Аргументы к сочинению ЕГЭ из романа «Преступление и наказание» Ф

Аргументы к сочинению ЕГЭ из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Подборка проблем и аргументов к сочинению ЕГЭ из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Проблемы нравственного выбора, цены жизни, нарушения закона, влияния кумиров.

Каковы последствия нарушений законов нравственности?

Ощущение пустоты и бессмысленности окружающей нас жизни – первый признак выхода общества или отдельной личности за грани свода нравственных норм. Ярким подтверждением тому может служить появление в романе Ф. М. Достоевского такого персонажа, как господин Свидригайлов. Хочется отметить, что в светском восприятии он не выглядит ущербным или потерянным. Герой обладает незаурядным умом, положением в обществе, колоссальным жизненным опытом и полностью материально обеспечен. Он практически свободен от повседневных забот и необходимости обеспечивать свое существование упорным трудом или творческим поиском. Вот только цель, которую Свидригайлов преследовал всю жизнь – наслаждаться цветами удовольствия, с тем, чтобы потом без сожаления выкинуть их в сточную канаву – привела его к потере смысла жизни и непреодолимой скуке пресыщения. Кончилось это, как вы помните, весьма печально — Аркадия Ивановича стали посещать души загубленных им девушек, и никакие попытки избавить себя от этого наваждения результата не дали. Свидригайлов застрелился, не выдержав той смертельной пустоты, которая заполнила его целиком. И причиной его поступка было не раскаяние, а полная и глубокая безысходность. Федор Михайлович настойчиво предупреждает нас о том, что отказ от соблюдения элементарных законов нравственности, неизбежно приводит человека, в начале к духовной деградации, а затем и к физической смерти.

Кумиры и их влияние на поведение и жизнь человека.

Часто человек оправдывает совершенные им поступки историческими параллелями и примером поведения общепризнанных авторитетов. Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, вывел теорию допустимости преступления на примере великого полководца Наполеона Бонапарта. В этот же ряд он с легкостью поставил знаменитых ученых и святых отцов Церкви, объясняя это их гениальностью и избранностью. Его рассуждения сводятся к тому, что личность такого уровня имеет полное право жить вне законов нравственности и морали. Раскольников уверен, что великий Исаак Ньютон при необходимости мог бы пожертвовать несколькими сотнями жизней своих сограждан, лишь только для того, чтобы облагодетельствовать остальных своими открытиями. Он также не ставит под сомнение, что для раскрытия своей гениальности, человек имеет право на разрушение старых законов и норм, во имя учреждения новых, и это, по его мнению, является достаточным основанием для полного снятия с него ответственности за совершенные поступки. К сожалению, в эту теорию не включен вопрос, оправдывает ли результат гениальных свершений и открытий, ту цену, которую пришлось за них заплатить. Себя Родион ставит в один ряд со всеми великими мира сего лишь потому, что он личность, а не «тварь дрожащая». Чтобы доказать свое право на преступление существующих законодательных правил, Раскольников совершает убийство. Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.

Существует ли цена жизни человека?

Жизнью человека не вправе распоряжаться никто. Эта мысль красной нитью проходит у Достоевского во всех его произведениях. По теории, исповедуемой главным героем романа «Преступление и наказание», все люди нашей планеты делятся на две категории: гении, созданные для созидания и серая посредственность, предназначение которой ограничивается продолжением рода. Следуя этим убеждениям, Раскольников легко приходит к мысли, что вторую категорию можно использовать как расходный материал, ради интересов элитарной прослойки человечества. Смерть старушки – процентщицы рассматривается им, как необходимая жертва, принесенная ради благосостояния своей семьи и тех людей, которые пострадали от ее алчности. Он убежден, что освободив нашу грешную землю от присутствия «гадкой старухи», он принесет миру радость и благоденствие. Оправдывая свое решение соображениями всеобщего блага, он даже не предполагал насколько глубокие внутренние страдания, граничащие с умственным расстройством, принесет ему смерть презираемого им человека. В конце романа главный герой раскаивается в содеянном и очень ясно осознает, что цена жизни человека не нами установлена, и определять ее по своему усмотрению, а тем более распоряжаться ею, права нам никто не давал.

