Наезд на пешехода: что грозит водителю

Наезд на пешехода: что грозит водителю

Наезд на пешехода — одно из наиболее частых дорожно-транспортных происшествий. Аварии с участием и водителей, и пешеходов происходят на проезжих частях, во дворах, на парковках, на любых других участках автомобильного движения. Виновниками подобных аварий могут становиться как автомобилисты, так и сами пешеходы.

По данным Госавтоинспекции России, с начала 2018 года в ДТП пострадало 13 866 пешеходов. 13 072 человека были ранены, 1 325 скончались на месте происшествия или в больницах.

За 12 месяцев 2017 года под автомобили попало 53 232 пешеходов. 49 869 человек были ранены, 5 777 скончались.

Как видно из таблицы, количество ДТП с участием пешеходов в прошлом году немного снизилось. При этом сами пешеходы стали осторожнее на дорогах, поэтому они реже бывали виновниками дорожных происшествий. А вот водители, напротив, сбивали пешеходов чаще. Причём возросло количество аварий, в которых люди попадали под машину прямо на «зебре».

Ответственность водителя за ДТП с пешеходом

Наказание автомобилиста за ДТП с участием пешехода будет зависеть от нескольких факторов:

  • где был совершён наезд — на пешеходном переходе или вне зоны его действия;
  • насколько серьёзен ущерб, понесённый пешим прохожим;
  • кто является виновником происшествия;
  • в каком состоянии был автовладелец (трезв или пьян);
  • как часто он попадал в аварии и получал штрафы за нарушение ПДД;
  • как водитель повёл себя после ДТП (скрылся с места происшествия или остался и оказал помощь пострадавшему).

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов подпадают под действие трёх российских законодательных актов:

  • Гражданский кодекс (если здоровью пешехода не был причинён вред, но пострадало его имущество или был зафиксирован моральный ущерб).
  • Кодекс об административных правонарушениях (если вред здоровью пешехода был лёгким или средним).
  • Уголовный кодекс (участнику аварии был нанесён серьёзный ущерб или ДТП повлекло за собой летальный исход).

ДТП на «зебре»

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях водитель обязан предоставить пешеходу преимущество на «зебре»

Если автомобилист сбил пешего прохожего в зоне действия перехода, ответственность за это будет полностью лежать на водителе. За нарушение этой нормы, даже если пешеход не пострадал, водитель получит штраф в размере 1 500 – 2 500 рублей.

Если по вине водителя, не пропустившего человека на «зебре», пострадает имущество пешехода или ему будет нанесён моральный вред, он может предъявить водителю гражданский иск. При этом сумму ущерба обязана будет выплатить страховая компания автовладельца. Порядок и объём возмещения, а также прочие характеристики будут зависеть от того, какой полис оформлен у автовладельца — ОСАГО или КАСКО.

Гражданские иски после наезда на пешехода предъявляются крайне редко. Ведь для этого пострадавший должен правильно зафиксировать причинённый ущерб имуществу или моральный вред, предоставить чеки и прочие документированные доказательства. Грамотно собрать и оформить их для суда бывает очень сложно.

Если пешеходу был нанесён лёгкий вред

Если в результате аварии пешеходу был нанесён лёгкий вред здоровью или ущерб средней тяжести, водитель будет привлечён к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Причём привлекать его будет уже не пострадавший пешеход, а органы дорожной безопасности.

Действия водителя, по вине которого пешеходу был нанесён лёгкий вред или ущерб средней тяжести, могут расцениваться по статье 12.24 КоАП РФ (нарушение ПДД, повлёкшее причинение лёгкого или среднего вреда здоровью):

  • за лёгкий вред — штраф от 2 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок 1–1,5 года;
  • за ущерб средней тяжести — штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок 1,5–2 года.

Если авария привела к тяжёлым увечьям или смерти

Наказание водителя за наезд на пешехода, который привёл к тяжёлым увечьям или смерти зависит от многих факторов

Если в результате аварии пешеход получил тяжёлые увечья или погиб, водителя будут судить в рамках уголовного делопроизводства. Его действия подпадут под статью 264 УК РФ — нарушение ПДД и правил использования транспортных средств. Наказание будет зависеть от степени причинённого вреда:

  • за тяжкий вред здоровью — ограничение или лишение свободы на 3 или 2 года соответственно, арест на полгода, два года принудительного труда;
  • за причинение смерти — до 4 лет принудительного труда или до 5 лет тюрьмы;
  • за причинением смерти двум и более людям — до 5 лет принудительного труда или до 7 лет тюрьмы.

