Прошел электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ, победитель снизил цену более чем на 25%

Прошел электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ, победитель снизил цену более чем на 25%. Вправе ли в приведенной ситуации победитель аукциона предоставить вместо обеспечения исполнения контракта три исполненных без неустойки контракта, часть из которых расторгнута по соглашению сторон?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Независимо от обязанности применения антидемпинговых мер, в данном случае победитель аукциона вправе вместо предоставления обеспечения исполнения контракта предоставить заказчику информацию о надлежаще исполненных контрактах в порядке, предусмотренном ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. При этом сам по себе факт расторжения указанных контрактов по соглашению сторон не свидетельствует о несоответствии исполненных контрактов требованиям данной нормы.

Обоснование позиции:
С 1 июля 2019 года согласно ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта по результатам закупки, которая проводилась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП и СОНО)*(1), предусмотренный ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемый с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ об антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.
Применительно к ситуации сказанное означает, что если при проведении аукциона среди СМП и СОНО участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта (сумма цен единиц товара, работы, услуги), которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта (начальной суммы цен указанных единиц), предусмотренное в такой ситуации положениями ч. 1 или ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключается контракт. При этом согласно ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 данной статьи, не допускается.
Также необходимо учитывать, что с 1 июля 2019 года ст. 96 Закона N 44-ФЗ дополнена ч. 8.1, позволяющей участникам закупки, проводимой исключительно среди СМП и СОНО, с которыми заключается контракт, вместо предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 этого Закона, предоставить информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Невключение в документацию о закупке, проводимой среди СМП и СОНО, информации о праве участника не предоставлять обеспечение исполнения контракта в порядке, предусмотренном ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, признается нарушением требований Закона N 44-ФЗ (смотрите решение УФАС по Новосибирской области от 20.08.2019 N 054/06/67-1576/2019, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 25.11.2019 N 44-5383/19, решение УФАС по Ярославской области от 13.01.2019 N 076/06/64-852/2019).
Как прямо следует из ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, установленные данной частью правила применяются и в случае предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, поэтому в приведенной ситуации победитель аукциона может быть освобожден от обязанности предоставления обеспечения исполнения контракта при условии предоставления заказчику информации из реестра контрактов, подтверждающей исполнение им в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Отметим, что ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ не установлен запрет на предоставление участником закупки, в целях освобождения от обязанности предоставления обеспечения исполнения контракта, контрактов, расторгнутых по соглашению сторон. Поэтому, на наш взгляд, если по данным реестра контрактов в исполненной части сумма цен трех исполненных участником контрактов соответствует требованию, установленному ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, то факт расторжения этих контрактов не должен приниматься во внимание*(2). К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

25 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Особенности проведения закупки по Закону N 44-ФЗ исключительно среди СМП и СОНО.
*(2) Однако мы не исключаем, что контролирующие органы могут придерживаться противоположной позиции по данному вопросу, как, например, в случае подтверждения добросовестности по правилам ст. 37 Закона N 44-ФЗ (смотрите Вопрос: В части 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) указано, что контракты, подтверждающие добросовестность поставщика, должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Поставщик декларирует контракты в подтверждение своей добросовестности, которые были исполнены не в полном объеме (расторгнуты по обоюдному согласию) без применения штрафов (пеней). Могут ли такие контракты подтверждать добросовестность поставщика в соответствии с требованиями части 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:
http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1361421/

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков

Антидемпинговые меры – это форма защиты заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны их применять, если участники значительно снижают цену закупки. В статье рассмотрим, как эти меры работают по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?

Антидемпинговые меры (АДМ) используются в конкурсах и аукционах. Они направлены на выявление и предотвращение демпинга, т.е. искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Недобросовестные участники таким способом пытаются устранять конкурентов. А для заказчиков это чревато получением некачественной услуги или товара.

Победитель тендера, снизивший цену контракта более чем на 25%, обязан предоставить повышенное ОИК (обеспечение исполнения контракта), либо подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.

Важный момент! Антидемпинговые меры применяются в конкурсах и аукционах и не применяются при запросах котировок и запросах предложений. В последних видах торгов, участник может понижать цены без каких-либо последствий.

Разберем общий порядок применения таких мер по 44-ФЗ в зависимости от НМЦК.

Если НМЦК более 15 млн. рублей, то контракт с поставщиком, снизившим цену более чем на 25%, заключается после предоставления им ОИК, увеличенном в полтора раза от начальной стоимости контракта, но не ниже суммы аванса (ч 1. ст. 37 44-ФЗ).

Если НМЦК не более 15 млн. рублей, то победитель закупки, выигравший торги с внушительным снижением, вправе сам выбрать антидемпинговые меры: предоставить повышенное ОИК или подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением ОИК. В последнем случае ОИК предоставляется в размере, указанном в тендерной документации (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).

