Статья 27

Статья 27.5. КоАП РФ. Сроки административного задержания

Ст 27.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2019 года

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Комментарий к статье 27.5. КоАП РФ:

1. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142) отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.

В ч. 1 комментируемой статьи указан общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, — 3 часа. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, но не более 3 часов.

2. Лица, совершившие мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (его заместителем), начальником дежурной части (дежурной смены дежурной части), уполномоченными должностными лицами иных государственных органов, осуществляющими административное задержание в соответствии со ст. 27.3 Кодекса, на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, но не более 48 часов. При отсутствии в указанных в ст. 27.3 Кодекса органах специально отведенных для содержания задержанных лиц помещений либо специальных учреждений, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, содержание административно задержанных по основаниям, указанным в ч. ч. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса, не допускается.

3. В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до установления их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов. По решению суда в определенных условиях указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

4. В условиях военного положения в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления предоставлено право при необходимости осуществлять задержание граждан на срок до 30 суток.

5. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) определена система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения. Статья 21 упомянутого Федерального закона определяет, что в органах внутренних дел имеются подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В указанные центры в соответствии со ст. 22 данного Закона могут быть помещены по постановлению судьи несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено административное правонарушение. При этом в течение 24 часов ставится в известность прокурор, а в течение 2 суток со дня помещения такого лица в изолятор материалы направляются судье для решения вопроса о дальнейшем содержании или освобождении несовершеннолетнего. Несовершеннолетние могут находиться в изоляторе временного содержания в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие незаконное пересечение Государственной границы РФ, в отношении которых приняты решения о передаче властям сопредельных государств или депортации из Российской Федерации либо приняты постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по решению суда задерживаются органами внутренних дел или безопасности на время, необходимое для исполнения решения, постановления (см. ст. ст. 31 и 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с изм. и доп.).

Источник:
http://koap-kodeks.ru/st-27.5-koap-rf

Что такое административный арест и за какие нарушения ПДД применяется?

За нарушение ряда статей КоАП РФ, связанных с ПДД, предполагается наказание в виде административного ареста. Это максимальные санкции, положенные за самые серьезные правонарушения в рамках рассматриваемой темы, но они могут быть применены к водителям, и уже поэтому стоит знать в каких случаях возможны.

Далее подробно рассмотрим: когда, на сколько и кого могут задержать (применить административный арест) за нарушение ПДД. Какие права есть у арестованного, куда сажают и можно ли обжаловать данный вид наказания.

Что такое административный арест? Понятие

Административный арест – это исключительная форма наказания, применяемая по некоторым статьям КоАП РФ, назначить которую может только судья. Заключается в изоляции правонарушителя от общества в специальных местах содержания сроком до 15 суток, а в отдельно обозначенных случаях (ч.1 ст.3.9 КоАП) могут дать до 30 суток.

В рамках большинства статей, предполагающих данный вид наказания, административный арест является максимальной из возможных мер, и применяется только в случаях очень серьезных нарушений.

Чем отличается от задержания?

Арест – это вид наказания, т.е. мера воздействия, применимая после рассмотрения дела, доказательства вины, и вынесения соответствующего судебного решения.

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы, применимое в случаях, если без этого рассмотрение дела может пойти неправильно или несвоевременно. Срок административного задержания не может превышать 3 часов (ч.1 ст.27.5 КоАП РФ), но, если подозреваемому предъявляются статьи, предполагающие административный арест, этот период может составить до 48 часов (ч.2 ст.27.5).

В этом основная разница задержания и ареста.

Срок задержания учитывается в общем сроке назначенного ареста.

Кем устанавливается наказание и на каком основании?

Повторим, назначается наказание в виде административного ареста только судьей (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ). Сотрудники правоохранительных органов могут произвести задержание, но именно суд должен рассмотреть дело, и, посчитав это необходимым, применить арест.

К каким лицам не может применяться?

