Классный час: Наши права и обязанности — классный час (10 класс)

Классный час: «Наши права и обязанности»
классный час (10 класс)

«Наши права и обязанности»

Цели: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Предварительный просмотр:

«Наши права и обязанности»

Цели: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

“Знание прав определяет добросовестное

выполнение обязанности” (Б. Франклин);

I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.

II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.

Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:

1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.

2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.

3. Показать единство прав и обязанностей.

4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.

Итак, тема разговора “Наши права”. Вначале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.

Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений. Что такое право? Послушаем вас.

Учащийся. ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

ПРАВО -это форма выражения равенства людей в общественных отношениях. Признание равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Права- это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков .

Учитель. Прекрасно. Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”.

Какие вида права вы можете назвать?

Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.

Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей.

А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто?

Итак, права человека-гражданина – это.

Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

Можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право.

Учитель .Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

В нашем государстве, в Российской Федерации законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.

Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.

Вы сами сделали подборку таких документов.

Учащийся (по таблице):

— Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

— Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

— Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

— Конституция РБ (24 декабря 1993 года);

— Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;

— Президентская программа “Дети России”;

— Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.

Учащийся (по таблице):

XXI век – век ребенка, 2010–2020 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;

1 июня – Международный день защиты детей;

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;

20 ноября – Всемирный день прав ребенка;

10 декабря – День прав ребенка.

Учитель. Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?

Учащийся: Международные конвенции– один из видом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.

Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.

Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989 году. ООН – что вы знаете об этой организации?

Учащийся. ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в 1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. Организация объединяет более двухсот стран мира (данные на 2014 г.).

Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире.

III. Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.

О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации.

Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем.

Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. Затем в 14 лет получают паспорт.

Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за нас.

Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.

Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием , и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование .

Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.

Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.

“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 «Конвенции» гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.

1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.

Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.

Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.

Ребенок, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство . Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить,

Но мы все уверены в том, что родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем. К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.

Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты.

Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.

Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.

— благополучие и любовь;

— отдых на личную жизнь;

— собственное мнение на мирную жизнь;

— здоровый образ жизни.

По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.

Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.

Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.

Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.

Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте. Сказать стихами:

Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент.

Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?

Учитель и учащиеся вместе:

Всей Земли права его —
Право на надежду!

Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

1учащиеся: Я – дитя Природы и господин Природы.

Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я – носитель разума.

Не совершаю бездумных действий.

Несу ответственность за все, что со мной происходит.

Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям.

Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

2 ученик: Я помогаю.

Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я живу среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни.

Осознаю, что я человек.

Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь.

Стремлюсь хорошо учиться. Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям,

Признаю и уважаю каждого человека .

Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки.

1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

Источник:
http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2019/04/18/klassnyy-chas-nashi-prava-i-obyazannosti

Основные права и обязанности человека в России

С рождения у любого гражданина появляются права и обязанности перед другими гражданами и своей страной. В России каждому человеку гарантируется независимость выбора, которая соответствует международным нормам и Конституции России.

Среди них стоит выделить такие:

  • высшей ценностью признаются права человека и принадлежат ему с рождения;
  • исполнение прав гражданином, недопущение нарушения законности к другим субъектам — равноправие перед законом и судом;
  • равенство между мужчиной и женщиной;
  • главенство международных норм перед законами страны;
  • ограничение прав законом при строго определённых условиях;
  • запрещено использовать права для изменения конституционного строя насильственным путём;
  • запрещено разжигание религиозной, расовой или национальной ненависти с целью пропаганды войны и насилия.
Читайте также  Письмо приглашение на конференцию (образцы)

Права человека — это неоспоримый, гарантированный государством потенциал. Человек имеет право пользоваться и обладать благами: политическими, социальными, экономическими, гражданскими, культурными.

Свободы человека — это те же возможности, но имеющие небольшие особенности.

Основные права и обязанности гражданина России

Государство акцентирует свободное самостоятельное самоопределение человека в различных сферах жизни общества, таким образом предоставляя выбор своим невмешательством. Итак, свобода — это самовыражение гражданина в собственном выборе и дальнейшей реализации своих интересов и целей.

Цель государства — гарантировать человеку свободу и независимость, сделать минимальными любые вмешательства в его деятельность.

