Право социального обеспечения в России

Право социального обеспечения в России

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Защита государством материнства, детства и семьи закреплена в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. носит комплексный характер и осуществляется путем разнообразных мер со стороны государства по поощрению материнства, поддержке семейных отношений, охране интересов матери и ребенка. Это находит выражение в трудовом, семейном, административном и других отраслях законодательства.

Проблемы социального обеспечения семей с детьми требуют особого внимания государства, поскольку содержание и воспитание ребенка сопряжено со значительными финансовыми затратами. Даже в далеко не бедных регионах России (в Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском крае, Башкортостане) доля семей с детьми среди бедного населения составляет 55-65%, а в регионах с высоким уровнем бедности — свыше 70%.

Законодательство о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, за последние годы претерпело существенные изменения.

29 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым введен материнский (семейный) капитал для женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. Размер материнского (семейного) капитала составляет 250 тыс.

руб. и ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения второго или последующего ребенка. Средствами материнского (семейного) капитала можно распорядиться по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матерям.

Система пособий лицам, имеющим детей, была введена в 1995 г. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а в настоящее время она существенно обновилась. Увеличилось количество пособий гражданам, имеющим детей (были введены пособия беременным женам и лицам, осуществляющим уход за детьми военнослужащих, проходящих службу по призыву с 1 января 2008 г., единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью), расширен круг получателей ежемесячных пособий но уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, предусмотрена индексация размеров пособий с учетом темпов роста инфляции.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

  1. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;
  2. гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
  3. постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
  4. временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Данные пособия не назначаются:

  1. гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  2. гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
  3. гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, регламентирован постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 «Об утверждении положения о назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Источник:
http://isfic.info/tguseva/sotsob42.htm

Законы о поддержке семей и защите детства

В Российской Федерации права детей регулируются:

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

другими нормативно-правовыми актами.

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.

Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса

По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:

  • дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
  • дополнительная разовая выплата на детей с трех до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
  • ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
  • ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
  • один из уволенных с 1 марта родителей сможет дополнительно три месяца (апрель, май, июнь) получать по 3 000 рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.

Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.

Расширение программы маткапитала

С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.

Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ

По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.

Обеспечение школьников бесплатным питанием

По закону дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета. Реализация закона начнется уже с 1 сентября.

Совместная учеба братьев и сестер

Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.

Повышение безопасности детского отдыха

С 1 июня компании, не включенные в соответствующий реестр, не смогут оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей. За нарушение законодательства в этой сфере вводятся административные штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Также был принят закон, по которому на сайтах всех региональных правительств размещается список организаций, имеющих допуск к обеспечению летнего отдыха детей. Родители смогут ознакомиться с ним и выбрать правильный вариант отдыха для ребенка.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству

Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также была установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Защита детей от «колумбайн-сообществ»

Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях. Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних. Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления.

Упрощение поиска пропавших детей

В случае пропажи ребенка родители (или один из них, или законные представители) могут обратиться с письменным заявлением в полицию, где незамедлительно, в течение 24 часов должны начать поиски, в том числе с получением доступа к данным геолокации мобильных устройств ребенка.

Защита прав детей на жилье при разводе родителей

Закон обеспечивает защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

Дети – приоритет

В поправках в Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Источник:
http://duma.gov.ru/news/48698/

Государственная поддержка материнства и детства в 2019 году

Указом Президента нашей страны, новым Законом о детских пособиях No 418-ФЗ с 1 января 2018 года введен в действие целый комплекс мер, направленных на поддержку семьей, в которых воспитывается подрастающее поколение.

Своевременность изменений в сфере выплат на детей назрела давно, ведь с 2007 года, когда была запущена программа материнского капитала, это первая масштабная законодательная инициатива государственной власти.

Читайте также  Различие деменции и болезни Альцгеймера

Пособия, льготы и поддержка детских учреждений

Новые пособия по уходу за детьми до 1,5 лет уже выплачиваются с января 2018 года.
Размер рассчитывается, исходя из прожиточного минимума региона. Средняя сумма составит 10-10,5 тыс. рублей. Она выдается за первого ребенка из бюджетных средств.

Такая же сумма полагается родителям и за второго малыша из средств мат. капитала.
Об этом говорит Федеральный закон No 418-ФЗ от 28.12.17 г.

