Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июля 2019 г

Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июля 2019 г. № БС-4-11/14633@ О возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Федеральная налоговая служба в связи с письмом УФНС России по вопросу возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сообщает.

Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме.

В соответствии с Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2016 N ММВ-23-11/27@/02-11-13/06-5262П ФСС России в рамках межведомственного взаимодействия направляет в ФНС России:

— информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов;

— решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды;

— решения о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у налогового органа, в том числе и представленных ФСС России.

Согласно статье 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Одновременно следует отметить, что в 2018 году плательщику страховых взносов был произведен возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обзор документа

Налоговый орган проводит камеральную проверку расчета по страховым взносам. Он обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога. По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72229556/

Форма 23-ФСС. Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов

«Форма 23-ФСС РФ» – это специальный унифицированный стандартный документ, который заполняется в тех случаях, когда предприятие или организация имеют желание вернуть излишне уплаченные средства во внебюджетные фонды (Пенсионных фонд, ФСС и т.д.). Такие ситуации не являются редкостью, как правило, это происходит вследствие срабатывания «человеческого фактора»: ошибок бухгалтерии, неправильно произведенных подсчетах, или просто невнимательности, а также при сбоях в бухгалтерских программах.

Что будет, если не вернуть деньги

В тех случаях, когда юридические лица или ИП не требуют возврата излишне перечисленных средств, сотрудники внебюджетных фондов могут на свое усмотрение, самостоятельно принять решение о зачислении таких сумм в счет перечисления будущих взносов или же погасить ими имеющиеся задолженности и штрафы.

Всю ли сумму возвращать

Иногда переплата составляет довольно значительные цифры, но при этом плательщик не испытывает большой потребности в их полном возврате.

Возникает вполне резонный вопрос: можно ли вернуть оплаченную сумму частично или распределить ее каким-либо нетривиальным образом. Ответ прост: да, закон никоим образом не ограничивает право плательщика распоряжаться излишне уплаченными средствами так, как ему вздумается.

Например, можно потребовать к возвращению лишь некоторый процент от суммы, а остальное пустить на погашение недоимок, штрафов и пеней, можно часть отложить в счет будущих платежей и т.д.

Что делать если деньги уже зачтены сотрудниками фонда

Если деньги до поступления заявления уже были пущены на покрытие штрафов и пени, то вернуть удастся только ту сумму, которая окажется разницей между излишне переплаченными средствами и деньгами, ушедшими на эти цели. Если же средства были зачтены в счет будущих платежей, то проблем с их полным возвратом возникнуть не должно.

Сроки для возврата переплаченных средств

Со стороны закона возможность возврата денег, оплаченных сверх меры, строго ограничена периодом в три года. Заявления, поступившие после этого, не подлежат удовлетворению.

Если же заявление пришло своевременно и факты, указанные в нем соответствуют действительности, то возврат финансов должен произойти в течение месяца после его получения сотрудниками внебюджетного фонда, с которым приключилась оказия. При этом, если фонд нарушит свои обязательства и просрочит срок возврата денежных средств, то через написание соответствующего заявления, за каждый день просрочки с него можно потребовать проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования (если представители организации отказываются платить добровольно, можно смело обращаться в суд).

Важное уточнение: если факт выявления излишне уплаченных взносов вскрылся при сверке, то срок их возврата отсчитывается с даты подписания акта сверки.

Правила по заполнению формы 23-ФСС РФ

При заполнении формы следует учитывать несколько важнейших моментов.

    Во-первых, любые ошибки при указании реквизитов организации могут привести к весьма неприятным последствиям, поэтому на них нужно обращать особо пристальное внимание.

Если с ИНН, КПП и прочими параметрами все более-менее ясно, то у многих вызывает затруднение строка под названием «код ОКАТО» (расшифровывается как Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления). На сегодняшний день в эту строку необходимо поставить код ОКТМО (иначе говоря, Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований), найти который можно, например, на сайте налоговой службы.

  • Во-вторых, требуя возвратить деньги, нужно обязательно указывать их предназначение (т.е. ставить сумму именно в ту ячейку, к которой она относится).
  • И третий важный момент: если заявление в фонд предоставляет не лично заявитель, а его представитель, в специальный раздел заявления нужно внести о нем подробные сведения.
  • Заявление составляется в двух экземплярах, один из которых передается специалисту внебюджетного фонда, а второй, в качестве потенциального доказательства, остается на руках у плательщика. При этом сотрудник учреждения обязан проштамповать оба документа.

