Законодательство Армении

Законодательство Армении

База данных «Законодательство Армении» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Армении

В соответствии с Конституцией 1995 года Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным, правовым государством. Конституция Республики имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно.

Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами — на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.

Власть в Республике Армения принадлежит народу. Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.

Президент Армении является главой государства и обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Армения.

Президент Республики избирается гражданами Республики Армения сроком на пять лет.

Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом.

Президент Республики:

  • обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;
  • после получения принятого Национальным Собранием закона в 20 дневный срок подписывает и обнародует его;
  • распускает Национальное Собрание и назначает внеочередные выборы;
  • назначает Премьер-министром лицо, Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства;
  • в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;
  • формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;
  • представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях;
  • представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты;
  • назначает четырех членов Koнституционного Суда;
  • по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • назначает двух юристов-ученых — членов Совета правосудия;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;
  • объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил;
  • объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.
  • разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;
  • награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;
  • осуществляет помилование осужденных.

Высшим законодательным органом Республики Армения является однопалатное Национальное Собрание Республики Армения. Национальное Собрание состоит из ста тридцати одного депутата (75 избраны по мажоритарному, а 56 — по пропорциональному принципу, в 2007 году пропорция изменилась — 41 депутат избран по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов по пропорциональной системе). Национальное Собрание избирается посредством всенародных выборов, на пятилетний срок. Последние парламентские выборы состоялись в мае 2007 года.

Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.

Национальное Собрание по предложению Президента Республики:

  • объявляет амнистию;
  • ратифицирует, приостанавливает или денонсирует международные договоры Республики Армения;
  • принимает решения об объявлении войны и установлении мира. В случае невозможности созыва заседания Национального Собрания вопрос объявления войны решает Президент Республики.

Национальное Собрание по предложению Правительства устанавливает административно-территориальное деление Республики.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Армения. Правительство состоит из Премьер-министра и министров. Президент, на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном Собрании, назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов. Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает членов Правительства и освобождает их от должности.

Правительство разрабатывает и осуществляет внутреннюю политику Республики Армения. Внешнюю политику Республики Армения Правительство разрабатывает и осуществляет совместно с Президентом Республики. К компетенции Правительства относятся все те вопросы государственного управления, которые не отнесены законом к компетенции иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Правительство:

  • представляет на одобрение Национального Собрания свою программу;
  • представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;
  • управляет государственной собственностью;
  • осуществляет единую финансово-экономическую, кредитную и налоговую государственную политику;
  • осуществляет государственную политику регионального развития;
  • осуществляет государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;
  • обеспечивает оборону, национальную безопасность и осуществление внешней политики Республики;
  • обеспечивает охрану общественного порядка, принимает меры по укреплению законности, обеспечению прав и свобод граждан;
  • осуществляет иные функции и полномочия, установленные Конституцией и законами.

Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды — в соответствии с Конституцией и законами.

В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный Суд и Кассационный Суд, а в предусмотренных законом случаях и специализированные суды.

Высшей судебной инстанцией Республики Армения, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный Суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона.

Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным Судом.

Независимость судов гарантируется Конституцией и законами. В установленном Конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.

Совет правосудия в установленном законом порядке:

  • составляет и представляет на утверждение Президента Республики список кандидатур судей и списки служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения;
  • дает заключение по представленным кандидатурам судей;
  • предлагает кандидатуры председателей и судей Кассационного Суда, его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • по запросу Президента Республики высказывает мнение по вопросам помилования;
  • привлекает судей к дисциплинарной ответственности, представляет Президенту Республики предложение о прекращении полномочий судьи, о даче согласия на арест судьи, его привлечение в качестве обвиняемого или его привлечение к административной ответственности в судебном порядке.

Кассационный Суд — это суд, пересматривающий решения, приговоры и определения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, и решения, приговоры и определения апелляционных судов в пределах указанных в них оснований по кассационному протесту, принесенному на эти акты.

Решение Кассационного Суда вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию не подлежит.

В Республике Армения действует один Кассационный Суд (в соответствии с Законом «О судоустройстве» ).

Конституционный Суд состоит из девяти членов, пять из которых назначаются Национальным Собранием, четыре — Президентом Республики.(В соответствии с законом «О конституционном суде» )

Конституционный Суд в соответствии со статьей 100 Конституции и в установленном настоящим Законом порядке:

  • определяет соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов, распоряжений Президента Республики, постановлений Правительства;
  • до ратификации международного договора определяет вопрос соответствия Конституции закрепленных в нем обязательств;
  • разрешает споры, связанные с результатами референдумов, выборов Президента Республики и депутатов;
  • признает непреодолимыми либо устраненными препятствиия, возникшие для кандидата в Президенты Республики;
  • дает заключение о наличии оснований для отрешения от должности Президента Республики;
  • дает заключение о мерах, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 55 Конституции;
  • дает заключение о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий;
  • дает заключение о прекращении полномочий члена Конституционного Суда, его аресте, привлечении в судебном порядке к административной или уголовной ответственности;
  • в предусмотренных законом случаях принимает постановление о приостановлении или запрещении деятельности партии.

