Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Источник:
http://law03.ru/land/article/publichnaya-forma-sobstvennosti-zemelnogo-uchastka

Публичные земли

В статье рассматриваются понятие «публичные земли», субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

Читайте также  Статус земельного участка: как проверить, что включает правовое состояние и какое назначение по кадастровому номеру, как узнать информацию о категории?

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст. 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

Источник:
http://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs4.html

Особенности собственности публично-правовых образований в 2020 году

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности, из которых выделяется принадлежащая публично-правовым образованиям.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Доля данного имущества достаточно велика, и есть некоторые нюансы в распоряжении им данными образованиями.

Что это такое

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной .

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры .

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Какие есть ветви формы

Публичная собственность разделяется на типы:

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Фото: схема публично-правовых образований

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

Законодательная база

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

В число таких попадают:

Особенности реализации права

Образования публично-правового характера вполне могут использовать, обладать и распоряжаться своей собственность, но только в пределах компетенции, которая дана законами России.

Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право.

В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки.

Сельскими и городскими объектами, а это в первую очередь земля, занимаются власти муниципалитета, поэтому именно от них зависит, каким образом будет использоваться и куда направляться вверенное имущество.

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет.

Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным организациям;
  • некоммерческим структурам;
  • юридическим, а также физическим лицам.

Земельные участки

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.

В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.

Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Читайте также  Срок выплаты алиментов после зарплаты предприятием, работодателем, какого числа перечисляют алименты

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.

В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе. Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.

При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций.

Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами .

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации.

Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.

Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306.

Видео: категории земли и виды разрешенного использования

Преимущества и недостатки

Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Основными преимуществами являются:

При всех вышеперечисленных положительных сторонах, у подобной формы владения есть и свои минусы:

Собственность публично-правовых образований предполагает, что имущество находится во владении государства, которое распоряжается им в своих интересах.

Оно может быть передано гражданам и юридическим лицам, к примеру по приватизации, но для потенциальных владельцев процедура будет непростой.

Ведь необходимо не только доказать нуждаемость, но и выполнить ряд условий, а сами власти достаточно неохотно передают свои владения сторонним лицам.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник:
http://realtyaudit.ru/chto-jeto-znachit-sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Время чтения: 5 мин.

Столкнулись с понятием «собственность публично-правовых образований», присматривая себе участок для аренды или покупки? Рассмотрим, что это означает, кто собственник такого участка и возможно ли его выкупить.

Понятие публичной собственности: что это означает

Итак, собственность публично-правовых образований – это государственные или муниципальные земельные участки.

Участок не может быть бесхозным. Публичная собственность бывает:

  • Разграниченная – на земельные участки и ОКС (объекты капитального строительства), права на которые зарегистрированы за РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и запись об этом имеется в ЕГРН. Границы таких участков определены (было межевание).
  • Неразграниченная, не сформированная в отдельные участки. До разграничения государственная регистрация на земельные участки не требуется.

Нажмите для увеличения изображения

Публичная собственность передается в постоянное бессрочное пользование государственным структурам, различным бюджетным организациям, а также в аренду и собственность гражданам и юридическим лицам.

Определенный законом перечень земельных участков государственной собственности не подлежит передаче ни на одном из видов права (земли обороны, для размещения космических объектов, земли запаса и т. п.)

Кто управляет публичной собственностью

В каждом субъекте РФ и муниципальном образовании есть уполномоченный орган, занимающийся распоряжением публичной собственностью:

  1. если участок является собственностью РФ – это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
  2. земля принадлежит субъекту РФ – распоряжением занимаются департаменты городского имущества;
  3. муниципальная земля находится в ведении органов местного самоуправления.

Поэтому для того, чтобы взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности, или выкупить его, необходимо обращаться в вышеупомянутые структуры.

Как взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности

По общему правилу, взять в аренду публичный участок можно только через торги.