    Ниже приводится пример заполнения формы 23-ФСС РФ — Заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Инструкция по заполнению Формы 23-ФСС

    • Первым делом, вверху документа справа следует вписать должность руководителя территориального отделения ФСС, его фамилию, имя, отчество.
    • Далее, уже в самом заявлении необходимо подробнейшим образом указать сведения о плательщике: полное наименование компании (с расшифрованным организационно-правовым статусом), регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов и код подчиненности (оба эти значения каждому плательщику присваивает ФСС – найти их можно на сайте организации).
    • Следующим шагом вписываются ИНН, КПП, а также юридический адрес предприятия. Если он отличается от фактического, то фактический тоже следует указать.

    Вторая часть документа касается собственно денежных средств. Сначала в соответствующие окошки необходимо проставить нужные суммы. Затем вносятся реквизиты банковского счета организации, а также код ОКАТО (пояснения к нему были даны выше)

    Строка под названием «Номер лицевого счета» помеченная звездочкой, заполняется только теми организациями, у которых имеется лицевой счет в органах Федерального казначейства.

    В заключение документ должен быть подписан руководителем организации, а также главным бухгалтером.

    Если директор выполняет одновременно и функции главного бухгалтера, то во второй строке он снова должен поставить свою подпись.

    Телефон напротив каждой фамилии указывается на тот случай, если у сотрудников учреждения возникнут какие-либо вопросы к заявителю. В последнюю очередь на документ ставиться дата, а также печать (при ее наличии).

    Если заявление пишет лицо, являющееся представителем заявителя, то ему необходимо заполнить строки, находящиеся ниже, в том числе указать личные паспортные данные и документ, на основании которого он действует.

    Источник:
    http://assistentus.ru/forma/23-fss-rf/

    Возврат страховых взносов

    Если у организации возникла переплата по взносам, то она может сделать возврат излишне уплаченных страховых взносов. Порядок возврата переплаты по страховым взносам несколько отличается от общепринятого порядка возврата излишне уплаченных налогов.

    Возврат уплаченных страховых взносов

    Общее правило такое: возврат переплаты страховых взносов в 2019 году производится по письменному заявлению о возврате излишне уплаченных страховых взносов (п. 6 ст. 78 НК РФ). Заявление на возврат страховых взносов можно подать (п. 4 ст. 78 НК РФ):

    • непосредственно в налоговую инспекцию. Это делает руководитель организации или его представитель по доверенности;
    • по почте. Нужно направить заказное письмо с описью вложения;
    • по ТКС. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
    Читайте также  Должностная инструкция инженера по ремонту

    Налоговый орган должен вернуть излишне уплаченные взносы в течение месяца со дня получения заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Вместе с тем, если переплата по страховым взносам возникла в результате подачи расчета по взносам (либо уточненного РСВ), то решение о возврате страховых взносов из налоговой может быть принято только после истечения 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки РСВ. Или же со дня вступления в силу решения по проверке, если в результате проверки были обнаружены нарушения законодательства (п. 8.1 ст. 78 НК РФ). Плюс налоговикам отводится 10 рабочих дней непосредственно на принятие решения о возврате страховых взносов (п. 8 ст. 78 НК РФ).

    О принятом решении налоговики должны уведомить страхователя в течение 5 рабочих дней (п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Возврат страховых взносов ИП, уплаченных за себя, а также страховых взносов, уплаченных предпринимателем как работодателем, производится в том же порядке, что описан выше.

    Особенности возврата страховых взносов ПФР

    В НК прописан случай, когда вернуть излишне уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование не получится. Такое возможно, если по сообщению территориального органа ПФР данные о сумме излишне уплаченных взносов на пенсионное страхование представлены организацией в ПФР в составе сведений персонифицированного учета и учтены на индивидуальных счетах застрахованных лиц (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Иными словами, данные уже разнесены по лицевым счетам физлиц в ПФР. В этом случае переплату можно лишь зачесть в счет будущих платежей по этому же человеку.

    Возврат переплаты страховых взносов до 2017

    Возврат страховых взносов, начисленных за периоды до 01.01.2017, безусловно, возможен (ч. 3 ст. 21 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ ). Для возврата подайте заявление в ПФР или ФСС (в зависимости от вида взносов). А вот зачесть эти переплаты в счет взносов, уплачиваемых в ИФНС, нельзя.