Проблемы нравственного выбора

Проблемы выбора зачастую находятся в нравственной плоскости. Ф.М. Достоевский ставит эту задачу перед многими своими персонажами. Яркий тому пример, поступок Раскольникова — преступление нравственной грани заканчивается для него убийством человека. Господин Мармеладов, погрязнув в своих пороках, забывает о семье и фактически предает ее. Сонечка делает выбор в пользу отказа от внутренних нравственных ограничений и предается пороку. Каждому из персонажей писатель дает возможность поступать сообразно своему пониманию нравственности. И хотя последствия такого выбора для каждого индивидуальны, они все же неизбежно наступают. Пути одних заканчиваются смертью, другие не находят себе места от внутренней опустошенности, а нравственные муки третьих едва не заканчиваются сумасшествием. Но как бы там не было, нравственный выбор остается личным делом каждого, и человек, столкнувшись с такой необходимостью, вынужден его делать.

В чем может проявляться истинное милосердие?

Милосердие – это отражение внутреннего состояния человека. Поступки, объединенные этим чувством, порой непредсказуемы и необъяснимы. Сонечка Мармеладова, например, нарушая все правила светских приличий, проявляет истинное милосердие по отношению к окончательно запутавшемуся Раскольникову. Она жертвует своей репутацией и спасает главного героя от неизбежной духовной смерти. Ее решение следовать за Родионом в места отбывания наказания, с трудом вписывается в рамки общепринятых представлений о приличиях. Оно иллюстрирует глубину ее нравственной организации и лишний раз подтверждает, что любовь к ближнему и страдания во имя этой любви, высшее предназначение любого нормального человека.

Всегда ли цель оправдывает средства?

Высокие цели никогда не могут быть достигнуты низменными средствами. Эту мысль Ф.М. Достоевский красноречиво иллюстрирует трагедией главного героя романа. Родион Раскольников своей теорией о сверхличности, пытается убедить себя в том, что какие бы поступки он не совершал во имя благой цели, все они будут оправданы полученным результатом. Последствия совершенного им убийства, должны были принести радость тысячам обездоленных и нуждающихся, но результат этого злодеяния оказался совершенно иным. Смерть старухи – процентщицы начала разрушать личность самого Раскольникова, и не принесла никакой радости окружающим. Поступок оказался лишь психологическим экспериментом, цель которого заключалась в самоутверждении себя, как сверхличности. Но поскольку главный герой никогда не отличался монолитным цинизмом и беспринципностью, последовавший душевный надлом, едва не привел к гибели его самого. Чуть позже он начинает понимать, что суперидея, посетившая его неокрепший ум, была всего лишь проявлением гордости ума, и ни на что иное претендовать не могла. Это был вопрос к самому себе: «кто я – тварь дрожащая, или право имею?». Судьба Раскольникова лишний раз доказывает, что любая, самая высокая и справедливая цель, теряет свои свойства, при попытке достичь ее грязными средствами.

Является ли преступлением нарушение нравственного закона? (Последствия любого преступления)

Преступление – это, по сути, выход за рамки установленных норм, и не важно, кем определены эти нормы и что они ограничивают. В нашем мире нет строгого разделения между нарушением правил нравственного поведения, искажением морального облика и нарушением уголовного или административного законодательства. Все установленные нормы взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую. Персонажи романа Достоевского живут в мире, для которого подобные нарушения стали естественной формой существования, и все происходящее вокруг является лишним тому подтверждением. Преступление для них уже не нарушение законодательных норм, а утверждение законности собственных поступков. Мармеладов, к примеру, переступает через жизнь своих жены и детей, а его дочь Сонечка переступает через себя и оказывается вне зоны морали и приличий. Мать Раскольникова ради благополучия сына, готова переступить через жизнь дочери, а Свидригайлов прекрасно уживается с тем злом, которое он принес окружающим, не испытывая при этом никаких угрызений совести, да и сам Раскольников, который ради собственного самоутверждения решился на убийство невинной старушки и ее сестры – все они участники одного общего преступления. Они нарушили закон, который является неотъемлемой часть любого человека – закон нравственности.

Можно ли ошибаться? Роль ошибок в формировании личности

Ошибка является побудительной причиной приобретения опыта. Горький опыт – это путь к самосовершенствованию.

Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», является яркой тому иллюстрацией. Попытка определить свое положение в окружающем его социуме, Раскольников совершает роковую ошибку. Совершенные им убийства ложатся на него неподъемным грузом и разрушают изнутри. Он буквально тает под влиянием мук совести, и уже находясь на пороге наступающего безумства, приходит к раскаянию. По всей видимости, мера искупления, которая ему предстоит и сам поступок, совершенный им в порыве юношеского безрассудства, позволят ему в дальнейшем изменить образ своих мыслей и отношение к людям, поскольку падать ниже – уже некуда. Раскольников еще при жизни опустил себя в бездну ада и вынужден через покаяние, скорбь и осознание совершенных им ошибок постепенно возвращаться к себе самому. Это долгий и тернистый путь, но став на него, человек вряд ли оступится вторично.

Что такое муки совести и как с ними жить?

Совесть является внутренним индикатором нравственного состояния человека. Она определяет его поведение и вынуждает к принятию решений, соответствующих его моральным установкам. Человеку свойственно игнорировать советы близких и не реагировать на замечания окружающих, но вот остаться безразличным к укорам совести не удается никому. Главному герою романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову, не давала покоя мысль: «Кто я есть на самом деле?». Она, собственно, и явилась фундаментом для его безумной теории о сверхчеловеке. Проверка ее достоверности привела к смерти невинных людей. Преступник не оставил явных улик, указывающих на его причастность к убийству, но совесть не давала ему покоя до тех пор, пока не наступило раскаяние в содеянном. В момент принятия решения о добровольном признании, он испытал такое облегчение, что все предстоящие мытарства и испытания представлялись ему легкой прогулкой. Совесть работает безукоризненно и четко, ее нельзя усыпить или обмануть. Пока человек прислушивается к своему внутреннему арбитру, он жив и физически и нравственно.

Источник:
http://ege-helper.ru/ege/sochinenie/argumenty/337-argumenty-k-sochineniju-ege-iz-romana-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij/

Итоговое сочинение: Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? (2 варианта)

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему «Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести». Литературные аргументы написаны по произведениям «Преступление и наказание», «Дубровский», «Евгений Онегин», «У войны не женское лицо».

Читайте также  Продажа доли ООО другому участнику в 2020 году

(444 слова) Иногда человеку приходится идти против совести ради высших целей. К сожалению, судьба нередко ставит нас перед таким выбором, в котором нет ни одного абсолютно правильного решения. В такой ситуации мы обязаны выбрать тот путь, который не всегда согласуется с совестью, зато отвечает более важным требованиям нашего нравственного долга. Такими примерами богата отечественная литература.

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главная героиня пошла против совести, чтобы спасти свою семью от голодной смерти. Кто может осудить ее? Она жила в нищите и видела, как сводные сестры и брат страдают от нехватки пищи и одежды. Их будущее было обречено, если бы Сонечка не взвалила на себя заботу о пропитании. Несчастная девушка была вынуждена выйти на панель, чтобы заработать деньги. Без образования и связей она не могла найти другого места и способа прокормить семью. В то же время никто другой не мог сыграть роль кормильца: ее отец пил и не мог работать, а мачеха болела чахоткой и ничего не умела делать. Соне пришлось выбирать: честь или смерть, гордость или сострадание? Любовь к близким пересилила ее стремление сохранить нравственную чистоту. Она стала заниматься грязным делом, но зато спасла мачеху и ее детей, а позже смогла помочь Родиону Раскольникову. В порочной среде она не потеряла свою доброту и отзывчивость. Участь Сони Мармеладовой доказывает, что в мире встречаются обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести. Эти обстоятельства связаны с выбором между жизнью и смертью близких людей.

Порой наша совесть отступает перед велением нравственного долга: когда на Родину надвигается враг, человек должен идти и убивать таких же людей, как и он. Такой пример мы находим в произведении Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне делится снайпер. Юная девушка, которая еще вчера закончила школу и собиралась поступать в институт, остригла косы и надела мужские кирзовые сапоги, чтобы учиться убивать. Мария Ивановна Морозова (Иванушкина) закончила школу снайперов и отбыла на фронт, где ей пришлось выполнять боевые задания, которые противоречили ее нравственному чувству. Прицеливаясь впервые, она подумала: «Ведь это же человек!». Долго колебалась. Нервничала. Оттягивала момент. Но все-таки выстрелила и прошла боевое крещение. Героиня этой истории до последнего не хотела убивать людей, ее совесть противилась этому, но ей пришлось сделать выбор в пользу долга перед Отечеством. Только так можно было защитить страну, отстоять мир во всем мире. В таких обстоятельствах многие люди сделают выбор в пользу долга, а не совести.

