Учет затрат на доставку товара до склада организации

Учет затрат на доставку товара до склада организации

Организация ведет торгово-закупочную деятельность. Схемы покупки и продажи выглядят следующим образом. Договором поставки предусмотрена обязанность продавца по доставке товара по указанному в договоре адресу получателя. Доставка товара осуществляется автомобильным транспортом. Право собственности на товар переходит от поставщика к организации в момент передачи товара получателю. По условиям договора поставки стоимость доставки указывается отдельно. В соответствии с учетной политикой расходы по доставке учитываются на счете 44. Приобретенный товар поставляется организацией покупателю по указанному им адресу. Право собственности на товар переходит от организации к покупателю в момент передачи товара указанному в договоре получателю. Доставка товара получателю осуществляется автомобильным транспортом стороннего перевозчика. Стоимость доставки включается в стоимость товара. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на доставку товара до склада организации? Какие документы необходимы для признания в расходах данных затрат?

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности (ст. 506 ГК РФ).

Если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 459 ГК РФ).

Поэтому все риски и расходы, связанные с поставкой товара, несет поставщик.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет товаров ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01).

Для учета товаров торговые организации используют счет 41 «Товары» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция по применению)).

Согласно п.п. 5 и 6 ПБУ 5/01 запасы, приобретенные за плату, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, определяемой исходя из фактических затрат на их приобретение.

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов (МПЗ) среди прочего отнесены:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию.

Согласно п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Таким образом, транспортные расходы, которые несет организация при закупке товара, могут ею как включаться в фактическую стоимость товаров, учитываемых на счете 41, так и учитываться обособленно на счете 44 «Расходы на продажу» в соответствии с Инструкцией по применению.

То есть порядок учета транспортных затрат, осуществляемых торговой организацией до момента передачи товара в продажу, устанавливается в учетной политике организации.

В рассматриваемом случае организация установила в учетной политике порядок учета затрат на доставку товаров до собственного склада на счете 44.

Однако к таким затратам, относятся затраты на транспортировку собственного товара, осуществляемую собственными силами организации или силами сторонних перевозчиков по договорам перевозки, заключенным с перевозчиком как напрямую, так и через посредника.

В рассматриваемом случае между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности переходит на складе покупателя. То есть, с точки зрения покупателя, все расходы по транспортировке товара от склада поставщика до склада покупателя фактически относятся к «чужому» товару.

При таких условиях договора поставки организация-покупатель не может указанную в нем стоимость доставки отнести к транспортным расходам, учитываемым на счете 44.

Иными словами, в рассматриваемом случае для организации-покупателя стоимость доставки войдет в цену товара (даже если она выделена в расчетных документах) и не будут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

Таким образом, приобретение товаров по договору поставки, предусматривающего обязанность продавца по доставке товара до склада покупателя, следует отразить следующими записями:

Дебет 41 Кредит 60 (76)
— отражена стоимость товара, включающая затраты поставщика по его доставке;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
— учтен НДС в стоимости товара;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— принят к вычету НДС;

Дебет 60 (76) Кредит 51
— оплачена стоимость товара, включая стоимость его доставки.

Налоговый учет

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, связанные с приобретением покупных товаров, с учетом положений ст. 320 НК РФ.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца согласно алгоритму расчета, определенному ст. 320 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

В целях признания расходов важно отметить следующее. Обоснованными для покупателя будут все расходы, которые возложены на него условиями договора поставки.

Так как в рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к организации-покупателю в момент передачи товара на складе получателя, то, с точки зрения покупателя, все расходы по транспортировке товара от склада поставщика до склада получателя фактически относятся к «чужому» товару, они не могут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

При таких условиях договора поставки, как и в бухгалтерском учете, для организации-покупателя транспортные расходы, по нашему мнению, должны формировать цену товара (даже если их сумма выделена в расчетных документах) и не могут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся, в частности, транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) по перевозкам грузов внутри организации и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации расходы, связанные с оплатой транспортировки и хранения товаров до момента перехода права собственности на них к покупателю, могут быть приняты к налоговому учету в целях налогообложения прибыли организацией-поставщиком на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ при наличии первичных документов, подтверждающих эти услуги.
Такой вывод представлен в письме УФНС России по г. Москве от 31.03.2009 N 16-15/029862.

Документальное оформление

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов.

