Ограничения для занятия предпринимательской деятельностью

Ограничения для занятия предпринимательской деятельностью

В соответствии со ст.22 ГК, никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Реализация данного положения проявляется в том, что действующее законодательство в некоторых случаях ограничивает право некоторых граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Анализируя ограничения на право осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренные действующим законодательством, можно их условно классифицировать по следующим видам:

  • 1) связанные с государственной службой;
  • 2) установленные для федеральных и мировых судей;
  • 3) специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций;
  • 4) установленные в рамках уголовного наказания;
  • 5) связанные с признанием индивидуального предпринимателя без образования юридического лица несостоятельным (банкротом);
  • 6) возрастные ограничения.

Прежде всего, ограничение на занятие предпринимательской деятельностью касается государственных служащих, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

На недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления обращено так же внимание Закона РФ «О милиции» от 22 марта 1991 г., ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ».

Данные ограничения в основном сводятся к следующим запретам: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной педагогической и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, что не исключает возможности передачи имущества, капитала в доверительное управление: состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении такой организацией (например, представлять интересы государства в управлении юридическим лицом со значительной долей государства в его уставном капитале).

Аналогичные ограничения установлены для судей Конституционного суда РФ, иных федеральных судов и мировых судей.

В отличие от перечисленных более жесткие ограничения предусмотрены ст.16 ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», которая запрещает сотрудникам службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении.

Для работников некоторых организаций законом установлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для служащих товарных бирж и служащих фондовых бирж. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, не вправе принимать участие в операциях на фондовых биржах в качестве индивидуальных предпринимателей.

Нарушение установленных законом ограничений на занятие предпринимательской деятельностью влечет за собой определенные негативные последствия: признание совершенных сделок недействительными, а так же рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствии служащего, допустившего данные нарушения, занимаемой должности.

Как считают некоторые авторы (например, В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлева), установленные законом ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу должностного положения определенных лиц, возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности.

Спорным следует признать мнение авторов, считающих, что поскольку в силу п.3 ст.56 Конституции РФ право на осуществление предпринимательской деятельности ограничению не подлежит, подобные запреты следует рассматривать как не соответствующие Конституции. Так А.Я.Курбатов считает, что «следует ограничить… не право на осуществление предпринимательской деятельности, а право на занятие государственной должности в случае ее осуществления». Как справедливо замечает Г.Ф.Ручкина, «решение данного вопроса зависит от того, каким статусом лицо обладает. Если лицо является государственным служащим, то его право на занятие предпринимательской деятельностью ограничено. Хотя до этого он обладал абстрактной возможностью на осуществление предпринимательской деятельности, но не реализовал ее».

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает данным субъектам в течение 1 года с момента признания их банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п.2 ст.216). Причем применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.

Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности, в качестве основного или дополнительного наказания.

По смыслу, вытекающему из сущности уголовной ответственности, в приговоре должны быть конкретно указаны виды предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного судом срока. Если данная мера применяется в качестве основного наказания, срок лишения права может быть от 1 до 5 лет, если эта мера применяется как дополнительное наказание, то лишение права может быть установлено от 6 месяцев до 3-х лет (ст.47 УК РФ). Только после истечения сроков, установленных в приговоре, ограничение субъективного права прекращает действовать, и гражданин может заниматься теми видами деятельности, которые ему были запрещены приговором суда.

Следует так же отметить, что данная правовая норма об ограничении права заниматься предпринимательской деятельностью при определенных условиях, не нова для российского законодательства. В дореволюционном российском законодательстве содержалось указание на ряд лиц, которым запрещалось заниматься торговой деятельностью. Выдающийся русский ученый-правовед Г.Ф. Шершеневич в своем труде «Учебник торгового права» приводит ряд примеров.

С одной стороны закон признавал несовместимость торгового промысла с общественным положением лица, и по этой причине данный запрет затрагивал священнослужителей, монашествующих (но не монастыри, которым, по разъяснению Сената и Синода, дозволялось брать на свое имя промысловые свидетельства); лиц военного сословия, офицеров и нижних чинов (разрешалось брать торговые свидетельства, но производить торговые дела и управлять промысловыми заведениями они могли только через поверенного, управляющего или приказчика), а что касалось торговли крепкими напитками, то здесь для них устанавливался полный запрет.

