Комментарий к СТ 36 БК РФ

Комментарий к СТ 36 БК РФ

Статья 36 БК РФ. Принцип прозрачности (открытости)

Комментарий к статье 36 БК РФ:

Девятым принципом бюджетной системы Российской Федерации, установленным ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип прозрачности (открытости), который ранее имел иное название: принцип гласности. Аналогично принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств изменение названия данного принципа не привело к изменению его содержания.

Конституционный Суд РФ указывает, что финансовое регулирование, бюджетная система Российской Федерации должны отвечать требованиям открытости, прозрачности как процесса принятия органами государственной власти финансовоемких решений, так и самого использования финансовых ресурсов Российской Федерации, что способствует реализации базирующегося на принципах демократии эффективного контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства в лице его органов .

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // РГ. N 134. 25.06.2004.

Принцип прозрачности (открытости) предполагает обязанность одних участников бюджетного процесса предоставлять информацию гражданам и другим участникам бюджетного процесса.

Во-первых, принцип прозрачности (открытости) означает обязательную публикацию в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Такая функция данного принципа непосредственно вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Бюджеты федерального и регионального уровней в силу ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждаются в форме законов, и поскольку любой бюджет затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, то, следовательно, на основании вышеуказанной нормы Конституции Российской Федерации должен быть опубликован.

Во-вторых, принцип прозрачности (открытости) означает полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов. Поскольку исполнение бюджетов осуществляют органы исполнительной власти, а органы законодательной (представительной) власти не участвуют в этом процессе, но осуществляют рассмотрение и утверждение бюджетов, то они должны обладать всей полнотой информации об исполнении бюджетов.

В-третьих, принцип прозрачности (открытости) предусматривает доступность иных сведений о бюджетах. Правом придания гласности другим сведениям о бюджетах обладают законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы муниципальных образований. Эту норму можно трактовать как предоставление права законодательным (представительным) органам государственной власти, представительным органам муниципальных образований устанавливать своим решением перечень сведений обязательных для предоставления на их рассмотрение, а также как право устанавливать перечень сведений, которые должны быть доступны для всеобщего сведения.

В-четвертых, принцип прозрачности (открытости) устанавливает обязательную открытость для общества и средств массовой информации:

— проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), то есть проекты бюджетов должны публиковаться и освещаться в средствах массовой информации;

— процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией). Такие процедуры должны быть установлены нормативным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации. В частности, в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ч. 8 ст. 145, ч. 4 ст. 205) содержатся соответствующие нормы, касающиеся федерального бюджета, которые предусматривают, что процедуры разногласий определяются Регламентом Государственной Думы.

Составляющей, которая раскрывает понятие принципа прозрачности (открытости), является стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Такое требование установлено в целях эффективного прохождения бюджетного процесса. Органы государственной власти и местного самоуправления смогут наиболее качественно выполнять свои функции, если бюджетная классификация Российской Федерации, которая лежит в основе всего бюджетного процесса, не будет подвержена постоянным изменениям, что часто происходит на практике. Бюджеты трех лет (отчетного, текущего и очередного) взаимосвязаны между собой, так как в одно и то же время составляется отчет по бюджету предыдущего года, исполняется бюджет текущего года и составляется бюджет следующего года. При этом показатели перечисленных бюджетов должны сопоставляться, что способствует эффективному составлению проекта бюджета будущего года и исполнению бюджета текущего года. Единство, стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации позволяют органам государственной власти и местного самоуправления получать более полную и в доступной форме информацию об исполнении бюджетов.

Прозрачность (открытость) бюджетов ограничивается введением при формировании бюджетов секретных статей бюджета, для которых определен особый (закрытый) порядок составления, рассмотрения и утверждения, при котором сведения об этих статьях не могут быть доступны общественности. Такие статьи чаще всего связаны с обороноспособностью страны, что не должно быть достоянием широких кругов населения. Однако в ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Ни в бюджетах субъектов Российской Федерации, ни тем более в местных бюджетах секретные статьи не могут быть предусмотрены. Это обусловлено тем, что секретные статьи касаются только наиболее значимых общегосударственных вопросов, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Источник:
http://budkod.ru/chast-2/razdel-1/glava-5/st-36-bk-rf/kommentarii

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)

Актуальная редакция статьи 36 БК РФ: Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)

(в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Комментарий

Значение бюджета для государства и общества предполагает обеспечение максимальной гласности на всех этапах бюджетного процесса.

Определяя принцип гласности, законодатель выделяет два основных момента:

1) обязательное опубликование основной информации о принятых бюджетах;

2) прозрачность процедуры обсуждения и утверждения бюджетов.

Читайте также  Защита прав потребителей, SUNLIGHT ОТЗЫВЫ

В средствах массовой информации публикуются сами утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении. Кроме того, должна обнародоваться любая информация о ходе исполнения бюджетов и обеспечиваться доступность любой информации о решениях законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам бюджетной политики.