    Заявление о возврате страховых взносов: образец

    Заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов подается по определенной форме. Форма заявления о возврате страховых взносов утверждена Приложением N 8 к Приказу ФНС от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@. Страница 3 заявления не заполняется. Приведем образец заявления о возврате излишне уплаченного страхового взноса в ПФР:

    Источник:
    http://glavkniga.ru/forms/928

    Обращаемся за возвратом излишне уплаченных страховых взносов

    Автор: Корсаков Д. М., эксперт журнала

    Должен ли ФСС вернуть излишне взысканные взносы с процентами, если его решение признано незаконным? Можно ли претендовать на возврат взносов, если истек срок возврата переплаты в административном порядке, но при этом не был пропущен срок исковой давности при обращении в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов?

    Можно ли взыскать с ФСС проценты, если решение фонда признано незаконным?

    В Постановлении от 06.06.2019 по делу № А50-29761/2018 АС УО поддержал организацию в следующей ситуации. По результатам проверки ФСС предъявил организации требование об уплате страховых взносов по травматизму. Организация исполнила требование, однако оспорила само решение фонда. Суд встал на сторону страхователя и признал решение недействительным. По заявлению фонд вернул уплаченные взносы, но организация хотела получить также проценты (за излишне взысканные суммы). ФСС настаивал на том, что взносы являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными и оснований для начисления процентов нет.

    В качестве довода фонд указал, что акты органов контроля за уплатой страховых взносов не обладают теми признаками принудительности, которые присущи актам налоговых органов, и при возврате страхователю переплаты страховых взносов, которая возникла вследствие доначисления страховых взносов по результатам выездной проверки, следует применять нормы ст. 26.12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) о зачете или возврате излишне уплаченных страховых взносов.

    От правильной квалификации действий страхователей зависит порядок расчетов с ФСС.

    Приняв решение в пользу организации, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что уплата страховых взносов на основании решения фонда, вынесенного по результатам проверки и впоследствии признанного недействительным по решению суда, является основанием для признания уплаченных денежных сумм излишне взысканными.

    К сведению:

    В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам (п. 1 – 2 ст. 26.1 Федерального закона № 125-ФЗ). Недоимка по страховым взносам взыскивается с юридического лица или ИП в порядке, предусмотренном ст. 26.6 и 26.7 Федерального закона № 125-ФЗ.

    В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность их уплаты исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя (п. 1 ст. 26.6 Федерального закона № 125-ФЗ). При этом излишне уплаченные страховые взносы взыскиваются по решению территориального органа страховщика путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет ФСС необходимых денежных средств со счетов страхователя.

    К сведению:

    До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

    Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату страхователю в порядке, предусмотренном ст. 26.13 Федерального закона № 125-ФЗ. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается территориальным органом страховщика в течение 10 дней со дня получения заявления страхователя, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне уплаченные страховые взносы.

    К сведению:

    В случае если установлен факт излишне уплаченные страховые взносы, территориальный орган страховщика принимает решение:

    о возврате суммы излишние страховые взносы. Она подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления страхователя о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов;

    о перечислении процентов, начисленных в порядке, предусмотренном п. 9 ст. 26.13 Федерального закона № 125-ФЗ, на сумму излишние страховые взносы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, при этом процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне взысканных страховых взносов.

    Отметим, что при рассмотрении дела арбитры учли правовую позицию, изложенную:

    в Определении КС РФ от 27.12.2005 № 503-О: в отношении аналогичных норм НК РФ требование фонда об уплате страховых взносов является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество страхователя);

    в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04: выставление требования об уплате налога признается мерой принудительного характера, перечисление денежных средств во исполнение требования не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Взыскание налога – длящийся процесс. На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму, а на втором – применяет принудительные меры взыскания;

    в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11: оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78, 79 НК РФ зависит от основания, по которому была исполнена налоговая обязанность, признанная в последующем отсутствующей (на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки). При этом способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер принудительного взыскания) правового значения не имеет. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

    Установление положениями НК РФ различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого была исполнена налоговая обязанность, признанная впоследствии отсутствующей.

    К сведению:

    Начисление процентов в случае возврата публичных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является компенсацией причиненного страхователю ущерба, дополнительной гарантией защиты прав, направленных на реализацию положений ст. 52 и 53 Конституции РФ (с учетом правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 27.12.2005 № 503-О).