С другой стороны, законодатель опасался столкновения между личными и торговыми интересами, в связи с чем, запрет налагался на маклеров, русских консулов и приказчиков. В иных случаях запрет на осуществление торговли являлся результатом наказания: для лишенных всех особых прав и преимуществ, для нарушивших предписание о ведении торговых книг; для пользовавшихся неустановленными мерами и весами; для признанных неосторожными банкротами. Кроме этого, в виде предупредительной меры запрещалось производство торговли жене несостоятельного должника до окончания конкурса.

Таким образом, исходя из изложенного в данной главе материала, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ограничение на занятие предпринимательской деятельностью устанавливается по различным основаниям: в зависимости от рода занятий, по возрасту, по основаниям, связанным с уголовной и гражданской ответственностью.

Во-вторых, вопрос об ограничениях на занятие предпринимательской деятельностью является дискуссионным. Как было указано ранее, дискуссии вызывает возраст, с которого возможно занятие предпринимательской деятельностью, а так же степень ограничения дееспособности, позволяющая заниматься предпринимательской деятельностью.

Все эти вопросы волновали ученых и дореволюционной России. Так Г.Ф.Шершеневич писал, что «институт эмансипации был неизвестен русскому праву, русские цивилисты не одобряли французский и германский опыт».

Следовательно, на современном этапе развития экономических отношений, требуется вмешательство законодателей для более четкого регулирования возможности осуществления предпринимательской деятельности в том или ином случае.

Источник:
http://vuzlit.ru/1296579/ogranicheniya_zanyatiya_predprinimatelskoy_deyatelnostyu

Ограничение занятия предпринимательской деятельностью

По каким основаниям возможно ограничение занятие предпринимательской деятельностью? Дайте ссылку на соответствующие акты, пожалуйста.

Доброе время суток Эмиль!

Ваш вопрос очень обширный.

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) и в других законах. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организации, имеющие исключительные права на их экспорт и (или) импорт, устанавливаются федеральными законами. В отношении всех других хозяйствующих субъектов, которым исключительные права не предоставляются, действует абсолютный запрет на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров.

Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

Можно выделить также:

— запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);

— запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»*(154)). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

Читайте также  Образец и порядок заполнения справки о стаже работы - Народный СоветникЪ

— запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.

Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

По решению суда может быть приостановлена:

— предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;

— эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).

Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.

С уважением, юрист по гражданским делам, Роман Куняшев

Источник:
http://pravoved.ru/question/2381137/

3.4. Запреты и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

— запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);

— запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»*(154)). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

— запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.

Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

По решению суда может быть приостановлена:

— предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;

— эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).

Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, будучи основанным на Конституции РФ (ст. 8, 34), имеет конституционные гарантии:

— политические. Все равны перед законом (ст. 19 Конституции РФ) независимо от убеждений, принадлежности к общественным объединениям (например, политическим партиям). Разделение властей (ст. 10 Конституции) на законодательную, исполнительную и судебную призвано гарантировать компетентное регулирование общественных отношений, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. К сожалению, следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью, свидетельствует о недостаточности контроля за деятельностью самих органов исполнительной власти и их должностных лиц;

— экономические. Предприниматели могут вести деятельность на основе различных форм собственности, каждая из которых признается и защищается равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции;

— юридические. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, действует презумпция невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, 49 Конституции РФ).

Источник:
http://knigi.news/predprinimatel/zapretyi-ogranicheniya-prava-osuschestvlenie-36180.html

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. Ручкина, кандидат юридических наук.

