Глава 21 НК РФ Налог на добавленную стоимость (НДС)

Глава 21 НК РФ Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС — налог на добавленную стоимость

Считая с момента своего рождения НДС всегда вызывал противоречивые чувства у налогоплательщиков, бухгалтеров и законодателей. Являясь косвенным федеральным налогом, этот сбор представляет собой отчисление с надбавки к стоимости продукции или услуги. Впервые НДС как налог был применён в 1954 году во Франции, заменив собой достаточно обременительный сбор с оборота. Основная суть этого фискального инструмента заключается в уменьшении налогового бремени для производителей с переносом основной нагрузки на посредников, занимающихся перепродажей товаров и услуг. В 1977 году ЕЭС приняло декларацию о распространении налога НДС на всех участников экономического содружества.

В НК РФ НДС описывается и регулируется главой 21, в которую постоянно вносятся различные изменения и дополнения. Интересен следующий факт – ни в одной из 35 статей этой главы нет точного определения налога на добавленную стоимость. Но все остальные моменты, такие как порядок уплаты, освобождение льготников, вычеты и другие нюансы расписаны во всех деталях.

Кто является плательщиком НДС

  • все компании и частные предприниматели, использующие общую систему налогообложения;
  • субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся импортом и физические лица, перевозящие товары за границу

Согласно положениям НК РФ НДС должен уплачиваться при осуществлении следующих действий:

  • реализация товаров и услуг;
  • перераспределение товаров внутри предприятия;
  • передача продукции для собственных нужд частными предпринимателями;
  • строительные, монтажные и пусконаладочные работы для собственных нужд;
  • экспортные операции

Налог на добавленную стоимость должен быть оплачен до 25 числа каждого месяца с ежеквартальной подачей декларации, обновлённый образец которой утверждён ФНС в 2014 году. Ответственность за несвоевременную подачу декларации, неуплату или ошибочное вычисление налога на добавленную стоимость может носить как административный, так и уголовный характер.

Кто не платит налог на добавленную стоимость

Освобождаются от уплаты налога НДС предприниматели и компании с доходом менее 2 млн. рублей за три месяца, следующих за отчётным периодом. Не считаются плательщиками НДС категории субъектов хозяйственной деятельности, работающие в следующих налоговых режимах:

  • упрощённая система налогообложения (за исключением операций, связанных с ввозом товаров на территорию РФ);
  • работа по патенту;
  • деятельность с единым вменённым налогом;
  • работа по единому сельскохозяйственному налогу

НДС в 2017 году – это нужно знать!

Согласно последним положениям, ставка НДС в 2017 году не изменится, составив 10% для узкого перечня социально значимых товаров и 18% для всей остальной продукции и экспортируемых изделий. Важные нюансы актуального законодательства могут быть перечислены следующим списком:

  • разъяснения по неверному заполнению декларации и ошибках в вычислении подаются только в электронном виде;
  • срок банковской гарантии по возмещению НДС продлён до двух месяцев;
  • в эту систему налогообложения включён любой сервис в интернете, предоставляемый зарубежными компаниями

Расчёт НДС в каждом отдельном случае является достаточно сложной операцией, которой должны заниматься профессиональные бухгалтера. Эффективной помощью в расчёте налога на добавленную стоимость являются многочисленные письма ФНС и Министерства финансов, которые можно изучить на официальных сайтах этих государственных структур.

Источник:
http://nalogovyykodeks.ru/glava-21.html

Глава 21. Налог на добавленную стоимость

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Глава 21. Налог на добавленную стоимость

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке статьи 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 6 статьи 346.25 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Для целей главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации установлены различные налоговые ставки, в том числе 0 процентов, применение которых зависит от специфики реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, связанностью налоговых органов законом объясняется избранный законодателем вариант детального урегулирования порядка реализации права налогоплательщиков на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, что соответствует Конституции Российской Федерации (постановления от 14 июля 2003 года N 12-П и от 23 декабря 2009 года N 20-П).

Статья 146 названного Кодекса определяет объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу данного положения, а также с учетом того, что налог на добавленную стоимость — это налог, построенный по территориальному принципу, территориальная характеристика операции по выполнению работ и оказанию услуг является существенным признаком объекта обложения налогом на добавленную стоимость (Определение от 15 мая 2012 года N 873-О).

Так, возможность использования рыночных цен, определенных с учетом статьи 105.3 Кодекса, в качестве основы для определения налоговой базы предусмотрена главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» — в целях исчисления этого налога при совершении товарообменных операций, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю, оплате труда в натуральной форме (пункт 2 статьи 154 Кодекса), главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» — в целях исчисления этого налога при безвозмездном получении имущества, работ или услуг, при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме (пункт 8 статьи 250 и пункты 4 — 6 статьи 274 Кодекса).