Конечно, совесть — это необходимый нравственный ориентир, который направляет нас в жизни. Но бывают обстоятельства, когда мы выбираем между жизнью и смертью близких, нашего народа, нашего Отечества. В это случае нужно поступать так, как велит сердце. Если оно прикажет идти в бой, чтобы защитить родное и любимое, нужно сражаться до конца, не считаясь ни с чем.

(445 слов) Многие люди утверждают, что в жизни есть обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести. Я так не считаю. Если согласиться с этим утверждением, то можно оправдать обстоятельствами любую низость. Ни в коем случае нельзя отодвигать свое нравственное чувство в сторону, иначе один неправильный выбор перечеркнет всю судьбу. О необходимости совести писали многие авторы, произведения которых иллюстрируют данную проблему.

Так, в романе А.С. Пушкина «Дубровский» главная героиня полюбила врага своего отца — Владимира Дубровского. Он тайно проник в их дом под видом французского гувернера и обучал брата Маши. Она со временем разглядела несомненные достоинства молодого человека и мечтала о нем, когда читала романы о любви. Но вдруг ее деспотичный отец подыскал дочери другого жениха — богача Верейского. Старик был пленен красотой юной девушки и предлагал взамен все свои богатства. Но Марья очень не хотела этого брака и молила отца пощадить ее. Она даже написала письмо «жениху» с просьбой об отмене свадьбы, но и он остался глух к ее просьбам. Последней надеждой героини была помощь Дубровского, который к тому моменту присоединился к своей шайке. Марья договорилась о времени перехвата ее коляски, но отец все узнал и перенес венчание. В итоге Владимир опоздал. Марья могла бы поехать вместе с ним, оправдав свой выбор любовью и деспотизмом отца, но как можно начинать жизнь в браке с нарушения церковной клятвы? Можно ли отречься от своих принципов? Марья не сделала этого, ведь иначе изменила бы себе и своему слову, и никакая любовь не могла вычеркнуть этот позор из ее памяти.

Не менее принципиальной и твердой была другая героиня произведения А.С. Пушкина — Татьяна Ларина из романа в стихах «Евгений Онегин». В юности она полюбила Евгения Онегина — своего соседа по имению. Она взяла на себя смелость признаться первой в своих чувствах. Он не ответил ей взаимностью, и героиня смирилась с его решением. Шли годы, и долг перед семьей вынудил ее принять выгодное предложение. Она стала женой генерала и переехала в большой город. Татьяна стала красивой светской дамой, которую обожал муж. Но вдруг она встретила Онегина, и тот признался ей в любви! Она тоже все еще любила его одного, и все же не смогла нарушить свое слово, данное другому. Татьяна была честной женщиной и не стала идти против морали. Она отказала Евгению и спасла свой брак, хотя могла бы оправдать измену обстоятельствами. Но если каждый человек начнет искать оправдания своей подлости, то как можно будет жить в таком лживом и непрочном мире, где клятвы ничего не стоят? В таком обществе не было бы места любви, семье, дружбе.

Таким образом, человек не должен оправдывать бессовестные поступки сложными обстоятельствами, иначе весь мир будет погружен в анархию и беззаконие. Необходимо всегда руководствоваться нравственными убеждениями, а не искать поблажку в хитросплетениях оправданий. Только так мы сохраним моральные ценности.

Источник:
http://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/byvayut-li-obstoyatelstva-kogda-cheloveku-mozhno-pojti-protiv-sovesti/

Читаем «Преступление и наказание». Аргументы для написания сочинения

В материале отражены проблемы произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Кратко описываются эпизоды

Просмотр содержимого документа
«Читаем «Преступление и наказание». Аргументы для написания сочинения»

Проблема бедности, социального неравенства

Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания.

Семья Мармеладовых, судьба Сонечки; Родион Раскольников, его сестра Дуня, мать

Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Родион Раскольников понимает свободу как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.

Раскольникова можно назвать «человеком со сломанной совестью». После убийства старухи-процентщицы начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Герой хотел проверить свою теорию о праве на «убийство по совести», а ещё он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от страданий, а в результате обрек себя на муки совести. И эти муки, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, какие мучения будет испытывать, не думал, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. Казалось бы, самая добрая, самая чувствительная героиня романа Сонечка Мармеладова должна прийти в ужас, узнав о страшном преступлении Раскольникова, но она понимает, как мучается этот человек и готова разделить с ним предстоящие муки во имя искупления греха.

Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, социальные и материальные тупики порождают рагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Проблема искупления греха

Как только герой приходит к мысли, что ему все дозволено, так сразу же оказывается, что он не способен нести крест вседозволенности и ответственности. Его начинают терзать страхи и сомнения, нарушается гармония внутреннего и окружающего мира, душа не может найти успокоения и заболевает, и, как неизбежный и единственно возможный выход из сложившейся ситуации, приходит раскаяние и желание искупить грех. А все почему? Да потому, что материальные богатства не дают людям мира, а душе — гармонии.

Проблема самопожертвования, милосердия, сострадания

Две героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья принимает ее жертву («поплакали и забыли»), практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека, чтобы помочь нищенствующему брату Родиону, не поинтересовавшись при этом, нужна ли ему такая жертва. В итоге Раскольникова это только раздражает, он злится на сестру, не желает ей такой судьбы, и это становится для него последним толчком к совершению преступления».

Раскольников своим преступлением , убийством старухи – процентщицы и её сестры Лизаветы, хотел разрешить себе «кровь по совести».Однако затем стал мучиться содеянным, почувствовал отчуждение от окружающих. Вероятно, в душе его как раз заговорила совесть , так как по природе своей он не злодей и не убийца. И только вера, искреннее покаяние , любовь, к чему его исподволь приводит Соня, смогут спасти его заблудшую душу. Достоевский не даёт нам увидеть полное раскаяние своего героя. Процесс этот в романе лишь намечен. Но он не отнимает у Раскольникова саму возможность покаяния и обретения нравственного идеала.

Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе

Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” — границы добра и зла. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он замышляет убийство старухи-процентщицы и пытается «преступить через кровь» «во имя добра». Однако жизнь полностью опровергает его бесчеловечную теориюЗлодеем, в душе которого ещё способно родиться добро, предстаёт Свидригайлов. Он замешан во многих тёмных историях, циничен, лишён веры во что-либо, однако помогает детям Мармеладова после его смерти, отпускает Дуню, мучается видениями перед самоубийством.

Читайте также  Ответы на вопросы

Любая человеческая жизнь, по мысли Ф.М. Достоевского, есть абсолютная ценность. Спасение добра с помощью зла невозможно

Дмитрий Разумихин рядом с другом, когда тот в беспамятстве после совершённого преступления, приводит к нему доктора, заботится о родных Раскольникова. Разумихин не принимает жизненную позицию Родиона. Он ужасается, что добрый, умный, но непредсказуемый товарищ разрешил «кровь по совести». Но дружбу с Родионом не прекращает. Разумихин отыскивает доказательства благородства приятеля. Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища. После приговора Раскольникову Разумихин поклялся, что их разлука не навеки. Он загадал скопить немного денег и вместе с Дуней переехать в Сибирь, где почва богата», и вместе с Родей начать новую жизнь.

Проблема денег, богатства

Главный герой произведения – Родион Раскольников – задавлен нищетой. Он находится в постоянном страхе и волнении за свою семью – мать и сестру, у которых нет защитников, кроме него. Раскольников видит, что происходит вокруг него, как живут люди: в голоде, нищете, страхе потерять последнее.
Люди опускаются до такой степени, что теряют человеческий облик, свою душу. В таком состоянии они способны на что угодно: торговать своим телом, грабить, убивать. А кто-то наживается на этом. Именно таковой является ростовщица Алена Ивановна – «паук, сосущий кровь» из людей. Раскольников решает убить это безжалостное существо, чтобы как-то облегчить страдания человечества.
Тема денег связана в «Преступлении и наказании» и с образом Лужина. Этот делец хочет жениться на Дунечке – сестре Раскольникова. И та, ради брата, даже соглашается выйти замуж за деньги этого предпринимателя. И только благодаря вмешательству Раскольникова Дуня не калечит свою судьбу.

Проблема роли книги в жизни человека

Сцена с чтением Евангелия. Дело не в книге, которую Раскольников иак ни разу и не раскрыл, а в той мысли, которая промелькнула в нём: «Разве не могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?». Мысли Сонечки, подкреплённые чтением этой книги таковы: « Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя». Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства и взгляды.