Перечень этих лиц, которые не подлежат административному аресту, четко установлен частью 2 ст.3.9 КоАП РФ. Административный арест, как вид административного наказания, не может быть использован в случаях:

  • Беременных женщин.
  • Женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
  • Инвалидов 1 и 2 группы.
  • Несовершеннолетних.
  • Призванных на военные сборы.
  • Отдельных категорий лиц, имеющих определенные заслуги перед специальными службами (спецзвания МВД, СК, МЧС и т.д.).

Подчеркнем, речь идет именно о лицах, кому не назначается админ арест. В случаях задержания используются иные нормы.

Минимальный и максимальный срок административного ареста

Часть 1 статьи 3.9 КоАП определяет возможный срок ареста понятием «до 15 суток» (в исключительных случаях до 30-ти, но рассматриваемые нами примеры к ним не относятся). Таким образом установлен максимальный срок – 15 суток.

Случаи меньших периодов определены непосредственно статьями, связанными с нарушением ПДД:

Исправительные работы: 100 – 200 часов.

Как видно, по ряду статей существуют альтернативные наказания, которые могут быть использованы вместо ареста. Более того, админ арест назначается на срок не более 15 суток, т.е. суд вправе назначить меньший период (на срок до 3, 5, 10 суток) отбывания наказания. По статистике, сейчас наиболее часто дают 5 суток ареста.

При этом ч.3 ст.12.8 и ч.2 ст.12.26 КоАП РФ предполагают альтернативу только для лиц, к которым арест неприменим. В остальных случаях будет назначен именно этот вид наказания, а его срок не может быть менее 10 (и более 15) суток.

Указаны только статьи КоАП, связанные с нарушением ПДД. Это не исключает дополнительных наказаний, если одновременно были нарушены и другие нормы законодательства. Например, нанесены побои или ущерб.

Когда начинается исчисление срока?

Если арест происходит в зале суда, а до этого виновный находился на свободе, срок начинает считаться с момента фактического ограничения свободы.

Однако уже упоминалось, что срок ареста включает в себя время задержания. Значит, если виновный предварительно был задержан, а после приговорен к аресту, то и срок последнего будет считаться с момента доставления (принудительного препровождения — ч.3 ст.27.5 и ст.27.2 КоАП РФ).

Отдельно оговорены случаи задержание пьяных. В соответствии с ч.4 ст.27.5 КоАП, расчет срока задержания таких лиц начинается с момента вытрезвления, который не может составлять более 48 часов.

Для наглядности рассмотрим пример:

  • 1 и 2 сентября происходил процесс вытрезвления. На основании ч.4 ст.27.5 это срок не входил в период допустимого задержания, а значит и последующего ареста.
  • С 3 сентября до момента вынесения приговора длилось задержание, а 4-го было назначено наказание 10 суток. Расчет этого периода начинается с момента начала учета срока задержания, т.е. с 3.09.
  • Соответственно, административный арест длится (3.09 + 10 суток) до 13.09.

Это наиболее запутанная ситуация. Обычно расчет срока ареста очевиден.

Процедура административного ареста человека в РФ

Рассмотрим расхожий пример полного процесса ареста за нарушение ПДД. Как правило, он состоит из следующих основных шагов:

  1. Фиксация правонарушения сотрудником ДПС (при фиксации нарушения камерой арест недопустим).
  2. Определение должностным лицом возможности составления протокола на месте.
  3. Если предыдущий шаг не представляется возможным, принимается решение о доставлении нарушителя (ст.27.2 КоАП).
  4. Оформление протокола о задержании (ст.27.4 КоАП), включающем в себя данные о должностном лице и нарушителе, месте и времени правонарушения, его сути. Подписывается протокол обеими сторонами, а в случае отказа ставить подпись правонарушителем, указывается данный факт.
  5. Передача дела в суд.
  6. Судебное заседание.
  7. Вынесение решения.
Читайте также  Трансформатор косгу 2020

Обратите внимание, что административное задержание не является обязательным шагом. После составления протокола правонарушитель может находиться на свободе до судебного решения.