Принимая во внимание вышеизложенное, суды, руководствуясь положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для отказа в предоставлении обществу вычетов по НДС по спорной хозяйственной операции.

Как следует из пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2015 году), организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При этом анализ положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 14473/10). У налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими именно лицами фактически были выполнены работы, поскольку именно общество должно подтвердить реальное выполнение работ конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода.

Анализ положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 14473/10). У налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими именно лицами фактически были поставлены товары (выполнены работы, оказаны услуги), поскольку именно общество должно подтвердить реальное выполнение соответствующих обязательств конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода в виде вычетов по НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

— гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»;

— Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (до 01.01.2015);

Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) допускает составление счетов-фактур как в бумажном, так и в электронном виде (пункт 1 статьи 169 НК РФ). При этом зависимости применяемого вида счета-фактуры от вида, в котором составлен первичный учетный документ, являющийся основанием для выставления счета-фактуры, не установлено.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177), а также положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4184) приказываю:

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177) и положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 321, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4184) приказываю:

— гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»;

— Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (до 01.01.2015);

Нормами абзаца третьего пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях главы 21 Налогового кодекса РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. При этом коды видов перечисленных товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Между тем пункт 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривая (в период своего действия) правила определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при покупке имущества у должников-банкротов, сам по себе не устанавливал оснований или условий реализации права на налоговый вычет у получателей такого имущества, т.е. не возлагал обязанностей налоговых агентов на залоговых кредиторов, оставляющих предмет залога за собой, и не давал оснований к лишению этих лиц права на вычет предъявленных им сумм налога на добавленную стоимость. Следовательно, вопрос об их праве на вычет по налогу на добавленную стоимость подлежит разрешению по общим правилам главы 21 «Налог на добавленную стоимость» указанного Кодекса исходя из обстоятельств конкретного дела; отказ в этом праве должен во всяком случае иметь надлежащие законные основания и не может быть обусловлен лишь процедурой банкротства, тем более что ее правовые последствия не могут быть приравнены к обстоятельствам, исключающим право на соответствующий налоговый вычет, таким как незаконная налоговая выгода или, напротив, законное освобождение от налога.

Читайте также  Можно ли ездить на чужой машине без страховки

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.06.2016 N 187-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 187-ФЗ), от 02.06.2016 N 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 174-ФЗ), от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 366-ФЗ), в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), сообщает следующее.

Источник:
http://legalacts.ru/kodeks/NK-RF-chast-2/razdel-viii/glava-21/

Глава 21 НК РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС — это косвенный налог, который включается в стоимость товара (работы, услуги). В бюджет платится разница между НДС, выставленным покупателям, и НДС, предъявленным продавцами. Для большинства товаров, работ и услуг налоговая ставка равна 20%. Сегодня мы публикуем статью, посвященную главе 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». В ней доступно, простым языком описаны порядок расчета и уплаты НДС, ставки налога, налоговые вычеты по НДС и сроки сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Кто платит

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Все индивидуальные предприниматели.
  • Импортеры и экспортеры.

Бесплатно сдать электронную декларацию по НДС по новой форме

Кто может получить освобождение от уплаты НДС

Организация или предприниматель, чья выручка от реализации без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Существует ограничение: освобождение нельзя получить в отношении подакцизных товаров и импортных операций.

Освобождение от НДС — это право, а не обязанность. Другими словами, компания или ИП с выручкой, отвечающей названным выше условиям, может продолжать платить налог на добавленную стоимость. Если же налогоплательщик решит воспользоваться освобождением, ему следует подать в свою налоговую инспекцию уведомление по утвержденной форме и ряд документов (выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур и некоторые другие). Предоставить эти бумаги необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого соблюдаются условия освобождения.

Добровольно отказаться от освобождения нельзя до окончания 12 последовательных календарных месяцев. Затем можно либо получить его заново, либо начать платить НДС. Если же до окончания 12-ти месяцев выручка за три последовательных календарных месяца оказалась выше двух миллионов, либо налогоплательщик продавал подакцизные товары, он лишается права на освобождение. Тогда нужно начать платить НДС за весь месяц, в котором произошло превышение выручки или состоялась продажа подакцизной продукции. В противном случае это сделает инспектор, который насчитает еще штраф и пени.

Особняком стоят плательщики единого сельхозналога, которые с 2019 года стали налогоплательщиками НДС. У них тоже есть право на освобождение, но условия для его получения иные. Те, кто только начал применять ЕСХН, вправе получить освобождение в этом же календарном году. Те, кто и раньше применял данный спецрежим, получают освобождение, если в предшествующем налоговом периоде по ЕСХН доход от «сельскохозяйственных» видов деятельности (без учета единого налога) не превысил установленного лимита. Данный лимит составляет 100 млн. рублей за 2018 год, 90 млн. рублей за 2019 год, 80 млн. рублей за 2020 год, 70 млн. рублей за 2021 год, 60 млн. рублей за 2022 год и последующие годы. Запрет на освобождение в отношении подакцизных товаров и импортных операций для плательщиков ЕСХН тоже действует.