В рассматриваемом случае доставка товара осуществляется автомобильным транспортом, поэтому в пакет документов, оформляемый поставщиком, могут входить:

— товарная накладная по форме N ТОРГ-12 (далее — ТОРГ-12), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Этот документ применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей;

— товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т (далее — ТТН), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом;

— транспортная накладная по форме (далее — ТН), содержащейся в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. Пунктом 6 Правил продублировано положение п. 2 ст. 785 ГК РФ, согласно которому транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Аналогичную норму содержит и часть 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

— счет-фактура по форме, содержащейся в приложении N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Служит основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению (ст. 169 НК РФ) и сам по себе не может служить основанием для приемки поступивших товаров.

По нашему мнению, если организация-покупатель оплачивает только стоимость товара и не несет транспортных расходов, товар может быть оприходован на основании ТОРГ-12. То есть ни ТН, ни ТТН для целей оприходования товара ей не нужны.

Однако в бухгалтерском учете оприходование товара по ТТН грузополучателем предусмотрено п.п. 44, 47 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Исходя из приведенных положений представители налоговых органов считают, что каждая перевозка груза (товара) должна подтверждаться ТТН.
Причем некоторые суды их поддерживают (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 N А19-10710/08-11-Ф02-1646/2009).

В то же время в ситуации, когда доставка товара покупателем отдельно не оплачивается, существует мнение контролирующих органов, что для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно только одного документа — либо ТТН, либо ТОРГ-12. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413, УФНС России по г. Москве от 25.02.2009 N 16-15/016352 и от 30.06.2008 N 20-12/061151.

В письме Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492 говорится о том, что в случае, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как ТН, так и ТТН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

13 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/expenditure/a30/395953.html

Транспортные расходы: чем подтвердить и как учесть

Для того чтобы расходы на доставку товаров, материалов, на служебные поездки можно было учесть в расходах при начислении налога на прибыль, необходимы первичные документы. О том, какие документы понадобятся в различных ситуациях, нам рассказывает специалист Минфина.

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса.

На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте. Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает. В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена.

Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике.

— В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно. Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)?

Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается. Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г. и была согласована с Минфином.

Читайте также  Жалоба на Ростелеком: образец, куда пожаловаться, порядок действий

— Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется. Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает.

Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов?

— Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  • экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно.

— По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом). На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара?

— Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг. При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью. Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно.

Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

— Организация занимается перевозкой грузов. В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов.

Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ? Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением?

— Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152. В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов. Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника.

В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением.

— Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан. Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки. И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан. При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах. Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях. Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы?

— В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным.

Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  • должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  • письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  • ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров. Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами.

Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные. Не изменилась ли позиция Минфина? Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась.

На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки.

При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  • стоимость приобретения реализованных товаров;
  • расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст. 320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Источник:
http://glavkniga.ru/news/7467

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Транспортные расходы сопровождают деятельность большинства компаний. Они включают в себя множество трат: бензин, зарплата водителям, аренда авто, содержание собственного штата машин. Расходы фиксируются в бухучете. Нужно это для налоговых проверок, возможности сбора всей информации для оптимизации трат. В бухучете используются проводки, на основании которых можно понять суть проводимой операции и сопутствующих расходов.

Что включают в себя транспортные расходы?

Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:

  • Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
  • Траты на доставку продукции клиентам.
  • Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).

Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.

ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.

К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.

Особенности учета транспортировки основных средств

Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):

  • созданные предприятием;
  • купленные по соответствующему договору;
  • купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
  • объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).

Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.

Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.

Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.

К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.

Перевыставление ТР покупателю

Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

Примеры проводок

Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

Расчет транспортных расходов

Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:

  1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
  2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
  3. Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
  4. Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.

ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.

Пример расчетов и проводок

Предприятие имеет такие показатели:

  • Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
  • Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
  • Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
  • Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
  • Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.

Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:

  • 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
  • 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
  • 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
  • Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
  • Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).

Проводки будут следующими:

  • ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
  • ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
  • ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.
Читайте также  Пояснительная записка к штатному расписанию: образец документа, как правильно составить приложение, какова цель дополнений?