Отдельно нужно отметить, что личный досмотр и досмотр вещей задержанного допустимы на основании ст.27.7 КоАП, а уже в процессе отбывания ареста, на основании статьи 6 ФЗ №67.

К судебному заседанию лучше привлечь профессионального адвоката, чтобы защита прав произошла в полной мере. О том, как задать свой вопрос автоюристу бесплатно читайте в дрогой статье.

Права и обязанности арестованного водителя

Кроме других норм законодательства, в России действует уже упомянутый ФЗ №67, регламентирующий порядок отбывания административного ареста.

Статья 7 данного акта устанавливает права задержанного:

  • Получение информации о правах и обязанностей.
  • Безопасность, охрану здоровья, получение медпомощи.
  • Вежливое обращение.
  • Обращение с жалобами, предложениями, ходатайствами и пр.
  • Тайну переписки.
  • Получение помощи юристов.
  • Свидания с близкими (на основании соответствующего законодательства).
  • Хранение записей и документов.
  • Самообразование, использование книг, печатных СМИ.
  • Распоряжение собственными денежными средствами, но на услуги и товары, список которых четко ограничен законодательством.
  • Религиозные обряды, если они не нарушают внутреннего распорядка.
  • Оплаченные арестованным телефонные услуги в размере до 15 минут в сутки.
  • 8-часовой сон на индивидуальном спальном месте.
  • Часовая прогулка днем.
  • Трехразовое питание.
  • Бесплатное обеспечение письменными принадлежностями.

Осуществление прав арестованного не может противоречить другим законам, нормам и правилам внутреннего распорядка (ч.2 ст.7 ФЗ №67).

Обязанности арестованного указаны в статье 8 рассматриваемого закона:

  • Соблюдение арестованным порядка и норм законодательства.
  • Норм гигиены, санитарии, пожарной безопасности.
  • Не могут быть нарушены права и свободы других граждан.
  • Не могут быть приняты меры, наносящие вред собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью иных лиц.
  • Бережное отношение к имуществу.

За невыполнение обязанностей могут быть применены дополнительные санкции на основании соответствующих норм законодательства РФ.

Где сидят и другие условия содержания

Административный арест отбывают в специально созданных для этого заведениях. В соответствии со ст.3 ФЗ №67, ими являются подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, финансируемые за счет бюджета.

В просторечии данные заведения называют «спецприемниками». Фактически это могут быть как отдельные учреждения, так и объединенные с другими местами, в которых возможно изолирование правонарушителя от общества (в виде отдельных блоков).

В начале срока нарушитель проходит обязательный медосмотр на предмет выявления паразитов и инфекционных заболеваний. Лица, требующие постоянного медицинского наблюдения, должны содержаться отдельно от здоровых арестованных.

Камеры для содержания общие, как правило, рассчитанные на 3 – 12 человек. Норма площади – 4 м 2 на арестованного.

Последствия незаконного адм. ареста

Процессуальные нарушения могут иметь место в любой правоприменительной практике. Бывают они и при административном задержании или аресте.

В этих случаях арест необходимо обжаловать. Так как данный вид наказания назначается только судом, апеллировать необходимо в вышестоящие судебные инстанции. Направление жалобы должно произойти в течение суток после ее получения (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).

Это довольно трудоемкий процесс, суть которого зависит и от правонарушения, и от органа, совершившего ошибку (превысившего полномочия). Справиться самому неподготовленному человеку практически невозможно – к процедуре необходимо привлекать профессионального автоюриста.

Наша система подбора юриста работает круглосуточно и совершенно бесплатно . Чтобы воспользоваться ею, необходимо выполнить всего несколько простых шагов:

  1. Описать суть своего вопроса через нижерасположенную форму.
  2. Дождаться пока система выберет вам подходящего (по профилю и географии) юриста, и перенаправит вопрос ему.
  3. Получить ответ от адвоката.

Далее общение между клиентом и юристом переходит на личный уровень. Вся дальнейшая информация проходит только через них, без участия нашей системы.

Источник:
http://urist-consult.com/administrativnyj-arest.html

Административный арест

Административный арест является одним из видов наказания, предусмотренных КоАП РФ.