Но есть исключения. Без торгов землю взять в аренду могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  1. Собственники расположенных на участке строений.
  2. Собственники недостроенных объектов, но только единожды и для окончания строительства.
  3. Льготные категории, имеющие право на внеочередное получение участков (многодетные семьи, военнослужащие, герои труда, ветераны боевых действий, инвалиды).
  4. Граждане, претендующие на участки определенного назначения: для ИЖС, ЛПХ, садоводства.
  5. Лица, у которых участки были изъяты для государственных нужд, и др.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, существует перечень участков, которые не могут участвовать в обороте:

  1. Участки с неуточненными границами.
  2. Не имеющие категории и установленного вида разрешенного использования.
  3. Предоставленные на праве постоянного бессрочного пользования, аренды и на других видах права.
  4. Изъятые из оборота и зарезервированные участки и др.

Порядок действий заявителя при желании взять участок в аренду:

  1. Выбор участка.
  • Уже существующие участки. Чтобы самостоятельно не проводить кадастровый учет и не нести связанные с этим расходы, можно выбирать из уже сформированных участков. Для этого необходимо отслеживать информацию об аукционах в местных газетах, либо на сайте уполномоченного органа. Также можно воспользоваться официальным сайтом РФ о проведении торгов.
  • Неразграниченный участок. Вы инициируете проведение кадастровых работ, сначала подготовив схему расположения на КПТ (кадастровом плане территории) для утверждения органом власти, а затем межевой план для постановки участка на учет.
  1. Подача заявления в уполномоченную госструктуру. Орган, уполномоченный на проведение торгов, осуществляет подготовку к нему: делает публикацию в СМИ, проверяет документы участников, назначает время и место его проведения.
  2. Участие в аукционе. Здесь действует принцип, характерный для любого аукциона: кто предложит большую ставку, тот и будет пользоваться участком.
  3. Оформление договора аренды.

Вся процедура займет около 3 месяцев.

Как выкупить участок у государства

Условия покупки участка у государства:

  1. Взять в аренду участок под ИЖС или ЛПХ, построить и ввести в эксплуатацию жилой дом (садоводство, ИЖС, ЛПХ – без торгов).
  2. Чтобы выкупить сельскохозяйственный участок, необходимо арендовать его не менее 3 лет.
  3. Выиграть аукцион по продаже участков.

Порядок проведения аукциона такой же, как и при аренде участка. Можно самостоятельно инициировать торги, можно выступить участником любого аукциона, проводимого уполномоченным органом власти. Документы на него необходимо подать не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.

Земельные участки под коммерческое использование выкупить без проведения торгов нельзя.

Расходы по проведению торгов ложатся на граждан и юридических лиц. Для участия в аукционе заявитель обязан оплатить задаток.

  • Если вы выиграли аукцион, аванс засчитывается в счет оплаты выкупной стоимости земельного участка.
  • Всем проигравшим сторонам задаток возвращается.
  • Если ваша заявка оказалась единственной, или остальные участники были не допущены до аукциона, с вами заключат договор купли-продажи по самой выгодной начальной цене аукциона.

Особенности выбора участка

Если осуществлять самостоятельный поиск несформированных участков, пользуясь Публичной кадастровой картой, то можно просто не найти свободного места. В Москве найти незанятую площадь практически невозможно. В других крупных городах РФ ситуация схожая.

Если вы наметили несколько потенциальных мест на карте, необходимо осмотреть участок в натуре. На нем не должно быть строений, проведенных коммуникаций, даже остатков фундамента. Ведь может оказаться, что у участка есть правообладатели, которые просто не провели межевание, поэтому место на карте осталось пустым.

Пользоваться официальным сайтом РФ для проведения торгов удобно, можно сразу получить всю необходимую информацию о мероприятии, единственный минус – выбор объектов крайне невелик. Но и преимущества значительные: на аукцион выставляются сформированные участки. Сайты уполномоченных организаций тоже могут помочь: на них регулярно появляется информация о продаже имущества.

При выборе объекта из существующих участков, находящихся в публичной собственности, обращайте внимание на права и ограничения.

Нажмите для увеличения изображения

Откройте участок, который вы нашли с помощью карты, через справочную информацию об объектах недвижимости, вкладку «Права и ограничения».

Нажмите для увеличения изображения

Если ограничение зарегистрировано, то такой участок невозможно рассматривать в качестве предмета аукциона.

Подведем итоги

Публичная собственность может быть разграниченной и неразграниченной. Она предоставляется в аренду и в собственность заинтересованным лицам в порядке, определенным ЗК РФ.

Источник:
http://urpomosh03.ru/land/zemlya/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Время чтения: 5 мин.