Проблема подлинных и мнимых ценностей

Достоевский показал сочетание в Раскольникове подлинных и мнимых ценностей. Фамилия героя также указывает на неоднозначность его личности. Писатель приветствует начинающееся прозрение героя, потому что его индивидуалистическая теория стала источником его страданий и внутренней борьбы. При соприкосновении с реальной действительностью обнаружилась несостоятельность мнимых желаний студента.

Проблема роли веры в человеческой жизни

Вера, искреннее покаяние , любовь, к чему Раскольникова исподволь приводит Соня, смогут спасти его заблудшую душу.

Проблема господства зла в мире

Семён Мармеладов не борется со злом, он смирился с ним как с чем-то неизбежным. Безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким. Родион Раскольников не хотел мириться с нищетой, и это привело его к каторге. Ответ на вопрос о том, как противостоять злу, писатель предлагает искать не только вокруг человека, но и внутри его.

Проблема метода достижения целей

Раскольников задаётся вопросом, позволено совершить зло ради добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство. Достоевский изображает его человеком, жаждущим осчастливить всё человечество. Но Раскольников приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается преступить нравственный закон и совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову пришлось пройти все круги нравственного ада. Лишь в финале он осознаёт абсурдность своей безумной идеи. В противовес мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своей цели. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру , он заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Вспомним философию «разумного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. »

В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

Харчева Т.А., учитель русского языка и литературы

Источник:
http://multiurok.ru/files/chitaiem-priestuplieniie-i-nakazaniie-arghumienty-.html

Итоговое сочинение21 Я и другие-2

Направление — Я и другие

Подходящие темы:
Природа конфликтов. Всегда ли нужно избегать конфликтов?

Что важно изменить в себе, чтобы люди понимали друг друга

Важно ли идти на уступки в отношениях?

Согласны ли вы с высказыванием Фицджеральда,что » жизнь движется
вперед, опираясь на компромиссы» ?

Вся жизнь человека и общества состоит из конфликтов. Общее понятие конфликта- столкновение противоположных интересов, стремлений, идеологий, целей и способов мышления сторон. Поэтому и говорят: » вся жизнь- борьба».
Конфликт — понятие широкое. И противостояние может быть, как внутри самого человека, когда он растет в развитии, стоит перед выбором, сомневается; конфликт может быть между отдельными личностями, между человеком и обществом, между разными группами: между родителями и детьми, между супругами, друзьями. Конфликт есть и между природой,стихией и человеком. И везде конфликты имеют свои причины возникновения, способы разрешения и их результаты.

Считают, что конфликты нежелательны, так как они рождают споры, приводят к враждебности, угрозам. Но жизнь без них невозможна! И само рождение конфликта имеет положительное свойство: при конфликтах любого вида появляется больше информации о самих сторонах, раскрываются их принципы, интересы, цели. Это помогает выявить число проблем и альтернативы решений. И это очень важно для развития и межличностных отношений, и отношений в коллективе, между группами.

Но всегда находиться в состоянии борьбы, недоброжелательности, ненависти — невозможно. Поэтому конфликты необходимо решать. И решаются они разными способами.
А там, где стороны не стремятся решать их, конфликты становятся затяжными, превращают жизнь в ад, приводят к драматическому исходу или разрыву отношений.

Почему люди не понимают друг друга? Почему они враждуют и находятся в постоянном конфликте?
Да потому ,что ни одна сторона не хочет уступить другой, изменить свои притязания, взгляды на что- то, что является причиной конфликта. А ведь все так просто: важно выслушать друг друга спокойно, услышать аргументы, попытаться сгладить противоречия, постараться влезть в шкуру другого, вникнуть в его цели, потребности, пересмотреть свою точку зрения, может даже потерять что- то для себя, но сохранить отношения. Если это случается, то конфликт утихает и сотрудничество продолжается.

В решении межличностных конфликтов важно не нести высоко знамя собственного эгоизма, а учитывать интересы другого человека. Но иногда упорство, отстаивание своих интересов, приносит пользу одной стороне.

Вся художественная литература построена на конфликте двух сторон, его развитии и разрешении. Это интрига, развитие сюжета, который делает книгу интересной. И часто завершение конфликта в произведении означает завершение главной мысли автора.

Так, в романе » Преступление и наказание» Ф. Достоевского показан внутренний конфликт героя Раскольникова, его борьба, разговор с собственной совестью, начавшийся с мысли студента » тварь я дрожащая или право имею»?, которая привела его к преступлению, и муки от совершенного, приведшие в конце к его внутреннему покаянию. Это главная проблема романа- конфликт героя, разрешение которого приводит к успокоению его больной души.