Применяется он либо при совершении самых общественно опасных проступков, либо при невозможности применения других видов наказания, например, штрафа.

Где отбывается административный арест, и как проходит задержание нарушителя и исполнение наказания – поговорим далее.

Что такое административный арест?

Такой вид наказания многих пугает, создавая иллюзию аналогии в их головах с уголовным лишением свободы. Данные меры воздействия на нарушителей, на самом деле, имеет мало общего.

Здесь имеют место быть и ощутимая разница в сроках, и место отбывания наказания, и количество прав арестантов.

Административный арест – это вид административного наказания, заключающийся в изолировании нарушителя от общества на непродолжительное время.

Административный арест может быть назначен только судом.

Нормативная база

Административный арест строго регламентирован большим числом нормативно-правовых актов. В частности, к ним относятся:

  • КоАП РФ – ст. 3.9;
  • ФЗ-67 от 24.06.2013 года «О порядке отбывания административного ареста»;
  • Постановление Правительства РФ № 627 об условия содержания лиц, нормах их питания и медицинского обслуживания;
  • Правила внутреннего распорядка в местах отбывания ареста (Приказ МВД № 83).

Также некоторые вопросы исполнения административного ареста отражены в Постановлении Пленума ВС РФ №5, которым разъяснены правила толкования КоАП РФ.

Тот факт, что порядок отбывания административного ареста определяется Правительством, вызывал немало вопросов со сторону Уполномоченного по правам человека.

Однако, в 2004 году Конституционный суд дал на этот счет точные разъяснения, отражающие отсутствие противоречий с Конституцией РФ.

За какие нарушения применяется арест?

Большую долю статей в КоАП РФ, по которым нарушитель может быть подвергнут аресту, составляют проступки за нарушение ПДД. За оставление места ДТП нарушитель может быть подвергнут административному аресту.

Кроме того, оказаться в спецприемнике можно и за следующие проступки:

  • Хранение наркотиков;
  • Мелкое хулиганство;
  • Неуплата штрафа;
  • Употребление алкоголя в общественных местах;
  • Проявление неуважения к суду и полиции;
  • Управление автомобилем будучи лишенным этого права;
  • Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения и др.
  • Рассмотрение административного материала, по результатам которого может быть назначен арест нарушителя, невозможно без участия его самого.

    Многие из них, зная эти сведения, пользуются ими и не являются в судебные заседания или сбегают из суда. Это приводит к тому, что процесс рассмотрения дела затягивается.

    К кому не применяется административный арест?

    КоАП РФ содержит исчерпывающий список тех категорий граждан, которые не могут быть подвергнуты аресту. К ним относятся:

  • Беременные женщины;
  • Женщины, имеющие на иждивении малолетних детей;
  • Несовершеннолетние нарушители;
  • I и II группа инвалидности;
  • Граждане, находящиеся на военных сборах;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники органов внутренних дел, следственного комитета, уголовно-исполнительной системы;
  • Сотрудники противопожарной и таможенной службы;
  • Военные национальной гвардии РФ.
  • Суды по своему усмотрению также могут не применять административный арест в отношении мужчин, самостоятельно воспитывающих малолетних детей.

    Сроки административного ареста

    По общему правилу административный арест применяется на срок до 15 суток. За что дают 15 суток? Такой срок дают за большую часть административных правонарушений.

    В КоАП РФ лишь предусмотрен перечень тех проступков, за которые грозит арест в 30 дней. К ним, в частности, относятся:

  • Нарушение порядка организации собрания;
  • Нарушение порядка проведения митинга, шествия, демонстрации или пикетирования;
  • Нарушение общественного порядка массового пребывания граждан;
  • Нарушение безопасности граждан при передвижении в общественных местах;
  • Нарушение режима ЧП;
  • Не соблюдение режима контртеррористической операции;
  • Совершение правонарушения в области законодательства о наркотических и психотропных веществах.
  • Таким образом, максимальный срок административного ареста не может превышать 30 суток.

