Внутренний аудит и внутренний контроль — есть ли разница

Внутренний аудит и внутренний контроль — есть ли разница?

Чем отличается внутренний аудит от внутреннего контроля

Понятия внутреннего аудита и внутреннего контроля неравнозначны и несут в себе разную смысловую нагрузку. Определение внутреннего аудита следует из положений международного стандарта аудита 610, который является действующим правовым актом на территории России в силу требований приказа Минфина «О введении…» от 24.10.2016 № 192н. Исходя из пункта 14 этого акта внутренний аудит — это деятельность по обеспечению уверенности при принятии хозяйственных и финансовых решений и оказанию консультативной помощи руководящим органам по оценке процессов корпоративного управления, повышению их действенности, управлению рисками.

Определение же внутреннего контроля можно вывести из положений ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и письма Минфина России № П-11/2013 (без даты). Согласно данным нормам, это вид деятельности, при котором хозяйствующий субъект контролирует совершаемые факты хозяйственной жизнедеятельности организации. Внутренний контроль обеспечивает эффективность и результативность деятельности компании, достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства.

Таким образом, понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита можно разграничить как общее и частное, т. е. первое включает в себя второе.

Отдельными законами закреплены правила внутреннего контроля в Росатоме, Росавтодоре и других государственных компаниях и корпорациях. О правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ рассказано в другой нашей статье.

Внутренний контроль: каковы направления осуществления, кем проводится

В целях унификации порядка организации и проведения внутреннего контроля Министерством финансов РФ было сформировано указанное выше письмо № ПЗ-11/2013 с соответствующими рекомендациями для тех организаций, правила осуществления внутреннего контроля в которых не урегулированы отдельным законом.

В частности, в п. 3 письма определяются направления осуществления внутреннего контроля:

  1. Контроль соблюдения применимого законодательства, в том числе при ведении бухгалтерского учета.
  2. Оценка эффективности и результативности деятельности компании, что выражается в сохранности имеющихся активов, достижении плановых показателей, увеличение оборота и т. п.
  3. Изучение достоверности сдаваемой бухгалтерской и иной отчетности, а также своевременности ее представления в соответствующие органы и учреждения.

Текст же п. 18.1 письма указывает, кто может выступать субъектом внутреннего контроля:

  • руководитель организации, ее коллегиальные исполнительные органы и иные управленческие структуры;
  • ревизор или ревизионная комиссия;
  • главный бухгалтер, руководитель компании или иное должностное лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, его проверку и достоверность;
  • внутренний аудитор или соответствующая служба (специально создаваемое структурное подразделение);
  • иное должностное лицо, в полномочия которого входит осуществление внутреннего контроля.

Обязательность проведения как одно из основных отличий внутреннего аудита от внутреннего контроля

Рассказывая, чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита, нельзя обойти и положения ст. 19 закона № 402. Исходя из этой нормы:

  • внутренний контроль должен быть организован всеми без исключения экономическими субъектами;
  • внутренний аудит — лишь теми, которые специально оговорены в законодательстве или самостоятельно приняли такое решение на основании собственных потребностей.

В частности, закон «О публично-правовых компаниях…» от 03.07.2016 № 236-ФЗ в ч. 6 ст. 16 предусматривает, что для обеспечения достаточного уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности публично-правовой компании в ее структуре должно быть создано подразделение внутреннего аудита. Соответственно, внутренний аудит обязателен не во всех организациях, а только в публично-правовых компаниях — в этом и состоит одно из наиболее существенных отличий аудита от внутреннего контроля.

Таким образом, внутренний аудит проводится в рамках внутреннего контроля, являясь составной частью данной процедуры. При этом проведение аудита обязательно далеко не всегда, осуществление же контроля проводится всеми субъектами хозяйственной деятельности.