По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?

Участник закупки может снизить НМЦК специально или ошибочно. На это у него есть свои причины:

  • Заказчик ошибся при расчете цены контракта . Даже понизив ее более чем на 25%, победитель останется в плюсе.
  • Участник нацелен именно на данный заказ и планирует выполнить его надлежащим образом даже по низкой стоимости.
  • Участник изначально планировал сработать недобросовестно. Например, поставить некачественный товар или получить аванс и не выполнить обязательства. ​
  • Участник ошибся при расчете рентабельности, но ему все равно необходимо исполнить контракт себе в убыток, чтобы не попасть в РНП.

Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?

Добросовестность участника подтверждается тремя исполненными по 44-ФЗ контрактами без штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.

Специфика исполненных в прошлом контрактов не важна и может не совпадать с выигранной закупкой, в отношении которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы из 3-х представленных контрактов, цена хотя бы одного из них составляла 20% и более от НМЦК.

Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах

Между АДМ по «бумажным» процедурам и электронным есть разница:

«Бумажные» закупки

Электронные закупки

Если участник не предоставил такую информацию, или комиссия признала ее недостоверной, заявка участника отклоняется.

Если информация признается комиссией недостоверной, то участник объявляется уклонившимся от обязательств и сведения о нем вносятся в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Дополнительные антидемпинговые меры

По некоторым предметам закупки ст. 37 44-ФЗ обязывает заказчика применять к поставщикам дополнительные АДМ. Они применяются дополнительно к общим мерам, но не взамен их.

Таким образом, если производится закупка товаров для обеспечения нормального жизнеобеспечения (продукты, средства для оказания скорой и специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные препараты, ГСМ), то поставщик в составе заявки предоставляет обоснование своей цены. Для этих целей подходят:

  • гарантийное письмо от производителя товара;
  • документальное подтверждение наличия товара у поставщика;
  • иные документы, подтверждающие осуществление поставки.
Читайте также  Знаки скорости 40, 60, 70 – сколько можно ехать?

Сам 44-ФЗ не регламентирует требования к обоснованию участником предложенной стоимости контракта. Также закон не дает оснований, по которым комиссия могла бы отклонить обоснование цены участника. Поэтому поставщик при обосновании вправе использовать произвольную форму. А сам факт представления обоснования, является основанием для признания участника выполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отклонить заявку участника или отказаться от заключения контракта с ним заказчик может только по одной причине: если участник такое обоснование не предоставил.

Также дополнительные антидемпинговые меры применяются при закупке исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса.

При таких торгах заказчик вправе предусмотреть различную значимость критериев оценки для заявок поставщиков, снизившихся по стоимости на 25% и более, и предложивших цену в рамках 25% снижения. Но если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны рассматриваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Важный момент! Согласно ч.13 ст.37 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие о запрете перевода аванса, если такой контракт подписывается с поставщиком, который снизил цену на 25% и более от НМЦК. Таким образом, исключается искусственное и необоснованное занижение цены недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять свои обязательства.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО

Если в документации к закупке присутствуют ограничения для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то участник не платит ОИК с учетом АДМ, если до подписания контракта предоставит информацию из реестра контрактов о выполнении хотя бы 3-х контрактов (без учета правопреемства) за 3 года до подачи заявки.

Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и неустоек, а сумма их цен составлять не менее НМЦК. Если таких данных нет, то к поставщику применяются общие антидемпинговые меры. Но согласно ч.6 и ч.8.1 ст.96 44-ФЗ обеспечение рассчитывается от стоимости контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса.

Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств

К участнику применяются общие и дополнительные АДМ при осуществлении закупок лекарственных средств, внесенных в список ЖНВЛП. 44-ФЗ предусматривает некоторые особенности таких торгов. Антидемпинговые меры применяются к участнику, если он снизил цену на 25% и более от предельной отпускной цены производителя, а не от НМЦК.

Например, участник снизил цену НМЦК на 50% и более, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного средства. В этом случае АДМ к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не внесенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются на общих основаниях.

Из-за разности способов подсчетов не допускается проведение закупки одним лотом, объединяющим лекарственные средства, включенные и не включенные в список ЖНВЛП.

Когда антидемпинговые меры не применяются?

АДМ не применяются:

  • в случае электронного аукциона, который проводится по стоимости единицы товара, работы или услуги (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 г. № 24-02-08/67122);
  • если не предусмотрено ОИК согласно ч.8 ст.96 44-ФЗ (см. Письмо МЭР от 13.01.2017 г. № Д28и-289);
  • при заключении энергосервисного контракта (см. Письмо МЭР от 17.08.2016 г. № Д28и-2871);
  • при закупке лекарственных средств из списка ЖНВЛП, когда стоимость всех препаратов снижена на 25% и менее относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч.12 ст.37 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Организации, которые работают с закупками по 223-ФЗ руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, иными законами федерального значения и НПА РФ, а также Положением о закупке, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС).