Выбор наказания в первую очередь будет зависеть от наличия отягчающих обстоятельств. Если водитель, сбивший пешехода, был пьян, уже получал административные наказания за те же деяния, оставил место ДТП и бросил человека в опасности, размер наказания, вероятнее всего, будет увеличен. Если же водитель, напротив, остался на месте аварии и оказал пострадавшему помощь, вызвал скорую помощь и ГАИ, зафиксировал все обстоятельства ДТП и предоставил их органам дорожной безопасности, а также постарался доказать неумышленность своего деяния — наказание могут снизить до минимального.

Если авария произошла не на пешеходном переходе

ДТП на пешеходных переходах, по статистике, являются не самыми распространёнными. Чаще всего люди попадают под машины при других обстоятельствах:

  • при пересечении трассы в неположенном месте;
  • при движении по обочинам;
  • при нахождении в зоне автомобильного движения во дворе;
  • на парковках и стоянках автотранспорта.

В таких случаях автомобилист может избежать наказания за ДТП — если сумеет доказать, что не является виновником аварии. Автомобилист может апеллировать к тому, что пешеход сам нарушил ПДД, не убедился в отсутствии движущегося транспорта и безопасности своего манёвра и т.д. Самым весомым доказательством здесь будет запись происшествия с видеорегистратора.

Если наезд был совершён умышленно

Намеренное причинение вреда пешеходу или летальный исход может довести водителя до тюрьмы

Вышеописанные нормы относятся только к тем случаям, когда авария произошла по неосторожности водителя или пешехода. То есть указанные статьи применимы только тогда, когда к причинам ДТП не относится злой умысел: если водитель не желал намеренно причинить вред пешеходу, а прохожий, в свою очередь, не бросался под колёса специально — к примеру, чтобы потребовать у водителя денег.

Если же водитель сбил пешехода намеренно (например, нередки случаи, когда автомобилисты специально «цепляют» пешеходов, движущихся по обочине, чтобы доказать им, что здесь ходить нельзя), судить автомобилиста будут по уголовному законодательству — за умышленное причинение вреда здоровью или смерти. Последний случай и вовсе будет трактоваться как убийство, и последствия у деяния будут соответствующие — от 6 до 15 лет тюрьмы.

Судебная практика

Поскольку ДТП с участием автомобиля и пешехода являются одними из самых распространённых, судебная практика в этой области очень обширна. Если пеший человек пострадал не слишком сильно, обычно сторонам предлагают заключить мировое соглашение. В этом случае водитель может даже не лишиться прав — он должен будет просто заплатить пешеходу сумму, о которой они договорятся.

Если же вред человеку был серьёзным или обстоятельства ДТП трактуются сторонами по-разному (к примеру, водитель утверждает, что не виноват в аварии), исход дела сможет решить только суд. Вердикт будет зависеть от множества обстоятельств.

К примеру, могут рассматриваться не только состояние водителя и пешехода, но и погодные условия: плохая видимость, гололёд, сильный дождь или туман, а также состояние проезжей части: наличие крупных ям, неверно расставленные или нечитаемые дорожные знаки, неправильная разметка, неработающий светофор — все это может повлиять на решение суда. Главное — правильно зафиксировать все эти доказательства.

Как действовать после аварии, чтобы минимизировать последствия

Юристы советуют автомобилистам первым делом остановить свою машину, включить «аварийку» и выставить соответствующий знак

Если авария с участием пешехода уже произошла, водитель может постараться минимизировать её последствия.

Нужно попытаться оказать первую помощь пострадавшему. Везти его в больницу самостоятельно стоит только в случае реальной угрозы жизни. В иных ситуациях лучше вызвать скорую помощь и дождаться квалифицированных медиков, чтобы ещё сильнее не навредить пострадавшему.

Ни в коем случае нельзя отпускать потерпевшего с места аварии — во-первых, он может пока не осознавать масштабов своих ранений, во-вторых, позже он может обвинить водителя в том, чего тот не совершал. Дожидаться сотрудников ГАИ на месте происшествия должны все его участники.