Источник:
http://nsovetnik.ru/audit/vnutrennij-audit-i-vnutrennij-kontrol-est-li-raznica/

Разница между внутренним контролем и внутренним аудитом

Внутренний контроль — это система, состоящая из контрольной среды и процедур, которые помогают организации в достижении бизнес-целей. С другой стороны, внутренний аудит — это деятельность, выполняемая профессионалами для обеспечения эффективности системы внутреннего контроля, внедряемой в организации.

Контроль является одной из наиболее важных человеческих потребностей, которая присутствует почти в каждой человеческой деятельности. Поэтому и в бизнесе контроль играет важную роль в обеспечении максимально возможного использования ресурсов и увеличении прибыли. Большинство деловых операций выполняются компьютерами, физическими лицами и другим оборудованием, которое требует периодической проверки, чтобы убедиться, что потери и отходы не происходят.

Внутренний контроль и внутренний аудит помогают фирмам следить за регулярной деятельностью. Они обычно используются взаимозаменяемо, но они имеют разные значения. Прочтите эту статью, чтобы узнать разницу между внутренним контролем и внутренним аудитом.

Сравнительная таблица

Определение внутреннего контроля

Под внутренним контролем можно понимать систему, разработанную, внедренную и поддерживаемую руководством компании для обеспечения достижения целей, касающихся:

  • Эффективность и оперативность операций,
  • Защита активов,
  • Предотвращение и выявление мошенничества и ошибок,
  • Точность и полнота финансовой отчетности,
  • Соблюдение соответствующих законов.

Он состоит из пяти элементов, которые связаны между собой и применяются ко всем фирмам, но их реализация зависит от размера фирмы. Элементами являются среда контроля, оценка рисков, контрольные мероприятия, информация и коммуникация и мониторинг.

Элементы внутреннего контроля

Цели внутреннего контроля

  • Проверка выполнения транзакций в соответствии с полномочиями руководства.
  • Проверка оперативного учета транзакций, в правильной сумме и счете, а также в отчетном периоде, к которому он относится.
  • Убедиться в том, что активы защищены от несанкционированного доступа и использования.
  • Сравнение зарегистрированных активов с существующими в различные промежутки времени и принятие мер в случае обнаружения различий.

Обзор

Методы проверки внутреннего контроля

Наиболее важной частью системы внутреннего контроля является ее проверка, для которой аудитор может использовать любой из методов: описательные записи, контрольный список, вопросник и блок-схему.

Определение внутреннего аудита

Внутренний аудит определяется как беспристрастная, рациональная функция обеспечения и консультирования, разработанная руководством для контроля за деятельностью организации. Он включает в себя регулярный и критический анализ функций организации с целью рекомендации улучшений. Он направлен на оказание помощи членам фирмы в эффективном исполнении своих обязанностей.

Процесс внутреннего аудита

Задача выполняется внутренним аудитором, который назначается руководством компании. Он / она сообщает руководству об анализе, оценке, рекомендации и всей соответствующей информации, относящейся к изучаемой деятельности.

Цели внутреннего аудита

  • Проверять правильность и достоверность бухгалтерских записей, которые сообщаются лицам, наделенным руководящими полномочиями.
  • Чтобы определить, соблюдаются или нет стандартные методы бухгалтерского учета, которые, как считается, соблюдаются предприятием.
  • Для обеспечения обнаружения и предотвращения мошенничества.
  • Чтобы проверить, что есть соответствующие полномочия для приобретения и распоряжения активами.
  • Чтобы убедиться, что обязательства возникают только по деловым причинам, а не для каких-либо других целей.
  • Рассмотреть действия системы внутреннего контроля, чтобы сообщить руководству об отклонениях и несоответствиях.

