Повышение квалификации государственных служащих: профессиональная переподготовка, обзор учреждений

Повышение квалификации государственных служащих: профессиональная переподготовка, обзор учреждений

Практика постоянного развития, обновления имеющихся знаний и навыков сегодня становится традиционной для большинства сфер профессиональной деятельности. Технологии и информация меняются так быстро, что каждому специалисту приходится регулярно модернизировать свои компетенции. Для некоторых категорий работников это становится обязательным требованием, подкрепленным законодательно. Речь в данном случае идет о повышении квалификации и переподготовке государственных служащих.

Государственные служащие

Показателем профессионализма специалиста на государственной службе являются определенные знания, навыки и умения, демонстрирующие уровень его компетентности. Система повышения квалификации государственных служащих направлена на их постоянное обновление и усовершенствование.

В число необходимых знаний входят сведения в области политологии, менеджмента, экономики, социологии, а также понимание конкретных целей и обязанностей в рамках замещаемой должности.

Владея профессиональными знаниями, служащий должен быть готов применить их на практике, например проанализировать административную ситуацию и предложить пути ее разрешения.

Навыки приобретаются в ходе регулярного выполнения служебных обязанностей, в типичных ситуациях. Автоматизм некоторых действий значительно экономит время и минимизирует ошибки.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Согласно нормам действующего законодательства, профессиональное развитие гражданского служащего должно осуществляться в течение всего периода пребывания на государственной должности. В понятие «профессиональное развитие» включают:

  • повышение квалификации государственных гражданских служащих;
  • переподготовку;
  • стажировку.

Госслужащие участвуют в данных мероприятиях при назначении на иную должность, аттестации, переходе в категорию руководящих сотрудников, поступлении на службу, по решению нанимателя.

Служащий может выбрать: пройти обучение в России или за ее пределами, с отрывом от работы или без.

Услуги по повышению квалификации оказывают организации дополнительного профобразования.

Постановление правительства о повышении квалификации государственных служащих

Нормативно требования к мероприятиям по профессиональному развитию служащих были установлены в 2008 году. Документ был принят на уровне российского правительства.

Организациям, реализующим программы профессионального дополнительного образования, разрешено самостоятельно определять их содержание и используемые технологии. При этом должны в первую очередь учитываться запросы госоргана, по инициативе которого осуществляется обучение. В образовательном процессе могут применяться дистанционные технологии и электронное обучение.

Одно из условий – упор на практическую ориентированность занятий. Лекции должны занимать не более 30 % учебного времени.

Формы итоговой аттестации определяются образовательной организацией самостоятельно. Результаты ее успешного прохождения отражаются в удостоверении о повышении квалификации или дипломе о переподготовке.

Повышение квалификации

Существует ряд требований к этому направлению профессионального развития. Повышение квалификации государственных гражданских служащих организуется в целях формирования у них определенных компетенций либо совершенствования уже имеющихся. Речь идет о знаниях и навыках, необходимых для выполнения служебных задач.

Установлены минимальные сроки освоения учебных программ. Ранее они составляли 72 часа, затем планка была снижена до 16.

В случае если объем программы составляет более 72 часов, служащему по согласованию с работодателем могут быть зачтены некоторые тематические разделы. Это возможно, если ранее он уже повышал свою квалификацию (не более 3 лет назад) по соответствующей программе.

Профессиональная переподготовка

Переподготовка представляет собой более масштабное мероприятие, и требования к ее проведению заметно отличаются от механизмов повышения квалификации государственных служащих.

Сотрудник оказывается перед необходимостью пройти такое обучение в случае, если ему предстоит выполнение принципиально новых профессиональных задач.

Продолжительность обучения по программам переподготовки должна быть не менее 250 часов. По итогам слушатель курсов получает диплом о профессиональном дополнительном образовании с указанием полученной квалификации.

Это позволяет ему претендовать на занятие должностей, для которых установлены специальные квалификационные требования.

Решение о переподготовке служащих, находящихся на должностях «высшей» и «главной» группы, а также относящихся к категории руководителей, принимается непосредственно главой государственного органа.