Водителю следует проверить, записался ли момент аварии на видеорегистратор. Если устройства нет в машине у самого участника ДТП, можно попросить помощи у свидетелей происшествия. Также желательно снимать всё происходящее на телефон или планшет.

Кроме того, водитель может начать сбор доказательств своей невиновности. К примеру, зафиксировать, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте или был пьян. Можно также оценить ущерб, который получил сам водитель и его имущество — потом он сможет подать встречный гражданский иск.

Как предотвратить наезд

На регулируемых и нерегулируемых переходах одинаково важно внимательно посмотреть по сторонам и убедиться, рядом не едет автомобиль

  • Будьте внимательны при подъезде к остановкам общественного транспорта, особенно когда там происходит посадка и высадка пассажиров. В этот момент пешеход может появиться в самом неожиданном месте.
  • Следуйте примеру притормаживающих рядом автомобилей, возможно, они останавливаются, чтобы пропустить пешехода. Если вы не нажмёте на тормоз, то можете не только сбить пешехода, но и врезаться в притормозившую машину.
  • Будьте осторожны с припаркованными автомобилями, особенно крупногабаритными грузовиками — из-за них может выскочить пешеход.
  • Соблюдайте особую осторожность в тёмное время — даже на «зебре» можно не заметить пешехода в тёмной одежде без светоотражающих элементов.
  • Используйте парктроники и камеры заднего вида, расширяющие угол обзора, чтобы не попасть в аварию на парковке.
  • Пересекайте трассы только в зоне действия пешеходного перехода.
  • Не стоит ходить по обочинам и проезжим частям даже во дворах.
  • Не выскакивайте из-за автобусов и грузовиков — из-за них водитель не может вас заметить.
  • В тёмное время закрепляйте светоотражающие элементы на одежде, обуви или сумке.

Поскольку в последние годы следовать этим советам начинают всё больше людей, а наказания за нарушение ПДД всё ужесточаются, количество аварий на дорогах ежегодно сокращается.

Источник:
http://avtopravo.guru/dtp/naezd-na-peshehoda-otvetstvennost.html

Наезд на пешехода — способы снизить наказание до минимума

Краткое содержание:

Читайте также  Как получить патент иностранному гражданину в 2020 году

Управляя автомобилем, который по закону считается источником повышенной опасности, каждый водитель рискует оказаться в ситуации, когда произошло ДТП с причинением вреда здоровью. Управляя транспортным средством нужно быть готовым к тому, что именно водитель, в подавляющем большинстве случаев, будет признан виновником ДТП при наезде на пешехода.

Ответственность за наезд на пешехода

За наезд на пешехода предусмотрена административная, гражданская, а в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти пешехода – уголовная ответственность. Именно на последней мне и хотелось бы остановиться подробнее.

В случае причинения тяжкого вреда здоровья в результате ДТП ответственность за наезд на пешехода наступает по части 1 статьи 264 УК РФ, которая гласит: если лицо, управляющее транспортным средством, нарушило правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то оно наказывается:

  • ограничением свободы на срок до 3 лет;
  • либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо арестом на срок до 6 месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Худшие последствия для водителя наступят, если он сбил пешехода и причинил тяжкий вред здоровью в нетрезвом виде. Ни закон, ни граждане, ни адекватные водители не приемлют пьяных за рулем, и я тоже считаю, что такой водитель представляет собой особую опасность и изначально обречен на совершение преступления.

Наказание за такое правонарушение предусматривает, согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ:

  • принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если водитель автомобиля сбил пешехода и причинил тяжкий вред его здоровью или случился смертельный исход, то при рассмотрении уголовного дела водителю будет вменяться нарушение п. 10.1 ПДД.

Позиция суда

При рассмотрении уголовного дела суды при принятии и вынесении решения по данной категории дел исходят из того, что водитель, управляя источником

  • повышенной опасности, должен учитывать:
  • метеоусловия;
  • время суток;
  • интенсивность движения и т.д.

А самое главное, исходя из вышеуказанных факторов, выбрать такую скорость движения, чтобы она позволила осуществить полный контроль за движением автомобиля и обстановкой на дороге.

При рассмотрении дела и вынесении наказания по данному виду нарушения суд будет учитывать множество факторов, от которых и зависит окончательное наказание.