Ключевые различия между внутренним контролем и внутренним аудитом

Различие между внутренним контролем и внутренним аудитом может быть четко определено по следующим основаниям:

  1. Методы и процедуры, применяемые руководством для управления операциями, чтобы помочь организации в достижении желаемых целей, называются внутренним контролем. Программа аудита, принятая фирмой для проверки финансовой и операционной деятельности эксперта, называется внутренним аудитом.
  2. Внутренний контроль — это система, разработанная, внедренная и поддерживаемая в организации. Внутренний аудит — это функция аудита, разработанная лицами, наделенными руководящими полномочиями, для проверки деятельности фирмы.
  3. Во внутреннем контроле работа одного человека проверяется другим, тогда как в случае внутреннего аудита проверяется каждый отдельный компонент работы.
  4. В системе внутреннего контроля проверка выполняется одновременно при выполнении работ. Наоборот, в системе внутреннего аудита работа проверяется после ее выполнения.
  5. Основной задачей системы внутреннего контроля является обеспечение соответствия политике управления. Напротив, внутренний аудит направлен на выявление мошенничества.

Заключение

В целом, как внутренний контроль, так и внутренний аудит важны для каждой организации, чтобы оценить общую работу. Сфера внутреннего контроля шире, чем сфера внутреннего аудита, поскольку первая включает в себя последнюю.

Источник:
http://ru.gadget-info.com/difference-between-internal-control

Доверяй, но проверяй: чем отличается аудит компании от внутреннего контроля

Эксперт в области аудита

Понятия «внутренний аудит» и «внутренний контроль» зачастую воспринимают как синонимы. Несмотря на то, что оба подразделения призваны улучшить эффективность работы организации и обеспечить принятие правильных решений руководством, их путать не стоит. Эксперт в области аудита Наталья Андреева в колонке для Realist объясняет разницу между процедурами и рассказывает про концепцию «трёх линий защиты компании».

Я часто сталкиваюсь с тем, что люди смешивают понятия «внутренний контроль» и «внутренний аудит». Однако это не совсем одно и то же. Давайте разберем «на пальцах», в чём разница между этими подразделениями. Внутренний аудит имеет два основных отличия.

Во-первых, аудит должен функционально подчиняться и отчитываться перед советом директоров или собственником. Любые другие конструкции, такие как СЕО, CFO, Deputy CEO и прочее, к хорошему не приведут. По сути, аудит – это «глаза и уши» совета директоров и собственников компании. К тому же, аудит не вовлечён в бизнес и операционку, он смотрит незамыленным взглядом на то, что происходит в компании.

Во-вторых, In God We Trust, The Others We Audit. Иначе говоря, аудит проверяет всех, всё и вся, в том числе, работу внутреннего контроля. Грамотный аудит разберёт процессы компании на запчасти, чтобы понять, почему процессы дорогие, долгие и почему клиенты уходят. Аудит будет копать на три метра вглубь и отвечать на такие вопросы как «почему в контролях дырки и компания несет убытки». Если аудитор профи и ему доверяют, он будет не только «консалтинг in-house», но и во многом заменит внешних недешёвых экспертов. Аудит в любом случае повлияет на принятие решений, поэтому для компании эффективнее и дешевле обратиться к услугам аудитора до запуска какого-то ключевого проекта или принятия стратегии.

Читайте также  У моего ребенка один глаз 10% один глаз 20% Положена ли ему инвалидность астигматизм

Внутренний контроль, который может называться комплаенс, служба внутреннего контроля или СВК, предотвращает, отслеживает и управляет только регуляторными рисками, которые заключаются в том, что компания и топ-менеджмент нарвутся на штрафы или, допустим, отзыв лицензии, если не будут соблюдать требования законодательства. Внутренний контроль выполняет роль буфера, который обязан уберечь от таких рисков.

В 2013 появилась концепция «трёх линий защиты компании». Считается, что компания надежно защищена, если у неё есть эффективные контроли на трёх уровнях. Первая линия защиты состоит из самоконтроля, службы безопасности, контроля внутри каждой команды и финансовой службы. Вторая линия – это служба рисков и внутренний контроль.Третья линия представляет собой внутренний аудит. По требованиям биржи, именно это подразделение должно быть в публичных компаниях. Если акции компании не котируются, то создание внутреннего аудита зависит от желания совета директоров или собственника. Как правило, внутренний контроль и внутренний аудит есть в крупных компаниях.