Тематика и направления образовательных программ

Проблематика программ дополнительного образования для госслужащих во многом зависит от направления их деятельности. Большую роль играют и новые законодательные инициативы. Министерство труда ежегодно составляет перечень тем, наиболее востребованных для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

В текущем году в этот список вошло 8 направлений подготовки:

  • управление общественными финансами;
  • проектная деятельность;
  • современные технологии государственного управления;
  • социальное и экономическое развитие РФ;
  • эффективная контрольная(надзорная) деятельность;
  • обеспечение национальной безопасности;
  • использование цифровых технологий;
  • законотворческая деятельность и нормативно-правовое регулирование.

Академия госслужбы и народного хозяйства

Подготовка и повышение квалификации государственных служащих осуществляются во многих организациях дополнительного образования. Однако есть в этом списке и признанные лидеры, традиционно обеспечивающие высокий уровень обучения.

Одним из таких заведений является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС). Ежегодно здесь проходят курсы повышения до 45 % гражданских муниципальных и госслужащих.

Перед началом обучения проводится специальная личностная диагностика и оценка профессионального потенциала. На их основе формируется профессиональная траектория (индивидуальный план развития). Содержание программ постоянно обновляется, слушатели проходят стажировки в России и за рубежом. Направления подготовки: менеджмент, международные отношения, управление персоналом, госуправление, юриспруденция.

В академии осуществляется также аттестация государственных служащих и претендентов на замещение соответствующих должностей.

Адрес РАНХиГС: Пречистенская наб., 11.

Высшая школа госуправления

В структуре президентской академии действует несколько подразделений, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих. Одним из них является Высшая школа госуправления (ВШГУ), созданная в 2013 году. Среди ключевых направлений ее деятельности:

  • оценка компетенций претендентов на должности госслужбы;
  • внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс;
  • усовершенствование компетенций гражданских служащих;
  • внедрение инновационных кадровых технологий, систем диагностики и оценки управленческого потенциала;
  • проведение аттестации государственных служащих;
  • экспертно-аналитическая работа по сопровождению органов управления;
  • международное сотрудничество и обмен опытом в сфере государственного управления.

Институт госслужбы и управления

В 2011 году в структуре РАНХиГС появился новый институт. В задачи Института управления и государственной службы входила подготовка высококвалифицированных управленцев, способных решать нестандартные задачи, принимать оперативные решения в сложных ситуациях.

Еще одним важным направлением работы стало повышение квалификации федеральных государственных служащих, направленное на приобретение системных знаний и компетенций.

Среди преподавателей института не только отечественные специалисты, но и профессора из ведущих мировых университетов. Обмену опытом государственного управления способствует обучение в институте иностранных слушателей.

По заказу госкорпораций сотрудники института готовят экспертные заключения о перспективах использования зарубежного опыта государственной службы.

Институт национальной безопасности и права

При разработке программ дополнительного образования необходимо учитывать требования к повышению квалификации государственных служащих, установленные законодательством, а также тематические направления, определенные в качестве приоритетных. В Институте права и национальной безопасности РАНХиГС представлено более 30 программ повышения квалификации госслужащих разной продолжительности и формата учебного процесса (очно, очно/заочно, дистанционно). Продолжительность – от 16 до 72 часов.

Тематика образовательных программ довольно широка:

  • формы противодействия коррупции;
  • национальная безопасность;
  • корпоративное управление;
  • правовые основы нормотворчества;
  • профилактика терроризма;
  • реализация государственных программ;
  • эффективный менеджмент;
  • кадровые технологии и безопасность;
  • регулирование миграционных процессов;
  • деловая коммуникация и урегулирование конфликтов и др.

Также в институте можно пройти переподготовку (от 250 до 1800 часов) по направлениям:

  • переводчик в сфере экономической и национальной безопасности;
  • юрист в области цифровой экономики;
  • национальная безопасность и государственное управление.

Межрегиональный ресурсный центр Санкт-Петербурга

Крупные центры повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих расположены не только в Москве, но и в Северной столице. Одно из таких учреждений – Санкт-Петербургский ресурсный межрегиональный центр. Это учебный центр администрации губернатора для госслужащих различных управленческих структур. Каждый год здесь проходят обучение более 2,5 тысячи специалистов разного уровня.