Гражданские

Гражданские права человека:

  • право на жизнь, поэтому лишение жизни — противозаконно, даже применение смертной казни предусматривали лишь за особо тяжкие злодеяния против жизни человека;
  • неприкосновенность субъекта;
  • свобода выбора работы и отдыха, свобода передвижения;
  • нельзя подвергать лицо жестокому обращению и наказанию, насилию и пыткам;
  • не подвергать любым научным или медицинским экспериментам без личного добровольного согласия;
  • защита частной собственности.

Гарантируют права и свободы статьи 126 и 127 У. К. Российской Федерации.

  • К личным относят права первого поколения. С самого начала они имели естественный статус и неотчуждаемые права. Поэтому никогда не могли являться объектом требований государства и были точкой опоры для построения демократического общества. К личным, как и к гражданским, относят право на жизнь. Разнообразие личной жизни, свобода перемещения по территории России и возможность выезжать за её пределы. Граждане России гарантированно имеют право на беспрепятственный въезд в родную страну.
  • К личным относится достоинство, по закону запрещаются пытки, насилие, жестокое, унизительное обращение либо наказание. Личная неприкосновенность, лицо может быть задержано не более чем на 48 часов, арест возможен только на основании решения суда.
  • Конституция гарантирует неприкосновенностьличной жизни, семейной тайны, защиту своего доброго имени и чести, прочие личные нужды. Тайна переписки и разговоров дополнительно охраняется запретом о сборе, хранении и использовании информации о частном лице без его согласия (статья 24 УК РФ).
  • К личным относят выбор национальности, использование родного языка, вероисповедания, свободы передвижения по территории РФ, выбор места отдыха и жительства (статья 25, 26, 27 УК РФ).

Политические

Конституцией предусмотрено, что единоличный и высший источник власти — это российский народ.

  • Исполнителями его воли считаются органы власти, депутатский и чиновнический аппарат. По закону, любой живущий в России имеет право на управление и личное участие в делах своего государства. Гражданин имеет право быть избранным или избирать представителей в аппарат государственного управления.
  • Формой участия в управлении государством и его делами будут референдумы, коллективные собрания.
  • Участие жителей осуществляется через избранных депутатов, на выборах и референдумах, путём тайного голосования.
  • Свобода на проведение публичных мероприятий — только для граждан России. Уведомив местную власть, разрешается проводить пикетирование, демонстрации, митинги, шествия — исключительно мирно и без оружия.
  • Граждане имеют законную возможность объединяться в общественные организации, в которых реализуются экономические, культурные или политические права и свободы.
  • Любому можно, лично либо коллективно, обращаться в органы исполнительных комитетов и получать ответы в установленные законом сроки.
  • Свобода слова — это выражение своих взглядов и мнений.
  • Запрет на цензуру. Предусматривается ответственность за притеснение и ущемление вольномыслия.

Экологические свободы

Воплощение права проживать в экологически чистой окружающей среде, получение правдивой информации о её состоянии и полноценное возмещение ущерба здоровью в случае экологического происшествия или катастрофы.

Социальные и экономические возможности

Если цели субъекта не противоречат закону, то он беспрепятственно может использовать своё имущество, профессиональные способности для реализации предпринимательских идей. К социальным правам относят:

  • право на отдых, без ограничения выбора;
  • возможность на труд с соблюдением правил техники безопасности труда и жизнедеятельности человека;
  • достойную оплату с чётко оговорённым минимумом;
  • отсутствие притеснений и дискриминации на рабочем месте по половым признакам, образованию, цвету кожи.

К экономическим гарантиям относят:

  • желание владеть частной собственностью;
  • предпринимательскую деятельность;
  • наследство;
  • защиту от безработицы.

Возможность распоряжаться своими талантами, способностями к труду, выбирать себе профессию. Государство гарантирует оплату больничных листов, компенсации по нетрудоспособности в случае инвалидности, полученной на производстве. Запрещён принудительный труд.

Духовные или культурные возможности граждан

Законодательно предусмотрен самостоятельный выбор реализации талантов и способностей. Гражданин имеет право на правдивое освещение событий в стране и мире.

Участие в культурной жизни страны или города, свободное пользование объектами культуры: библиотеками, театрами, кинотеатрами, парками. Доступ к культурным наследиям в музеях по всей стране.

Возможность на обязательное бесплатное образование, с выбором формы обучения. К обязательным относятся: начальное, основное и среднее образование. К профессиональному относят высшее, профессиональное образование. Его также может получить любой желающий бесплатно, по конкурсу.