Местное самоуправление

Армения делится на 11 провинций:

  1. Арагацотн г. Аштарак;
  2. Арарат г. Арташат;
  3. Армавир г. Армавир;
  4. Гегаркуник г. Гавар;
  5. Котайк г. Раздан;
  6. Лори г. Ванадзор;
  7. Ширак г. Гюмри;
  8. Сюник г. Капан;
  9. Тавуш г. Иджеван;
  10. Вайоц Дзор г. Ехегнадзор;
  11. Ереван г. Ереван

Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста) избираются на трёхлетний срок. Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.

В республике 953 села, 48 городов, 932 общины, из которых 871 сельская и 61 городская (1999).

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Источник:
http://www.am.spinform.ru/stroi.html

Армения на рубеже XX и XXI веков

Армения / Армения на рубеже XX и XXI веков

В марте 1991 года руководство Армении отказалось от проведения на её территории общесоюзного референдума по вопросу сохранения СССР и его обновлению. Ещё до событий 19-21 августа 1991 году в Москве в Армении началась национализация собственности республиканской компартии, а 7 сентября было принято решение съезда компартии Армении о самороспуске. 21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум, в ходе которого 94, 39 % избирателей, принявших участие в голосовании, высказались за независимость. 23 сентября 1991 года Армения провозгласила независимость, а 25 сентября Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости Армении. В октябре того же года высший законодательный орган Армении избрал своего председателя Л. Тер-Петросяна первым президентом страны.

Уже в декабре 1991 года независимость Армении была признана США, а в 1992 году Армения стала членом ООН. Международное признание происходило на фоне резкого ухудшения отношений с Азербайджаном, который начал блокаду Армении, и продолжения военных действий в Нагорном Карабахе.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке три стороны конфликта в Нагорном Карабахе — Азербайджан, власти самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики и Армения — подписали протокол, на основании которого 12 мая была достигнута договорённость о прекращении огня. В зоне конфликта установилось перемирие.

5 июля 1995 года состоялись первые в постсоветской Армении парламентские выборы (второй тур выборов состоялся 29 июля 1995 года). Блок «Республика» во главе с АОД, поддерживаемый президентом Л. Тер-Петросяном, получил большинство в парламенте. К выборам не была допущена Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» по причине приостановки в декабре 1994 года её деятельности, а также ещё 8 партий; в связи с этим итоги выборов был подвергнуты сомнению многими международными обозревателями, указавшими на факты грубых нарушений. 5 июля 1995 года параллельно с парламентскими выборами был проведён конституционный референдум. Более 64 % избирателей поддержали проект новой конституции, которая заменила конституцию советского периода и предусматривала сильную президентскую систему правления. В 1995 году началась кампания по приватизации и экономическая либерализация. По экономическим соображениям Армения была вынуждена возобновить эксплуатацию Мецаморской (Армянской) АЭС, закрытой после разрушительного землетрясения 1988 года и обеспечивающей генерацию трети потребляемой в стране электроэнергии.

Читайте также  Образец нулевого расчета по страховым взносам 2019

Осенью 1996 года Тер-Петросян был переизбран на пост президента, получив на выборах поддержку 51,75 % проголосовавших; его ближайший соперник на выборах бывший премьер-министр В. Манукян, поддержанный Национальным демократическим союзом Армении, получил 41,29 % голосов.

Оппозиция вывела сторонников на улицы Еревана и пыталась оспорить результаты выборов. Власти страны ответили вводом войск в столицу и многочисленными арестами активистов оппозиции, включая и В. Манукяна, которые были амнистированы в середине 1997 года.

Осенью 1996 года и в начале 1997 года на фоне политической нестабильности ухудшилось социально-экономическое положение в стране. В этих условиях 20 марта 1997 года президент самопровозглашённой Республики Нагорный Карабах Роберт Кочарян был назначен премьер-министром Армении. 3 февраля 1998 года состоялась добровольная отставка (фактически под давлением военных) Тер-Петросяна с поста президента, а также добровольное сложение своих полномочий председателем парламента Б. Арарктсяном, который по конституции имел право занять пост президента до проведения новых выборов. В результате Р. Кочарян стал действующим президентом. 30 марта 1998 года он был избран на этот пост, получив поддержку более 60 % избирателей, участвовавших в выборах. На парламентских выборах в мае 1999 года победу одержал блок «Единство», главными силами которого были Республиканская партия во главе с министром обороны В. Саркисяном и Народная партия во главе с бывшим лидером Армянской ССР К. Демирчяном.