Получив освобождение от уплаты НДС, плательщик единого сельхозналога будет применять его до тех пор, пока выручка за какой-либо год не превысит указанных выше значений, либо не нарушится условие о подакцизных товарах и импорте. Если превышения и нарушений не будет, то добровольно отказаться от освобождения не получится.

Бесплатно подготовить, проверить и сдать декларации по НДС и ЕСХН через интернет

Обратите внимание: за компаниями и предпринимателями, освобожденными от НДС, сохраняется обязанность выставлять счета-фактуры. Просто в них не нужно выделять налог, вместо этого делать пометку «без налога (НДС)». Такую же пометку необходимо ставить и на накладных. Даже получив освобождение, надо вести книгу продаж. Что касается квартальных деклараций по НДС, то в общем случае их предоставлять не нужно. Что касается журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, то большинство организаций и ИП не должны его вести. Такая обязанность есть только у посредников, ведущих деятельность по договорам транспортной экспедиции, посредников, ведущих деятельность от своего имени (в рамках договоров комиссии, субкомиссии, агентских или субагентских договоров) и застройщиков.

Когда начисляется НДС

При операциях, признаваемых объектом налогообложения. К таковым относятся:

  • продажа товаров, работ или услуг;
  • безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполнения работ, оказания услуг;
  • передача на территории России товаров, работ или услуг для собственных нужд, если расходы на них не приняты при исчислении налога на прибыль;
  • строительно-монтажные работы для собственных нужд;
  • импорт товара.

Когда НДС не начисляется

При операциях, не признаваемых объектом налогообложения. Это операции, не относящиеся к реализации (передача имущества организации ее правопреемнику, вклады в уставный капитал и пр.), продажа земельных участков и паев в них, и ряд других.

Кроме того, в статье 149 НК РФ приведен довольно большой список операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения НДС, но все же не облагаются этим налогом. Подразумевается, что законодатель может со временем исключить данные операции из категории льготных, и тогда они будут подпадать под налогообложение. В перечень включена, в частности, реализация некоторых медицинских товаров, раздача рекламной продукции не дороже 100 руб. за единицу и пр. Существует также список товаров, освобожденных от НДС при импорте.

Наконец, НДС не платится при операциях, которые осуществляются в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД и патентную систему. НДС также не начисляют налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему (УСН)/ Что касается плательщиков единого сельскохозяйственного налога, то до 2019 года они не платили НДС, но начиная с января 2019 года стали платить данный налог.

Налоговые ставки

Основная ставка налога на добавленную стоимость составляет 20% (по 31 декабря 2018 года включительно ставка составляла 18%). Для определенных товаров (детских, медицинских, продовольственных, книг и периодических изданий) установлена ставка, равная 10%. Товары, поставляемые на экспорт, а также услуги, связанные с экспортом, облагаются по ставке 0%.

При поступлении предоплаты и в ряде других случаев бухгалтер применяет так называемую расчетную ставку. Она равна 20%: 120%, либо 10 %: 110% в зависимости от ставки товара, за который получена предоплата.

Как рассчитать НДС

Действия бухгалтера по расчету НДС можно условно распределить на два этапа. Первый — это определение налоговой базы и начисление налога. Второй этап — подсчет суммы налоговых вычетов. По окончании налогового периода (он равен кварталу) бухгалтер смотрит, какая величина налога была начислена за данный период, и чему равна сумма вычетов за этот же период. Разница между начисленным НДС и вычетами — это та величина, которую налогоплательщик должен перечислить в бюджет по итогам квартала. Если вычеты превысили начисление, налогоплательщик вправе возместить разницу, то есть получить деньги из бюджета, либо зачесть разницу в счет будущих платежей.

Вести учет и сдавать отчетность по налогу на прибыль и НДС через интернет

Как определить налоговую базу и начислить НДС

База по НДС в общем случае равна стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (оказанных) клиентам. К базе прибавляются авансы, поступившие от покупателей в счет предстоящих поставок. Для комиссионеров и агентов налоговая база — это не вся поставка, а лишь посредническое вознаграждение, полученное от комитента или принципала.

Налоговая база по каждой операции определяется по более ранней из двух дат: момент отгрузки и момент оплаты (полной или частичной).

Чтобы начислить НДС, нужно налоговую базу по каждому виду отгруженного товара (работ или услуг) умножить на соответствующую ставку. Полученную сумму прибавить к стоимости и предъявить клиенту. Например, стоимость товара — 200 руб., ставка НДС — 20%. Значит, налог равен 40 руб. (200 руб. х 20%), и клиент должен заплатить 240 руб. (200 + 40).

