняется среднесписочная численность работников, должна ли организация ежемесячно вносить изменения в приказ о выделении квоты для трудоустройства инвалидов? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.)

Если ежемесячно меняется среднесписочная численность работников, должна ли организация ежемесячно вносить изменения в приказ о выделении квоты для трудоустройства инвалидов?

Да, должна так как численность работников в целях определения квоты для приема на работу инвалидов рассчитывается по среднесписочной численности работников организации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

В соответствии с абз. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца (абз. 1 п. 78 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденными Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Источник:
http://base.garant.ru/77649813/

Как соблюдать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше – нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р ; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание – п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Читайте также  Как повлияет на величину пенсии повышение МРОТ с 1 мая 2018 года, пояснил Топилин

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели – обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013–2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Что чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Источник:
http://dislife.ru/articles/view/36047

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
• несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
• детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
• выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

Читайте также  Отличие бухгалтерского и управленческого учета: объясняем тонкости использования каждого - блог RDV IT

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

• на организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 11, 2017.

Источник:
http://www.profiz.ru/kr/11_2017/algoritm_kvotirovaniya/

Квотирование рабочих мест

Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест — это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации. В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее). Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.

Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181). Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует. Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников. Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено. То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург. В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.

Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498. Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181). Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт. То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.

Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.

Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения. Этот вывод подтверждается инспекционной практикой. Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.

Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г. Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).

старший юрист департамента трудового права,

группа компаний Валентины Митрофановой

Источник:
http://hr.superjob.ru/hr-novosti/kvotirovanie-rabochih-mest-4274/

Выполнение квоты приема на работу инвалидов в 2020 году

Обязанность работодателей по созданию рабочих мест и приему инвалидов установлена законодательством. Положение инвалидов регламентировано ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – ФЗ № 181-ФЗ). Согласно норм законодательства, работодатели обязаны создавать рабочие места инвалидам по выделяемым квотам. Работодателями считаются юридические и физические лица, зарегистрированные в реестре предприятий (ЮЛ и ИП). В законодательстве отсутствует возможность замены социальных гарантий суммой, отчисляемой в бюджет.

Читайте также  Закон о продаже алкоголя с 21 года в РФ 2019-2020: принят ли и когда вступит в силу запрет - последние новости

Особенности обеспечения гарантий для инвалидов

Наем работников с инвалидностью осуществляется по инициативе работодателя либо по направлению из центра занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет направление на основании данных, представленных предприятием.

Работодатель обязан сообщить в ЦЗН данные, свидетельствующие о:

  • Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.
  • Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
  • Наличии занятых мест по установленным квотам.

Необходимость в определении квот не возникает для предприятий, признанных в учредительных документах объединениями инвалидов, либо имеющих уставный капитал, состоящий из вкладов инвалидов. Читайте также статью ⇒ Прием на работу инвалида в 2020.

Размер предусмотренных гарантий

Количество рабочих мест устанавливается в процентном отношении к общей среднесписочной численности работников предприятия. В ст. 21 ФЗ № 181-ФЗ определен предельный размер квот для трудоустройства инвалидов. Величина льготы должна быть установлена региональным законодательством с учетом предельных показателей.

При расчете лиц применяются методы математического округления до целых единиц численности. Количество лиц по основному офису и обособленному подразделению, расположенному территориально отдаленно, рассчитывается отдельно. Квоты, устанавливаемые по другим категориям лиц, могут быть уменьшены при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями в количестве, превышающем требуемую величину.

Пример расчета по организации с филиалом

Организация ООО «Вымпел» имеет в головной офис со среднесписочной численностью в 150 человек. Структурное подразделение имеет количество работников в количестве 55 человек. В головном офисе планируемое количество мест для инвалидов составило 150 х 3% = 5 человек (с округлением до целого показателя), по филиалу – 55 х 2% = 1 человек.

Как определяется численность для подсчета величины квоты

Среднесписочный показатель численности рассчитывается по указаниям органов статистики с учетом последних положений, указанных в приказе Росстата от 22.11.2017 № 772. При определении базового показателя используются требования:

  • Определение численности работников в каждый календарный день. Число работников выходных дней соответствует количеству лиц предшествующего выходного дня.
  • Рассчитать численность за месяц, для чего общий суммарный показатель количества работников подлежит делению на число дней месяца.
  • Среднесписочная численность по году определяется суммированием месячных показателей с последующим делением на число месяцев ведения деятельности предприятия.

Основаниями для учета показателей служат первичные документы – приказы, табели учета рабочего времени.

Особенность определения численности для выделения мест состоит в исключении из расчета лиц, имеющих особые условия труда. В список не включаются число сотрудников с вредными или опасными условиями труда, определяемые по результатам специальной оценки или аттестации. Читайте также статью ⇒ Условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Ситуации, при которых работодатели несут ответственность

При этом предприятия, выделившие рабочие места для трудоустройства инвалидов, не обязаны заниматься поиском лиц с ограниченной работоспособностью. Наличие в организации выделенных мест, но остающиеся вакантными в связи с отсутствием кадров, не означает неисполнение обязательств работодателя. Административная ответственность должностных лиц предприятия возникает только в случаях:

  • Необоснованного отказа работнику с инвалидностью в трудоустройстве при наличии вакансий, соответствующих медицинским показаниям лиц.
  • Недостаточного обеспечения охраны труда в соответствии с требованиями к организации мест, созданных для реализации социальных гарантий.
  • Нарушение требований по подсчету мест и подача отчетности в ЦЗН.