Человек и общество. Конфликт между ними — это восстание против социальных норм,где герой не приемлет эту мораль. Яркий пример такого конфликта мы видим у А.С.Грибоедова «Горе от ума». Здесь герой Чацкий восстает против Фамусова,представляющего поколение прошлого. Общество Фамусова считает нормой низкопоклонство перед западом, отрицая традиции русской культуры. В этом обществе царят лесть и ложь, здесь служат чинам и деньгам,а дружба и брак происходят только по расчету. Чацкого же коробит эта гнусная, неприкрытая мораль. Он говорит: » служить бы рад, прислуживаться тошно!» В понимании Чацкого все должно строиться на искренности, чести и долге. Такой конфликт решить невозможно и герой спешит уехать отсюда: » Карету мне, карету!»

А сколько произведений раскрывают конфликт — вызов природы человеку! Так, у Д.Дефо в романе » Робинзон Крузо» герой в полном одиночестве находит силы противостоять своему положению, демонстрируя силу характера, стойкость, находчивость, способность к выживанию!

В заключение скажу, что бесконфликтного мира нет. Но,как говорит пословица » худой мир лучше доброй ссоры», и надо уметь умерять свой эгоизм, стремиться понять другого, уметь идти на компромиссы,чтобы сохранять отношения, или, если договориться невозможно, уметь найти в себе силы и прервать натужные отношения, чтобы не насиловать свой мир и оставаться собой.

Источник:
http://proza.ru/2020/09/15/553

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Содержание:

↑ К чему ведет нарушение нравственных законов?

Нарушение нравственных законов делает жизнь человека пустой и бессмысленной. Так, один из главных героев романа «Преступление и наказание» Свидригайлов может служить примером человека, отрицающего моральные законы. Деньги, незаурядный ум и богатый жизненный опыт сделали его свободным и независимым от людей, но свою свободу он использовал для получения удовольствий. Цель его жизни – «срывать цветы удовольствия», а потом «бросать их в придорожную канаву». Однако такое поведение принесло герою только «бесконечную скуку» и привело его к полному опустошению. Он чувствовал себя запертым, а по ночам к нему являлись загубленные души. Добрые дела не смогли искупить зло, которое он совершил. Аркадий Иванович закончил жизнь самоубийством, не выдержав пустоты, на которую сам себя обрек.

↑ Влияние кумиров, авторитетов на поведение человека и его жизнь.

Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры. Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия? Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества». По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики. Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее. Себя Раскольников мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы. Однако важно понимать, что не всегда те, кто сотворяют себе кумиров, до конца понимают мотивы и мировоззрение тех людей, на которых они хотят быть похожими.

Читайте также  Алгоритм действий при увольнении сотрудника фсин с прохождением ввк, Отрасли права

↑ Какова цена человеческой жизни?

Никто не вправе распоряжаться человеческой жизнью. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой придумает теорию, согласно которой всех людей можно разделить на два типа: гениальных, способных сказать «новое слово» и материал, пригодный лишь для продления потомства. Раскольников пытается убедить себя, что «материалом» можно пожертвовать ради высших интересов. Лишив жизни Алену Ивановну, Раскольников хочет помочь не только своей семье, но и людям, пострадавшим от старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, смерть злобной старухи сделает мир лучше. Поначалу ему кажется, что он совершает преступление, чтобы спасти близких от нищеты, но такую мотивацию он быстро откидывает, избавляясь от украденных денег. Потом он пытается оправдать свой поступок соображениями высшего блага. Однако убийство не приносит ему свободы: герой страдает и мучается. В итоге Раскольников осознает, что теория обесценивания человеческой жизни губительна для всего мира.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

↑ Проблема нравственного выбора

Нравственный выбор встает перед несколькими персонажами романа Ф.М. Достоевского. Раскольников преступает нравственный закон и убивает человека. Мармеладов в своем пороке переступает через семью. Соня переступает через себя. У каждого свой нравственный выбор и продиктован он разными условиями. Однако каждому герою приходится платить за свой выбор. Одни пути ведут героя к смерти, другие- к страшной духовной пустоте и самоубийству. Раскольникова преступление привело к страшным нравственным мучениям, отвращению, ужасу перед совершенным злодеянием. Выбор, который он совершил, привел его к разрыву с человечеством.