В случае, когда деньги от клиента поступили раньше, чем состоялась отгрузка, НДС начисляется по расчетной ставке. Например, сумма предоплаты — 480 руб., ставка налога — 20%. Тогда сумма начисленного НДС составит 80 руб. (480 руб.: 120% х 20%).

При отгрузке товара (работ, услуг), а также при получении аванса поставщик обязан не позднее пяти календарных дней выставить покупателю счет-фактуру. Это документ установленной формы, где в числе прочего указывается стоимость товаров (услуг, работ) без НДС, сумма НДС и итоговая сумма, включающая НДС.

Если стоимость товара, работ или услуг изменилась после отгрузки (например, при предоставлении ретро-скидки по итогам месяца, квартала или года), поставщик обязан выставить корректировочный счет-фактуру. Оформить этот документ нужно не позднее пяти календарных дней с даты, когда подписан договор, соглашение или другие бумаги на изменение стоимости. В корректировочном счете-фактуре показатели цены, стоимости с НДС и без НДС, а также суммы налога указываются дважды: до и после изменения. Кроме того, предусмотрены графы для разницы между «старыми» и «новыми» показателями.

Все исходящие счета-фактуры нужно регистрировать в журнале учета выставленных счетов-фактур (если он ведется) и фиксировать в книге продаж (ее форма утверждена правительством РФ). При розничной торговле выставление счета-фактуры заменяется выдачей клиенту кассового чека.

Как подтвердить налоговые вычеты по НДС

Налоговые вычеты — это сумма НДС, предъявленная поставщиками, либо величина налога, заплаченная на таможне при импорте товара. Здесь есть одно важное условие: к вычету можно принимать не любой входной налог, а лишь тот, что относится к облагаемым НДС операциям, либо товарам, приобретаемым для перепродажи.

Документом, подтверждающим право на вычет, является счет-фактура (в том числе корректировочный счет-фактура), полученный от поставщика. При импорте для обоснования вычета необходим документ, где зафиксирована уплата налога на таможне. Все входящие счета-фактуры нужно зарегистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (если он ведется) и зафиксировать в книге покупок.

При налоговых проверках одной из самых распространенных придирок инспекторов является ненадлежащее (на их взгляд) оформление счетов-фактур поставщиками. В случае, когда не заполнены обязательные поля, стоит подпись неуполномоченного лица или указана неверная информация об адресе, названии или иных реквизитах поставщика, инспекторы, как правило, аннулируют вычет и доначисляют покупателю НДС. Поэтому опытные бухгалтеры уделяют особое внимание оформлению входящих счетов-фактур, и при обнаружении недочетов заранее просят поставщиков исправить документ.

Читайте также  Вся правда о новых штрафах с 1 и 20 ноября 2019 года

Кроме налога, предъявленного продавцами, к вычету принимают НДС, ранее начисленный при получении аванса. Вычет применяется и в некоторых других случаях, например, при возврате товара покупателем и при изменении первоначальной стоимости товара, работ или услуг.

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

Когда перечислять НДС в бюджет

По окончании квартала равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. К примеру, по итогам третьего квартала налогоплательщик должен перечислить НДС в сумме 30 000 руб. Тогда ему следует сделать три платежа по 10 000 руб. каждый (30 000 руб.: 3). Деньги перевести не позднее 25 октября, 25 ноября и 25 декабря соответственно.

Импортеры платят НДС в процессе таможенного оформления ввезенного товара по правилам, закрепленным в Таможенном кодексе РФ.

Как отчитываться по налогу на добавленную стоимость

По окончании квартала представлять в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Делать это нужно не позднее 25-го числа, следующего за истекшим кварталом. Обратите внимание: отчитаться по налогу на добавленную стоимость должны все организации и предприниматели, которые являются налогоплательщиками (то есть, в частности, не переведены на упрощенную систему или ЕНВД) и не освобождены от уплаты НДС. В случае отсутствия начислений и вычетов следует подать «нулевую» декларацию.

Все налогоплательщики, независимо от численности работников, должны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронном виде (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года декларации по НДС можно будет сдать только через интернет»). Более того, если плательщики НДС, которые обязаны отчитываться в электронном виде, представят декларацию по НДС на бумаге, то такая декларация не будет считаться представленной.

ВНИМАНИЕ. В 2020 году срок отчетности изменен. Сдать декларацию за I квартал 2020 года нужно не позднее 15 мая 2020 года (см. «Перенесены сроки уплаты налогов и взносов»).

НДС при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС. Для этого они обязаны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся ко внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 дней с момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить НДС по ставке 20% (либо 10%). Но это не означает, что право на нулевую ставку потеряно навсегда. Экспортер может подготовить бумаги позже, а заплаченный налог вернуть из бюджета.