Юридические права

Человек имеет возможность отстаивать свои права и свободы, обратившись в органы власти и суд. Для этого в гражданском судопроизводстве прописаны политические, социально-экономические и личные права граждан. Охраной также занимается Уголовно-процессуальный кодекс.

Оказанием правовой, квалифицированной юридической помощи занимается коллегия адвокатов, помощь которых для граждан Российской Федерации предоставляется бесплатно. Задержанный или подозреваемый гражданин может воспользоваться помощью правозащитника (адвоката). Обязательное участие адвокатов предусматривается в делах с несовершеннолетними, слепыми, глухими, немыми и лицами с другими физическими недостатками, которые не смогут сами осуществить свою защиту.

Только суд признаёт обвиняемого виновным, до вынесения решения суда действует презумпция невиновности. А также действует закон: не свидетельствовать против себя и своих близких. И это не может быть причиной привлечения к уголовной ответственности.

Граждане имеют возможность на возмещение ущерба, который причинили незаконные действия должностных лиц или органов государственной власти. Например: незаконное изъятие личных вещей, утрата их, безосновательное ограничение свободы. Возмещение назначается после определения вины судом.

Гражданин имеет право на защиту чести и достоинства, которые по ценности приравниваются к жизни и здоровью. По Гражданскому кодексу, лицо может требовать опровержения неправдивой информации и компенсации от её распространителя (статья 7 Гражданского кодекса).

По Уголовному кодексу, субъект несёт ответственность за оскорбление и заведомо ложную информацию и иные посягательства на честь и достоинство (статьи 129, 130 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Каждый гражданин имеет право на личное жильё, законом установлена неприкосновенность его жилища. Проживание иных лиц, обыск и другие действия с проникновением в частную собственность могут происходить только на основании решения суда.

Законом запрещено журналистам распространять информацию, порочащую граждан. Получение, передача, распространение информации осуществляется только законным способом.

Обязанности граждан в Российской Федерации

Помимо прав, каждый гражданин имеет обязанности. Своевременная оплата налоговых взносов, установленных законным порядком, воинская служба относятся к обязанностям перед государством.

  • Лица должны соблюдать статьи Конституции и законы. Уважительно относиться к правам и свободам других граждан, исполнять имеющиеся обязанности.
  • Для того чтобы соблюсти права одному гражданину, другому нужно будет исполнить обязанности, значит, абсолютной свободы быть не может. Обоюдное выполнение свобод и обязанностей обеспечивает общественные и личные интересы в масштабах государства. За неисполнение обязанностей, установленных законом, предусматривается юридическая и гражданская ответственность.

Конституционной обязанностью граждан является определённая схема поведения лица, которую установило государство.

Конституция предусматривает такие основные обязанности:

  • Соблюдать законы и статьи Конституции Российской Федерации (статья 15).
  • Оплачивать определённые законом сборы и налоги (статья 57).
  • Гражданин обязан охранять окружающую среду, бережно относиться к природе и её богатствам (статья 58). Они являются национальным достоянием населения Российской Федерации и основой социального, экономического благополучия и развития страны. Поэтому вместе с правом на охрану здоровья на граждан возлагаются юридические обязанности. Принимать активное участие в охране окружающей среды, соблюдать природоохранное законодательство, своим трудом помогать сбережению и приумножению богатства природы. Совершенствовать знания об экологии, природе. Способствовать экологическому развитию и воспитанию подрастающей молодёжи.
  • Проходить воинскую службу и защищать Отечество (статья 59).
  • Вести заботу о детях и поддерживать нетрудоспособных родителей (статья 38).
  • Получить обязательное среднее образование (статья 43).
  • Сохранять и приумножать культурное и историческое наследие страны, оберегать памятники культуры и истории (статья 44). К ним относятся сооружения и здания, имеющие архитектурную ценность, произведения искусства, культуры.
  • С восемнадцатилетнего возраста гражданин Российской Федерации имеет право самостоятельно реализовывать свои права и обязанности согласно 60 статье Конституции.

Классификация прав человека:

  • гражданские;
  • политические;
  • личные;
  • социальные;
  • экономические;
  • культурные;
  • экологические;
  • юридические.

Из этого видео вы узнаете, что такое права человека.