Конституция РФ не содержит положений, ограничивающих право на занятие предпринимательской деятельностью ни по кругу лиц, ни по сферам деятельности. Имеющееся как у физического, так и юридического лица имущество по общему правилу может быть использовано для осуществления любых видов предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е. ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.
Существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать так:
а) ограничения, связанные с профессиональной деятельностью:
— связанные с государственной службой;
— установленные для федеральных и мировых судей;
— специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (нотариусов, адвокатов, служащих бирж и т.д.);
б) ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением:
— предусмотренные административным законодательством;
— установленные в рамках уголовного наказания;
в) ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
г) возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;
д) ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.
Первая группа ограничений касается прежде всего государственных служащих, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. На недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления указано в ст. 9 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» содержит аналогичные запреты применительно к сотрудникам милиции, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ» указывает на данные ограничения применительно к сотрудникам таможенных органов (п. 2 ст. 7). Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 4) запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью устанавливается для работников прокуратуры.
Эти ограничения в основном сводятся к следующим запретам: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении такой организацией (например, представлять интересы государства в управлении юридическим лицом со значительной долей государства в его уставном капитале).
Кроме того, в п. 2 ст. 11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» закреплена обязанность государственного служащего передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (в настоящее время такой закон не принят).
Доверительное управление ценными бумагами осуществляется на основании договора о доверительном управлении, распространенного на фондовом рынке и заключаемого для управления крупными накоплениями физических лиц. Учредитель управления, являющийся физическим лицом, имеет возможность контролировать деятельность управляющего: получать отчет о заключенных сделках, составе портфеля ценных бумаг; давать поручения по заключению договора купли-продажи определенных финансовых инструментов (акций, облигаций и др.). Участники фондового рынка, как правило, ограничиваются лишь игрой на котировках ценных бумаг, не используя при этом права акционера на участие в управлении обществом, тогда как законодательством прямо предусмотрена такая возможность (п. 2 ст. 1012 ГК; ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Законодательство не содержит запрета на возможность учредителя управления передавать управляющему поручения относительно того, каким образом следует голосовать по переданным в доверительное управление ценным бумагам. Деятельность доверительного управляющего, связанная исключительно с осуществлением прав по ценным бумагам, не требует лицензии (ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Таким образом, возможна ситуация, когда государственный служащий полностью осуществляет права владельца (акционера) юридического лица и контролирует его деятельность. Для этого необходимо лишь создание специального юридического лица и передача ему в доверительное управление ценных бумаг, находящихся во владении государственного служащего. Это лицо в соответствии с условиями договора доверительного управления будет проводником решений государственного служащего. При этом доверительный управляющий все действия с ценными бумагами будет осуществлять от своего имени, что позволит скрыть информацию об их реальном владельце.
Следовательно, ограничение, закрепленное в п. 2 ст. 11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», является не действенным. Кроме этого, содержащиеся указания на государственные гарантии в отношении переданных ценных бумаг также могут быть использованы в корыстных интересах.
Перечни должностей государственной и муниципальной службы содержатся в ряде нормативно-правовых актов, в частности в Указе Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (в ред. Указа Президента РФ от 27 ноября 2002 г.). Важно отметить, в настоящее время существует проблема коммерциализации государственных и муниципальных функций. В общем виде она выражается в участии представителей государства, которые, с одной стороны, являются должностными лицами в органах управления открытых акционерных обществ, а с другой — выполняют свои функции в органах государственной власти. Не вызывает сомнений тот факт, что в данном случае стираются различия в правовом статусе таких лиц. Нередко мы наблюдаем картину, когда чиновник после ухода с государственной службы занимает важный пост в той же коммерческой организации, в которой ранее отвечал за эффективность управления государственными пакетами акций.
Аналогичные ограничения предусматриваются для судей Конституционного Суда РФ, федеральных судов и мировых судей.
Более жесткие ограничения предусмотрены ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», которая запрещает сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении.
Предусмотренные законодательством ограничения для государственных служащих реально не могут обеспечить финансовую прозрачность доходов чиновника.
По мнению автора, при существующем уровне коррупции отсутствие в законах запрета на предпринимательскую деятельность ближайших родственников государственных служащих (детей, супругов, родителей, братьев, сестер) служит возможностью для последних, во-первых, получая незаконное вознаграждение, легализовать его через своих родственников и, во-вторых, содействовать осуществлению последними предпринимательской деятельности, а также оказывать им покровительство.
Таким образом, необходимо предусмотреть в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных законах, раскрывающих правовой статус государственных служащих, специальную норму, устанавливающую запрет на осуществление предпринимательской деятельности ближайшим родственникам государственных служащих (детям, супругам, родным братьям и сестрам, родителям). В результате у чиновников не останется возможности легализовывать финансовые ресурсы и иное имущество, полученное ими незаконным путем.
Для работников некоторых организаций законом установлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Некоторые работники наделены властными полномочиями, другие призваны поддерживать стабильность экономического оборота, третьи — обеспечивать защиту прав и интересов граждан. Виды деятельности, для которых устанавливаются ограничения, определяются законом. Так, ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для адвокатов, нотариусов, служащих товарных бирж и фондовых бирж. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей.
Нарушение установленных законом ограничений на занятие предпринимательской деятельностью влечет за собой последствия: признание совершенных сделок недействительными, а также рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствии служащего, допустившего данные нарушения, занимаемой должности.
Как отмечают некоторые авторы, установленные ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу должностного положения определенных лиц возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности .
———————————
Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопулло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1998. С. 51.
Спорным следует признать мнение авторов, считающих, что, поскольку в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ право на осуществление предпринимательской деятельности ограничению не подлежит, подобные запреты следует рассматривать как не соответствующие Конституции. Законодателю, по их мнению, следовало ограничивать «не право на осуществление предпринимательской деятельности, а право на занятие государственной должности в случае ее осуществления» .
———————————
Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. С. 133.
По мнению автора, решение данного вопроса зависит от того, каким статусом обладает лицо. Если лицо является государственным служащим, то в силу указанных выше причин его право на занятие предпринимательской деятельностью ограничено, хотя до этого он обладал абстрактной возможностью на осуществление предпринимательской деятельности, но не реализовал ее. По этой же причине субъекту предпринимательской деятельности запрещено приобретать статус государственного служащего.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). В соответствии со ст. 22.3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном порядке. В связи с тем что гражданин может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только по месту постоянной регистрации, регистрирующий орган обязан следить за реализацией ограничения на занятие предпринимательской деятельностью. Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.
Новеллой административного законодательства является установление дисквалификации — вида наказания, предусмотренного ст. 3.11 КоАП. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.
Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности, в качестве основного или дополнительного наказания. В приговоре должны быть указаны виды предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного судом срока. Если данная мера применяется в качестве основного вида наказания, срок лишения права может быть от одного года до пяти лет; если как дополнительное наказание, то лишение права может быть установлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). Только после истечения сроков, установленных в приговоре, ограничение субъективного права прекращает действовать и гражданин может заниматься теми видами деятельности, которые ему были запрещены приговором суда.
Ограничения, относящиеся к юридическим лицам, связаны в первую очередь с исключительной правоспособностью. Природа этого ограничения подобна природе ограничения, установленного для физического лица в связи с характером его профессиональной деятельности. Исключительная правоспособность означает, что юридическое лицо может заниматься только определенными законом видами