В конце октября 1999 года произошла резкая дестабилизация обстановки в стране в связи с захватом группой вооружённых лиц парламента и расстрелом в нем премьер-министра В. Саркисяна, спикера парламента Демирчяна и шести других ведущих политиков Армении. Оппозиция некоторое время обвиняла президента Кочаряна в том, что именно он стоял за расстрелом этих авторитетных политиков, которые могли составить ему серьёзную конкуренцию.

С начала 2000 года наметилась тенденция упрочения режима авторитарной власти президента Р. Кочаряна, что выразилось в издании им с превышением своих полномочий нескольких указов о назначении на высшие должности в вооружённых силах Армении ветеранов войны в Карабахе. В ответ парламент предпринял неудачную попытку начать процедуру импичмента президента. Новым премьер-министром страны стал А. Маркарян.

В марте 2003 года Р. Кочарян был переизбран президентом страны на очередной пятилетний срок. Международные наблюдатели зафиксировали значительные нарушения в ходе голосования. В этом же году на референдуме были отвергнуты поправки к конституции, предусматривающие изменение полномочий парламента. В апреле 2004 года состоялись многотысячные демонстрации против президента Кочаряна, которого оппозиция обвиняла в авторитаризме. При разгоне демонстраций была применена «избыточная» (по оценкам иностранных наблюдателей) сила. В ноябре 2005 года на референдуме были приняты поправки к конституции, предусматривающие повышение роли парламента и ограничение президентских полномочий. Оппозиция объявила результаты сфабрикованными.

В феврале 2008 года президентом Армении был избран Серж Саргсян (до выборов занимавший пост премьер-министра Армении). Он получил в первом туре 52,82 % голосов избирателей, участвовавших в выборах. После выборов начались протестные выступления оппозиции, возглавляемой бывшим президентом страны Л. Тер-Петросяном, которые 1 марта вылились в массовые беспорядки, в ходе которых погибли 8 и были ранены 265 человек. В апреле новый президент Армении Саргсян официально занял пост главы государства. Одной из важнейших своих задач президент Саргсян считает консолидацию нации.

← Назад | Армения на рубеже XX и XXI веков | Вперёд →

Источник:
http://www.hyno.ru/tom1/170.html

Политический режим в армении с 1991 года

16 октября 1991 года население Армении выбрало Левона Тер-Петросяна своим первым президентом. После победы армян в Карабахской войне Азербайджан и Турция закрыли свои границы с Арменией и тем самым установили блокаду, продолжающуюся по сей день. Эти события весьма повлияли на экономику молодой республики и перекрыли её основные пути связи с Европой. Тер-Петросян столкнулся со множеством проблем включая и экономические трудности, вызванные турецко-азербайджанской блокадой. Его запрет Армянской революционной федерации Дашнакцутюн , одной из самых организованных политических структур в Армянской диаспоре , и его пассивность касательно вопросов международного признания Геноцида Армян и Нагорно-Карабахской республики сделали его непопулярным среди граждан Армении и армян диаспоры в последние годы его нахождения на посту президента страны. В феврале 1998 года он был вынужден подать в отставку.

После того как в 1998 году к власти пришёл Роберт Кочарян жизненные условия в Армении постепенно начали меняться к лучшему. Армянская диаспора и особенно Дашнакцутюн получили больше свободы на осуществление различных экономических проектов на своей родине. 27 октября 1999 года произошёл террористический акт в армянском парламенте, унесший жизни премьер-министра, спикера парламента и ещё 5 человек. В апреле 2008 года на пост президента вступил Серж Саргсян .

История армянской диаспоры

Политическая судьба родной страны стала причиной расселения армян по всему миру. Большие армянские диаспоры существуют в арабских странах Ближнего Востока и в Иране, в России, Западной Европе, США, странах Латинской Америки и Австралии. Армяне живут даже в Китае и в Индии, куда они перебрались, уходя от персидского гнёта (преимущественно из Джульфы ).

До начала V в. армянские колонии сложились в странах Ближнего Востока. В дальнейшем, в результате арабского нашествия (VII—IX вв.) и нашествий сельджуков (XI в.) эмиграция приняла более массовый характер распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В XI—XIV вв. увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и других районах. На рубеже XIV в. увеличивается переселение армян в Грузию, Россию, Крым. В начале XVII в. армяне основали в Иране город Новая Джульфа .