Центр реализует более 40 обучающих программ по 11 темам, являющихся приоритетными как для Санкт-Петербурга, так и для других регионов. Среди них:

  • государственные услуги и контроль;
  • деловая культура;
  • закупки и бюджетная политика;
  • экология;
  • национальная безопасность;
  • социальная сфера;
  • управление проектами;
  • делопроизводство и кадровая политика;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • городское хозяйство;
  • противодействие коррупции.

Продолжительность курсов – от 16 до 120 часов.

Университет переподготовки

Бывают ситуации, когда специалист на госслужбе не имеет возможности пройти обучение с отрывом от работы и отправиться на курсы в столицу. В этом случае на помощь приходят организации, реализующие полностью дистанционные программы повышения квалификации государственных служащих.

К ним, например, относится УПКиП. Он предлагает более сорока программ для гражданских служащих. По итогам курсов выдаются соответствующие требованиям удостоверение или диплом установленного образца.

Помимо традиционных направлений подготовки реализуются такие программы, как «Технология работы с обращениями граждан», «Деловой протокол», «Закупочная деятельность и контракты», «Противокоррупционная экспертиза проектов», «Методики работы с обращениями граждан», «Регулирование процессов миграции», «Корпоративное управление», «Контроль финансов», «Социальные услуги и поддержка», «Техническая эксплуатация и управление», «Нормотворчество и правовое регулирование» и многие другие.

Источник:
http://fb.ru/article/466932/povyishenie-kvalifikatsii-gosudarstvennyih-slujaschih-professionalnaya-perepodgotovka-obzor-uchrejdeniy

Как гражданским служащим получить дополнительное образование?

Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Права и обязанности на обучение

Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:

  • сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
  • сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
  • сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
  • сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.

При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.

В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:

  • в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
  • в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.

Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.

Читайте также  Соглашение о расторжении соглашения залоге образец

Порядок направления на учебу

Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:

  • с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
  • без отрыва от государственной службы (вечерние группы).

Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:

  • до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
  • до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.

Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:

Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)

Последствия непрохождения обучения

Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

Итоги дополнительного образования

После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:

  • выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
  • экзамен.

В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:

  • диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
  • диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).

Далее государственный служащий имеет право претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного им дополнительного образования.

Источник:
http://clubtk.ru/kak-grazhdanskim-sluzhashchim-poluchit-dopolnitelnoe-obrazovanie

С какой периодичностью проходят курсы повышения квалификации гражданских служащих

Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

1. Формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов:

  • назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
  • совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.

2. Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:

  • профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;
  • содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
  • ротация гражданских служащих;
  • формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
  • оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
  • применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

3. Перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и порядок ротации гражданских служащих утверждаются Президентом Российской Федерации.
(часть третья введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Статья 61. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы

1. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом.

2. Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и законодательством субъекта Российской Федерации. В рамках указанного договора, а также по согласованию образовательного учреждения профессионального образования с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировка обучающихся.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3. Координация подготовки кадров для гражданской службы осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.

Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего

1. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

2. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

3. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

4. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

  • назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  • включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  • результаты аттестации гражданского служащего.

5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

7. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.

8. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.

9. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.

10. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

11. Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.

12. Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.

Статья 63. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих

1. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих на очередной год включает в себя:

  • государственный заказ на профессиональную переподготовку гражданских служащих;
  • государственный заказ на повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.

2. Размещение указанного государственного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и государственную аккредитацию. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

3. Формирование указанного государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

4. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством Российской Федерации после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

5. Государственный заказ субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру, утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе

1. С учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также — кадровый резерв).
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 419-ФЗ)

2. Кадровый резерв формируется также в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона.

3. Кадровый резерв формируется для замещения:

  • вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

4. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Федерального закона.

5. Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации — правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа — правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего.

Читайте также  Сколько стоит ДМС для граждан Казахстана в Москве можно узнать у специалистов ЦМСМ – выгодная цена, качественное обслуживание

6. На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов Российской Федерации, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов Российской Федерации федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

7. Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

8. Положение о кадровом резерве на гражданской службе утверждается соответственно Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Источник:
http://www.meteorf.ru/documents/6/270/13/

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 14.07.2013) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 27.07.2004 — «Российская газета», N 162, 31.07.2004;
  • «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004;
  • «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст.3215)

Статья 62 Профессиональная переподготовка повышение квалификации и стажировка гражданского служащего

1. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

2. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

3. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

4. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

4) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

7. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.

8. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.

9. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.

10. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

11. Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.

12. Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.

Источник:
http://zakonbase.ru/content/part/1209817

Государственная и муниципальная служба

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих

В настоящее время в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:

  1. профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
  2. профессиональная переподготовка государственных служащих;
  3. повышение квалификации государственных служащих;
  4. стажировка государственных служащих.

Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих подчинена оптимальной реализации указанных принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений по разработке и реализации учебных планов и программ.

Под профессиональной подготовкой кадров для гражданской службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы.

Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти. Наряду с фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные служащие твердо знали свои задачи, функции, права и обязанности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения.

Государственный служащий, владеющий профессиональными знаниями, всегда готов к решению служебных задач, которые включают:

  • реализацию основных направлений государственной административной политики и решение задач социальной политики;
  • правовое регулирование социально-экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов;
  • анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов;
  • организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля за ходом их выполнения;
  • выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту.

Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии с замещаемой должностью. Например, умение государственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации, проанализировать ее и предложить законное и целесообразное решение.

Под навыками на государственной службе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени. Навыки приобретаются в процессе практической служебной деятельности в условиях типичных управленческих ситуаций. Они позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты.

Итак, профессиональные знания, умения и навыки — показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.

Профессиональная подготовка для государственной службы осуществляется на основании договора на обучение . Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. В рамках указанного договора, а также по согласованию образовательного учреждения профессионального образования с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировка обучающихся.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом. Координация подготовки кадров для гражданской службы осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.

Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов.

Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 62) определена и классифицирована система дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Дополнительное

профессиональное образование гражданского служащего включает профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку .

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы с периодичностью не реже одного раза в три года.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

  1. назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации гражданского служащего.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.

Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иных организациях. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование, в том числе пройти стажировку за рубежом Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом законодательством.

Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.

Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.

Под профессиональной переподготовкой государственных служащих понимается получение дополнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющих присвоить служащему новую специализацию и (или) квалификацию.

Профессиональная переподготовка государственных служащих осуществляется на основе договоров, заключаемых государственными органами и соответствующими образовательными учреждениями. Формы и методы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением, в котором осуществляется обучение, в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями государственных органов на основании заключенных договоров.

Законодательно установлены следующие формы профессиональной переподготовки государственных служащих:

  1. от шести месяцев до года без отрыва от выполнения должностных обязанностей;
  2. от трех до шести месяцев с отрывом от выполнения должностных обязанностей.

Освоение дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки завершается экзаменом и защитой дипломной работы (государственной итоговой аттестацией). Государственные служащие, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. В рамках профессиональной переподготовки возможно получение государственным служащим новой специальности или квалификации на базе имеющегося профессионального образования .

На профессиональную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности. В этом случае период обучения государственного служащего определяется индивидуально.

Читайте также  Показатель и формула расчета фондоотдачи на предприятии

Конкретные сроки и формы профессиональной переподготовки государственного служащего определяются руководителем государственного органа. На период профессиональной переподготовки за государственным служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности.

Следует считать, что направление на переподготовку не влечет обязанности государственного органа и права государственного служащего требовать:

  • назначения на более высокую государственную должность;
  • назначения на государственную должность иного профиля;
  • приема на государственную службу (например, государственного служащего, уволенного из государственного органа в связи с реорганизационными процедурами).

Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний государственных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий.

Повышение квалификации осуществляется при появлении у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего. Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке. Разные цели повышения квалификации государственных служащих обусловливают различные формы их обучения.

Повышение квалификации государственного служащего может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе, за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.

Основными формами повышения квалификации являются:

  • краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов и т.п.), которое проводится по месту службы государственного служащего;
  • среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемные семинары) в образовательном учреждении для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности.

По итогам повышения квалификации государственному служащему выдается свидетельство или удостоверение без присвоения новой специализации или квалификации.

Отдельный и важный вопрос дополнительное профессиональное образование для лиц, впервые принятых на государственную службу .