Читайте также  Пояснение в налоговую о несвоевременной уплате НДФЛ - Народный СоветникЪ

Источник:
http://www.lawmix.ru/comm/3108

Запрещённая предпринимательская деятельность: ответственность и наказание

Ежедневно совершается масса коммерческих операций. Оказание платных услуг или изготовление за вознаграждение вещей по просьбе знакомых не редкость для многих.

Если данная сделка носит разовый характер, то это личное дело одного или нескольких человек. Но при регулярном совершении подобных действий приобретается коммерческий масштаб и в этом случае незаконному предпринимателю грозит ответственность.

Что относится к незаконной предпринимательской деятельности?

  1. Деятельность, запрещенная законом. Это понятие тесно связано с лицензированием. Виды дохода, при которых может быть нанесен ущерб здоровью человека, правам, законам или безопасности государства, считаются запрещенными. Регулировать их можно только при помощи лицензирования.
  2. Бизнес, не зарегистрированный в установленном государством порядке. Не редкость в современном мире, когда физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность, но при этом не является зарегистрированным в качестве частного предпринимателя. Это незаконно, грозит возникновением ряда правовых последствий. Можно отнести сюда перепродажу вещей и бижутерии, также услуги маникюра, наращивания ресниц, стрижки на дому.
  3. Отсутствие лицензии при выполнении лицензионных видов деятельности. Когда хозяйственная деятельность осуществляется без лицензии, но подлежит лицензированию, или нарушаются условия данного процесса для должностных лиц, субъектов хозяйствования, предусматривается административная ответственность по УК.
  4. Работа фирмы с нарушением уставных положений (с нарушением правил регистрации). Предпринимательская деятельность, которая осуществляется с нарушением правил регистрации, является незаконной, следовательно, в специализированные органы предоставляются заведомо ложные данные.