Особое значение принципа гласности в сфере бюджетно — правового регулирования объясняется еще и тем, что федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федерального закона и законов субъектов Российской Федерации, а местные бюджеты — в форме представительных актов представительных органов местного самоуправления (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ). В качестве законодательного акта бюджет подлежит обязательному опубликованию в силу прямого предписания Конституции РФ (п. 3 ст. 15): «Законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

В отношении федерального бюджета применяются нормы Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» . В соответствии со статьей 4 данного Закона официальным опубликованием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 801.

С моментом официального опубликования связано вступление в силу закона о бюджете. Так, например, согласно статье 147 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» данный Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Принцип гласности предполагает также информированность граждан о всех деталях обсуждения и утверждения бюджетов. Особо отмечается необходимость обнародования информации о всех разногласиях по бюджетным вопросам, возникающим внутри законодательного (представительного) органа власти либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Исключением из комментируемого принципа гласности могут стать секретные статьи бюджета, содержащие информацию, являющуюся государственной тайной. При этом устанавливается, что секретные статьи могут утверждаться только в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. Ст. 8220.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области: например, о содержании стратегических и оперативных планов, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов, о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно — политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники: например, о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов, о силах и средствах гражданской обороны, о степени обеспечения безопасности населения, об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики: например, о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно — кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности: например, о силах, средствах, об источниках разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации (ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»).

Источник:
http://www.conventions.ru/lex/35/st36/

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Комментарий к статье 36 БК РФ

Комментируемая статья раскрывает суть принципа прозрачности (открытости).

Общие требования к обеспечению доступа пользователей информации к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Далее — Закон N 8-ФЗ).

Согласно положениям статьи 6 Закона N 8-ФЗ к способам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся в том числе размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет и предоставление пользователям информации по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 131 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Читайте также  ЭКО бесплатно по ОМС в 2019 году: новые условия получения квоты

«Судебная практика»
Как разъяснено в Определении Верховного Суда РФ от 11.11.2009 N 47-Г09-50, положения статьи 36 БК РФ, устанавливая принцип прозрачности (открытости) и его содержание в бюджетных отношениях, не содержат каких-либо норм о предоставлении дополнительных (по сравнению с установленными статьями 153, 265 БК РФ) полномочий законодательных органов по получению информации об исполнении бюджета для осуществления парламентского контроля.

Правовой смысл нормы, содержащейся в абзаце 2 статьи 36 БК РФ «доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти. » предполагает недопустимость сокрытия от названного органа каких-либо сведений об исполнении бюджетов, но не предполагает правомочия названного органа вводить дополнительные формы отчетности об исполнении бюджета субъекта в нарушение федерального законодательства, установившего виды бюджетных отчетов и их периодичность.

Консультации и комментарии юристов по ст 36 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 36 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник:
http://obkrf.ru/st36

Реализация принципов публичности, прозрачности и открытости

В XXI в. публичность является одним из обязательных принципов государственного управления. Развитие СМИ и Интернета качественно изменили пространство публичной коммуникации, расширили возможность участия общества в управлении, дали импульс к новым формам взаимодействия органов власти и населения.

Публичность существовала и раньше — люди узнавали новую информацию, например, на рыночных площадях, и обсуждали ее между собой. Затем появились газеты, расширив границы публичности как поля обмена информацией до национального уровня. Сейчас речь идет о формировании единого всемирного информационного пространства, на котором событие, произошедшее в одной стране, моментально становится достоянием всего человечества.

В большинстве словарей понятие «публичность» рассматривается как синоним терминов «гласность» или «общеизвестность». Для научного понимания данного феномена этого явно недостаточно. Ю. Хабермас — один из самых авторитетных социологов — дает следующую формулировку: «Публичность образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором по разным признакам группируются члены общества, коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют политические партии, общественные организации, творческие или иные союзы характер публичности, ее облик определяется интенсивностью ассоциативной жизни общества, ее организованностью, демократической открытостью самого общества. Минимальная в авторитарных и тоталитарных политических системах публичность выразительнее, многообразнее, ярче в демократических странах» [1] .

Публичность — это проявление национальной культуры, воплощающееся в навыке коллективно обсуждать и принимать решения по вопросам общественной значимости. Она, таким образом, характеризует укорененность демократии в сознании людей, что реализуется в том числе через создание системы институтов общественного контроля за работой правительства.

За рубежом термин «публичный» заменяет понятие «общественный», что отражает специфику межличностных отношений. Его применение предполагает наделение граждан как жителей страны и плательщиков налогов не только обязанностями, но и правами, включая использование национального богатства и инфраструктуры. Как современное наполнение феномена публичность следует рассматривать право и обязанность людей участвовать в управлении: принимать участие в выборах, становится экспертами по решению отдельных проблем в рамках своих знаний и возможностей.

Публичность — сложный и многообразный по формам проявления феномен, выражающий открытость отношений между правительством и населением по поводу проблем развития и качества управления в стране, вытекающий из общей заинтересованности в порядке и развитии. Его проявления различны: прозрачность информации, простота и понятность изложения законодательных актов любого уровня, обязательность общественных слушаний, публикация итогов экспертиз и т.д.

В конце XX в. под воздействием формирования открытых правительств и внедрения административных реформ тенденции к публичности усилились. Большинство стран разработали новые законы (например, «Основные принципы для обеспечения информационного равенства» 1 ), усилив ими действие Всеобщей декларации прав человека (ООН) и статей своих национальных конституций.