В пользу привлекаемого к уголовной ответственности по данной статье судом будут приняты во внимание следующие факты, имеющие значение для дела:

  • наличие несовершеннолетних детей или других недееспособных иждивенцев;
  • отсутствие судимости в прошлом;
  • обвиняемый не привлекался ранее к административной или уголовной ответственности;
  • не состоит на учете в наркологической клинике и ОВД.

Еще одним большим плюсом, который сыграет в пользу виновного, будет добровольное возмещение морального вреда и имущественного ущерба потерпевшей стороне. Данный факт во многом может поспособствовать более мягкому уголовному наказанию.

А вот если судом будет установлено, что виновный является грубым нарушителем ПДД и у него имеются неоплаченные штрафы на сумму более 20 000 руб., или, что еще хуже, у водителя уже имеется уголовное наказание, то данные факты будут расценены как отрицательные, и реальный срок в такой ситуации уже неизбежен.

Из судебной практики

В моей практике были случаи, когда мне удавалось в суде смягчить наказание по ст. 264 УК РФ, и вот один из последних примеров.

Я был адвокатом гражданина Д., которого обвиняли в том, что он совершил ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, и скрылся с места происшествия.

При встрече с обвиняемым он дал пояснения, что в момент ДТП находился в трезвом виде, но принял алкоголь после совершенного ДТП, чтоб снять стресс. С места ДТП он, действительно, скрылся, испугавшись содеянного, и пришел в полицию лишь на следующий день из-за угрызений совести.

Дело было непростое, ведь доказать, что в момент совершения ДТП водитель находился в трезвом виде и употребил спиртные напитки уже после случившегося, очень тяжело. Но мне это все-таки удалось. Более того, мне удалось доказать, что:

  • пешеход переходил дорогу в неположенном месте, т.е. сам нарушил ПДД;
  • водитель не имел технической возможности применить экстренное торможение и не мог избежать наезда на пешехода.

В результате суд, рассмотрев материалы дела и все предоставленные сторонами обвинения и защиты доказательства, вынес приговор о виновности гражданина Д. в совершении преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 264 УК РФ и ст. 125 УК РФ, назначив наказание в виде 1 года 8 месяцев ограничения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством на срок 2 года и 6 месяцев.

Подводя итог по данному виду уголовного преследования, можно сделать вывод, что каждый случай индивидуален и уникален, поскольку ДТП происходит при разных условиях, поэтому водитель может быть признан виновным и без вины.

За данное преступное деяние, благодаря грамотным действиям адвоката и его высокой компетентности в указанной области, можно получить ограничение свободы вместо реального срока в тюрьме или вообще избежать уголовного наказания за примирением сторон в случае полного возмещения потерпевшей стороне материального и морального ущерба.

Источник:
http://www.9111.ru/questions/777777777362857/

Наезд на пешехода на пешеходном переходе — ответственность в 2020 году

ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе, вина водителя многократно усугубляется. Если некоторые водители не проявили должного рвения при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП с наездом на идущего по зебре пешехода, настоятельно рекомендуем заполнить пробелы в знаниях. Надеемся, что после прочтения этой статьи каждый водитель станет внимательнее на дорогах, включая зоны пешеходных переходов.

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Согласно ПДД, пешеходный переход — это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе — дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина. Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель ТС (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса). Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости от степени тяжести ущерба, нанесённого пешеходу:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут существенно различаться, рассмотрим подробнее, что грозит водителю, который совершил наезд на человека на пешеходном переходе.

Гражданская ответственность

Этот вид ответственности возникает вследствие нанесения вреда пострадавшему источником повышенной опасности, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса (ГК РФ),:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Важно: если водитель не является виновником ДТП, он всё равно обязан возместить пострадавшему нанесённый ущерб. При этом наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2020 году, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, может быть отменено либо уменьшен размер возмещения:

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.

Административная ответственность

Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:

  • лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
  • средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.

Лёгкий вред здоровью соответствует кратковременному (до 21 дня) его ухудшению, вред средней тяжести — при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Уголовная ответственность

Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного вреда здоровью пострадавшему, вплоть до летального исхода. Меры наказания установлены ст. 264 Уголовного кодекса (УК РФ).

УК РФ разделяет ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего водителем, находившемся в момент аварии в трезвом виде и в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, учитывается, оставлял ли виновный водитель место совершения ДТП или нет:

  • если виновный водитель был трезв и не оставлял место происшествия, применяется одна из следующих мер (ч. 1 ст. 264):
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет;
    • арест до 6 мес;
    • лишение свободы до 2 лет;
  • если нарушитель ПДД в момент наезда на пешехода был пьян или оставил место ДТП, применяется (ч. 2 ст. 264):
    • принудительные работы до 5 лет;
    • лишение свободы от 3 до 7 лет.