    В срок административного ареста включается административное задержание нарушителя. При этом срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления нарушителя в служебное помещение задержавшего его органа.

    Если же задержанный находился в состоянии алкогольного опьянения, срок начинает идти с того момента, как он протрезвеет.

    Как проходит судебное разбирательство?

    Подготовленный материал сотрудники полиции доставляют в здание суда. Если нарушитель был задержан, он также доставляется на рассмотрение материала принудительно. Если же он не был задержан, он самостоятельно обязан явиться с здание суда.

    Его явка обязательна. Без него судья не сможет вынести административный арест потому, что сразу же нарушителя обязаны доставить сотрудники в спецприемник.

    Если материалы дела оформлены неправильно, судья имеет право отправить его на доработку.

    Рассматривается административное дело по месту его совершения, а по ходатайству нарушителя – по месту его проживания.

    По общему правилу поступившие в суд административные материалы должны быть рассмотрены в тот же день. Исключение составляют лишь те дела, по которым нарушитель был задержан. Тогда на разбирательство отводится 48 часов.

    По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.

    Как проходит отбывание ареста?

    Как и где сидят 15 суток административного ареста? Для ареста созданы специальные приемники. Главная цель административного ареста – изоляция нарушителя от общества.

    Остановимся подробно на правилах о порядке отбывания ареста по КоАП РФ. Порядок и условия содержания арестантов строго регламентированы.

    Обязательными для исполнения являются следующие требования:

    • Отдельно должны содержаться лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении, и те, кто на момент задержания болеет инфекционным заболеванием;
    • Отдельно содержатся мужчины и женщины;
    • Разделение осужденных на курящих и некурящих.

    Последнее требование, к слову, соблюдается крайне редко. Иногда для такой роскоши просто нет нужного количества комнат в спецприемнике.

    Арестованные должны быть обеспечены спальными местами и постельными принадлежностями.

    Нарушители могут содержаться, как в групповых камерах, так и индивидуально в случаях, когда требуется их полная изоляция.

    В обязательном порядке у каждого осужденного должно быть в распоряжении следующее имущество:

  • Стол и стул;
  • Шкаф для хранения продуктов и личных вещей;
  • Вешалка для верхней одежды;
  • Общий санузел с умывальником, в котором имеется холодная и горячая вода;
  • Емкость с питьевой водой;
  • Урна;
  • Освещение, вентиляция и система отопления.
  • Осужденные имеют право на часовую прогулку на свежем воздухе в дневное время один раз в сутки.

    Для этого в спецприемниках есть оборудованные для прогулок места. На прогулках запрещено шуметь, портить имущество и конфликтовать с другими арестантами.

    В сутки 15 минут нарушители могут разговаривать бесплатно по телефону. Им обеспечивается трехразовое питание и не менее 8 часов сна ночью.

    Читайте также  Может мне кто нить поможет? Пришло письмо от Росгосстрах Предложение о возмещении ущерба

    Как избежать административного ареста?

    Лучший способ избегания содержания под стражей в спецприемнике является обжалование вынесенного судьей постановления.

    По общему правилу на все административные постановления установлен срок в 10 дней на их обжалование. Для этого даже не придется уплачивать государственную пошлину.

    Жалобы по административному аресту в 2020 году рассматриваются в течение 1 дня.

    Однако, сложно будет доказывать свою позицию суду, находясь на содержании в спецприемнике. Лучше обратиться за помощью к юристу.

    Если все же арест не будет обжалован, можно воспользоваться еще одним способом уклонения от ареста – наличие медицинских показаний.

    Если у Вас будет подтверждено хотя бы одно из ниже перечисленных заболеваний, Вас могут освободить:

    • Эпилепсия;
    • Рак на последней стадии;
    • Сахарный диабет;
    • Заразные инфекционные заболевания;
    • Обострение психических расстройств;
    • Проблемы со свертываемостью крови;
    • Слепота и др.

    Окончательное решение по данному вопросу все равно будет принимать единолично судья.