В 1512 г. армянами диаспоры было основано армянское книгопечатание в Венеции. В 1672 году армянин Паскаль открыл в Париже первое кафе. В 1794 году в Мадрасе Аздарар ». Конгрегация (братство) армянских мхитаристов пользовалась большим уважением в Венеции и Вене. (Индия) выходит первый армянский журнал «

В России, где армяне со времени Петра Великого нашли покровительство, они образовали в Петербурге, Москве и на Украине целые общины. Большие армянские поселения существовали в Астрахани, а также на Северном Кавказе. В 1778—1779 гг. армяне основали в устье Дона несколько сёл и г. Новый Нахичевань (современный Ростов-на-Дону). В армянских колониях шла оживлённая общественно-политическая жизнь, в них открывались школы, типографии, театры; они играли значительную роль в развитии армянской культуры и литературы. В 1815 году армянами в Москве основан Лазаревский институт.

До 1915 г. большое число армян проживало в Турции (преимущественно на территории исторической Западной Армении, а также в Константинополе и его окрестностях). После первого геноцида XX века, учиненного младотурками (см. армянский геноцид ), многие выжившие армяне оказались на территории современных арабских государств — Сирии, Ираке и др. Значительная часть позже перебралась в Европу и Америку. Во время Второй мировой войны 1939—1945 часть армян Франции, Румынии, Болгарии и других стран участвовали в движении сопротивления и воевали на стороне Антигитлеровской коалиции. В диаспоре организовывали сбор средств для закупки вооружения, в том числе строительство танковых колонн для Красной Армии. В то же время из части армян (советских военнопленных —1936 и в 1946—1948 в Армянскую ССР репатриировалось около 150 тыс. армян. Впоследствии многие из них подверглись репрессиям. В июле 1949 была проведена массовая депортация армянской интеллигенции вместе с семьями в Среднюю Азию, где большинство из них погибло.

На настоящий момент более половины армян живут вне пределов их исторической родины. Крупные армянские общины существуют в США, России, Иране, Ливане, Украине, Франции, Сирии, Аргентине, Иордании, Болгарии, Бразилии, Канаде, Австралии и других странах. Диаспора оказывает большую экономическую и политическую помощь Армении.

Источник:
http://hayarmenian.ucoz.ru/publ/istorija/polnaja_istorija/13-1-0-46

Референдум на фоне войны: как Армения обрела независимость

Путь к независимости

Период с 1988 по 1991 год вошёл в историю как «парад суверенитетов». Тогда союзные республики, входившие в состав СССР, заявили о своих правах на независимость и провозгласили верховенство республиканского законодательства над союзным. Это привело к тому, что с весны 1990 года республики начали отделяться, провозглашая свою независимость, подкрепляя её конституционными законами и референдумами. Армянская ССР не стала исключением.

У Армении уже был опыт обретения независимости. 28 мая 1918 года, после распада Закавказской демократической федеративной республики, Армения стала независимым государством. А в 1922 году Армения вошла в состав СССР в качестве одной из трёх закавказских республик, которая, согласно конституции 1936 года, стала самостоятельным союзным государством.

Третья республика

24 февраля 1988 года, в связи с обострением карабахской проблемы в регионе, которая подтолкнула на серьёзные политические изменения в стране, в Армении был создан комитет «Карабах». Карабахский конфликт начался в годы перестройки и представлял из себя межнациональное противостояние между азербайджанцами и армянами. Конфликт уходит своими корнями глубоко в историю, но обострённую свою форму он принял именно в этот период, в связи с резким подъёмом национальных движений в Армении и Азербайджане. В результате многочисленных столкновений в 1991 году между двумя странами развязались масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Позднее на основе сформировавшегося комитета «Карабах», в состав которого вошёл будущий президент Армении и инициатор референдума по отделению Левон Тер-Петросян, появилась партия «Армянское национальное движение». Спустя пару месяцев, в мае 1990 года, в Армении состоялись выборы в Верховный Совет, места в котором получили как коммунисты, так и представители оппозиционного «Армянского Общенационального Движения». Эти выборы стали поворотным событием в дальнейших процессах, происходивших в государстве.

«Основным движущим моментом для обретения независимости Армении стал назревавший с конца 1980-х гг. конфликт с Азербайджаном, воплотившийся позднее в Карабахскую войну. К 1991 году в Нагорном Карабахе велись уже военные действия, и происходили этнические чистки. Эти процессы были ключевым фоном, на котором происходил референдум и принималось решение об отделении Армении от СССР», — рассказал RT старший научный сотрудник Центр проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов

В августе 1990 года председателем Верховного Совета был избран глава оппозиции Левон Тер-Петросян, который уже 23 августа на первой сессии обновлённого совета предложил принять «Декларацию о независимости Армении». Принятие данной декларации ознаменовало начало процесса отделения Армянской ССР от центра, а также прекращение действия на территории республики Конституции и законов СССР. Текст декларации содержал 12 пунктов, охватывающих основные сферы будущего устройства независимой Армении.

