Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве

Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов — участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой [1] , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения. При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве.

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось [2] , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Читайте также  Основные средства при усн доходы 2018 год

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

[1] Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 №09АП-17872/2013-ГК по Делу №А40-147200/12

[2] Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 310-КГ15-9228 по Делу №А14-2428/2014; Определение ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по Делу № А32-12336/2013

Источник:
http://zakon.ru/blog/2016/4/21/realizaciya_imuschestvaputem_publichnogo_predlozheniya_v_konkursnom_proizvodstve

Последовательность снижения стартовой цены продажи имущества посредством публичного предложения

Продажа имущества проводится ведущим в присутствии Комиссии.

Ведущим оглашаются наименование имущества, его основные характеристики, цена первоначального предложения и минимальная цена предложения (цена отсечения), а также шаг понижения и шаг аукциона.

При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на шаг понижения до цены отсечения.

Шаг понижения устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 10% цены первоначального предложения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

Шаг аукциона устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 50 % шага понижения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

После оглашения ведущим цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек. В случае отсутствия предложений по первоначальной цене имущества ведущим осуществляется последовательное снижение цены на шаг понижения.

Предложения о приобретении муниципального имущества заявляются участниками поднятием их карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем шаге понижения.

Право приобретения муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем шаге понижения, при отсутствии предложений других участников продажи после троекратного повторения ведущим сложившейся цены продажи имущества. Ведущий продажи объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника продажи имущества, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.

В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из шагов понижения, со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества.

Начальной ценой муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившегося на данном шаге понижения.

В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену имущества. После завершения аукциона ведущий объявляет о продаже имущества, называет победителя продажи имущества, цену и номер карточки победителя.

Цена имущества, предложенная победителем продажи имущества заносится в протокол об итогах продажи имущества, составляемый в 2 экземплярах.

Протокол об итогах продажи имущества, подписанный ведущим продажи имущества и Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

Уведомление о признании участника продажи посредством публичного предложения победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день проведения итогов продажи посредством публичного предложения.

Продажа имущества посредством публичного предложения признается несостоявшейся:

— в случае отсутствия заявок на участие в продаже;

— если ни один из претендентов не признан участником продажи;

— если принято решение о признании только одного претендента участником продажи;

— если в продаже принял участие только один участник;

— если после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

В случае признания продажи имущества несостоявшейся продавец в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый ведущим и комиссией.

Источник:
http://xn--80ae1alafffj1i.xn--p1ai/about/pervui_zamestitel_glavu1/komitet_po_upravleniu_municipalnum_imuchestvom/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/Poryadok_prov_prod_publ_predl.php

Публичные торги по банкротству — порядок проведения и закон о торгах

Электронные торги по банкротству стандартно проходят в три этапа. Это:

  • Торги на повышение цены; имущество несостоятельного лица выставляется по рыночной (или около неё) цене; каждый следующий шаг увеличивает стоимость лота на определённую сумму. Если победитель не был определён, товар не был реализован, следует второй этап.
  • орги на повышение цены; имущество несостоятельного лица выставляется по цене, ниже рыночной на 10-30%; каждый следующий шаг увеличивает стоимость лота. Если победитель опять не выбран, следует третий этап.
  • Третий этап — этап «публичного предложения». Имущество несостоятельного лица выставляется по сниженной стоимости (может даже на 10% ниже по сравнению со стартовой ценой на втором этапе); каждый следующий шаг снижает стоимость лота на публичных торгах на фиксированную сумму, определённую арбитражным управляющим и прописанным в описании публичного предложения.

Как правило, самые «вкусные» ликвидные лоты уходят ещё до третьего этапа, однако именно он оказывается самым выгодным для инвесторов, поскольку итоговая стоимость объекта может быть в разы ниже рыночной, что в дальнейшем позволит перепродать максимально выгодно. Большинство лотов всё же доходят до публичного предложения в силу стратегии на понижение цены — участники осознают, что можно приобрести подешевле, дабы продать подороже, и не проявляют активность, только если объект их не заинтересует очень сильно.

Подача предложений на этапе публичного предложения торгов по банкротству может осуществляться в двух формах — в открытой и закрытой. Открытая форма предполагает такую организацию торгов, при которых все участники могут видеть информацию о лоте, его стоимость и прочее. Закрытая форма предполагает указание цены участником в заявке, так как стартовая цена остаётся скрытой до начала торгов.

Участники закрытой формы обычно владеют ограниченным капиталом, соответственно указывают свою предлагаемую сумму за лот прямо в заявках; однако это не характерно для открытой формы проведения. В ней сначала подаётся заявление, после чего организатором устанавливается стоимость, торги вступают в силу, и свою стоимость могут указать участники.