Источник:
http://liveposts.ru/articles/culture-society/zakon/osnovnye-prava-i-obyazannosti-cheloveka-v-rossii

Раздел «Право» на ЕГЭ по обществознанию. Права и обязанности человека и гражданина РФ.

Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:

1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.

3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.

Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
8. Защита отечества (ст. 59).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.

Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.

Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
с 18 лет – полная гражданская ответственность.

Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:

1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах — Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!

Источник:
http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/obshhestvoznanie/prava-i-obyazannosti-cheloveka-i-grazhdanina-rf/

Наши права и обязанности

Часто, когда человека спрашивают, что такое право, он отвечает: «Это то, что кто-либо может делать, степень его свободы». В узком смысле слова, это, действительно, так, но если бы у всех были только одни права, то общество превратилось бы в требующих что-либо друг от друга людей. К сожалению, некоторые люди помнят только о своих правах, но забывают о своих обязанностях и правах других людей. Прав не может быть без обязанностей, поэтому право – это система прав и обязанностей.

Французскому писателю Виктору Гюго принадлежат слова «Право – это всё то, что истинно и справедливо». Конечно, это – идеал, к нему надо стремиться. Случается, что в жизни принимаются далёкие от идеала законы и несправедливые юридически значимые решения, но это не значит, что их надо нарушать. Понятия истинности и справедливости у разных людей могут быть разными, и если каждый будет вести себя только в соответствии с ними, то это приведёт к беспорядку и анархии. Существуют механизмы изменения законодательства и отмены юридически значимых решений, и их надо применять, но существующие законы и другие правовые нормы нужно стремиться соблюдать. Стремление стать юридически грамотным и стремление жить в соответствии с правовыми нормами образуют понятие правовая культура, которая является необходимой составляющей общей культуры человека. Сознательно соблюдая правовые нормы, человек вправе ожидать и требовать их соблюдение и от других людей.

Что же такое правовая норма и что её отличает от других социальных норм?

Существуют религиозные, этические, корпоративные нормы, нормы обычаев и традиций, этикета, но из всех существующих норм только нормы права являются общеобязательными. Это не значит, что не нужно соблюдать этические нормы и нормы этикета, но, живя в обществе, в государстве человек должен осознавать общеобязательность именно правовых норм. За их несоблюдение наступает юридическая ответственность, в том числе и уголовная.

Откуда же берутся нормы права? Они исходят от государства и содержатся в законах, указах президента, постановлениях правительства, других источниках права.

Читайте также  Пособие многодетным матерям в Казахстане 2018

В соответствии со статьёй 19 Конституции России, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Способностью осуществлять свои гражданские права и нести гражданские обязанности (дееспособностью) граждане нашей страны наделяются не от рождения. Полную дееспособность лица получают в 18 лет.

До 6 лет дети не могут совершать никаких сделок. Дети с 6 до 14 лет (малолетние) могут совершать мелкие бытовые сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями.

Несовершеннолетние лица с 14 до 18 лет могут уже распоряжаться своим заработком (стипендией), распоряжаться своими авторскими правами, открывать вклады в банках, а по достижению 16 лет – стать членом кооператива.

В отдельных случаях полной дееспособностью лица могут наделяться с 16 лет.

Реализуя свои права, нужно помнить, что при этом не должны страдать права других лиц, а также о возможностях правовой защиты для разрешения конфликтных ситуаций. С 14-ти лет гражданин для защиты своих прав может обратиться в суд.

К другим органам, осуществляющим предупреждение противоправных посягательств, относятся: прокуратура, полиция, следственный комитет, органы федеральной службы безопасности, аппарат уполномоченного по правам человека.

Для защиты несовершеннолетних дополнительно существует система органов, призванных защищать их права. Это – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, уполномоченные по правам ребёнка.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что юридическая грамотность позволит грамотно защищать свои права и самому не преступить закон.

Повысить свою правовую грамотность можно не только в учебном заведении, но и занимаясь самообразованием. Для начала можно обратиться к учебнику по «Основам права». Необходимо изучать не только учебную литературу, но и нормативно-правовые акты, прежде всего законы. Каждый гражданин России должен осознанно прочитать основной закон своей страны Конституцию РФ.