Механизмы конкретной реализации принципа публичности в странах несколько различаются, но основные технологии общие: 1) кодификация законов и внутриправительственных актов; 2) уточнение в них механизма обновления норм и кодов; 3) обязательная публикация кодов и норм; 4) регистры административного обслуживания;

5) контроль ясности изложения; 6) наличие руководства по доступности изложения. Динамика внедрения названных технологий в практику государственного управления стран ОЭСР (OECD — Organization of Economic Cooperation and Development) приведена в табл. 2.1.

Практики обеспечения доступности правительственных документов (число стран, использующих соответствующие нормы) 2

Источник:
http://studme.org/271117/menedzhment/realizatsiya_printsipov_publichnosti_prozrachnosti_otkrytosti

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости);

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

Статья 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета

Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

Читайте также  Купить пневматическую винтовку в Москве, цены на пневматические винтовки – интернет-магазин Popadiv10

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Источник:
http://studopedia.su/16_105099_statya—printsip-prozrachnosti-otkritosti.html

Принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования муниципальной собственности

Реализация принципов открытости органов исполнительной власти

Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 93-р «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти» скачать
Методика реализации концепции открытости федеральных органов власти скачать
Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти скачать
Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти скачать
Ведомственный план по реализации принципов открытости скачать

Что такое открытое государственное управление

Основной целью реализации проекта «Открытое правительство» является вовлечение граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений, обеспечение их участия в открытой экспертизе социальнозначимых проектов правовых актов. Проект «Открытое правительство» призван также обеспечить прозрачность деятельности органов власти.

«Открытое правительство» – это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, посредством вовлечения граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений, обеспечение их участия в открытой экспертизе социально-значимых проектов правовых актов. «Открытое правительство» призвано обеспечить прозрачность деятельности органов власти.

Метод взаимодействия, позволяющий использовать мнения граждан для совершенствования правовых актов, является основополагающим в работе «Открытого правительства».

«Открытое правительство» предоставляет гражданам возможность:

— Знать всё о государственном управлении

— Участвовать в принятии государственных решений

Открытость органов исполнительной власти — это последовательное и неукоснительное соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов:

1. Принцип информационной открытости — своевременное предоставление информации о деятельности органов исполнительной власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными и региональными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;

2. Принцип понятности — представление целей, задач, планов и результатов деятельности органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;

3. Принцип вовлеченности гражданского общества — обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;

4. Принцип подотчетности — раскрытие органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью органов исполнительной власти.

Для соблюдения принципов открытости органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

обеспечивать предоставление в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о целях, задачах, планах деятельности органов исполнительной власти на 2013 — 2018 годы и ходе их исполнения;

обеспечивать полноту, достоверность, объективность и своевременность предоставления информации о своей деятельности, подлежащей раскрытию в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, предоставляемой по запросам граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества;

совершенствовать технологии предоставления и разъяснения информации путем расширения способов и форм ее получения разными пользователями и группами пользователей, обеспечивая при этом возможность выбора удобного формата, доступность, простоту, понятность и визуализацию предоставленной информации;

повышать доступность открытых государственных данных для использования гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом, в том числе для повторного использования, обеспечивая свободный доступ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов исполнительной власти, без каких-либо ограничений на их безопасное использование;

совершенствовать процессы публикации и инфраструктуру открытия данных, определяя приоритеты их формирования и раскрытия с учетом их ценности для общества;

внедрять процессы и инфраструктуру, в том числе электронные сервисы и услуги, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, а также осуществлять онлайн-информирование, обслуживание и предоставление информации о деятельности органа исполнительной власти, одновременно упрощая способы взаимодействия с гражданским обществом;

обеспечивать объективность, непредвзятость и публичность процедур формирования общественных, экспертных и консультативных советов (комиссий, рабочих групп), создаваемых при органах исполнительной власти, наделять их необходимыми полномочиями, учитывать мнение этих советов при принятии решений;

формировать и развивать действенные механизмы оперативного реагирования на обращения граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества по существу поставленных в обращениях вопросов;

совершенствовать формы, методы и способы работы со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в сети «Интернет».

Механизмы реализации принципов открытости:

реализация принципа информационной открытости органа исполнительной власти;

обеспечение работы с открытыми данными;

обеспечение понятности нормативно-правового регулирования, государственной политики и программ, разрабатываемых (реализуемых) органами исполнительной власти;

принятие плана деятельности и ежегодной публичной декларации целей и задач федеральных органов исполнительной власти, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение;

формирование публичной отчетности органа исполнительной власти;

информирование о работе с обращениями граждан и организаций;

организация работы с референтными группами;

взаимодействие органа исполнительной власти с общественным советом;

организация работы пресс-службы органа исполнительной власти;

организация независимой антикоррупционной экспертизы и общественного мониторинга правоприменения.

Механизмы (инструменты) открытости внедряются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных 26 декабря 2013 г. Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.

Источник:
http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/udh/realizatsiya_printsipov_otkrytosti.php