На закрытых аукционах чаще представлено имущество, находящееся под залогом, так что открытые выступают как наиболее прозрачный и надёжный в этом плане вариант. Другое дело, что при такой форме конкуренция гораздо выше — масса покупателей видят установленные цены, так что во время процедуры достигается максимально высокая итоговая стоимость.

Порядок проведения процедуры

Существует определённый, регламентированный порядок проведения публичных торгов при банкротстве. В первую очередь важно знать, что проходят они на специализированных электронных торговых площадках (ЭТП), что предполагает наличие компьютера/ноутбука, доступа к интернету, наличие электронно-цифровой подписи (ЭЦП), установку указанного на сайте программного обеспечения.

Этапы же самой процедуры следующие:

  1. Предварительная публикация сведений о процессе. В официальные СМИ (издание «Коммерсантъ» и «Федресурс» в первую очередь) передаётся информация об объекте, выставляемом на реализацию, его стоимости и основные данные о нём.
  2. Введение временных границ, в рамках которых произойдёт снижение стоимости лота на определённый процент.
  3. Торги по банкротству, определение победителя, заключение договора купли-продажи, размещение информации об окончании аукциона и прочие связанные с процедурой действия.

Стандартная длительность публичных торгов — календарный месяц (30 дней), срок приёма заявок не более двух недель. Сначала организатор аукциона получает задаток, далее устанавливается количество этапов торгов и определяется длительность каждого из этапов. В период публичного предложения аукциона по банкротству в среднем цена падает в периоды от 3 до 5 дней, а шаг составляет от 1 до 20%. Возможно заявление своей цены только 1 раз в один период.

Юридические основания публичного предложения

Правовую базу, которая устанавливает порядок проведения публичных торгов в банкротстве, составляет в первую очередь 139 статья ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней прописаны условия, при которых стартует 3 этап торгов — признание повторных торгов несостоявшимися, не заключение договора купли-продажи и другое. Согласно закону так же в публикуемых сообщениях о предстоящем публичном предложении должна содержаться информация о стартовой цене (которая совпадает со стартовым значением на повторных торгах), а так же о шаге понижения и о сроках, после которых происходит снижение.

Читайте также  При покупке алкоголя должны давать в магазине

Получить имущество в итоге может участник, если он единственный предоставил заявку на участие. Если таковых участников несколько, победителем становится предложивший максимальную среди всех сумму за лот. Если несколько участников предложили равные цены за объект, победителем объявляют того, кто сделал это первым. Приём заявок прекращается, начиная с той даты, в которую был победитель публичного аукциона по продаже имущества.

В законе о банкротстве о торгах посредством публичного предложения указываются также некоторые нюансы. Например, если балансовая стоимость имущества несостоятельного лица составляет менее, чем 100 тысяч рублей, порядок продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Уточняется так же, что закон не распространяется на имущество, изготовленное лицом в процессе своей хозяйственной деятельности.

Публичное предложение, являющееся 3 этапом торгов по банкротству, представляет собой наиболее популярный для реализации этап. Отмечается, что до 90% имущества доходит до продажи именно в эту фазу. Он выступает как наиболее выгодный для инвесторов, поскольку есть шанс приобрести товар по сниженной цене относительно рыночного значения.

Участие в данном этапе предполагает подачу заявки с указанием всех необходимых данных (иначе она будет отклонена), в том числе с предлагаемой стоимостью за продаваемое имущество.

Не забывайте, что на площадках необходимо предварительно регистрироваться, более того устанавливать требуемое программное обеспечение, поскольку торги проходят в электронном формате. Ознакомьтесь с этими вопросами, и с перечнем необходимых документов/действий для участия заранее — ведь всегда есть шанс опоздать по собственной невнимательности.

Проверяйте на площадке информацию о том, в какой форме будут проходить публичные торги по банкротству — открытая и закрытая вариации предполагают различные условия для участия, различные порядки проведения.

Ознакомьтесь с юридической базой — именно от Вашего личного уровня компетентности зависит, получите ли Вы прибыль, понесёте ли убытки, поскольку в определённых ситуациях внесённый задаток остаётся у организатора (например, если после победы Вы сами отказываетесь от заключения договора).

Источник:
http://storgov.ru/baza-znanij/publichnye-torgi-po-bankrotstvu/

Последовательность снижения стартовой цены продажи имущества посредством публичного предложения

Зарегистрирован: 19/01/2013 06:48:46
Сообщений: 2
Оффлайн

Зарегистрирован: 27/12/2010 03:09:38
Сообщений: 37
Оффлайн

Зарегистрирован: 27/12/2010 03:09:38
Сообщений: 37
Оффлайн

Зарегистрирован: 26/04/2012 10:23:05
Сообщений: 1
Оффлайн

Зарегистрирован: 18/04/2013 21:56:56
Сообщений: 2
Оффлайн

Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 18/04/2013 22:09:36

Зарегистрирован: 18/04/2013 21:56:56
Сообщений: 2
Оффлайн

Это сообщение было редактировано 2 раз. Последнее обновление произошло в 18/04/2013 22:11:24

Зарегистрирован: 30/08/2012 09:52:35
Сообщений: 3
Оффлайн

Зарегистрирован: 23/05/2011 15:46:09
Сообщений: 3
Оффлайн

Зарегистрирован: 04/06/2013 08:39:14
Сообщений: 7
Оффлайн

Зарегистрирован: 19/06/2013 14:13:55
Сообщений: 19
Оффлайн

Интересно, а на чем основывается «Можно».
Ну т.е. хотелось бы ссылки на НПА и т.п.