В нашей стране право кодифицированное, то есть в каждой отрасли права есть основной закон этой отрасли – кодекс. Существуют Гражданский, Гражданско-процессуальный, Трудовой, Семейный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и другие кодексы. Юридически грамотный человек часто может найти ответ на свой вопрос, обратившись к тому или иному кодексу. В дополнение к кодексам издаются другие законы и иные нормативно-правовые акты, а в сами кодексы могут вноситься изменения и дополнения. Все новые нормативно-правовые акты, а также изменения в законодательстве официально публикуются в «Российской газете».

Человек может хорошо знать законодательство, но сознательно нарушать его, поэтому необходимо повышать не только юридическую грамотность, но и правовую культуру в целом. Это можно и нужно делать в повседневной жизни, соблюдая законодательство и способствуя его соблюдению другими людьми.

Самостоятельное изучение права

Существует громадное количество юридических прав и обязанностей. Задачей этой брошюры является не перечислить их все (это было бы просто невозможно), а побудить читателя к самостоятельному изучению права. Это позволит предотвратить многие неприятные ситуации и потери, юридически грамотно себя вести и самостоятельно использовать те правовые нормы, которые будут необходимы.

Для примера приведём некоторые права в их взаимосвязи с обязанностями, которые изложены в основном законе нашей страны Конституции.

Ст. 38.2 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».
Ст. 38.3 Конституции РФ: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Ст. 29.1 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
Ст. 29.2 Конституции РФ: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Ст. 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Попробуйте взять Конституцию и продолжить этот список. Кстати, настоятельно рекомендуем вдумчиво прочитать этот документ. Знание, понимание и применение его сделают вашу жизнь более лёгкой и правильной.

Попробуйте также взять моральные, религиозные нормы и посмотреть, как трактует эти же вопросы право.

Уверены, что изучение права будет вам интересно и полезно.

Права и обязанности несовершеннолетних

Согласно законодательству, несовершеннолетним (ребёнком) является человек до достижения им 18-летнего возраста. Особая защита ребёнка предусмотрена в Женевской декларации прав ребёнка, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка, других международных нормативно-правовых актах. В российском законодательстве особая защита детей также предусмотрена Конституцией, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», других нормативно-правовых актах. Перечислим лишь некоторые права несовершеннолетних:

  • с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);
  • на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
  • на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
  • на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);
  • на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);
  • на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учитывается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Семейный кодекс РФ);
  • на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);
  • ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);
  • на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Семейный кодекс РФ, ст. 55).

Обязанностей несовершеннолетних в законодательстве прописано значительно меньше, чем прав, и они направлены, прежде всего, на благополучие самих детей. Например, каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 18 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»).

Особая правовая защита несовершеннолетних повышает их ответственность в выполнении своих обязанностей и в детском, и во взрослом возрасте.

Любопытные факты в праве

В некоторых странах под конституцией понимается не один закон, как в России, а ряд правовых актов. Конституция же Великобритании, вообще, состоит не только из основных законов страны, но и из судебных прецедентов, обычаев и доктрин юристов.

Гражданство ребёнка в результате рождения определяется либо «по праву крови», то есть по гражданству родителей (как в России), либо «по праву почвы», то есть по государству, в котором человек родился (в США, латиноамериканских государствах). Поскольку морские и воздушные суда являются территорией того государства, которому они принадлежат, то ребёнок, к примеру российских родителей, рождённый на мексиканском самолёте, сможет иметь и российское, и мексиканское гражданства.

В Швеции и Норвегии невыгодно иметь больших собак. Владельцы собак в Швеции платят налог по росту собак, а в Норвегии – по их длине.

В Мьянме (бывшей Бирме) за владение незарегистрированным компьютером могут посадить в тюрьму на 15 лет.

В 1911 году в Конгресс США был внесен законопроект, который приравнивал полеты на аэропланах к попытке самоубийства и предусматривал наказание в виде тюремного заключения на срок до 5 лет.

В Рио-де-Жанейро с 10 вечера до 5 утра водители автомобилей могут ездить на красный свет светофора. Эта мера призвана уменьшить риск автомобильного ограбления.

Итальянские законы приравнивают рисование мелками на асфальте к нищенству.

Специальное постановление ЕЭС от 1 января 1991 года предписывает именовать морковь фруктом, чтобы из неё можно было варить конфитюр.

Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство и основание государства.

Для установления хороших законов необходимо только следовать правилам человеческого благоразумия и мудрости, то есть честности, правде и естественной справедливости.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Создавайте лишь немного законов, но следите, чтобы они соблюдались.