Обучение государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, имеет целью приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной служебной деятельности, ускорения адаптации к ее условиям и закрепления на замещаемой должности. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности в соответствующем государственном органе.

Профессиональная подготовка впервые принятых на государственную службу должна учитывать следующие факторы:

  • задачи и критерии эффективности в соответствующей сфере государственной деятельности;
  • модели организации соответствующей государственной деятельности;
  • правовые и политические взаимоотношения сотрудников государственных органов;
  • методы и средства управления в условиях ограничений, обусловленных разделением властей, публичностью процесса принятия решений, давлением политической борьбы на функционирование государственных органов, и другие обстоятельства.

Основными задачами, решаемыми при обучении государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, являются:

  • выявление недостающих для эффективного исполнения обязанностей по должности государственной службы знаний, умений и навыков (степени подготовки) государственных служащих;
  • организация соответственно полученным данным учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования;
  • определение уровня подготовки обучаемых после получения ими дополнительного профессиональною образования.

Требования к уровню профессиональной подготовки государственных служащих дифференцируются в зависимости от замещаемой государственной должности. Утверждены стандарты профессиональных знаний, умений и навыков (образовательные стандарты) для государственных служащих, замещающих младшие, старшие и ведущие государственные должности.

Для определения недостающих знаний у государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, руководителям государственных органов рекомендуется изучить материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, а также проводить собеседования, тестирование, анкетирование и другие формы определения знаний. Право выбора формы обучения государственного служащего, впервые принятого на государственную службу, принадлежит государственному органу и его руководителю.

Таким образом, организация профессионального образования и развития государственных служащих представляет собой важную составную часть прохождения государственной службы, ответственность за которую возлагается на руководителя государственного органа.

Источник:
http://isfic.info/gosserv/duty33.htm

С какой периодичностью гражданские служащие проходят повышение квалификации

С какой периодичностью кадровый работник должен проходить курсы повышения квалификации?


В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер. Но ЕКС и ЕКТС не отменены в связи с введением профстандартов.

См. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)

Как гражданским служащим получить дополнительное образование?

То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит. Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях.

В частности, если:

  1. сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.
  2. сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
  3. сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
  4. сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;

При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года. В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом

1. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

10. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

11. Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего.

5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 6. Направление гражданского служащего для получения дополнительного профессионального образования осуществляется также: 1) в случае назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) в случае включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) по результатам аттестации гражданского служащего.

7. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. 8. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях. 9. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.

С какой периодичностью проходят курсы повышения квалификации гражданских служащих

Вопрос относится к городу Южно-Сахалинск Здравствуйте.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) регламентирует требования, предъявляемые к каждой конкретной должности, в том числе и к периодичности повышения квалификации.

ТК РФ Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации (в ред.

Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, им гарантируются повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.

Повышение квалификации государственных служащих

На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г.

«О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»

. Повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование,

Профессиональная подготовка государственных гражданских служащих

Подготовке государственных служащих уделяется большое внимание.

Это подтверждает вступивший в силу Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006г. № 1474

«О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»

, где определяется порядок профессиональной подготовки гражданских служащих. Профессионализм государственной гражданской службы выражается прежде всего в профессиональной подготовке государственных служащих.

Основными задачами профессиональной подготовки являются: — подготовка квалифицированных специалистов, способных исполнять возложенные на них должностные обязанности, ранее не состоявших на федеральной государственной гражданской службе; — повышение профессиональной квалификации федеральных гражданских служащих.

Профессиональная подготовка проводится с целью приобретения теоретических знаний, а также практического освоения и закрепления ими навыков по исполнению должностных обязанностей.

Как часто должен проходить повышение квалификации гражданский служащий

Документ о квалификации подтверждает: — повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке); А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл.

32 » Важно Ученический договор» ТК РФ.

Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной). Если повышение

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

N 494 в наименование внесены изменения Государственные требованияк профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации(утв.

Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362) 2 июня 2016 г. I. Общие положения Правительства РФ от 2 июня 2016 г.

N 494 в пункт 1 внесены изменения 1. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие).

Источник:
http://livedocuments.ru/s-kakoj-periodichnostju-grazhdanskie-sluzhaschie-prohodjat-povyshenie-kvalifikacii-16363/