Источник:
http://www.buhonline.ru/pub/beginner/2010/9/3733

Налоговый кодекс рф ндс 2018 последняя редакция с комментариями

Дата публикации 20.12.2018

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Комментарий

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ (далее – Закон № 424-ФЗ) внес ряд изменений в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». В первую очередь эти изменения коснулись правил вычета и восстановления НДС при покупке товаров (работ, услуг) за счет субсидий или бюджетных инвестиций (далее – субсидии), а также льгот, от которых можно отказаться.

Рассмотрим подробнее важнейшие изменения.

Вычет и восстановление НДС при получении субсидии без учета налога

С 01.01.2019 налогоплательщик, получивший субсидии, должен определить, учтен ли в полученной сумме «входящий» НДС или нет. Сделать это можно по документам, которыми оформляется выдача денежных средств из бюджета. Если в этих документах сказано, что субсидия без НДС, то налог будет перечислен за счет налогоплательщика. В этом случае организация может:

  • принять «входной» НДС к вычету – при оплате товара (работ, услуг) суммой полученной субсидии (абз 1, абз. 9 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции);
  • не восстанавливать принятый к вычету НДС – если субсидия получена уже после приобретения и компенсирует затраты на приобретение товаров, работ или услуг (абз 1, абз. 10 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Если в документах не указано, что субсидия выдана без учета сумм НДС, то «входной» налог может быть уплачен за счет этой субсидии. В этом случае организация:

  • не может принять к вычету «входной» НДС – при оплате товара, работ или услуг суммой полученной субсидии;
  • должна восстановить принятый к вычету НДС – если субсидия получена в счет компенсации затрат на приобретение товара, работ или услуг.

Заметим, в настоящий момент положения НК РФ требуют восстанавливать НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет субсидии, причем вне зависимости от того, входят в субсидию суммы НДС или нет. К такому выводу пришли и контролирующие органы (см. письмо Минфина России от 02.04.2018 № 03-07-15/20870, которое направлено нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от 03.04.2018 № СД-4-3/6286@).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, если субсидия частично покрывает стоимость приобретения

Если организация оплачивает купленный товар (работы, услуги) за счет субсидии (включающей НДС) частично, то она может принять к вычету НДС только в части, уплаченной за счет собственных средств (абз. 2 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции). НДС не принимается к вычету в доле, которая определяется исходя из стоимости приобретения за счет субсидий в общей стоимости данных товаров, работ или услуг.

Заметим, что ранее НК РФ не регулировал порядок принятия НДС к вычету в таком случае.

Изменились и правила восстановления НДС по товарам, расходы на приобретение которых частично компенсирует выданная субсидия.

Восстанавливать НДС следует с доли, определяемой как отношение субсидии, за счет которой был приобретен товар (работы, услуги), к общей стоимости этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то есть восстанавливается НДС в части полученных субсидий.

Отметим, что ранее пропорция для этих целей считалась иначе. Она рассчитывалась между стоимостью товаров, приобретенных за счет субсидии, и общей стоимостью всех купленных товаров без налога. В НК РФ не уточнялось, за какой период рассчитывается пропорция, однако мы полагаем, что при расчете берутся показатели за налоговый период (квартал).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, уплаченного при ввозе импортного товара за счет субсидии

Определены правила вычета и восстановления НДС, если импортный НДС оплачивается за счет субсидий.

НДС, уплаченный за счет такой субсидии, к вычету не принимается (абз. 4 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Налог, уплаченный при ввозе товара за счет собственных средств, после получения организацией субсидии должен быть восстановлен (абз. 5 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Заметим, что ранее контролирующие органы придерживались похожей позиции. В разъяснениях они указывали, что при оплате НДС за счет субсидий, выделенных из бюджета, налог к вычету не принимается. Соответственно, при получении субсидий на покрытие расходов по уплате НДС соответствующую сумму надо восстановить (см. письмо Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Учет в расходах НДС, уплаченного за счет субсидий

Установлен новый порядок учета сумм НДС, не принятых к вычету в связи с приобретением товаров (работ, услуг) за счет субсидий. Такие суммы организация может учесть единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ. При этом суммы НДС, который не был принят к вычету, не учитываются в первоначальной стоимости приобретенных ОС, а также списываются в прочих расходах (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Напомним, что сейчас организация может включить НДС, не принятый к вычету, в расходы только при соблюдении двух условий:

  • ведется раздельный учет сумм НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет субсидий;
  • расходы на приобретение товаров (работ, услуг) учитываются при исчислении налога на прибыль.

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС по субсидиям без указания на приобретение конкретных товаров, работ или услуг

Закреплен порядок вычета и восстановления НДС по субсидиям, выделенным налогоплательщику без указания, какой конкретно товар на нее следует приобрести (далее – нецелевая субсидия).