Дополнительно еще 10 регионов России получили право и бюджетные средства для выплаты пособий на 3-го ребенка. Размер его эквивалентен прожиточному минимуму на детей на территории региона.

Рождение второго, равно как и третьего ребенка, решено поощрить созданием льготных ипотечных условий. Ипотека всего под 6% годовых при покупке нового жилья доступна таким семьям с начала 2018 года.

Дополнительные средства направлены на создание новых мест в детсадах ясельного типа. Они предназначены для малышей, начиная с возраста 2 месяцев.

Будет профинансировано обновление материальной базы поликлиник, обслуживающих детей.

При этом меры, разрешающие использовать материнский капитал на образование дошкольников, финансирование переоснащения мед. учреждений и расширения сети детских яслей, направлены на перспективу, носят стратегический характер.

Оформление же пособий и льготных ипотечных кредитов – право, которое при соблюдении определенных условий возникает непосредственно после рождения ребенка.

Кто имеет право на выплаты и льготы по ипотеке

Право получать новые виды пособий на первого и второго ребенка, рожденных после 1.01.2018 г., имеют:

  • мать;
  • отец, если мать по каким-то причинам не получает выплату;
  • официальный опекун или официальный усыновитель малыша, имеющий все необходимые полномочия, подтвержденные законом.

За основу берется величина в 1,5 прожиточных минимума региона. Если средний доход в пересчете на одного человека в семье менее этой величины, то возникает право на получение пособия. Сумма исчисляется из расчета дохода семьи за последний год.

Пособие на третьего ребенка

Эта государственная мера, направленная на повышение рождаемости в регионах, существует уже не первый год. В 2018 году финансирование коснется регионов, где коэффициент рождаемости не выше 2,0.

Список их регламентируется соответствующим распоряжением, опубликованным на сайте Правительства России.

Льготы по ипотечным кредитам

Пониженная ставка по ипотечным кредитам доступна при следующих условиях:

  • В семье появился второй (третий) ребенок.
  • Приобретается жилье в новостройке, а не на вторичном рынке недвижимости.

Если семья уже имеет ипотечный кредит, то возможно рефинансировать его под ставку 6 %.

Такой кредит можно будет оформить только в срок до конца декабря 2022 года включительно.

Как оформить

За пособием на первенца следует обращаться в органы социальной защиты населения.
Оформление пособия на 2-го ребенка, исходя из суммы материнского капитала, взял на себя Пенсионный фонд.

Существует возможность подачи пакета документов через МФЦ. Список документов при этом стандартный:

  • Паспорт обратившегося за пособием.
  • Свидетельство о рождении малыша.
  • Справка о том, что второй родитель не получает пособие.
  • Реквизиты банка для зачисления пособия.

Поскольку при начислении пособий учитывается региональный прожиточный минимум, количество членов семьи, то понадобятся еще:

  • Свидетельства о рождении всех детей семьи.
  • Справка о составе семьи.
  • Справки с информацией о доходах.
  • Подтверждающая информация о проживании в регионе.
  • Справка с места работы, если обратившийся за пособием работает.

Для реализации права на льготный ипотечный кредит следует обратиться в российский банк или отделение Агентства Ипотечного Кредитования, оформив соответствующий договор с приложенным к нему пакетом документов. Нюансы процедуры в каждом случае рекомендуется уточнять на месте.

Сколько времени займет оформление

После подачи всех необходимых документов пособие оформляется в течение 10 дней.
Оформление (переоформление) ипотеки, которое, если верить рекламе, некоторые банки обещают провести в течение 2 дней, на практике длится около месяца. На такой срок можно рассчитывать, если процедура хорошо подготовлена документально и идет без задержек.

Сколько стоит оформление

Услуги за оформление детских пособий, согласно закону N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставляются бесплатно.

Оформление (переоформление) ипотечного кредита регулируется российским законодательством и внутренними регламентными процедурами банковского учреждения, в которое обращается семья.

Что нового в исчислении «старых» выплат

Существенных изменений здесь ожидать не стоит, однако о некоторых нововведениях полезно знать.

Реализуется установленный Законом No 444-ФЗ порядок регулярной индексации большей части пособий государства, в том числе и касающихся поддержки семьи и детства. Эта процедура будет проводиться единожды в год, 1 февраля, а размер индексации привязан к размеру инфляции за минувший год. В феврале этого года пособия увеличатся, таким образом, на 2,5 %. По расчетам аналитиков, в следующем году цифра может вырасти до 3,2%. При этом пока заморожено повышение величины материнского капитала.