Зарегистрирован: 04/06/2013 08:39:14
Сообщений: 7
Оффлайн

Зарегистрирован: 19/06/2013 14:13:55
Сообщений: 19
Оффлайн

В том, что вы процитировали, прямо и указано.
Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее — продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

1. В законе ведь не указано, что если аукционы по продаже одного и того же имущества были признаны несостоявшимися.
2. Законодатель предусмотрел способы продажи, следующие после проведения аукциона, как продажа через публичное предложение, а затем ели не состоялась, продажа без объявления цены. Невозможно проводить этими способами, в случае если не проводили предыдущими способами. Таким образом, выстраивается последовательность из процедур.
3. В законе не предусмотрены специальные случаи проведения повторного аукциона, при признании его несостоявшимся. (Например, как в других законах).

Все это позволяет сделать вывод, что закон установил проведение только одной процедуры аукциона.

Скажите, а где указано в Законе, не в подзаконных актах, иное. Т.е. что можно проводить процедуру аукциона несколько раз.

Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 28/06/2013 08:16:03

Источник:
http://torgi.gov.ru/forum/posts/list/38072.page

О скидках при распродаже приватизируемого имущества

Допускается ли снижение начальной цены продажи приватизируемого государственного имущества после того как на аукцион не поступила ни одна заявка, объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Алексей Александров

Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является его продажа на аукционе (пп. 2 п. 1 ст. 13, ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ)). При этом начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Начальная цена продажи имущества указывается в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества (ст. 12, пп. 4 п. 3 ст. 15 Закона N 178-ФЗ). Закон N 178-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных правил изменения начальной цены приватизируемого имущества в случае признания аукциона по продаже государственного или муниципального имущества несостоявшимся и последующей продаже этого имущества тем же способом или другими способами, определенными законом. Однако п. 3 ст. 23 Закона N 178-ФЗ установлено, что в случае, если вследствие признания аукциона несостоявшимся последующая продажа имущества осуществляется посредством публичного предложения, цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50% начальной цены такого аукциона.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации продажа имущества будет осуществлена посредством публичного предложения, государственный орган (орган местного самоуправления) не вправе устанавливать начальную цену продажи имущества ниже цены, определенной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе.

Отметим, что Закон N 178-ФЗ не запрещает и повторное проведение аукциона по продаже приватизируемого имущества в случае, когда предыдущий аукцион был признан несостоявшимся. Однако, поскольку специальных правил определения цены продажи имущества в этой ситуации закон не предусматривает, должны применяться общие правила, установленные ст. 12 Закона N 178-ФЗ, то есть начальная цена продажи такого имущества должна определяться в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона N 135-ФЗ при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации проведение оценки является обязательным. При этом в целях определения начальной цены имущества, упомянутой в ст. 12 Закона N 178-ФЗ, установлению подлежит рыночная стоимость объекта оценки, что следует из ст. 7 Закона N 135-ФЗ.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона N 135-ФЗ).

В связи с этим Президиум ВАС РФ в п. 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» указал, что если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. Если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы (п. 3 названного постановления).