С 01.01.2019 организация, получающая нецелевые субсидии, должна вести раздельный учет расходов, произведенных за их счет или за счет собственных средств. Целью ведения такого раздельного учета является своевременное определение суммы НДС, которую можно заявить к вычету в таком случае.

Если в течение года раздельный учет расходов организация не вела, ей придется восстановить налог в части, приходящейся на субсидию по специальным правилам. Сделать это следует в последнем квартале того года, в котором получены и потрачены субсидии. НДС восстанавливается в доле, которая определяется как пропорция между суммами субсидий и произведенными расходами за весь календарный год. Положительная разница между суммой субсидий и расходами не учитывается при расчете доли, а прибавляется к сумме субсидий для расчета доли в следующем календарном году.

Организации, получающие нецелевые субсидии, могут выбрать один из двух вариантов поведения. Первый – вести в течение года раздельный учет расходов за счет субсидий и за счет собственных средств. Это позволит определить сумму НДС к вычету и заявить ее.

Второй – не вести раздельный учет расходов и рассчитать сумму НДС к восстановлению в конце года. В таком случае налогового правонарушения она не совершает, никаких санкций не будет. Восстановленный НДС учитывается в составе прочих расходов по правилам статьи 264 НК РФ и в состав стоимости товаров (работ, услуг) не включаются (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

От льготы по услугам гарантийного ремонта организация сможет отказаться

От НДС освобождены услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ).

На данный момент эта льгота является обязательной, т.е. отказаться от ее применения налогоплательщик не может.

Однако с 01.01.2019 такая операция из п. 2 ст. 149 НК РФ перейдет в п. 3 ст. 149 НК РФ, т.е. от ее применения организация сможет отказаться.

Напомним, что отказаться от льготы можно, подав заявление в инспекцию в свободной форме до 1 числа того налогового периода, в котором налогоплательщик не хочет применять эту льготу (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Налоговым периодом для НДС является квартал. Если заявление подано вовремя, налогоплательщик может облагать НДС свои услуги, а также принимать налог к вычету со следующего квартала.

Если такое заявление не подано, льгота будет применяться автоматически, соответственно, на вычет НДС организация права иметь не будет.

Читайте также  Приговор суда

Полагаем, что впервые отказаться от льготы можно уже в первом квартале 2019 года. Для этого заявление о таком отказе следует подать до 9 января 2019 года (с учетом переноса срока согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

О том, будет ли применяться освобождение, если заявление об отказе подано позже срока, читайте в справочнике «Налог на добавленную стоимость».

Покупатели макулатуры станут налоговыми агентами по НДС

С 01.01.2019 операции по реализации макулатуры будут облагаться НДС. Связано это с тем, что льгота, дающая организациям право не уплачивать НДС с этих операций, утратит силу с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 № 174-ФЗ).

Закон № 424-ФЗ устанавливает особый порядок уплаты налога по таким операциям. Соответствующие изменения внесены в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Теперь покупатели макулатуры будут считаться налоговыми агентами по НДС (за исключением физлиц без статуса ИП). На них возлагается обязанность исчислять НДС и уплачивать его в бюджет с данных операций. Аналогичный порядок уплаты НДС был уже ранее введен для покупателей сырых шкур и металлолома, подробно он рассмотрен в справочнике «Налог на добавленную стоимость».

Вступают указанные изменения в силу с 01.01.2019 и распространяются на операции по приобретению макулатуры после этой даты.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Источник:
http://its.1c.ru/db/content/newscomm/src/461024.htm

Закон о НДС в Российской Федерации

Аббревиатура НДС заключает в себе термин «налог на добавочную стоимость». Это особый вид для изымаемых в государственный бюджет выплат, которые составляют часть стоимости продукта, работ или услуг.

Общие сведения

Регламент взимания НДС приводится в НК РФ (26.07.2000). Ст. 143 закона во второй части определяет, что в качестве налогоплательщиков выступают сообщества, индивидуальные предприятия и физлица, участвующие в импорте товаров в российское государство.

Налогообложению подлежат также:

  1. Изготовление продукции, реализовываемой в пределах РФ;
  2. Продаваемые услуги;
  3. Ввоз продукта либо услуги через пункты таможни.

Ограничения не применяются касательно импорта:

  • товаров, которые ввозятся при содействии филантропических организаций или на благотворительной основе в качестве помощи;
  • иммуномодуляторов и медикаментов;
  • объектов, являющихся ценными артефактами;
  • предметов оборудования и комплектующих, выпуск которых осуществляется за пределами РФ;
  • необработанных драгоценных камней (алмазов);
  • металлических и бумажных знаков как денежного эквивалента;
  • пищевых морепродуктов.