С 01.01.2018 года семьи с детьми получили хорошую добавку к бюджету в виде двух новых пособий –выплат от государства на 1 и 2 ребенка. Расширен список регионов, поощряющих финансово рождение 3-го малыша. Льготные условия ипотечного кредитования, финансирование дополнительных мест в дошкольных учреждениях ясельного типа, переоборудование детских поликлиник – важные меры, призванные улучшить демографическую ситуацию в стране.

Их реализация, наряду с плановой индексацией уже существующих пособий, поможет семьям, имеющим детей, оптимистично смотреть в будущее.

Источник:
http://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/materinstvo/podderzhka.html

Государственная поддержка материнства и детства

юридические науки

  • Рахимова Умида Бахтияровна , бакалавр, студент
  • Башкирский Государственный Университет
  • МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ
  • МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО
  • ПОСОБИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Похожие материалы

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы в РФ наблюдается негативная тенденция сокращения численности населения в среднем на 700 тысяч человек в год, и в том числе количество детей снижается на 1 миллион человек в год, и при этом можно сказать, что развитие государственной политике по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми приобретает значительную актуальность.

Главным препятствием, стоящим перед рождаемостью в российских реалиях являются экономические проблемы, несмотря на то, что экономика России постепенно справляется с кризисными тенденциями, доход семей с детьми остается все также недостаточным.

С этой целью Правительство РФ проводит политику поддержки материнства и детства.

Основными методами государственной поддержки материнства и детства в настоящее время выступают такие меры, как увеличение размера пособия по уходу за ребенком, материнский капитал, различные льготы для оплаты услуг детских учреждений, материальная поддержка родителей-одиночек или воспитателей сирот.

В России основным актом по защите материнства и детства является Конституция РФ, основы поддержки закреплены в ч. 1 ст. 38. Также существуют меры по поощрению рождаемости, поддержке института семьи, охране интересов детей, которые закреплены в семейном, административном, трудовом кодексах [2].

Меры по защите материнства и детства носят комплексный характер и включают в себя развитую систему мер. Основные цели политики государства в отношении материнства и детства следующие:

  • повышение числа браков и снижение числа разводов;
  • снижение показателей детской, материнской и младенческой смертности;
  • создание эффективной системы заботы о детях-сиротах;
  • сокращение числа безнадзорных детей и детей из неблагополучных семей.

Данная социальная политика влечет за собой значительные бюджетные расходы по направлениям:

  • формирование фонда заработной платы для женщин в бюджетных отраслях, таких, как здравоохранение, культура, наука, образование.
  • пособия по безработице и пособия на детей;
  • пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком
  • пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • пенсии детям-инвалидам и т.д.
  • федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других.
  • выплата материнского капитала [5, c.23].

Расходы на меры социальной поддержки детей и семей с детьми за счет федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов в 2016 г. составляли 486 млрд руб., или 1,08% ВВП.

Включая социальное обслуживание семьи и детей, дошкольное образование, молодежную политику и оздоровление детей. Динамика расходов по материнству и детству по Республике Башкортостан отмечает стабильный рост данного показателя за 2014-2016 гг. В 2016 году из размер составил 4904 млрд.руб.

Проблемы социального обеспечения семей с детьми требуют особого внимания государства, поскольку содержание и воспитание ребенка сопряжено со значительными финансовыми затратами. Даже в далеко не бедных регионах России (в Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском крае, Башкортостане) доля семей с детьми среди бедного населения составляет 55-65%, а в регионах с высоким уровнем бедности — свыше 70%.

Проблемы реализации государственной гарантии поддержки материнства и детства не ограничиваются только федеральным законодательством. В настоящее время отмечается довольно неравномерное и неединообразное формирование регионального законодательства о социальном обеспечении семей и детей.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, как в одних регионах принимаются законы только о выплате пособий на детей, в других — уже существует довольно развитая система, определяющая порядок предоставления различных видов социального обеспечения семьям с детьми. Подобная ситуация возникает, в первую очередь, вследствие такого уровня разработанности федерального законодательства, который препятствующет эффективному формированию законодательной базы на уровне субъектов [3, c.92].