Столкнулись с понятием «собственность публично-правовых образований», присматривая себе участок для аренды или покупки? Рассмотрим, что это означает, кто собственник такого участка и возможно ли его выкупить.

Понятие публичной собственности: что это означает

Итак, собственность публично-правовых образований – это государственные или муниципальные земельные участки.

Участок не может быть бесхозным. Публичная собственность бывает:

  • Разграниченная – на земельные участки и ОКС (объекты капитального строительства), права на которые зарегистрированы за РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и запись об этом имеется в ЕГРН. Границы таких участков определены (было межевание).
  • Неразграниченная, не сформированная в отдельные участки. До разграничения государственная регистрация на земельные участки не требуется.

Нажмите для увеличения изображения

Публичная собственность передается в постоянное бессрочное пользование государственным структурам, различным бюджетным организациям, а также в аренду и собственность гражданам и юридическим лицам.

Определенный законом перечень земельных участков государственной собственности не подлежит передаче ни на одном из видов права (земли обороны, для размещения космических объектов, земли запаса и т. п.)

Кто управляет публичной собственностью

В каждом субъекте РФ и муниципальном образовании есть уполномоченный орган, занимающийся распоряжением публичной собственностью:

  1. если участок является собственностью РФ – это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
  2. земля принадлежит субъекту РФ – распоряжением занимаются департаменты городского имущества;
  3. муниципальная земля находится в ведении органов местного самоуправления.

Поэтому для того, чтобы взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности, или выкупить его, необходимо обращаться в вышеупомянутые структуры.

Как взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности

По общему правилу, взять в аренду публичный участок можно только через торги.

Но есть исключения. Без торгов землю взять в аренду могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  1. Собственники расположенных на участке строений.
  2. Собственники недостроенных объектов, но только единожды и для окончания строительства.
  3. Льготные категории, имеющие право на внеочередное получение участков (многодетные семьи, военнослужащие, герои труда, ветераны боевых действий, инвалиды).
  4. Граждане, претендующие на участки определенного назначения: для ИЖС, ЛПХ, садоводства.
  5. Лица, у которых участки были изъяты для государственных нужд, и др.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, существует перечень участков, которые не могут участвовать в обороте:

  1. Участки с неуточненными границами.
  2. Не имеющие категории и установленного вида разрешенного использования.
  3. Предоставленные на праве постоянного бессрочного пользования, аренды и на других видах права.
  4. Изъятые из оборота и зарезервированные участки и др.
Читайте также  Экзамен в городе и штрафные баллы на экзамене по вождению в гибдд в 2020 году: таблица, сколько баллов допускается и за что снимают

Порядок действий заявителя при желании взять участок в аренду:

  1. Выбор участка.
  • Уже существующие участки. Чтобы самостоятельно не проводить кадастровый учет и не нести связанные с этим расходы, можно выбирать из уже сформированных участков. Для этого необходимо отслеживать информацию об аукционах в местных газетах, либо на сайте уполномоченного органа. Также можно воспользоваться официальным сайтом РФ о проведении торгов.
  • Неразграниченный участок. Вы инициируете проведение кадастровых работ, сначала подготовив схему расположения на КПТ (кадастровом плане территории) для утверждения органом власти, а затем межевой план для постановки участка на учет.
  1. Подача заявления в уполномоченную госструктуру. Орган, уполномоченный на проведение торгов, осуществляет подготовку к нему: делает публикацию в СМИ, проверяет документы участников, назначает время и место его проведения.
  2. Участие в аукционе. Здесь действует принцип, характерный для любого аукциона: кто предложит большую ставку, тот и будет пользоваться участком.
  3. Оформление договора аренды.

Вся процедура займет около 3 месяцев.

Как выкупить участок у государства

Условия покупки участка у государства:

  1. Взять в аренду участок под ИЖС или ЛПХ, построить и ввести в эксплуатацию жилой дом (садоводство, ИЖС, ЛПХ – без торгов).
  2. Чтобы выкупить сельскохозяйственный участок, необходимо арендовать его не менее 3 лет.
  3. Выиграть аукцион по продаже участков.

Порядок проведения аукциона такой же, как и при аренде участка. Можно самостоятельно инициировать торги, можно выступить участником любого аукциона, проводимого уполномоченным органом власти. Документы на него необходимо подать не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.