Обойтись без внутреннего контроля можно в трёх случаях:

Компания не контролируется Банком России. То есть это не банк, не брокер, не пенсионный фонд, не управляющая компания;

Финансовая отчётность компании не подлежит обязательному внешнему аудиту. В этом случае, в компании может не быть службы внутреннего контроля или специального сотрудника. Однако процесс контроля всё равно должен быть выстроен;

Собственник автоматизировал процессы или правильно распределил обязанности службы внутреннего контроля. Также возможен вариант, когда собственник верит, что он сам всё успешно контролирует и неприятности случаются только с чужим бизнесом.

Источник:
http://realist.media/articles/praktika/doveryay-no-proveryay-chem-otlichaetsya-audit-kompanii-ot-vnutrennego-kontrolya/

Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)

ВОПРОС:

Добрый день! Вопрос по внутреннему финансовому контролю и аудиту. В Бюджетный кодекс ст. 160.2-1 внесены изменения и исключена информация по внутреннему финансовому контролю. Однако ч. 5 звучит в следующей редакции: «5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.».

Отменили или нет внутренний финансовый контроль?

ОТВЕТ:

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, как управленческие инструменты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (далее – ГА (А)БС), применяются в Российской Федерации уже более пять лет. За это время стало ясно, что применение изначально установленных норм законодательства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия, привело не только к получению положительного эффекта, но и повлекло чрезмерную формализацию процедур внутреннего контроля.

Ранее действующая редакция статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) не содержала определения понятия «внутренний финансовый контроль». Согласно БК РФ, осуществляемый внутренний финансовый контроль должен был быть направлен на:

  • соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

С учетом изложенного, внутренний финансовый контроль должен представлять собой контрольный механизм, осуществляемый на постоянной основе в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операции и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры). Следует отметить, что фактически внутренний финансовый контроль представляет собой составную часть цикла осуществления любого процесса, включая осуществление бюджетных полномочий (внутренних бюджетных процедур).

Цикл осуществления бюджетного полномочия приведён на рисунке 1.

Рисунок 1 — Цикл осуществления бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры)

В этой связи, а также в целях устранения излишней формализации осуществляемых процедур внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), была осуществлена реорганизация норм статьи 160.2-1 БК РФ.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» из БК РФ исключено понятие ВФК как отдельного самостоятельного бюджетного полномочия.

Одновременно были внесены правки, в соответствии с которыми изменены как подходы к организации ВФК, так и к его осуществлению.

Во-первых, в БК РФ косвенно появилось определение ВФК. Так, п.п.1) п.2 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

«1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.».

Таким образом, исходя из обновленных норм БК РФ, под внутренним финансовым контролем понимается внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

В соответствии с новой редакцией статьи 160.2-1 БК РФ, деятельность по осуществлению внутреннего финансового аудита регламентируется на федеральном уровне и должна с 1 января 2020 года осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. При этом, деятельность по ВФК не регулируется нормативными правовыми актами федерального уровня. Согласно обновленной редакции абзаца сорокового статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет только методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля.

Как указано в п.5 ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, ГА(А)БС получили возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. В этой ситуации руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и обеспечить увязку систем внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, необходимую для исполнения новых полномочий по организации и проведению мониторинга качества финансового

менеджмента с учетом существующей специфики. Это позволит, с одной стороны, организовать эффективную систему внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора, отвечающую потребностям конкретного главного администратора (администратора) бюджетных средств, а с другой, избавит сотрудников ГА (А)БС от необходимости «механического» соблюдения норм, не отражающих существующие реалии и потребности.

В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018-2020 гг., утверждённой Минфином России 14.11.2018, планируется разработка девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

К настоящему времени в открытом доступе опубликованы проекты трёх федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФС ВФА). Перечень ФС ВФА с указанием сфер регулирования приведён на рисунке 2.