Отметим, что на данный момент отсутствует единый подход к определению круга субъектов, имеющих право на получение детских пособий, а ведь это и является той базой, на которой строится государственная политика социального обеспечения семей с детьми. Так, в Забайкальском крае введён критерий наличия у обоих родителей гражданства Российской Федерации. Однако представляется, что государство должно поддерживать многодетные семьи именно по принципу наличия в них двух и больше детей вне зависимости от гражданства родителей.

Читайте также  Образец протокола общего собрания собственников об избрании совета многоквартирного дома

В силу данного закона женщина, являющаяся иностранной гражданкой, не имеет права на получение средств материнского капитала, несмотря, на то, что она может иметь имеет детей — граждан Российской Федерации и состоять в браке с гражданином Российской Федерации. По мнению М.В. Матвеевой, такая ситуация представляет собой ущемление прав детей, т.к. если бы мать была гражданской Российской Федерации, а отец, напротив, — иностранцем, то такая семья имела бы право на получение средств поддержки, следовательно, в почти схожем положении законодатель неоправданно нарушает права несовершеннолетних [4, c.128].

Таким образом, несмотря на конституционно закрепленные гарантии социальной поддержки материнства и детства, а так же обеспечения детей жильём и выплатами пособий, законодатель не предоставил эффективного механизма контроля за исполнением обязательств, данных в связи с распоряжением средствами материнского капитала, и не создал единую систему законодательного регулирования во всех субъектах РФ. Следовательно, наличие гарантии обуславливает необходимость дальнейшего регулирования посредством принятия отдельных законов, но, к сожалению, не презюмирует полного и эффективного её воплощения.

Список литературы

  1. Конституция РФ, ст.38. Электронный ресурс. URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-38-krf (дата обращения 21.03.2017);
  2. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России. Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsialno-pravovoy-zaschity-materinstva-i-detstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 21.03.2017);
  3. Малышев, В.А. Негосударственные механизмы охраны и защиты материнства и детства / В.А. Малышев // Адвокат. — 2016. — №11. — С. 92.
  4. Нечаева, А.М. Семейное право: учебное пособие для бакалавров / А.М. Нечаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт. — 2012. — 289 с.
  5. Тагаева, С.Н. К проблемам применения семейно-правовой ответственности в брачных отношениях / С.Н. Тагаева // Семейное и жилищное право. — 2014. — №5 — С. 20-23.
  6. БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК (ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ) Ханнанова Т.Р. Уфимский научный центр РАН. Уфа, 1998.
  7. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Нефть, газ и бизнес. 2010. № 2. С. 67-69.
  8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
  9. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
  10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
  11. КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.
  12. ЗАКОН САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
  13. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
  14. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  15. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 24-26.
  16. СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ РОССИИ Гарифуллина А.Ф., Декамбаев Т.Д. Экономика и социум. 2015. № 3-1 (16). С. 420-422.
  17. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс-2007». 2007. С. 300-302.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник:
http://novainfo.ru/article/12102

Статья 38 Конституции России

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

Читайте также  В МВД ЛНР разъяснили порядок регистрации украинских транспортных средств в республике

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ

). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста). Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

Источник:
http://konstrf.ru/38

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и

Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 24.

«И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средства», 1 – отмечает Окуньков Л. А. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

· получить бесплатные консультации по вопросам планирования

семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

· произвести искусственное прерывание беременности при

различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

· воспользоваться в период беременности, во время и после родов

бесплатной специализированной медицинской помощью;

· получить во время беременности и в связи с рождением ребенка

специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям,

1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.

воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ).

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.

Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются – содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

· Целями государственной политики в интересах детей являются 1 : осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией

Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

· формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

· содействие физическому, интеллектуальному, психическому,

духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах 1 :

· законодательное обеспечение прав ребенка;

· государственная поддержка семьи в целях обеспечения

полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

· установление и соблюдение государственных минимальных

социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

· ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и

1 См. ФЗ от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

· государственная поддержка органов местного самоуправления,

общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Исходя из того, что демократическое государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равноправие женщины и мужчины, в Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.

Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям. Семья – обязательное звено не только воспроизводства человека, но «качества населения», которое отражает состояние психического здоровья живущих и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею профессиональных и социальных ролей. Всё это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей.

Государство должно проявлять заботу и об инвалидах и пожилых гражданах. Оно обязано развивать систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры и т. д.

Источник:
http://infopedia.su/21xf7da.html