Земельные участки под коммерческое использование выкупить без проведения торгов нельзя.

Расходы по проведению торгов ложатся на граждан и юридических лиц. Для участия в аукционе заявитель обязан оплатить задаток.

  • Если вы выиграли аукцион, аванс засчитывается в счет оплаты выкупной стоимости земельного участка.
  • Всем проигравшим сторонам задаток возвращается.
  • Если ваша заявка оказалась единственной, или остальные участники были не допущены до аукциона, с вами заключат договор купли-продажи по самой выгодной начальной цене аукциона.

Особенности выбора участка

Если осуществлять самостоятельный поиск несформированных участков, пользуясь Публичной кадастровой картой, то можно просто не найти свободного места. В Москве найти незанятую площадь практически невозможно. В других крупных городах РФ ситуация схожая.

Если вы наметили несколько потенциальных мест на карте, необходимо осмотреть участок в натуре. На нем не должно быть строений, проведенных коммуникаций, даже остатков фундамента. Ведь может оказаться, что у участка есть правообладатели, которые просто не провели межевание, поэтому место на карте осталось пустым.

Пользоваться официальным сайтом РФ для проведения торгов удобно, можно сразу получить всю необходимую информацию о мероприятии, единственный минус – выбор объектов крайне невелик. Но и преимущества значительные: на аукцион выставляются сформированные участки. Сайты уполномоченных организаций тоже могут помочь: на них регулярно появляется информация о продаже имущества.

При выборе объекта из существующих участков, находящихся в публичной собственности, обращайте внимание на права и ограничения.

Нажмите для увеличения изображения

Откройте участок, который вы нашли с помощью карты, через справочную информацию об объектах недвижимости, вкладку «Права и ограничения».

Нажмите для увеличения изображения

Если ограничение зарегистрировано, то такой участок невозможно рассматривать в качестве предмета аукциона.

Подведем итоги

Публичная собственность может быть разграниченной и неразграниченной. Она предоставляется в аренду и в собственность заинтересованным лицам в порядке, определенным ЗК РФ.

Источник:
http://urpomosh03.ru/land/zemlya/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij

Что такое собственность публично-правовых образований?

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Публично-правовые образования

Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.

Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.

В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.

Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:

  • Государство (Российская Федерация);
  • Субъекты РФ:
    • республики;
    • автономные области;
    • автономные округа;
    • края;
    • области;
    • города федерального значения.
  • Муниципальные образования (городские или сельские поселения и другие территориальные единицы, прописанные в ст. 2 ГК РФ).
  • Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.

    Право собственности

    Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

    Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

    • не причиняет ущерба окружающей среде;
    • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.

    Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

    Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

    В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

    Имущественные права государственных публично-правовых образований

    Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

    • является имуществом РФ (федеральная собственность);
    • является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).

    Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

    Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

    Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).

    Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:

    • земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
    • недра и ископаемые ресурсы;
    • лесной фонд;
    • водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
    • ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
    • железные дороги;
    • производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
    • исторически значимые объекты на федеральном балансе;
    • объекты культурного наследия федерального значения;
    • монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.

    Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.

    Собственность муниципальных публично-правовых образований

    Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.

    Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:

    • жилищный и нежилой фонд;
    • объекты инженерной инфраструктуры городов;
    • учреждения образования и здравоохранения;
    • социально-бытовые объекты и т. д.

    Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).

    Управление публичной собственностью

    Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).

    Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:

  • Управление федеральной собственностью. Права на управление объектами собственности государственных публично-правовых образований (РФ и субъекты РФ) осуществляют федеральные органы государственной власти (ст. 71-73 Конституции РФ).
  • Управление муниципальным имуществом. Права на управление объектами собственности муниципальных ППО осуществляют органы местного самоуправления и лица, компетенции которых соответствуют требованиям ст. 125.
  • Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

    Передача прав собственности публично-правовых образований

    В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

    Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

    Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

    • предприятия;
    • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
    • акции открытых акционерных обществ.

    Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

    Особенности приобретения земельных участков

    Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

    В 2020 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

    • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
    • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
    • выиграть тендер по продаже земельных участков.

    Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

    Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

    Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

    Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

    Источник:
    http://expert-home.net/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/