Читайте также  Проводки по излишкам и недостачам при инвентаризации

Из вышеизложенного следует, что по общему правилу рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете оценщика, является рекомендуемой для совершения сделки. Обязательной она является лишь в случаях, когда законодательство предусматривает обязательность установления цены сделки в соответствии с величиной рыночной стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком (в частности, когда цена сделки должна быть установлена не ниже или не выше рыночной стоимости имущества, являющегося предметом сделки). Из нормы ст. 12 Закона N 178-ФЗ буквально не следует, что начальная цена продажи государственного или муниципального имущества при его приватизации должна быть установлена в точном соответствии с рыночной стоимостью такого имущества, указанной в отчете оценщика, либо не может быть выше или ниже такой стоимости. Из этой нормы усматривается лишь необходимость соблюдения порядка определения стоимости имущества, предусмотренного Законом N 135-ФЗ, и учета величины рыночной стоимости имущества, определенной оценщиком, при установлении начальной цены продажи имущества на аукционе. Суды во многих случаях также придерживаются правовой позиции, согласно которой Закон N 178-ФЗ предусматривает лишь обязательное привлечение независимого оценщика при определении начальной цены приватизируемого имущества, но не устанавливает обязательность величины стоимости объекта приватизации, указанной независимым оценщиком (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2008 N А66-663/2007, Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 N 06АП-3502/2009, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008 N 15АП-7517/2008). Таким образом, буквально из положений Закона N 178-ФЗ не вытекает запрет установления начальной цены продажи государственного или муниципального имущества, приватизируемого посредством проведения аукциона, в размере ниже рыночной стоимости такого имущества, определенной в отчете оценщика. При этом закон не определяет конкретный размер возможного снижения цены. Однако с учетом возможного неоднозначного истолкования формулировки ст. 12 Закона N 178-ФЗ следование такому правовому подходу может повлечь за собой определенные правовые риски. Судебная практика не выработала единообразную правовую позицию по вопросу о правомерности изменения размера начальной цены продажи приватизируемого имущества по сравнению с величиной его рыночной стоимости, указанной в отчете оценщика. В некоторых случаях суды приходят к выводу о том, что Закон N 178-ФЗ устанавливает ограничение в определении начальной цены (не ниже рыночной) в интересах собственника, который вправе реализовать имущество и по более высокой цене, то есть полагают невозможным установление начальной цены продажи имущества ниже его рыночной стоимости (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 N 17АП-544/13). Более того, некоторые судьи полагают, что начальная цена подлежащего приватизации государственного имущества должна устанавливаться в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, то есть должна признаваться равной цене стоимости подлежащего приватизации объекта, указанной в отчете об оценке данного объекта. При этом увеличение начальной цены продажи имущества, по сравнению с его рыночной стоимостью, не допускается (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.06.2012 N Ф01-2361/12). Обратим внимание, что закон допускает возможность снижения цены первоначального предложения при продаже государственного или муниципального имущества (равной начальной цене продажи имущества, установленной для целей проведения аукциона, признанного несостоявшимся) в случае приватизации имущества посредством публичного предложения (ст. 23 Закона N 178-ФЗ). В свою очередь, п. 1 ст. 23 Закона N 178-ФЗ предусматривает, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее — продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Таким образом, в рассматриваемом случае имущество может быть предложено к продаже посредством публичного предложения, при этом цена первоначального предложения может быть снижена до минимальной цены предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цены отсечения) (п.п. 2, 4.1 ст. 23 Закона N 178-ФЗ). Наконец, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась, такая продажа может быть осуществлена без объявления цены (ст. 24 Закона N 178-ФЗ). Этот способ приватизации вообще не предполагает необходимости определения начальной цены приватизируемого имущества (смотрите также Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 N 549). С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник:
http://rg.ru/2014/10/13/garant.html

Последовательность снижения стартовой цены продажи имущества посредством публичного предложения

Продажа имущества проводится ведущим в присутствии Комиссии.

Ведущим оглашаются наименование имущества, его основные характеристики, цена первоначального предложения и минимальная цена предложения (цена отсечения), а также шаг понижения и шаг аукциона.

При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на шаг понижения до цены отсечения.

Шаг понижения устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 10% цены первоначального предложения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

Шаг аукциона устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей 50 % шага понижения и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

После оглашения ведущим цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек. В случае отсутствия предложений по первоначальной цене имущества ведущим осуществляется последовательное снижение цены на шаг понижения.

Предложения о приобретении муниципального имущества заявляются участниками поднятием их карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем шаге понижения.

Право приобретения муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем шаге понижения, при отсутствии предложений других участников продажи после троекратного повторения ведущим сложившейся цены продажи имущества. Ведущий продажи объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника продажи имущества, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.

В случае, если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из шагов понижения, со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества.

Начальной ценой муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившегося на данном шаге понижения.

В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену имущества. После завершения аукциона ведущий объявляет о продаже имущества, называет победителя продажи имущества, цену и номер карточки победителя.

Цена имущества, предложенная победителем продажи имущества заносится в протокол об итогах продажи имущества, составляемый в 2 экземплярах.

Протокол об итогах продажи имущества, подписанный ведущим продажи имущества и Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

Уведомление о признании участника продажи посредством публичного предложения победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день проведения итогов продажи посредством публичного предложения.

Продажа имущества посредством публичного предложения признается несостоявшейся:

— в случае отсутствия заявок на участие в продаже;

— если ни один из претендентов не признан участником продажи;

— если принято решение о признании только одного претендента участником продажи;

— если в продаже принял участие только один участник;

— если после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

В случае признания продажи имущества несостоявшейся продавец в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый ведущим и комиссией.

Источник:
http://xn--80ae1alafffj1i.xn--p1ai/about/pervui_zamestitel_glavu1/komitet_po_upravleniu_municipalnum_imuchestvom/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/Poryadok_prov_prod_publ_predl.php