Источник:
http://assistentus.ru/buhuchet/transportnye-rashody/

Учет затрат на доставку товара до склада организации

Организация ведет торгово-закупочную деятельность. Схемы покупки и продажи выглядят следующим образом. Договором поставки предусмотрена обязанность продавца по доставке товара по указанному в договоре адресу получателя. Доставка товара осуществляется автомобильным транспортом. Право собственности на товар переходит от поставщика к организации в момент передачи товара получателю. По условиям договора поставки стоимость доставки указывается отдельно. В соответствии с учетной политикой расходы по доставке учитываются на счете 44. Приобретенный товар поставляется организацией покупателю по указанному им адресу. Право собственности на товар переходит от организации к покупателю в момент передачи товара указанному в договоре получателю. Доставка товара получателю осуществляется автомобильным транспортом стороннего перевозчика. Стоимость доставки включается в стоимость товара. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на доставку товара до склада организации? Какие документы необходимы для признания в расходах данных затрат?

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности (ст. 506 ГК РФ).

Если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 459 ГК РФ).

Поэтому все риски и расходы, связанные с поставкой товара, несет поставщик.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет товаров ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01).

Для учета товаров торговые организации используют счет 41 «Товары» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция по применению)).

Согласно п.п. 5 и 6 ПБУ 5/01 запасы, приобретенные за плату, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, определяемой исходя из фактических затрат на их приобретение.

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов (МПЗ) среди прочего отнесены:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию.

Согласно п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Таким образом, транспортные расходы, которые несет организация при закупке товара, могут ею как включаться в фактическую стоимость товаров, учитываемых на счете 41, так и учитываться обособленно на счете 44 «Расходы на продажу» в соответствии с Инструкцией по применению.

То есть порядок учета транспортных затрат, осуществляемых торговой организацией до момента передачи товара в продажу, устанавливается в учетной политике организации.

В рассматриваемом случае организация установила в учетной политике порядок учета затрат на доставку товаров до собственного склада на счете 44.

Однако к таким затратам, относятся затраты на транспортировку собственного товара, осуществляемую собственными силами организации или силами сторонних перевозчиков по договорам перевозки, заключенным с перевозчиком как напрямую, так и через посредника.

В рассматриваемом случае между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности переходит на складе покупателя. То есть, с точки зрения покупателя, все расходы по транспортировке товара от склада поставщика до склада покупателя фактически относятся к «чужому» товару.

При таких условиях договора поставки организация-покупатель не может указанную в нем стоимость доставки отнести к транспортным расходам, учитываемым на счете 44.

Иными словами, в рассматриваемом случае для организации-покупателя стоимость доставки войдет в цену товара (даже если она выделена в расчетных документах) и не будут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

Таким образом, приобретение товаров по договору поставки, предусматривающего обязанность продавца по доставке товара до склада покупателя, следует отразить следующими записями:

Дебет 41 Кредит 60 (76)
— отражена стоимость товара, включающая затраты поставщика по его доставке;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
— учтен НДС в стоимости товара;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— принят к вычету НДС;

Дебет 60 (76) Кредит 51
— оплачена стоимость товара, включая стоимость его доставки.

Налоговый учет

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, связанные с приобретением покупных товаров, с учетом положений ст. 320 НК РФ.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца согласно алгоритму расчета, определенному ст. 320 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

В целях признания расходов важно отметить следующее. Обоснованными для покупателя будут все расходы, которые возложены на него условиями договора поставки.

Так как в рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к организации-покупателю в момент передачи товара на складе получателя, то, с точки зрения покупателя, все расходы по транспортировке товара от склада поставщика до склада получателя фактически относятся к «чужому» товару, они не могут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

При таких условиях договора поставки, как и в бухгалтерском учете, для организации-покупателя транспортные расходы, по нашему мнению, должны формировать цену товара (даже если их сумма выделена в расчетных документах) и не могут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся, в частности, транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) по перевозкам грузов внутри организации и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации расходы, связанные с оплатой транспортировки и хранения товаров до момента перехода права собственности на них к покупателю, могут быть приняты к налоговому учету в целях налогообложения прибыли организацией-поставщиком на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ при наличии первичных документов, подтверждающих эти услуги.
Такой вывод представлен в письме УФНС России по г. Москве от 31.03.2009 N 16-15/029862.

Документальное оформление

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов.