Читайте также  Вклад в уставный капитал основными средствами 2020: проводки и учет взноса в УК от учредителя в виде ОС

Во вступительной части декларации было объявлено следующее:

«Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения, имея целью создание демократического, правового общества, провозглашает начало процесса утверждения независимой государственности».

Среди основных провозглашённых в декларации пунктов стоит отметить суверенный характер образующейся Армении, провозглашение своей Конституции, гражданства и законов, герба, гимна, флага, а также независимой внешней и внутренней политики. Обнародование декларации свидетельствовало о том, что Армянская ССР действовала согласно советскому законодательству и заблаговременно заявила о своей решимости покинуть состав СССР. Для легитимации этого решения в стране было необходимо провести референдум, который состоялся 21 сентября 1991 года.

«Референдум, прошедший в Армении 21 сентября, сформировал всю последующую политическую повестку страны. Армянская нация имеет очень давние традиции государственности, начиная с эпохи Древнего Рима. Но, несмотря на то, что армянский народ потерял свою государственность, начал находиться под управлением других государств и жестоких правителей, ему удалось сохранить непреодолимое желание вновь обрести независимость. Поэтому референдум 21 сентября был полностью оправдан и показал желание армянского народа жить в независимом и полноценном государстве. Это желание было, может быть, даже больше, чем у других народов бывшего СССР. Исторически к этому армяне были готовы, борясь за это на всем протяжении своей истории», — отметил в комментарии RT политолог, эксперт по Кавказу, глава аналитического бюро «Alte Et Certe” Андрей Епифанцев

Как проходил референдум

В начале марта 1991 года Верховным Советом Республики Армения было обнародовано постановление, согласно которому в стране прошёл референдум:

«1. Провести на территории Республики Армения референдум о выходе из состава СССР, поставив на голосование следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?».

2. Референдум провести 21 сентября 1991 года.

3. Предоставить Президиуму Верховного Совета Республики Армения право в случае резкого изменения ситуации принять решение о досрочном проведении референдума.

4. Расходы, связанные с проведением референдума, произвести из государственного бюджета Республики Армения».

Важно, что до самого референдума, Армения бойкотировала все действия центра, отказавшись принимать участие в мероприятиях и процессах, направленных на сохранение СССР.

«Для Армении день независимости — очень большая дата, — рассказал RT политический обозреватель Айк Халатян. — Учитывая древнюю историю нашей страны и большой период, когда мы находились в зависимости от СССР, события сентября 1991 года играют большое значение для современной Армении. Стоит отметить, что какого-то негатива к советским временам у Армении нет, было сделано много хорошего.

Что касается референдума, то он проходил на фоне назревавшего карабахского конфликта. Если сначала жители и руководство Армянской ССР считали, что этот конфликт может быть урегулирован в рамках Советского Союза, то после определенных событий 1991 года, когда начались реальные военные действия, вопросы о референдуме и об отделении от центра стали приоритетными».

21 сентября в голосовании приняли участие 94,99% избирателей, и 99% проголосовавших высказались за выход Армении из состава СССР. Стоит отметить, что референдум проходил полностью в соответствие с общесоюзным законодательством, потому что армянская сторона предупредила союзный центр о своем намерении отделиться за полгода до начала референдума. Более того, в начале августа 1991 Верховный Совет Армении направил в Верховный Совет СССР постановление, в котором призывал центр и другие объединения стать наблюдателями во время проведения референдума:

«Просим Вас в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона решить вопрос о присутствии на территории Армении в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований, а также пригласить представителей Организации Объединенных Наций».

Политологи отмечают, что события 1991 году позволили Армении выйти на новый уровень своего развития, несмотря на позитивные процессы, которые происходили в стране во время её пребывания в составе Советского Союза.

«В 1991 году была образована не новая республика Армения, а были восстановлены традиции государственности, заложенные еще в период 1918-1920 годов. Стоит отметить, что советский период был более стабилен с точки зрения взаимоотношений Армении с её территориальными соседями, Азербайджаном, например. Но, безусловно, образование независимой Армении в 1991 году имело колоссальные политические, экономические и социальные последствия», — рассказал RT политолог, глава центра кавказоведения при МГУ Исмаил Агакишиев.

23 сентября 1991 газета стало известно о результатах голосования, и вслед за этим была принята Декларация о государственной независимости Армении, а Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством.