    Читайте также  Налоговая инспекция №4 Краснодар Прикубанский округ

    При изучении материалов дела судами было установлено (и фондом не оспаривалось), что возврат страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний списали со счета организации в бюджет фонда на основании решения фонда и его требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

    Впоследствии решением арбитражного суда доначисление страховых взносов признано незаконным, в связи с чем фонд возвратил названную сумму в адрес организации платежными поручениями. Таким образом, требования общества о взыскании процентов правомерно удовлетворены судами на основании п. 9 ст. 23.13 Федерального закона № 125-ФЗ.

    Довод фонда об отсутствии оснований для начисления процентов вследствие того, что взносы являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными, был правомерно отклонен, поскольку организация не по собственной инициативе и не самостоятельно исчислила взносы, а перечислила их на основании решения фонда, при неисполнении которого взносы подлежали принудительному взысканию.

    Ранее к похожим выводам пришел АС ВВО в Постановлении от 12.12.2016 № Ф01-5247/2016 по делу № А29-2393/2016. Согласно обстоятельствам дела решение фонда об уплате страховых взносов, пеней и штрафа было признано судом недействительным. Фонд возвратил на расчетный счет организации возврат страховые взносы, пени и штраф без уплаты процентов. Организация обратилась в суд с требованием о взыскании с регионального отделения ФСС процентов, начисленных на сумму излишне взысканных страховых взносов. Арбитры подтвердили, что сумма излишне взысканных взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами.

    Соблюдение срока давности при обращении за возвратом страховых взносов

    В Постановлении от 21.01.2019 № Ф07-16444/2018 по делу № А44-1863/2018 АС СЗО рассмотрел требование организации, которая настаивала на возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения. ПФР отказывал организации в возврате излишне уплаченных страховых взносов, ссылаясь на тот факт, что заявление об их возврате было подано по истечении трех лет с момента уплаты взносов.

    Решением суда первой инстанции и в дальнейшем постановлением апелляционного суда требования организации были удовлетворены в полном объеме.

    Однако фонд обратился в суд с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.

    По мнению подателя жалобы, установленный ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (действовавший в период рассмотрения дела) срок возврата излишне уплаченных страховых взносов является пресекательным и восстановлению не подлежит. Исчисление данного срока не ставится в зависимость от того, когда страхователь узнал (или должен был узнать) об излишне уплаченной сумме. При этом фонд полагал, что организация в любом случае обладала информацией о наличии у нее переплаты по страховым взносам и применяла пониженный тариф взносов, а следовательно, имела возможность своевременно сдать уточненный расчет.

    Изучив материалы дела, суд выяснил, что фондом была проведена документальная выездная проверка организации по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств. По результатам проверки фонд составил акт, из которого следовало, что организация в проверяемый период обладала правом на применение пониженного тарифа страховых взносов. Организация обратилась в фонд за возвратом переплаты, причем часть излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование была возвращена ей, а относительно остальной суммы фонд отказал в возврате, указав на подачу заявления по истечении трех лет с момента уплаты взносов.

    Суд обратил внимание на норму ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, согласно которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком уточненного расчета, указанный срок исчисляется со дня завершения фондом камеральной проверки данного расчета.

    Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за названные отчетные (расчетные) периоды (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ).

    При этом п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ было предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Указанному праву корреспондировала обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов, установленная п. 5 ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ, принимать решения о возврате плательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Порядок возврата излишне уплаченных сумм на момент рассмотрения дела был предусмотрен ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

    Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы.

    Арбитры выяснили, что переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование возникла у организации за период с 15.02.2014 по 15.11.2014, а с заявлением о возврате указанной суммы она обратилась только 08.12.2017. Следовательно, истек срок возврата переплаты в административном порядке.

    Однако судьи пришли к обоснованному выводу, что не был пропущен срок исковой давности при обращении в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

    Исходя из правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 21.06.2001 № 173-О, лицо, имеющее переплату по обязательному платежу, в случае пропуска срока возврата переплаты в административном порядке вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

    В рассматриваемом случае арбитры, принимая во внимание доводы заявителя и представленные им доказательства, пришли к выводу, что срок исковой давности по заявленному требованию следует исчислять с даты акта проверки фонда, составленного 02.05.2017, поскольку именно с этого момента организация узнала о возможности применения пониженного тарифа и, как следствие, о наличии излишне уплаченных в период с 15.02.2014 по 15.11.2014 страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

    В отсутствие у страхователя задолженности по уплате взносов за предыдущие периоды у ответчика не было оснований полагать, что спорная сумма переплаты не подлежит возврату и может быть зачтена в счет имеющейся задолженности или в счет будущих платежей. Более того, положения Федерального закона № 212-ФЗ не предусматривали возможности такого зачета в счет будущей оплаты.