Максимальную ответственность УК РФ предусматривает за нарушение ПДД, повлёкшее смерть потерпевшего.

Какое наказание грозит водителю, если он сбил прохожего насмерть

Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом

…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Пьяный виновник ДТП либо оставивший место его совершения, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ

…наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность ещё более ужесточается, если в результате аварии погибают два человека и более. Максимальное наказание для трезвого водителя, не убежавшего с места совершения ДТП (ч. 5 ст. 264) — лишение свободы до 7 лет, для пьяного или покинувшего место аварии — от 8 до 15 лет. Стоит отметить, что под состоянием опьянения понимается наличие в организме не только этилового спирта в определённой концентрации, но и наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

Читайте также  Арендная плата нежилого помещения: оценка рыночной стоимости, образец счета, индексация по договору, а также пример расчета и методика, как делать калькуляцию

ДТП по вине пешеходов

ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Что делать, если сбил человека

Порядок действий водителя при наезде на пешехода следующий:

  • остановить машину и включить «аварийку»;
  • обезопасить пострадавшего, огородить его от других ТС;
  • поставить знак аварийной остановки;
  • вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД;
  • выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
  • оказать первую помощь потерпевшему (если такими навыками водитель не обладает, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить ещё больший вред);
  • дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.

Наезд на пешехода задним ходом

При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

В соответствии с п. 8.11 ПДД:

Разворот запрещается на пешеходных переходах…

Поэтому когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, в зависимости от тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской, административной либо уголовной ответственности..

Причины и статистика аварий с пешеходами

Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильное утомление, неадекватная реакция на ситуацию на дороге;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололёд.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Фактор случайности присутствует в случае виновности как водителя, так и пешехода. Но по статистике доля таких ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Приведём статистику ДТП на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД ):

  • количество ДТП — 19591, из них:
    • по вине водителей — 16871;
    • по вине пешеходов — 1733;
  • число погибших — 1076 человек;
  • число раненых — 19569 человек.

Для сравнения те же показатели за 2016 год:

  • количество ДТП — 18498, из них:
    • по вине водителей — 15573;
    • по вине пеших людей — 1639;
  • погибшие — 1024 человек;
  • раненые — 18498.

Тенденция неутешительная количество ДТП на пешеходных переходах демонстрирует рост. Соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне: примерно 10 к 1.

Судебная практика

ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно в разных регионах страны. Судебная практика по таким делам весьма разнообразна, для иллюстрации рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещённом пешеходном переходе, но успел затормозить в самый последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки. Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и присуждена выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.

Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и сотрудников ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех обстоятельств ДТП суд приговорил гр. Петрова согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

Источник:
http://avtopravil.net/naezd-na-peshehodnom-perehode.html

Наезд на пешехода на пешеходном переходе в 2020 году

Что делать, если вы наехали на пешехода?

Первая помощь

Итак, если вы сбили человека, нужно остановить машину, выставить аварийный знак, и вызвать сотрудников «Скорой помощи» и ГИБДД.

— Важный момент: первым делом надо позвонить в «Скорую помощь» и только потом пытаться помочь человеку самостоятельно, — рекомендует Андрей Кацайлиди, практикующий юрист, управляющий адвокатским бюро «Кацайлиди и партнеры». – Чем быстрее приедут врачи, тем лучше для пострадавшего. Я рекомендую водителю не брать на себя слишком много. Если вы можете помочь, используя автомобильную аптечку, например, остановить кровотечение, смело делайте это. Но, если у пострадавшего серьезные травмы и переломы, лучше не трогать его, так как неграмотные действия могут только усугубить ситуацию.

Когда надо везти в скорую

— Даже если вам кажется, что вы сами отвезете человека в больницу быстрее, чем приедет «Скорая», лучше не рискуйте, — советует юрист. — Известны случаи, когда человек от болевого шока может встать и пойти, даже дойти с вами до машины, но это нанесет вред его здоровью. Так что, лучше дождитесь врачей — они помогут пострадавшему и опишут его реальное, ничем не усугубленное, состояние после ДТП.