Тем не менее, Армянская ССР оставалась в составе СССР вплоть до 26 декабря 1991 года, поскольку не до конца были соблюдены процедуры, предусмотренные Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Но это уже никак не мешало гражданам Армении чувствовать себя независимыми.

«Референдум имеет колоссальное значение для современной Армении, прежде всего потому, что благодаря ему появилось современное государство Армения. Но самое главное, что в 1991 году образовалось поколение людей, которым сейчас 25-30 лет, живущее в свободной и независимой стране, являющееся будущим и опорой современной Армении. Оно главный результат этой независимости, день которой мы отмечаем 21 сентября каждый год», – рассказал RT директор института Кавказа в Ереване.

Источник:
http://russian.rt.com/article/322032-referendum-na-fone-voiny-kak-armeniya-obrela

Авиабилеты в Ереван

Авиабилеты

Страхование туристов

  • Страна: Армения
  • Столица: Ереван
  • Популярность статьи: 211

Координаты GPS: 40°10’58.8″N 44°30’45.4″E
Latitude: 40.1786804
Longitude: 44.5127754

Государственное устройство Армении

Президент Республики Армения является главой государства. Президент следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики. Президент Республики избирается гражданами Республики Армения на пятилетний срок.

В Армении высшим законодательным органом является однопалатное Национальное Собрание Республики Армения. Национальное Собрание состоит из сто тридцать одного депутата. Национальное Собрание избирается посредством всенародных выборов, на пятилетний срок.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Армения. Правительство состоит из Премьер-министра и министров. Президент, на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном Собрании, назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов. Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает членов Правительства и освобождает их от должности.

Административно-территориальное деление Армении

Армения делится на 11 провинций (марзов):

Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления — совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста) — избираются на трёхлетний срок. Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики Армения.

Герб Армении

Герб Армении — один из государственных символов Армении. Герб составляют следующие элементы: Щит — в центре — гора Арарат, которая является символом армянской нации, на её вершине Ноев ковчег, поскольку, согласно одной из традиций, ковчег после потопа остановился именно на этой горе. Щит разделен на 4 секции, которые символизируют четыре независимые армянские царства в истории Армении: вверху слева — Багратидов, вверху справа — Аршакидов, внизу слева — Арташесидов, внизу справа — Рубенидов. Лев и Орёл, которые поддерживают щит, являются царями животного мира и символизируют собой мудрость, гордость, терпение и благородство. В течение многих столетий они были символами царских семей.

Внизу герба находятся еще пять важных элементов. Разорванная цепь означает свободу и независимость, меч — власть и силу нации, пшеничные колосья — трудолюбивую натуру армян, ветвь — интеллектуальное и культурное наследие армянского народа. Трехцветная лента означает Флаг Армении.

Основной цвет герба Армении — золотистый, царств исторической Армении: вверху слева — красный, вверху справа — синий, внизу слева — синий, внизу справа — красный, а изображенная в центре на щите гора Арарат — оранжевого цвета. Указанные цвета традиционно использовались в гербах и стягах царских династий Армении и аналогичны цветам флага Республики Армения.

Герб был принят 19 апреля 1992 года Верховным Советом Армении и уточнён законом от 15 июня 2006 года.

Флаг Армении

Национальный флаг Армении, известный также как Армянский триколор — один из государственных символов Республики Армения. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных горизонтальных полос: верхней — красного, средней — синего и нижней — оранжевого цвета. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Флаг Армении был принят Верховным Советом Республики Армения 24 августа 1990 года.

Полезная информация

Для того, чтобы сэкономить время и деньги, а ваша поездка в страну была максимально удобной и комфортной, воспользуйтесь нашими сервисами.

Армения — Как добраться и где остановиться

Авиабилеты в Ереван

Собираетесь посетить Ереван? Позаботьтесь об авиаперелёте! Нужны недорогие билеты на самолёт?
Мы поможем вам найти и купить недорогие авиабилеты в Ереван.

Бронирование отеля — Армения

Не знаете где остановиться? Желаете забронировать отель по самым лучшим ценам?
Мы поможем вам найти и забронировать отель на самых выгодных условиях!

Аренда автомобиля — Армения

Задумались о транспорте? Желаете недорого взять автомобиль напрокат?
Мы поможем вам найти и арендовать автомобиль на самых выгодных условиях!

Армения — Трансфер в отель или аэропорт

Нужен недорогой трансфер в отель из аэропорта или с вокзала? Или наоборот, вы отдохнули в отеле и вам нужно вовремя попасть на обратный рейс? Предлагаем вам воспользоваться услугами онлайн сервиса по заказу индивидуального трансфера в более чем 70 странах мира.