Какие государственные органы отвечают за это?

Налоговая инспекция

Сотрудниками налоговой инспекции достаточно часто проводятся рейдовые проверки для того, чтобы выявить лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с отсутствием регистрации или уклоняются от уплаты налогов. Проверяются торговые павильоны, розничная торговля по алкогольной продукции, также произведение денежных расчетов с покупателями, выявляя соответствие требования законодательства.

Антимонопольный комитет

Осуществление государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства является базовой функцией органов, они рассматривают дела о нарушениях различного плана. Существует Антимонопольный комитет, который руководствуется собственным процессуальным кодексом. Благодаря данному регламенту определен порядок рассмотрения дел по нарушению законодательства.

Органы надзора за потребительским рынком

Органом, который превалирует в данном направлении, считается Роспотребнадзор. В его функции входит защита прав потребителя. Этот орган располагает полномочиями по привлечению к административной ответственности. В основном выявляются нарушения в сфере торговли. Правонарушители и правоохранительные органы непосредственно связаны через данную систему.

Является правоохранительным органом, главным занятием которого является обнаружение правонарушения, также именно здесь принимаются заявления от граждан, и возбуждаются дела по факту деятельности, не соответствующей законам.

Прокуратура

По сфере деятельности аналогично полиции, но проводит надзор за ней. Орган — представитель государства, раскрывает преступления и может даже привлечь к уголовной ответственности. Прокуратура непосредственно представляет обратившихся в суд для рассмотрения антизаконной активности юридических лиц и предпринимателей.

Виды дохода, которые не требуют государственной регистрации

Физические лица могут заниматься определенными видами работы, в которых отсутствует обязательная регистрация как индивидуального предпринимателя. Но все же предусматривается уплата определенных налогов, а именно существование единого налога никто не отменял.

Также, оплачивается подоходный налог это фиксированная сумма. Но привлекать иные физические лица по трудовому или гражданско-правовому договору категорически запрещается.

Репетиторство, обучение на дому

По гражданскому кодексу репетиторство не предпринимательская деятельность, налоговый кодекс разрешает самостоятельное проведение физическому лицу репетиторства. Здесь нет необходимости регистрироваться, как индивидуальный предприниматель. Не требуется регистрировать индивидуальное предпринимательство.

Уборка жилых помещений

Убирать помещения, стирать, гладить постельное белье, также можно без регистрации в государственных органах. К этому относятся, как территории частных домов, так и квартиры.

Уход за детьми в дневное время суток

Ухаживать за детьми, как и за стариками можно беспрепятственно днем.

Некоторые сельскохозяйственные услуги

К данным услугам относится выращивание сельскохозяйственной продукции, услуги по дроблению зерна, выпас скота. Наличие письменного уведомления о том, что человек занимается одним из перечисленных видов деятельности в соответствующем органе по месту регистрации, даст возможность беспрепятственно проводить действия. В качестве единого налога здесь взимается ежемесячная плата с каждого сотрудника.

Ответственность в 2017 году

Действующее законодательство 2017 года запрещает занятие предпринимательством с целью обогащения, не имея регистрации в налоговом органе по месту жительства.

Систематическое получение прибыли от любой активности именуют предпринимательской деятельностью.

Для каждой разновидности коммерции необходима регистрация ИП, также постоянно оплачиваются налоги и сборы. Ведение своевременной отчетности необходимо.

Если действовать незаконно, то возможна административная ответственность или уголовная. Штрафы и возбуждение уголовных дел никому не придутся по вкусу.

По степени ответственности также классифицируются составляющие в зависимости от варианта предпринимательства. Значение здесь имеет сумма оборота сроки ведения деятельности.

Административная (КоАП)

Оставшиеся случаи предусматривают административную ответственность. Это всевозможные штрафы. Существуют разнообразные статьи, в зависимости от которых варьируется сумма штрафа, также это могут быть обязательные работы. Предпринимателя могут арестовать на период до 6 месяцев.