↑ Что значит быть истинно милосердным?

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки. Она жертвует собой, чтобы спасти семью. Проявляя истинное сострадание, она спасает Родиона Раскольникова от духовной гибели. Она бросает все и едет за арестованным, ничего не требуя взамен. Ее поведение можно назвать поистине милосердным.

↑ Оправдывает ли цель средства?

Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников задает себе вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга. в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

↑ Почему человек совершает преступления? (Нарушение моральных норм, последствия и причины преступления)

Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы.

↑ Что такое преступление? (Последствия нарушения нравственного закона)

Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

↑ Страшно ли ошибаться? Для чего нужны ошибки? (проблема ошибки, роль ошибки в жизни человека)

Ошибки очень важны, поскольку помогают человеку приобретать опыт, становиться лучше. Иногда опыт может быть горьким, но без него человек не способен к самосовершенствованию.
Подтверждением может служить роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, главный герой произведения, на протяжении всего романа пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке и хочет понять, к какому типу людей относится он. Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?» Пытаясь разрешить внутренний конфликт герой идет на преступление, совершая самую главную ошибку в своей жизни. Однако он понимает, что не может справиться с грузом вины, его жестокость и бесчеловечный поступок терзают душу. Но в конечном счете именно это становится для него главным уроком, Соня Мармеладова помогает ему осознать свою ошибку. Раскольников признается в содеянном и берет на себя ответственность за свои поступки. Только совершив ошибку, Родион Романович учится отвечать за свои поступки и слова. В конце романа мы видим, что Раскольникову предстоит долгий путь искупления, но начало положено.

↑ Что такое совесть? Для чего нужна совесть? (Проблема совести)

Совесть — внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессоветсной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче. Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим.

Источник:
http://rustutors.ru/argumenty/argumentyitigovoe/697-argumenty-k-sochineniyu-ege-iz-romana-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Может ли человек ставить себя выше общества? ( по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») (Итоговое сочинение)

Может ли человек ставить себя выше общества? В современном мире часто встречаются люди с завышенной самооценкой, люди, которые с презрением могут относиться даже к близким. Изменить эту черту в себе крайне сложно.К тому же, такой человек считает, что он особенный, что он лучше других людей и очень расстраивается, когда осознает заурядность своей личности. По моему мнению, высокомерие может испортить жизнь как самому носителю этого качества, так и окружающим его людям.

Как говорил русский поэт Ф.Искандер: «Высокомерие – комплекс неполноценности в прочности своего положения. Через высокомерие человек убеждается в реальности своего высокого положения или представления о себе.» И я не могу не согласиться с мнением писателя. Ведь человек, который ставит себя выше общества, считает себя личностью, сильнее других, но при этом чаще всего именно высокомерные люди зависимы от общественного мнения и легче поддаются влиянию.

В подтверждение вышесказанного можно привести пример из литературы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников имеет свою теорию, суть которой заключается в том, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые являются материалом и не имеют никакого права переступать закон. Вторые же наоборот: они вершат прогресс и творят историю, а право имеют даже через закон переступить. Родион хотел доказать себе, что он и есть тот самый «необыкновенный» и убил старуху-чиновницу. Раскольников поставил себя выше общества, переступив закон, и сам же себя за это наказал угрызением совести и душевной болью из-за осознания себя «тварью дрожащей». Отсюда можно сделать вывод, что человек не должен ставить себя выше общества, так как это может привести к необратимым последствиям.

Еще одним примером высокомерного человека может быть Петр Петрович Лужин — тоже герой романа Достоевского «Преступление и наказание».

Лужин является одним из самых ярких второстепенных персонажей произведения. Тем не менее его образ не вызывает у читателя симпатии, так как это высокомерный, тщеславный мужчина, который привык любоваться собой, высоко ценит свой ум, хотя малообразован, а больше всего на свете любит свои деньги. Самолюбивое поведение Лужина приводит к тому, что многие люди считают его человеком «недостойным», подлецом, клеветником и мошенником. А значит высокомерие ни к чему хорошему не приводит, и человек не имеет права ставить свое «Я» выше социума.

В заключение хочу сказать, что если люди восхваляют себя, то они должны оправдывать это соответствующими поступками. Иначе человек не имеет права ставить себя выше общества.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id26857

Источник:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=26857