Рисунок 2 – Перечень опубликованных проектов федеральных стандартов внутреннего финансового аудита по состоянию на 28.10.2019 года

Указанные проекты размещены на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации»: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/

Анализ текстов проектов ФС ВФА, а также комментарии представителей Минфина России по данному вопросу, свидетельствуют о том, что с 1 января 2020 года организация ВФК и анализ его осуществления возлагаются на подразделения внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).

При этом, устанавливается, что внутренний финансовый контроль представляет собой внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, который является составной частью бюджетных процедур и осуществляется посредством совершения контрольных действий (см. п. 3 раздела II проекта ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»).

Следует отметить, что первый из обозначенных стандартов (ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита») 14 октября т.г. размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов — https://regulation.gov.ru/projects#npa=95859, срок завершения общественного обсуждения документа – 28 октября т.г.

В целом представляется, что принятие соответствующих федеральных стандартов внутреннего финансового аудита будет обеспечено до конца текущего года, что, в свою очередь, повлечет необходимость актуализации действующих документов, устанавливающих порядки осуществления внутреннего финансового аудита и, соответственно, внутреннего финансового контроля, на региональном и муниципальном уровнях.

Однако, даже если этого не произойдёт, на наш взгляд, в настоящее время нет препятствий для «прекращения» деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля по причине «неясности» норм законодательства. Продолжает действовать приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля». Сохраняет действие и постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, устанавливающее порядок осуществления ВФК в отношении ГА (А)БС – федеральных органов исполнительной власти. Это даёт возможность сориентироваться соответствующим субъектам внутреннего финансового контроля при решении вопросов об организации и осуществлении ВФК.

Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что новации, внесённые в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ, уже сейчас предоставляют реальную возможность отказаться от отдельных «формальных» элементов при осуществлении ВФК, сохранив наиболее эффективные наработки, и превратить ВФК в эффективный управленческий инструмент руководителя.

Читайте также  Новый закон о постоянном окладе для срочников в 2020 году: кого коснутся нововведения?

РЕЗЮМЕ:

Внутренний финансовый контроль исключен из БК РФ как отдельное бюджетное полномочие, однако:

  • сохранил свою роль в качестве управленческого инструмента, позволяющего:
  • обеспечить своевременное выявление (минимизацию) бюджетных рисков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
  • достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
  • в соответствии с БК РФ должен осуществляться ГА(А)БС федерального, регионального и муниципального уровня в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Ответ подготовила:
Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

Источник:
http://bftcom.com/expert-bft/faq/10533/

Внутренний контроль и внутренний аудит — необходимость для компании.

Алексей Сонин , CIA, Институт внутренних аудиторов — Москва

Внутренний аудит в западных странах зародился в начале ХХ века и получил сильный импульс к развитию после Второй Мировой войны в ответ на возросшие объемы операций и децентрализацию компаний. В 1941 г. в США был создан Институт внутренних аудиторов, профессиональная ассоциация внутренних аудиторов, ставящая своей целью развитие и популяризацию профессии внутреннего аудитора и выработку стандартов профессиональной деятельности. Сейчас Институт насчитывает около 72 тыс. членов и представлен в 120 странах. А всего в мире насчитывается порядка одного миллиона людей, в той или иной степени занимающихся внутренним аудитом.

Множество компаний по всему миру страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов — людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля . Какова же роль и значимость внутреннего контроля?

Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов — того, что находится в квартире), проверяем счет в ресторане (сохранение денежных средств — не платить же больше, чем должен — и, одновременно, проверка правильности учетных записей в виде оформленного счета), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае — времени и денег). И подобные примеры можно продолжать.

А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры проникают в систему электронных расчетов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов (собирались украсть больше, но все-таки были обнаружены и изобличены); компания-производитель автомобилей тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе (системе зажигания, подвеске и т.д.) проданных автомобилей — престиж дороже денег; самолет попадает в катастрофу по причине некачественного топлива (недостаточно очищенной от наледи взлетно-посадочной полосы, необработанных противообледенительной жидкостью подкрылков и т.д.). Все эти негативные, а порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу достаточно близка системе внутреннего контроля.