    Следовательно, в данном случае правомерно удовлетворение заявленных организацией требований о возложении на фонд обязанности по возврату переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

    Источник:
    http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a39/995122.html

    Зачет и возврат переплаты по страховым взносам в ФСС

    Разъясните, каков порядок зачета и возврата суммы переплаты по страховым взносам в ФСС?

    Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ [1] установлено, что сумма излишне оплаченных страховых взносов подлежит:

    • зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам;
    • зачету в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом;
    • возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.

    Страховщик обязан сообщать плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным факте излишней уплаты страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

    При обнаружении на лицевом счете плательщика излишних сумм работник ФСС предлагает произвести сверку данных, которая оформляется актом совместной сверки по форме 21-ФСС РФ (приложение 1 к Приказу № 49 [2] ).

    В случае если по результатами сверки подтверждена переплата, учреждение подает в ФСС соответствующее заявление:

    • о зачете суммы по форме 22-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49). При этом плательщик определяет, в счет каких платежей производится зачет;
    • о возврате суммы по форме 24-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49) с указанием своих платежных реквизитов.

    Обратите внимание

    Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

    В акте совместной сверки и заявлениях плательщика сведения о видах социального страхования, контролируемых ФСС (федеральные законы № 255-ФЗ [3] , 125-ФЗ [4] ), отражаются одновременно.

    Напомним, что с 01.01.2015 по заявлению плательщика страховых взносов может производиться зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования в счет предстоящих платежей, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому упомянутому виду страхования (п. 21 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ). О допустимости такого зачета в отношении сумм переплаты между платежами, контролируемыми ФСС, дает разъяснение Минтруд в Письме от 24.09.2014 № 17-3/В-451.

    Читайте также  Акт выполненных работ

    Возврат переплаты производится только на основании заявления плательщика и после погашения всех задолженностей у него перед ФСС, включая пени и штрафы согласно п. 12 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ. Следовательно, на лицевой счет учреждения поступит сумма, оставшаяся после зачета.

    Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ.

    Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного месяца со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. В случае если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится с нарушением установленного срока, ФСС начисляет на сумму излишне уплаченных страховых взносов проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (ч. 17 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ).

    Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов в силу п. 24 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

    В том случае, если в результате сверки не будет подтверждена переплата, учреждению следует представить уточненный расчет с правильными сведениями по начисленным и уплаченным страховым взносам.

    Вопрос

    Как отражаются операции по возврату и зачету сумм переплаты страховых взносов, контролируемых ФСС, в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений?

    В бухгалтерском учете учреждений операции по возврату переплаты по страховым взносам на лицевой счет отражаются в соответствии с положениями п. 104Инструкции № 162н [5] , п. 132Инструкции № 174н [6] , п. 160 Инструкции № 183н [7] .

    Зачет платежей в рамках одного вида социального страхования отразится на основании положений п. 18 Инструкции № 157н [8] исправительной бухгалтерской записью, оформленной методом «красное сторно».

    Зачет суммы переплаты по одному виду страхования в счет платежей по другому виду страхования отражается исправительной бухгалтерской записью, оформленной по методом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

    В бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений операции по зачету и возврату переплаты по страховым взносам оформляются на основании справки (ф. 0504833) и отражаются в соответствии принятым ФСС решением следующим образом:

    Источник:
    http://www.klerk.ru/buh/articles/429536/

    Форма 23-ФСС. Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов

    «Форма 23-ФСС РФ» – это специальный унифицированный стандартный документ, который заполняется в тех случаях, когда предприятие или организация имеют желание вернуть излишне уплаченные средства во внебюджетные фонды (Пенсионных фонд, ФСС и т.д.). Такие ситуации не являются редкостью, как правило, это происходит вследствие срабатывания «человеческого фактора»: ошибок бухгалтерии, неправильно произведенных подсчетах, или просто невнимательности, а также при сбоях в бухгалтерских программах.

    Что будет, если не вернуть деньги

    В тех случаях, когда юридические лица или ИП не требуют возврата излишне перечисленных средств, сотрудники внебюджетных фондов могут на свое усмотрение, самостоятельно принять решение о зачислении таких сумм в счет перечисления будущих взносов или же погасить ими имеющиеся задолженности и штрафы.

    Всю ли сумму возвращать

    Иногда переплата составляет довольно значительные цифры, но при этом плательщик не испытывает большой потребности в их полном возврате.