Пакетные туры в Армению

Мы стремимся сделать путешествия в Армению максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках — все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!

Читайте также  Должностная инструкция ведущего менеджера по персоналу ЗАО «Волгострой»

Не забудьте про страховку!

Страхование путешествующих осуществляется многими компаниями. На нашем сайте они представлены Liberty Страхование и Allianz Global Assistance. Это одни из крупнейших представителей данной отрасли, которым вы можете доверить своё здоровье, багаж и хорошее настроение.

Купить полис страхования через интернет очень просто. Вам достаточно воспользоваться нашим сервисом. Каждая купленная страховка, с пределом ответственности от 30000 Евро, подходит для получения шенгенской визы и принимается в посольствах всех стран. Процедура онлайн покупки проходит в несколько кликов и занимает не более 3-х минут. Произвести оплату можно любым удобным способом, в том числе и пластиковой картой. В случае наличия офисов страховых компаний в вашем городе, вы сможете произвести оплату и у них.

Мы никогда не удаляем негативные отзывы. Мы никогда не исправляем отзывы. Мы не публикуем отзывы, содержащие ругательства или спам, но мы предоставляем возможность исправить Ваш отзыв и прислать его нам ещё раз.

Государственное устройство Армении

Если вы решили написать свой отзыв или комментарий и поставить свою оценку, то обязательно обоснуйте своё мнение. Также следует иметь в виду, что проставленные вами оценки без написания комментариев или пояснений не принимаются и не учитываются при подсчёте общего рейтинга.

Источник:
http://www.yestravel.ru/countries/armenia/political-structure/

Референдум на фоне войны: как Армения обрела независимость

Путь к независимости

Период с 1988 по 1991 год вошёл в историю как «парад суверенитетов». Тогда союзные республики, входившие в состав СССР, заявили о своих правах на независимость и провозгласили верховенство республиканского законодательства над союзным. Это привело к тому, что с весны 1990 года республики начали отделяться, провозглашая свою независимость, подкрепляя её конституционными законами и референдумами. Армянская ССР не стала исключением.

У Армении уже был опыт обретения независимости. 28 мая 1918 года, после распада Закавказской демократической федеративной республики, Армения стала независимым государством. А в 1922 году Армения вошла в состав СССР в качестве одной из трёх закавказских республик, которая, согласно конституции 1936 года, стала самостоятельным союзным государством.

Третья республика

24 февраля 1988 года, в связи с обострением карабахской проблемы в регионе, которая подтолкнула на серьёзные политические изменения в стране, в Армении был создан комитет «Карабах». Карабахский конфликт начался в годы перестройки и представлял из себя межнациональное противостояние между азербайджанцами и армянами. Конфликт уходит своими корнями глубоко в историю, но обострённую свою форму он принял именно в этот период, в связи с резким подъёмом национальных движений в Армении и Азербайджане. В результате многочисленных столкновений в 1991 году между двумя странами развязались масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Позднее на основе сформировавшегося комитета «Карабах», в состав которого вошёл будущий президент Армении и инициатор референдума по отделению Левон Тер-Петросян, появилась партия «Армянское национальное движение». Спустя пару месяцев, в мае 1990 года, в Армении состоялись выборы в Верховный Совет, места в котором получили как коммунисты, так и представители оппозиционного «Армянского Общенационального Движения». Эти выборы стали поворотным событием в дальнейших процессах, происходивших в государстве.

«Основным движущим моментом для обретения независимости Армении стал назревавший с конца 1980-х гг. конфликт с Азербайджаном, воплотившийся позднее в Карабахскую войну. К 1991 году в Нагорном Карабахе велись уже военные действия, и происходили этнические чистки. Эти процессы были ключевым фоном, на котором происходил референдум и принималось решение об отделении Армении от СССР», — рассказал RT старший научный сотрудник Центр проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов

В августе 1990 года председателем Верховного Совета был избран глава оппозиции Левон Тер-Петросян, который уже 23 августа на первой сессии обновлённого совета предложил принять «Декларацию о независимости Армении». Принятие данной декларации ознаменовало начало процесса отделения Армянской ССР от центра, а также прекращение действия на территории республики Конституции и законов СССР. Текст декларации содержал 12 пунктов, охватывающих основные сферы будущего устройства независимой Армении.

Во вступительной части декларации было объявлено следующее:

«Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения, имея целью создание демократического, правового общества, провозглашает начало процесса утверждения независимой государственности».