    Административный арест как вид административного наказания выступает крайней мерой привлечения к ответственности за совершение правонарушений.

    Применяется он только тогда, когда остальные методы наказания либо не могут быть применимы, либо не принесли желаемого результата.

    Административные аресты защищают нас от субъектов, представляющих опасность для окружающих и для общественного порядка.

    Источник:
    http://ugolovnyi-expert.com/administrativnyj-arest/

    Статья 27.5. Сроки административного задержания

    СТ 27.5 КоАП РФ
    1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

    Комментарий к Ст. 27.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Согласно общему правилу, установленному в ч. 1 комментируемой статьи, срок административного задержания не должен превышать три часа. Это означает, что он может составлять и меньшее время, но не большее.

    2. Вместе с тем в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи законодатель установил исключительные случаи, когда срок административного задержания может составлять не более 48 часов, что исходит из положений ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. Так, на срок не более 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

    1) посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

    2) совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ;

    3) связанное с нарушением таможенных правил;

    4) влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

    Следует отметить, что в указанных выше п. п. 1 — 3 административное задержание применяется в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения, т.е. с мерой наказания (санкцией) не соотносится в отличие от обстоятельства, указанного в п. 4.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении (см. Постановление от 16.09.2009 N 9-П).

    В условиях некоторых административно-правовых режимов, например чрезвычайное положение, военное положение, срок административного задержания может составлять не более 10 и не более 30 суток соответственно, что определено в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении». Вместе с тем задержание на срок до 10 или 30 суток может быть произведено только по решению суда (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 N 6-П «По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова»). В данном случае размер обеспечительной меры не является большим, чем размер административной ответственности (административного наказания), поскольку ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ устанавливает срок административного ареста за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до 30 суток.

    3. В ч. 4 комментируемой статьи определено, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления. При всем том закон не определяет, кто и каким образом устанавливает момент вытрезвления в данном случае.

    Также в комментируемой статье не определено, возможно ли административное задержание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, если к этому лицу в силу положений ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ не может быть назначен административный арест.

    Источник:
    http://www.kodap.ru/razdel-4/glava-27/st-27-5-koap-rf

    Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания

    Новая редакция Ст. 27.5 КоАП РФ

    1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

    Комментарий к Статье 27.5 КоАП РФ

    1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.

    2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.

    Другой комментарий к Ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.

    2. Данная статья предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

    3. Согласно п.6 ст.22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться в центре временной изоляции органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей незамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор по месту расположения указанного центра.

    4. В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, с санкции прокурора могут быть задержаны на срок до десяти суток. Эти лица помещаются в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи.

    Читайте также  Пенсионеров призывают остаться в полиции – Политика – Коммерсантъ

    Источник:
    http://koapkodeksrf.ru/rzd-4/gl-27/st-27-5-koap-rf

    Срок административного ареста не может превышать

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

    1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

    2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

    3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 3.9 КоАП РФ, судебная практика применения

    Позиция Конституционного Суда РФ

    В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:

    Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Арест может быть назначен только в исключительных случаях

    При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

    К кому не может быть применен административный арест?

    Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

    С какого момента начинает течение срок отбывания ареста?

    Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

    В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года содержатся следующие разъяснения:

    Административный арест не может быть назначен по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности

    Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

    Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

    В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

    Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении — в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

    В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

    Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

    Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

    — лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

    — санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

    — фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

    При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

    Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года; извлечение).

    В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

    Административный арест за правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них

    Административный арест за совершение административных правонарушений, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, назначается с учетом требований статьи 3.9 КоАП РФ, а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.

    ..При этом следует учитывать, что законодателем установлен запрет на назначение отдельным категориям лиц административного наказания в виде административного ареста, а также обязательных работ (часть 2 статьи 3.9 и часть 3 статьи 3.13 КоАП РФ).

    В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:

    Военнослужащим по призыву не назначается штраф и арест за совершение правонарушений по ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ

    За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

    При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний.

    Источник:
    http://logos-pravo.ru/statya-39-koap-rf-administrativnyy-arest