Существует два варианта развития событий при перепродаже дорогостоящего товара, например, участка. Таким образом единичность позволяет исключить эту коммерческую операцию из предпринимательской деятельности, но получение крупного дохода относится к незаконному предпринимательству.

Налоговая (Налоговый кодекс)

Налоговый кодекс обладает двумя статьями по решению данного вопроса. Также придется заплатить штраф в связи с уклонением от постановки на учет в инспекцию. Размер штрафа составляет 10% полученного дохода, но не может быть меньше 40 тысяч рублей. Периодически инспекторами доначисляются налоги, исходя из расчетов, также платятся пени и штрафы за то, что налоги были выплачены не вовремя.

Административная ответственность и штрафы

  1. Нарушение правил лицензирования. В связи с видом правонарушения виновному лицу назначается определенная санкция за нарушение правил лицензирования. Применяются некоторые условия для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности. Определенная норма права должна существовать, должны присутствовать все основания для применения ответственности к персоне.
  2. Отсутствие лицензии. Когда ИП работает без лицензии, его владельцы будут наказаны. Как правило, мерой наказания является штраф. Иногда конфискуют задействованное в деятельности с отсутствием лицензии. Деятельность организации может быть приостановлена на 3 месяца.
  3. Работа без регистрации. Если говорить о работе и штрафах при отсутствии регистрации. Размер штрафа у такого сотрудника варьируется от 500 рублей до 2000 тысяч рублей.

Уголовная ответственность и возможные наказания

Предусматриваются в случае систематических зафиксированных занятий незаконной предпринимательской деятельностью. При систематическом нарушении правил деятельность является нелегальной. За это необходимо заплатить штраф. Предусматривается административная ответственность.

Случаи:

  1. В случае получения от незаконного коммерческого занятия доходов в особо крупных размерах. Если наносится ущерб государству, и получается доход больше 1,5 миллиона при проведении проверок, то руководитель отвечает за незаконную деятельность. Не привлекают только граждан, работающих в организации и заключивших трудовой договор с ней.
  2. При нанесении в ходе незаконной предпринимательской деятельности значительного ущерба гражданам РФ, организациям и государственным интересам. При наличии пострадавшей стороны при незаконной деятельности она должна подавать на индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо в суд. Есть возможность получения компенсации убытков и получения денег за моральный вред. Мировой судья рассматривает иск.
Читайте также  Рейтинг подмосковных шоссе по стоимости земельных участков

Налоговая ответственность и штрафы

  1. Предприниматель, не зарегистрированный в ФНС. Существует статья в кодексе, в соответствии с которой платятся налоговые штрафы. На сегодняшний день это единственный вид санкций. Налогоплательщик только через штрафы может понести налоговую ответственность
  2. Ведение коммерческой деятельности без регистрации в течение 90 дней и более. За ведение бизнеса без регистрации больше 90 дней необходимо заплатить 20% от общей прибыли, но эта сумма не должна составить меньше 40 тысяч рублей.
  3. Штраф за просрочку регистрации предпринимательства в ФНС. На сегодняшний день по данному параметру отсутствуют штрафы, поэтому с предпринимателей не взимаются штрафы за данное деяние.

Как защититься?

Как защититься от незаконной предпринимательской деятельности? Данным вопросом задается каждый потребитель. Банки, акционерные общества обещают выплатить немаленький процент, в связи с инфляцией граждане вкладывают сюда деньги. Но несостоятельность обещаний пугает.

Неплатежеспособность организаций достаточно распространена, также прекращение существования организаций влечет за собой множество проблем. Возбуждаются уголовные дела. Необходимо возмещать ущерб гражданам, которые страдают от недобросовестного и преступного предпринимательства.

Так как ущерб порой составляет огромные суммы и множество из пострадавших — низко обеспеченные слои общества, проблема приобретает особое социальное звучание, вызывает резкие протесты, упреки органам государственной власти в неспособности защитить права и законные интересы граждан. Проблема становится экономической.

Источник:
http://homeurist.com/com/ip/shtraf/zapreshhyonnaya-deyatelnost.html