Работодатели и ответственные лица могут быть оштрафованы за нарушение требований в соответствие со ст. 5.27 КоАП, 5.42 КоАП, 19.7 КоАП РФ. Дополнительно региональные власти могут самостоятельно дополнить перечень нарушений и определить размер штрафов. Выписать протокол о правонарушении могут инспекторы по труду. По региональным штрафам инспекторы направляют санкции на рассмотрение мировому судье.

Требования к работнику

Работнику с ограниченной возможностью предоставляются места с обеспечением условий, реализацией программы реабилитации. Лицу должны быть обеспечены льготы по сокращению продолжительности рабочего дня, возможности получения дополнительного отпуска.

Несмотря на льготные условия трудоустройства к работнику предъявляются требования на предмет соответствия предлагаемой должности.

Требуется четко определить требования к кандидату и документировать собеседование. В дальнейшем будет возможность обосновать отказ в трудоустройстве в связи с отсутствием достаточной квалификации, образования, опыта работы.

Ошибки при установлении и реализации социальных гарантий

При реализации норм законодательства в отношении социальной защиты инвалидов могут возникать ошибки.

Источник:
http://rabotniky.com/vypolnenie-kvoty-priema-na-rabotu-invalidov-2/

Среднесписочная численность работников предприятия при исчислении квоты для инвалидов

Поиск работы
Сервисы для граждан
Трудоустройство
Трудовая миграция
Услуги в электронном виде
Трудоустройство подростков
Инструкции
Формы документов
Сервисы для работодателя
Квотирование рабочих мест
Формы документов работодателям
Услуги работодателям
Контактные данные
Новости cлужбы занятости
World Skills
Национальные проекты
Юридическая помощь
Профессиональные конкурсы
О службе занятости
Абилимпикс
Охрана труда
Трудовые отношения
Прожиточный минимум
Мониторинг
Национальные, федеральные, региональные проекты
Национальная система квалификаций
Реестр работодателей региона
75 лет победы в Великой Отечественной войне
Отправка обращения

Вопрос-ответ: Квотирование рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью

31.10.2019 Обычная важность

О том, что создание рабочих мест для трудоустройства граждан с инвалидностью является обязанностью работодателей, наверняка хотя бы раз слышал каждый из них. Но у сотрудников отделов кадров постоянно возникают вопросы по этой теме. Сегодня рассмотрим и дадим ответы на самые популярные из них.

Кто и в каком размере обязан квотировать рабочие места?

В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области № 502-п от 14.12.2018г. каждая организация со списочной численностью НЕ МЕНЕЕ 35 ЧЕЛОВЕК обязана выполнить квоту по трудоустройству граждан с инвалидностью в размере 3% от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу инвалидов. При этом работодатели со средней списочной численностью свыше 100 человек обязаны создать СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА для трудоустройства инвалидов в размере не менее 0,3% от среднесписочной численности работников.

При расчете квоты НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда относятся к вредным и/или опасным. Также при исчислении квоты не учитываются работники филиалов, представительств и обособленных подразделений вне места нахождения работодателя.

От обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов освобождены:

· общественные объединения инвалидов;

· организации, созданные общественными объединениями инвалидов;

· хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Пример расчета квоты

При расчете количества квотируемых рабочих мест округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

Например, среднесписочная численность работников предприятия составляет 264 человек.

Размер квоты для инвалидов: 264 / 100 х 3 = 7,92.

Это значит, что квота для компании — 7 человек.

Обязанности работодателя в обеспечении занятости инвалидов

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. От 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/e9913027bb12ac8a121cc11289ee4aa7b8bd6c5c/) работодатель должен:

· создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, которые содержат сведения о данных рабочих местах;

· создавать необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида;

· предоставлять информацию в службу занятости.

Для того чтобы квота считалась выполненной, достаточно только зарезервировать рабочее место для трудоустройства инвалидов?

В соответствии со ст.8 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» (http://docs.cntd.ru/document/802047915) квота для приема на работу инвалидов считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. То есть, если квотируемая вакансия остается открытой, то квота считается невыполненной.

Также обращаем внимание, что НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ в Центр занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов рассматривается как НЕВЫПОЛНЕНИЕ КВОТЫ.

Если в связи со спецификой предприятия выделение или создание таких рабочих мест невозможно?

В таком случае в качестве варианта выполнения квоты можно рассмотреть ФИНАНСИРОВАНИЕ рабочего места в другой организации в соответствии с заключенным договором.

Алгоритм создания квотируемых рабочих мест

  1. Установить среднесписочную численность работников компании
  2. Если она составляет не менее 35 человек, рассчитать количество квотируемых рабочих мест (3%)
  3. Создать и утвердить локальный нормативный акт о квотировании
  4. Трудоустроить на созданные рабочие места граждан с инвалидностью в соответствии с рекомендациями к труду в карте ИПРА
  5. Отчитаться о созданных квотируемых рабочих местах и трудоустроенных инвалидах в Центр занятости населения по месту регистрации предприятия

Напоминаем,

что для вашего удобства предоставлять информацию можно в электронном виде через Интерактивный портал Департамента труда и занятости населения Тюменской области (http://czn.admtyumen.ru).

По вопросам трудоустройства граждан, имеющих инвалидность, обращайтесь в Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района: ул. Республики, 204 В, корп. 3. Телефон: 8 (3452) 27-33-22, 27-36-05.

Источник:
http://czn.admtyumen.ru/News/Detail/2bdec7e3-5b29-4b86-b604-b8c0bee3ad0b