    Возникает вполне резонный вопрос: можно ли вернуть оплаченную сумму частично или распределить ее каким-либо нетривиальным образом. Ответ прост: да, закон никоим образом не ограничивает право плательщика распоряжаться излишне уплаченными средствами так, как ему вздумается.

    Например, можно потребовать к возвращению лишь некоторый процент от суммы, а остальное пустить на погашение недоимок, штрафов и пеней, можно часть отложить в счет будущих платежей и т.д.

    Что делать если деньги уже зачтены сотрудниками фонда

    Если деньги до поступления заявления уже были пущены на покрытие штрафов и пени, то вернуть удастся только ту сумму, которая окажется разницей между излишне переплаченными средствами и деньгами, ушедшими на эти цели. Если же средства были зачтены в счет будущих платежей, то проблем с их полным возвратом возникнуть не должно.

    Сроки для возврата переплаченных средств

    Со стороны закона возможность возврата денег, оплаченных сверх меры, строго ограничена периодом в три года. Заявления, поступившие после этого, не подлежат удовлетворению.

    Если же заявление пришло своевременно и факты, указанные в нем соответствуют действительности, то возврат финансов должен произойти в течение месяца после его получения сотрудниками внебюджетного фонда, с которым приключилась оказия. При этом, если фонд нарушит свои обязательства и просрочит срок возврата денежных средств, то через написание соответствующего заявления, за каждый день просрочки с него можно потребовать проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования (если представители организации отказываются платить добровольно, можно смело обращаться в суд).

    Важное уточнение: если факт выявления излишне уплаченных взносов вскрылся при сверке, то срок их возврата отсчитывается с даты подписания акта сверки.

    Правила по заполнению формы 23-ФСС РФ

    При заполнении формы следует учитывать несколько важнейших моментов.

      Во-первых, любые ошибки при указании реквизитов организации могут привести к весьма неприятным последствиям, поэтому на них нужно обращать особо пристальное внимание.

    Если с ИНН, КПП и прочими параметрами все более-менее ясно, то у многих вызывает затруднение строка под названием «код ОКАТО» (расшифровывается как Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления). На сегодняшний день в эту строку необходимо поставить код ОКТМО (иначе говоря, Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований), найти который можно, например, на сайте налоговой службы.

  • Во-вторых, требуя возвратить деньги, нужно обязательно указывать их предназначение (т.е. ставить сумму именно в ту ячейку, к которой она относится).
  • И третий важный момент: если заявление в фонд предоставляет не лично заявитель, а его представитель, в специальный раздел заявления нужно внести о нем подробные сведения.
  • Заявление составляется в двух экземплярах, один из которых передается специалисту внебюджетного фонда, а второй, в качестве потенциального доказательства, остается на руках у плательщика. При этом сотрудник учреждения обязан проштамповать оба документа.

    Ниже приводится пример заполнения формы 23-ФСС РФ — Заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Инструкция по заполнению Формы 23-ФСС

    • Первым делом, вверху документа справа следует вписать должность руководителя территориального отделения ФСС, его фамилию, имя, отчество.
    • Далее, уже в самом заявлении необходимо подробнейшим образом указать сведения о плательщике: полное наименование компании (с расшифрованным организационно-правовым статусом), регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов и код подчиненности (оба эти значения каждому плательщику присваивает ФСС – найти их можно на сайте организации).
    • Следующим шагом вписываются ИНН, КПП, а также юридический адрес предприятия. Если он отличается от фактического, то фактический тоже следует указать.

    Вторая часть документа касается собственно денежных средств. Сначала в соответствующие окошки необходимо проставить нужные суммы. Затем вносятся реквизиты банковского счета организации, а также код ОКАТО (пояснения к нему были даны выше)

    Строка под названием «Номер лицевого счета» помеченная звездочкой, заполняется только теми организациями, у которых имеется лицевой счет в органах Федерального казначейства.

    В заключение документ должен быть подписан руководителем организации, а также главным бухгалтером.

    Если директор выполняет одновременно и функции главного бухгалтера, то во второй строке он снова должен поставить свою подпись.

    Телефон напротив каждой фамилии указывается на тот случай, если у сотрудников учреждения возникнут какие-либо вопросы к заявителю. В последнюю очередь на документ ставиться дата, а также печать (при ее наличии).

    Если заявление пишет лицо, являющееся представителем заявителя, то ему необходимо заполнить строки, находящиеся ниже, в том числе указать личные паспортные данные и документ, на основании которого он действует.

    Источник:
    http://assistentus.ru/forma/23-fss-rf/