Среди основных провозглашённых в декларации пунктов стоит отметить суверенный характер образующейся Армении, провозглашение своей Конституции, гражданства и законов, герба, гимна, флага, а также независимой внешней и внутренней политики. Обнародование декларации свидетельствовало о том, что Армянская ССР действовала согласно советскому законодательству и заблаговременно заявила о своей решимости покинуть состав СССР. Для легитимации этого решения в стране было необходимо провести референдум, который состоялся 21 сентября 1991 года.

«Референдум, прошедший в Армении 21 сентября, сформировал всю последующую политическую повестку страны. Армянская нация имеет очень давние традиции государственности, начиная с эпохи Древнего Рима. Но, несмотря на то, что армянский народ потерял свою государственность, начал находиться под управлением других государств и жестоких правителей, ему удалось сохранить непреодолимое желание вновь обрести независимость. Поэтому референдум 21 сентября был полностью оправдан и показал желание армянского народа жить в независимом и полноценном государстве. Это желание было, может быть, даже больше, чем у других народов бывшего СССР. Исторически к этому армяне были готовы, борясь за это на всем протяжении своей истории», — отметил в комментарии RT политолог, эксперт по Кавказу, глава аналитического бюро «Alte Et Certe” Андрей Епифанцев

Как проходил референдум

В начале марта 1991 года Верховным Советом Республики Армения было обнародовано постановление, согласно которому в стране прошёл референдум:

«1. Провести на территории Республики Армения референдум о выходе из состава СССР, поставив на голосование следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?».

2. Референдум провести 21 сентября 1991 года.

3. Предоставить Президиуму Верховного Совета Республики Армения право в случае резкого изменения ситуации принять решение о досрочном проведении референдума.

4. Расходы, связанные с проведением референдума, произвести из государственного бюджета Республики Армения».

Важно, что до самого референдума, Армения бойкотировала все действия центра, отказавшись принимать участие в мероприятиях и процессах, направленных на сохранение СССР.

«Для Армении день независимости — очень большая дата, — рассказал RT политический обозреватель Айк Халатян. — Учитывая древнюю историю нашей страны и большой период, когда мы находились в зависимости от СССР, события сентября 1991 года играют большое значение для современной Армении. Стоит отметить, что какого-то негатива к советским временам у Армении нет, было сделано много хорошего.

Что касается референдума, то он проходил на фоне назревавшего карабахского конфликта. Если сначала жители и руководство Армянской ССР считали, что этот конфликт может быть урегулирован в рамках Советского Союза, то после определенных событий 1991 года, когда начались реальные военные действия, вопросы о референдуме и об отделении от центра стали приоритетными».

21 сентября в голосовании приняли участие 94,99% избирателей, и 99% проголосовавших высказались за выход Армении из состава СССР. Стоит отметить, что референдум проходил полностью в соответствие с общесоюзным законодательством, потому что армянская сторона предупредила союзный центр о своем намерении отделиться за полгода до начала референдума. Более того, в начале августа 1991 Верховный Совет Армении направил в Верховный Совет СССР постановление, в котором призывал центр и другие объединения стать наблюдателями во время проведения референдума:

«Просим Вас в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона решить вопрос о присутствии на территории Армении в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований, а также пригласить представителей Организации Объединенных Наций».

Политологи отмечают, что события 1991 году позволили Армении выйти на новый уровень своего развития, несмотря на позитивные процессы, которые происходили в стране во время её пребывания в составе Советского Союза.

«В 1991 году была образована не новая республика Армения, а были восстановлены традиции государственности, заложенные еще в период 1918-1920 годов. Стоит отметить, что советский период был более стабилен с точки зрения взаимоотношений Армении с её территориальными соседями, Азербайджаном, например. Но, безусловно, образование независимой Армении в 1991 году имело колоссальные политические, экономические и социальные последствия», — рассказал RT политолог, глава центра кавказоведения при МГУ Исмаил Агакишиев.

23 сентября 1991 газета стало известно о результатах голосования, и вслед за этим была принята Декларация о государственной независимости Армении, а Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством.

Тем не менее, Армянская ССР оставалась в составе СССР вплоть до 26 декабря 1991 года, поскольку не до конца были соблюдены процедуры, предусмотренные Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Но это уже никак не мешало гражданам Армении чувствовать себя независимыми.

«Референдум имеет колоссальное значение для современной Армении, прежде всего потому, что благодаря ему появилось современное государство Армения. Но самое главное, что в 1991 году образовалось поколение людей, которым сейчас 25-30 лет, живущее в свободной и независимой стране, являющееся будущим и опорой современной Армении. Оно главный результат этой независимости, день которой мы отмечаем 21 сентября каждый год», – рассказал RT директор института Кавказа в Ереване.

Источник:
http://russian.rt.com/article/322032-referendum-na-fone-voiny-kak-armeniya-obrela