Перечисленные товары и продукты не подлежат налогообложению, если ответственное за ввоз лицо сумеет предоставить требуемую документацию и сертификаты на таможне (ст. 150 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость в России по закону касательно ввозимых товаров детерминируется и рассчитывается в соответствии с их стоимостью. Импортер получает декларацию, которая должна быть оплачена в течение полугода. Копия платежки отправляется в налоговые службы.

Последние изменения, касающиеся расчета НДС в РФ

В последний раз закон о НДС был изменен 12 июля 2016 г. Ст. 164 новой версии ФЗ указывает на то, что обложение добавочной стоимостью не производится в отношении предоставленной на экспорт продукции, а также международных транзитных транспортировок.

Также прочтите ФЗ 164 с изменениями. Подробнее об этом здесь:

Ст. 142 в последней редакции была дополнена изменениями касательно товарного оборота и услуг для организаций по футболу, имеющих отношение к чемпионату мира 2018, проводимого в России. НДС на перечисленные операции не взимается.

Ст. 154

Методы расчета налога на добавочную стоимость, налагаемого на реализуемые товары или услуги.

Что говорит статья 154?

  • Процедура вывоза предварительно отгруженного товара не облагается НДС;
  • То же касается стоимости акциз;
  • Покупка сельскохозяйственной продукции без налогообложения предусматривает определение НДС в виде разницы между закупочной и окончательной стоимостью;
  • Цена на купленное транспортное средство (автомобиль) и его перепродажа впоследствии будут обложены НДС.

Ст. 155 (часть вторая)

Оформляет применение НДС в процессах, когда проходит передача прав на недвижимое имущество, которое было кредитовано или инвестировано. Размер налога будет вычислен на основе зафиксированных затрат и стоимости конечного продукта.

Размер налога на добавленную стоимость в России

В российском государстве расчет НДС приводится в значении, равном десять и восемнадцать процентов от реальной цены на продукт или услугу. Также надбавочная стоимость может устанавливаться в виде:

  1. Стоимости на товар, исчисляемой как таможенный платеж;
  2. Акцизной стоимости;
  3. В виде таможенной госпошлины.

Книжная продукция, детские товары и медикаменты подвергаются обложению налогом в размере десяти процентов от настоящей стоимости. Ввоз товара составляет ноль процентов. В других ситуациях размер НДС равен 18%.

Скачать действующую редакцию НК РФ

Налоговый кодекс России содержит огромное количество информации, занимающей более восьмисот страниц печатного текста. Сведения касательно НДС также представлены в большом объеме, поэтому изучать их придется в течение длительного времени. Мы рекомендуем скачать актуальную версию положения здесь: по ссылке приведен Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть II, глава №21 «Налог на добавленную стоимость».

Источник:
http://lawlinks.ru/zakon-o-nds/

Обзор изменений в Налоговом кодексе РФ в 2019 году: изменения в перечне доходов, не подлежащих налогообложению, порядок подачи декларации, особенности импорта подакцизной продукции, иные изменения

В 2019 году в Налоговое законодательство РФ вносится ряд поправок на основании ряда федеральных законов. Основные изменения коснулись перечня доходов, не подлежащих налогообложению, особенностей исчисления налоговых сумм, а также включают в себя обновленный порядок подачи декларации, сбор акциза при импорте зарубежной продукции и прочее. Большинство из них вступает в силу с 1 января 2020 года.

Доходы, не подлежащие налогообложению

На основании ч. 1 ст. 1 ФЗ №147 от 17.06.2019 внесены изменения в ст. 217 Налогового кодекса РФ, касающиеся перечня доходов, не подлежащих налогообложению. В частности, с 1 января 2020 утрачивает силу п. 3.1 статьи, где категории компенсационных выплат и пособий теперь будут объединены и представлены в п. 1. Среди них:

  • государственные пособия;
  • компенсационные выплаты за причинение вреда здоровью;
  • возмещение коммунальных, жилищных и транспортных расходов, а также их безвозмездное предоставление;
  • денежный эквивалент, заменяющий натуральное довольствие;
  • расходы на участие в спортивных соревнованиях и тренировках;
  • выплаты при увольнении;
  • компенсации семьям служащих, погибших при исполнении;
  • расходы на повышение квалификации;
  • оплата проезда работникам из районов Крайнего Севера и близлежащих областей;
  • выплаты по исполнению трудовых обязательств, командировок, перевода;
  • полевое довольствие (не более 700 рублей за сутки).

С 1 января 2020 года налогообложению также не подлежат (в скобках указаны пункты ст. 217 НК, дополняемые на основании ФЗ №147):

  • выплаты героям соцтруда, Советского Союза, награжденным орденами Славы (69);
  • компенсации пострадавшим от радиационного облучения в Чернобыле (76);
  • выплаты в связи с рождением ребенка (77);
  • пособия по инвалидности и содержанию инвалидов (78);
  • социальные выплаты по программе социальной поддержки (79);
  • ежегодные выплаты обладателям знака «Почетный донор РФ» (80).