Общество само приготовляет преступление, преступник же только приводит его в исполнение.

Хотите ли предупредить преступление? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми.

Чего не запрещает закон, то запрещает стыд.

Задуманное, хотя и неосуществлённое преступление, есть всё же преступление.

Задача права не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени – не превратился в ад.

Источник:
http://lenoblinform.ru/mini-sites/upolnomochennyj-pri-gubernatore-leningradskoj-oblasti-po-pravam/eto-polezno-znat/nashi-prava-i-obyazannosti/

Классный час «Наши права и обязанности»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Классный час «Права и обязанности»

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности»; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Дополнительный материал: Права и обязанности детей

20 ноября- Всемирный день прав ребёнка

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

1. Дети- все человеческие существа до 18 лет ( ст. 1 )

2. Право на жизнь 7. Право на отдых и досуг

3. Право на имя при рождении 8. Право на свободное перемещение

4. Право на медицинскую помощь 9. Право иметь имущество

5. Право на образование 10. Право на заботу и воспитание родителями

6. Право свободно выражать свои взгляды

11. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства( ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

12. Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки .

Ход классного часа

Кл. рук.: Ребята, сегодняшний классный час мы посвятим вашим правам и обязанностям. 20 ноября во всех странах считается Всемирным днём прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребёнка» .

Но сначала мы поиграем с вами в игру «ИМЕНА». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места, назвать своё имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой-Татьяна-терпимая.( Ответы по цепочке.)

2.Беседа «Право на имя»

Кл. рук. : Ребята, а имеете ли вы право на имя? Как вы считаете?

Кл. рук.: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Д .: Наши имена и фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Кл. рук.: Да, это первый ваш документ. А что ещё там записано , кто знает?(имена родителей.)

Правильно, а ещё там записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие ещё есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

( В Конституции, законах, указах и т. п.), ( Разработали Президент, депутаты и т. п. )

3. Мини- лекция «Конвенция о твоих правах»

(Рассказ учителя +презентация прав по Конвенции «О правах ребёнка»)

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право- право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые , сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребёнка».

Конвенция- это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей, в том числе и Россия.

С 15 сентября 1990 года Конвенция ООН вступила в силу в нашей стране. В соответствии с этим международным документом, Россия приняла на себя многочисленные обязанности по обеспечению прав ребёнка.

Какие же права есть у всех детей мира?

4.Ролевая игра «Юридическая консультация»

Кл. рук.: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация- это совет, разъяснение, а юристы- это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе , что вы юристы, вы хорошо знаете права детей ( доска)!

Читайте также  Введение, замена и пересмотр норм труда

И к вам по почте приходят письма, в которых за советом к вам обращаются литературные герои. Прослушав письма, подумайте, какие права ребёнка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребёнка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребёнка»…»

Так случилось, что я жил долго в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?( Да, т. к. вы ребёнок , не достигший 18 лет.)

Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

* Конечно, согласно Конвенции… никто не имеет права унижать человеческое достоинство;

* Никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию или оскорблениям.

* Вы имеете право на свободу перемещения.

* Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Кл. рук. : Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребёнок, даже в чём-то неполноценный , должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.

А теперь пришла очередь проконсультировать следующего литературного героя, Гарри Потера.

2 письмо- Гарри Потер:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма , адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

* Каждый ребёнок должен иметь право на личную жизнь, на тайну переписки.

* каждый ребёнок имеет право на уважение его достоинства.

3 письмо- Золушка:

Мачеха с утра до ночи заставляет меня трудиться, мне запрещено участвовать в играх и забавах моих сестёр. Имеет ли моя мачеха на это право?

* Нет. Она нарушает право Золушки на досуг и отдых, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих её возрасту.

Кл. рук. : Как вы думаете , ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

* Не все знают права детей.

* Не считают детей полноценными людьми.

* Не уважают ( презирают) детей, считают, их глупыми.

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Кл. рук.: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей- обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев.

Мама: Немедленно сделай музыку потише. Я очень устала и у меня болит голова.

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учит.: Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав.

* Сын нарушает право домочадцев на отдых в тишине. Он не уважает права других людей .

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Учит.: Объясните, пожалуйста, Оле, в чём она не права.