Тоже самое касается и ситуации, в которой у человека, казалось бы, нет никаких повреждений. Дождитесь медиков, которые смогут зафиксировать этот факт — иначе потом вам придется отвечать за синяки, которые он получил совсем в другом месте.

— Помните, что если вы поможете человеку, которого сбили, это будет не только правильно с гуманной точки зрения, но и будет засчитано как смягчающее обстоятельство в суде, — советует Кацайлиди. — Ведь, если вы наехали на пешехода, вы должны будете выплатить ему компенсацию, даже если это произошло случайно.

Будьте внимательны и с сотрудниками ГИБДД. Расскажите как все было с мельчайшими деталями, например, если пешеход шатался перед аварией, как пьяный, отметьте это. Подчеркните, каким был асфальт: мокрым или сухим? Словом, обращайте внимание на мельчайшие детали.

Проверьте, чтобы все было описано правдиво, обратите внимание, зафиксировали ли они наличие тормозного пути на дороге (это говорит о том, что вы пытались затормозить), проследите за тем, как фиксируются все замеры и, главное, внимательно прочитайте документ перед тем, как его подписать. Если что-то вас не устраивает, сделайте об этом отметку в документе.

— Важный момент: по возможности, снимите на видео все происходящие и возьмите телефоны очевидцев, — советует Кацайлиди. — При любом ДТП это будет хорошим подспорьем. Также имеет смысл подумать, где поблизости могут быть камеры наблюдения, которые могли зафиксировать момент аварии. Бывает, что водители расслабляются, так как сотрудник ГАИ говорит, мол, вы не виноваты, а пассажир цел. Но неизвестно, как потом повернется ситуация — вдруг пострадавший посоветуется с женой, а та скажет ему идти в суд? Лучше подстраховаться!

Источник:
http://www.kp.ru/putevoditel/yuridicheskaya-konsultatsiya/naezd-na-peshekhoda/

Судебная практика наезд на пешехода пешеходном переходе тяжкий вред

Телефоны номеров юридической помощи

Консультации бесплатные в соответствии с действующим законодательством РФ

(доб. 180, звонок по РФ бесплатный)

Москва и область

Санкт-Петербург и область

электронная почта: femida.manohina@yandex.ru

Для Ростовской области «WhatsApp» на телефонный номер: +7 (918) 539-16-81

Наезд на пешехода — ответственность водителя сбившего пешехода

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

Содержание статьи

Наезд на пешехода, нарушившего ПДД

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий — наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ. Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное — предупреждение или штраф в размере 500 рублей. По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Читайте также  Прожиточный минимум в Архангельской области в 2020 году

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко. Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию. В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ). Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения. С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.

Подробности читайте в статьях:

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание. К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.)

Ко вторым относятся — совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно — медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ. По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование. После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины. Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ). Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Источник:
http://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/84-naezd-na-peshekhoda-otvetstvennost-voditelya-sbivshego-peshekhoda

ДТП с пешеходом по вине водителя и пешехода: ответственность и страховка

ДТП с участием пешехода

При ДТП водитель-пешеход в 2020 году есть очень несправедливая для водителей ответственность, даже притом, что последние не виноваты. Но она ещё больше при вине автолюбителя. О том, какое наказание за сбитого пешего участника дорожного движения, особенно, если тот пострадал или погиб, как работает ОСАГО в таких случаях, и другие тонкости аварий, если сбили пешехода, и рассмотрим ниже.

Обязанности водителя и пешехода по ПДД

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:

  • уступать дорогу пешеходам на переходе,
  • уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
  • дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный,
  • при поворотах не создавать пешеходам помех.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

ДТП с пешеходом – что делать?

В первую очередь, выполнить все обязанности, предусмотренные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить «аварийку»,
  3. вызвать ГИБДД.

Это особенно важно, если вам кажется, что наезд на пешехода был очень лёгкий, вреда тому нет, и сам пеший участник движения подтверждает это и претензий не имеет.

В 2020 году просто на удивление часты случаи, когда пешеход, не имевший никаких претензий и увечий при ДТП, уже после этого идёт в травмпункт и фиксирует вред здоровью. Если ГАИ на место аварии вызвано не было, то водителя ждёт лишение прав по части 2 статьи 12.27 КоАП.

Источник:
http://autotonkosti.ru/q/dtp-s-peshehodom-po-vine-voditelya-i-peshehoda-otvetstvennost-i