Освобождению от налогового сбора по-прежнему не подлежат пособия по временной нетрудоспособности и выплаты за неиспользованный отпуск, а также выходные пособия, заработные платы, компенсации руководителям и бухгалтерам при увольнении.

Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц

На основании ч. 7 ст. 1 ФЗ №63 от 15.04.2019 внесены изменения в ст. 227 НК (далее в разделе — Статья) о порядке налогообложения отдельных категорий дохода.

В соответствии с перечисленными изменениями регламентации обновленного порядка и сроков исчисления с 2020 года будет упразднен предыдущий порядок внесения суммы авансовых платежей (п. 9 Статьи), а также обязательное предоставление дополнительной налоговой декларации при превышении или снижении дохода более, чем на половину (п. 10 Статьи).

Налоговая декларация

На основании ч. 20 ст. 1 ФЗ №63 от 15.04.2019 внесены изменения в порядок подачи налоговой декларации (ст. 386 НК). В соответствии с новым распорядком с января 2020 года налогоплательщики больше не предоставляют расчеты по авансовым платежам — достаточно подать налоговую декларацию (п. 1 ст. 386). Статья дополняется п. 1.1, который регламентирует следующие аспекты:

  • лица, состоящие на учете в разных налоговых подразделениях в отношении нескольких подконтрольных объектов имущества, вправе обратиться в любое из указанных ведомств независимо от местонахождения или регистрации;
  • уведомление о порядке подачи декларации направляется не позднее 1 марта налогового периода;
  • перечисленные условия не действуют в отношении сборов, предполагающих отчисления в региональные бюджеты.

Будет упразднен предыдущий порядок предоставления расчета по авансовым платежам в течение 30 дней с окончания отчетного периода.

Юридические лица, зарегистрированные в реестре ЕГРЮЛ, также не будут предоставлять отчеты по авансовым платежам.

Безнадежные долги

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ № 125 от 06.06.2019 пункт 2 ст. 266 НК дополняется новым абзацем.

Безнадежными долги по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 Закона, признаются при определении налоговой базы в период после 01.01.2018 года (ч. 4 ст. 3 ФЗ №125). Среди них обязательства с истекшим сроком исковой давности, прекращенные на основании судебного постановления и признания банкротства, упраздняемые в связи с невозможностью установления местонахождения должника, отсутствия имущества под взыскание и т. д.

Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза

На основании ч. 2 ст. 1 ФЗ № 78 от 01.05.2019 статья 194 НК дополняется п. 10, касающимся особенностей исчисления акциза на табачную продукцию для зарубежных импортеров. С 31 июля 2019 года сбор акциза осуществляется с учетом повышающего коэффициента и следующих особенностей:

  • период исчисления устанавливается ежегодно в промежутке с 1 сентября по 31 декабря;
  • по умолчанию повышающий коэффициент равен 1;
  • при импорте продукции в объеме, превышающем среднемесячный совокупный объем в сравнении с предшествующим календарным годом, применяется увеличенный повышающий коэффициент;
  • установлено обязательство по предоставлению отчета об объемах ввозимой табачной продукции в таможенный орган.

Среднемесячный совокупный объем исчисляется путем деления общего объема на 12 календарных месяцев.

Иные изменения

В 2019 году в Налоговом законодательстве произошли иные изменения, вступающие в силу с июня 2018 по январь 2020 годов. Основные из них:

  • установлена обновленная форма прошения об отсрочке (Приложение 1 Приказа ФНС от 24.04.2019 №ММВ-7-2/204@);
  • утверждена форма договора поручительства (Приказ ФНС от 06.03.2019 №ММВ-7-3/120@);
  • изменены правила заверки документов: сшив теперь может включать до 150 листов и не заверяется печатью (п. 2, п. 5 Приложения 18 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@);
  • сокращены льготы по авиауслугам (ч. 1 ст. 2 ФЗ №493 от 25.12.2018, ПП №749 от 10.06.2019);
  • сокращен перечень сырьевых товаров (ПП №466 в ред. от 15.06.2019);
  • установлен новый формат пояснений к декларации по НДС.

С 1 июля 2019 г. завершен еще один этап перехода на онлайн-кассы, где на ККТ перешли новые категории пользователей. Среди них некоторые категории ИП на ЕСН, ОСН, ЕНВД и ПСН, а также перевозчики общественного транспорта в части продажи билетов. На основании п. 6.1 ст. 4.7. ФЗ №54 в редакции от 06.06.2019 кассовый чек и бланки строгой отчетности теперь должны содержать сведения о клиенте.

Сумма МРОТ увеличена до 11 280 рублей (ст. 1 ФЗ №481 от 25.12.2018).

Источник:
http://zakonguru.com/nalogi-2/nalogovyi-kodeks.html