* Кроме прав у Оли есть ещё и обязанности-дежурного( как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других .

Учитель: Иванов, та опять разрисовал парту ! Ведь дети её только что помыли!

Иванов : А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом- рисованием!

Учит.: Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

* А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников .

Учитель: Можаев, почему ты бегаешь по классу во время урока?

Можаев: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учит.: Правильно ли рассуждает Артём?

* Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Можаев не уважает права других людей.

Мама: Доченька, а почему та мусорное ведро не вынесла, за хлебом не сходила?

Дочь: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Учит.: Вот такой борец за права ребёнка! Может быть он прав?

* Нет, дочь не права, потому что хлеб она должна купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд , помощь по хозяйству.

* Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать её право и помогать ей.

Наташа: Оля, ты пойдёшь на физкультуру?

Оля: Нет, я освобождена.

Оля (рисует): Ой, ластика нет. У кого же взять? У Наташи возьму.( роется в портфеле , берёт пенал, достает дневник, читает его).

Входит Наташа: Ты зачем взяла мой портфель? Кто тебе разрешал?

Оля: А что тут такого? Я же ничего не забрала! И что почитать нельзя?

Наташа: Отдай сюда! ( забирает портфель).

Учит.: Ребята, проясним эту ситуацию.

Какой документ очень хорошо знают знают наши герои?

* Конвенцию «О правах ребёнка».

Учит.: А чего совершенно не знают?

* Они не знают, как уважать права других людей.

Учит.: Как же примирить свои права с правами других людей?

* Если будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

* Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Итог классного часа: Ребята, понравилось ли вам сегодня выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права и обязанности ? Какие права ребёнка из Конвенции ООН вам наиболее запомнились? О каких вы услышали только сегодня?

Завершу сегодняшний кл. час словами др. мудреца Ювенала: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция «О правах ребёнка».

Источник:
http://infourok.ru/klassniy-chas-nashi-prava-i-obyazannosti-610410.html

Права и обязанности человека

Продолжаем неторопливое и вдумчивое изучение ключевых положений научного макета новой Конституции России, предлагаемого российскому народу Центром научной политической мысли и идеологии. На очереди — права и обязанности человека и гражданина России.

Эта тема крайне политизирована и оболгана либеральной парадигмой. В предложенной Конституции права человека очищаются от наносного и принимают вид естественный и традиционный — то есть в связке с обязанностями.

Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России
Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека и гражданина

1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.

4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.

5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.

6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.

7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России.

Статья 20. Права и свободы человека

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.

3. К правам и свободам человека относятся:

а) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на признание и охрану достоинства человека;
г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;
д) свобода передвижения;
е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;
ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;
з) свобода вероисповедания;
и) свобода мысли и убеждений;
к) свобода слова и право на информацию;
л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности;
м) право собственности;
н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам;
о) право на труд;
п) право на отдых;
р) право на жилище;
с) семейные права;
т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
у) право на благоприятную окружающую среду;
ф) право на образование;
х) свобода творчества;
ц) право на доступ к культуре;
ч) свобода самореализации;
ш) право на социальное обеспечение;
щ) право на объединение;
э) право на мир без войны;
ю) право на психологический комфорт.

4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.

Статья 21. Долг и обязанности человека

1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.

3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.

4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.

5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.

6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.

8. Труд является долгом каждого человека.

9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры — долг каждого человека.

10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 22. Права и свободы гражданина

1. К правам и свободам гражданина России относятся:

а) право на участие в формировании государственных органов и управлении делами государства, контроль деятельности государственных органов и их должностных лиц;
б) право на равный доступ к государственной службе;
в) право на участие в отправлении правосудия;
г) право на народное самоуправление;
д) свобода собраний;
е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.

2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установ- ленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 23. Долг и обязанности гражданина

1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.

2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней безопасности России является священным долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан исполнять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Участие в деятельности Палаты высших ценностей России, избирательных комиссий является долгом гражданина России.

4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.

5. Содействие установлению и поддержанию согласия между российскими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.

6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений является долгом гражданина России.

7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.

8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина

1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.

2. Государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несение ответственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.

3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежащих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддержке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускается на основе баланса выс- ших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

Подробнее о каждом праве и обязанности человека остановимся во второй части этого текста.

Источник:
http://rusrand.ru/ideas/prava-i-objazannosti-cheloveka