В рассматриваемом случае доставка товара осуществляется автомобильным транспортом, поэтому в пакет документов, оформляемый поставщиком, могут входить:

— товарная накладная по форме N ТОРГ-12 (далее — ТОРГ-12), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Этот документ применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей;

— товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т (далее — ТТН), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом;

— транспортная накладная по форме (далее — ТН), содержащейся в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. Пунктом 6 Правил продублировано положение п. 2 ст. 785 ГК РФ, согласно которому транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Аналогичную норму содержит и часть 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

— счет-фактура по форме, содержащейся в приложении N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Служит основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению (ст. 169 НК РФ) и сам по себе не может служить основанием для приемки поступивших товаров.

По нашему мнению, если организация-покупатель оплачивает только стоимость товара и не несет транспортных расходов, товар может быть оприходован на основании ТОРГ-12. То есть ни ТН, ни ТТН для целей оприходования товара ей не нужны.

Однако в бухгалтерском учете оприходование товара по ТТН грузополучателем предусмотрено п.п. 44, 47 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Исходя из приведенных положений представители налоговых органов считают, что каждая перевозка груза (товара) должна подтверждаться ТТН.
Причем некоторые суды их поддерживают (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 N А19-10710/08-11-Ф02-1646/2009).

В то же время в ситуации, когда доставка товара покупателем отдельно не оплачивается, существует мнение контролирующих органов, что для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно только одного документа — либо ТТН, либо ТОРГ-12. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413, УФНС России по г. Москве от 25.02.2009 N 16-15/016352 и от 30.06.2008 N 20-12/061151.

В письме Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492 говорится о том, что в случае, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как ТН, так и ТТН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

13 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/expenditure/a30/395953.html

Транспортные расходы: чем подтвердить и как учесть

Для того чтобы расходы на доставку товаров, материалов, на служебные поездки можно было учесть в расходах при начислении налога на прибыль, необходимы первичные документы. О том, какие документы понадобятся в различных ситуациях, нам рассказывает специалист Минфина.

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса.

На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте. Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает. В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена.

Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике.

— В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно. Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)?

Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается. Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г. и была согласована с Минфином.

Читайте также  Чем отличается трудовой стаж от страхового

— Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется. Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает.

Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов?

— Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  • экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно.

— По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом). На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара?

— Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг. При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью. Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно.

Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

— Организация занимается перевозкой грузов. В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов.

Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ? Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением?

— Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152. В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов. Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника.

В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением.

— Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан. Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки. И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан. При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах. Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях. Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы?

— В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным.

Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  • должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  • письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  • ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров. Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами.

Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные. Не изменилась ли позиция Минфина? Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась.

На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки.

При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  • стоимость приобретения реализованных товаров;
  • расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст. 320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Источник:
http://glavkniga.ru/news/7467

Транспортный расходы в 1С 8.3

Сдача регламентированной отчетности в соответствии с законодательством РФ.

От простой для отдельных компаний до комплексной автоматизации крупных холдингов.

Расходы на доставку материалов возникают практически на каждом предприятии, поэтому учет ТЗР в 1С – актуальный вопрос для любого бухгалтера.

Предлагаем рассмотреть учет транспортных расходов в 1С:Бухгалтерия:

Учет ТЗР на производственных предприятиях по доставке сырья и материалов;

  • Учет ТЗР в торговых фирмах.
  • Отражение и распределение транспортных расходов, счета учета и статьи затрат

    Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г., номер 119н (с изменениями и дополнениями), ТЗР можно учитывать любым из способов, указанным ниже:

    • В составе фактической себестоимости запасов (учет на субсчете счета 10, на котором учитываются материалы);
    • Учитывать на 15-м счете бухгалтерского учета.

    Пошаговая инструкция учета ТЗР материалов для производства

    Для примера возьмем способ учета на доставку из п. 1: создадим в определенном порядке документы для наглядности учета транспортных услуг в составе МПЗ:

    • «Поступление (акты, накладные)», операция «Товары (накладная)»;
    • Регистрация счет-фактуры;
    • «Поступление допрасходов»;
    • Регистрация счет-фактуры (налог по услугам доставки материалов).

    Начнем с закупки материалов для производства готовой продукции. Из раздела «Покупки» открываем «Поступление». В том же окне, в нижней части документа, создаем счет-фактуру.

    Мы закупили сырье для кондитерского производства на сумму 16 500 р. с НДС. Далее, нам нужно отразить расходы доставки материалов.