Любая деятельность внутри организации происходит в рамках двух систем. Одна — это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система — это система контроля, пронизывающая операционную (организационную) систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры компании в частности достигнут поставленных целей.

Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу ХХ столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превращается в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками — риск-менеджментом.

Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.

Определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов компании и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что 1) транзакции должным образом авторизованы, 2) транзакции своевременно и точно отражаются в отчетности в соответствии со стандартами учета, 3) доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации, 4) физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями.

Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? Внутренний контроль — это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. В данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.

Говоря о внутреннем контроле, важно осознавать, что он полезен только в том случае, если направлен на достижение конкрентных целей, и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели. Есть пять основных целей внутреннего контроля:

Концепция внутреннего контроля включает в себя несколько компонентов. Во-первых , это внутренняя среда компании, то есть этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность сотрудников и, что крайне важно, отношение управленческого аппарата компании к внутреннему контролю. Во-вторых , это определение, анализ и управление рисками, стоящими перед компанией на пути достижения своих целей. В-третьих , повседневное осуществление контроля: учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг. В-четвертых , система санкционированного доступа к информации — соответствующая информация должна быть доступна тому, кто в ней нуждается в силу возложенных на него функций/обязанностей. В-пятых , мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности.

Какова же структура системы внутреннего контроля и на чем она основывается?

Организация: простая организационная структура с четкими линиями подчиненности, ответственность в рамках полномочий, отчетность перед вышестоящими руководителями, разграничение критических функций, возможность быстрого реагирования при изменении как внутренних, так и внешних факторов, четкое определение роли и ответственности каждого отдела, надлежащий уровень контроля деятельности сотрудников и периодическая оценка результатов их работы.

Политика: утверждается на уровне руководства в соответствии с целями и задачами организации и издается в письменном виде, доводится до сведения сотрудников, периодически пересматривается и обновляется по мере необходимости.

Процедуры: обеспечивают разграничение критических функций, максимально просты и понятны, не противоречат и не дублируют друг друга, периодически пересматриваются и обновляются по мере необходимости.

Персонал: оценка личных качеств кандидатов при приеме на работу, профессиональные тренинги и курсы, четкое определение роли и ответственности.

Учет: необходим для принятия эффективных решений, ведется по организационным подразделениям компании.

Отчетность: отчеты своевременны, просты и последовательны.

Бюджеты: служат инструментом анализа достижения целей, поставленных перед подразделениями, и способствуют улучшению координации деятельности различных отделов.

Важно отметить, что целью компании должно являться не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Ведь ресурсы, направленные компанией на создание избыточного контроля, могли бы быть использованы для достижения других целей и задач. Однако, даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Этой цели служит, как уже говорилось, внутренний аудит .

Внутренний аудит является оценкой надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, а внутренние аудиторы — людьми, призванными непредвзято и профессионально провести такую оценку. Иными словами, внутренний аудит есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществяемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.

Важно заметить, что руководство компании, не внутренние аудиторы, ответственны за создание и поддержание надежной и эффективной системы внутреннего контроля. Основная цель внутреннего аудита — помочь менеджерам компании эффективно выполнять возложенные на них обязанности, придать менеджерам компании достаточную уверенность в том, что активы компании используются наиболее эффективным образом для достижения целей и задач, стоящих перед компанией в целом и ее отдельными подразделениями.

Читайте также  Сроки зимней охоты 2019 2019, Закон Финанс

Основной метод внутреннего аудита — проведение качественного аудита, выработка эффективных и выполнимых рекомендаций и дальнейший контроль их выполнения. Аудит не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут внедрены аудиторские рекомендации и устранены выявленные отклонения (лучше идти по «горячим следам», т.е. снова и снова после аудита возвращаться к нему и отслеживать прогресс во внедрении аудиторских рекомендаций, выявляя возможные препятствия и предлагая новые решения).

Одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего аудита является определение и анализ возможных внешних и внутренних рисков при разработке и внедрении новых проектов, а также выработка рекомендаций, позволяющих снизить уровень риска или минимизировать возможные потери. Внутренние аудиторы также осуществляют мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам (например, проект капитального строительства или программа продвижения товара на рынок), анализируют финансовую и управленческую отчетность компании, ее достоверность и своевременность. Внутренние аудиторы дают оценку разрабатываемым контрактам и выполнению сторонами своих контрактных обязательств. Внутренние аудиторы привлекаются для оценки систем контроля в рамках существующих и вновь внедряемых информационных систем.

Внутренний аудит должен доказать сотрудникам компании свою необходимость и полезность в качестве услуги, которой они пока не всегда готовы пользоваться, поскольку отношение к внутренним аудиторам в компаниях неоднозначно. Многое зависит от внутренней культуры компании и готовности менеджеров к сотрудничеству с ними. К сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур и тем самым помогая компании достигать лучших результатов.

Каким должен быть специалист по внутреннему аудиту? Непременным условием является знание принципов организации и управления, а также владение базовыми знаниями в таких дисциплинах как бухгалтерский учет и финансы, право, налогобложение, продажи, логистика, информационные технологии. Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным. Желательно, чтобы отдел внутреннего аудита имел в своем составе квалифицированного специалиста-аудитора по каждой из этих областей/дисциплин. Помимо этого, если при проведении аудита необходимы глубокие знания в какой-либо сложной или специфичной области, аудиторы могут привлечь внешних специалистов, например, профессиональных оценщиков, актуариев, статистиков, инженеров, строителей, геологов и т.д. Аудиторы могут работать индивидуально и командой, в которую подбираются люди, обладающие необходимой глубиной знаний в требуемых дисциплинах. Например, при аудите большого капитального проекта нужны аудиторы, обладающие достаточными знаниями в таких областях как строительство, контрактное право, закупки, бухгалтерский учет. Аудитор-профессионал должен обладать следующими качествами: умение находить общий язык с разными людьми, умение четко выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, предельная аккуратность в оценках и суждениях, честность, самоорганизованность и умение планировать свою работу, умение доходить до сути вещей.

Существуют два основных отличия аудита внутреннего от внешнего. Первое, внешний аудит традиционно ориентируется на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на отчетность компании. Внутренний аудит направлен на оценку существующей системы контроля компании и эффективности ее различных подразделений — производство, маркетинг, продажи, финансы и т.д. Второе, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам клиентов компании в широком понимании этого термина — поставщикам, потребителям, кредиторам, налоговым органам. Внутренний аудит служит, в первую очередь, интересам менеджеров компании. Эффективная система внутреннего аудита может снизить затраты компаний на аудит внешний, хотя и не может полностью его заменить.

Останавливаясь вкратце на российской модели внутреннего аудита, следует отметить, что она далека от западного варианта и состоит из двух основных направлений. Первое — это ревизия, которая фокусируется на проверке сохранности и эффективном использовании активов, выявлении и ликвидации задолженностей и недостач. Второе — это собственно внутренний аудит, имеющий целью обеспечить достоверность бухгалтерско-финансовой отчетности, минимизировать налогообложение и способствовать сохранности активов компании. В этом случае внутренний аудит фактически выполняет функцию внешнего аудита и во многом его дублирует, тем самым снижая свою эффективность. Однако, как показывает пример некоторых российских компаний, происходит осмысление западной практики внутреннего аудита и сближение российского и западного понимания целей и методов внутреннего аудита. Внутренний аудит перерастает из функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании

Источник:
http://hr-portal.ru/article/vnutrenniy-kontrol-i-vnutrenniy-audit-neobhodimost-dlya-kompanii

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

Что такое внутренний контроль?

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

  • соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
  • следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
  • эффективного расходования бюджетных средств.

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить. Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита. Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля. Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению. Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Источник:
http://thedifference.ru/chem-otlichayutsya-vnutrennij-audit-i-vnutrennij-kontrol/