    Формируем «Поступление допрасходов». В нем допускается указать любого поставщика, в том числе и транспортную компанию. На первой закладке заполняем сумму с НДС. ТЗР распределяются:

    Для нашего варианта мы берем распределение «по сумме».

    Для заполнения таблицы на вкладке «Товары» жмем «Заполнить» и выбираем документ поступления сырья.

    В документе «Поступление допрасходов», который уже проведен, регистрируем счет-фактуру в нижнем поле открытого окна.

    По движению документа отражены проводки на сумму дополнительных расходов с НДС.

    В отчете «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» 10.01 бухгалтер видит отражение стоимости МПЗ и доставки на сумму 16 000 р. без НДС.

    Для расшифровки отчета, нажав двойным кликом мыши на сумму, открываем карточку счета.

    Если бы в нашем случае было закуплено несколько разных позиций материалов с разной стоимостью, то сумма ТЗР распределилась бы на стоимость каждого материала пропорционально общей сумме каждой позиции. Существует возможность распределения затрат на несколько документов «Поступление (акты, накладные)».

    Учет ТЗР в торговых организациях

    В организациях, которые занимаются торговлей, значительная часть затрат приходится на расходы за доставку. Если мы говорим о бухучете торговых организаций, согласно п. 13 ПБУ 5/01, организации имеют право учитывать ТЗР в расходах на продажу или в стоимость товаров. В последнем случае расходы оформляются теми же документами, как и по учету с доставкой сырья. То есть «Поступление (акты, накладные)» и «Поступление допрасходов», но в отличие от учета материалов, счет учета товаров 41.01.

    В составе на продажу расходы учитываются на счете 44.01. Суммы ТЗР списываются на счет 90.07.1. Данный метод используется, если допрасходы на продажу требуется выделить отдельно.

    Например, когда поставщик товаров и услуг один, чтобы провести ТЗР применяем учет документов в следующем порядке:

    • «Поступление (Акты, Накладные)» — «Товары, услуги, комиссия»;
    • «Счет-фактура (полученный)»;
    • «Реализация (Акты, Накладные)»;
    • «Счет-фактура (выданный)».

    При создании поступления должна быть выбрана операция «Товары, услуги, комиссия». Заполняем поля, которые нужны для работы. На закладке для заполнения товаров добавляем те, которые требуется закупить.

    На закладке «Услуги» вносим номенклатуру с видом, в котором установлен одноименный флаг.

    Заполняем таблицу документа поступления услуг. Статья затрат создается из поля субконто для выбора в документ. При этом вид расхода в налоговом учете – «Транспортные расходы».

    В субконто выбираем нужную статью затрат и указываем счет затрат 44.01.

    Оформляем счет-фактуру на основании проведенного документа. В открытом окне счет-фактуры мы видим, что отражена сумма с учетом допрасходов.

    Посмотрим движения по документу поступления. В проводках показаны суммы по купленному товару и услуге.

    Ниже отмечены движения по счет-фактуре, в которых отражен НДС от стоимости товаров и ТЗР.

    Чтобы продать товары, выполнить учет выручки и отразить НДС, на основании документа поступления формируем «Реализация (Акты, Накладные)». Укажем количество реализуемых товаров наполовину меньше, чем закупили. Проводим документ.

    Оформляем и проводим счет-фактуру. Обращаем внимание на код вида операции.

    В движениях документа продажи имеются верные проводки.

    В оборотно-сальдовой ведомости по счету 41.01 мы видим движение товаров.

    Для выполнения распределения ТЗР по итогам месяца необходимо выполнить операции по закрытию месяца.

    После проведения операций по закрытию месяца переходим по ссылке «закрытого» 44 счета.

    В окне движения документа есть информация о том, в какой доли произошло списание транспортных расходов текущего месяца с учетом проданных товаров.

    На закладке «Расчет списания косвенных расходов» отражена подробная информация по регистру.

    Остатки дополнительных расходов, которые будут распределены в следующем отчетном периоде, бухгалтер увидит из ОСВ по счету 44.01, сформированной за текущий месяц.

    Мы рассмотрели пример учета расходов на доставку в составе стоимости материалов, товаров и издержек обращения.

    Источник:
    http://wiseadvice-it.ru/o-kompanii/blog/articles/transportnyi-rashody-v-1s-8-3/