Положение о закупке является руководством по работе для заказчика. Оно включает в себя требования к закупке, подготовке и проведению торгов (в том числе и способы закупки), условия их применения, порядок заключения и выполнения обязательств по контрактам, а также иные положения, связанные с проведением закупки (ч.2 ст.2 223-ФЗ).

Отсюда следует, что каждый заказчик сам разрабатывает Положение о закупке, указывая способы закупки, порядок их подготовки и проведения, а также антидемпинговые меры, применяемые к участникам. Эти меры могут разнится с мерами по ст.37 44-ФЗ.

Выводы и рекомендации

  1. Антидемпинговые меры применяются только к конкурсам и аукционам и не применяются к запросам котировок и запросам предложений.
  2. В закупках по 44-ФЗ АДМ регламентируются ст. 37 44-ФЗ, а в закупках по 223-ФЗ заказчик разрабатывает собственное положение о закупке, в котором прописывает антидемпинговые меры.
  3. Если НМЦК выше 15 млн. руб., то поставщик предоставляет ОИК в полуторакратном размере.
  4. Если НМЦК меньше 15 млн. руб., то поставщик имеет право выбора:

— внести ОИК в полуторакратном размере;

— предоставить документы о добросовестности и ОИК, указанное в закупочной документации.

  1. Добросовестность участника подтверждается исполненными контрактами из реестра. Если информация в реестре отсутствует, необходимо обратиться к заказчику. За невнесение данных об исполненных контрактах ему грозит административная ответственность.
  2. Если у вас еще нет исполненных контрактов и нет денег для повышенного обеспечения исполнения контракта, отнеситесь внимательно к своему расчету рентабельности и ценовому предложению, иначе есть риск попасть в РНП.

Источник:
http://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/antidempingovye-mery-po-44fz-i-223fz.html

Прошел электронный аукцион по 44-ФЗ, победитель снизил цену более чем на 25%. Кроме того, это — СМП! Как мы применять обеспечение контракта?

Участник закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза, а в случае если закупка была объявлена для СМП и СОНО, то победитель вправе предоставить информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

Обоснование:

Добрый день, Юлия Фаритовна! По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в том числе в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения. При закупке у СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ вместо обеспечения исполнения контракта может быть представлена информация из реестра контрактов. Она должна подтверждать, что лицо, с которым заключается контракт, в течение трех лет до даты подачи заявки исполнило три контракта без неустоек (ч. 4, 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Из Закона N 44-ФЗ следует, что размер обеспечения исполнения контракта указывается в извещении и в документации о закупке (при наличии). В свою очередь, обязанность указывать размер такого обеспечения в проекте контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 04.12.2017 N 24-03-07/80465).

Участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для этого участнику закупки необходимо:

1) выбрать способ обеспечения исполнения контракта;

2) оформить платежное поручение на перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта либо банковскую гарантию.

Обеспечение исполнения контракта может не предоставляться, если закупка проводилась только среди СМП и СОНКО. В этом случае участник закупки, с которым заключается контракт, вместо обеспечения предоставляет информацию из реестра контрактов о том, что в течение трех лет до подачи заявки он исполнил три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК (максимального значения цены) закупки, по итогам которой заключается контракт (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения рассчитывается в процентах от НМЦК. Если по закупке установлено максимальное значение цены контракта, то оно применяется для расчета размера обеспечения исполнения контракта вместо НМЦК (ч. 24 ст. 22, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если контракт заключается по итогам закупки у СМП и СОНО, размер обеспечения (в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывается исходя из цены, по которой заключается контракт. При этом обеспечение должно быть не меньше аванса (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона 44-ФЗ Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона , в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, победитель закупки предоставляет обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза или же информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

Источник:
http://ks063.ru/vopros-ekspertu/faq/proshel-elektronnyij-aukczion-po-44-fz-pobeditel-snizil-czenu-bolee-chem-na-25.-krome-togo-eto-smp-kak-myi-primenyat-obespechenie-kontrakta

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: что это и как правильно применять

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ — это специальные требования, которые предъявляет заказчик к победителю, когда в ходе тендера цена будущего контракта снижается более чем на 25%. Это нужно, чтобы предотвратить недобросовестную конкуренцию и застраховать заказчика от приобретения некачественных товаров, работ или услуг.

Что такое демпинг и антидемпинг

Демпинг — это намеренное занижение цены ниже среднерыночных с целью вытеснить конкурентов. А стратегия противодействия демпингу применяется, чтобы не допустить недобросовестных участников до заключения контракта. В закупках по 44-ФЗ демпинг необходимо заподозрить, если цена контракта во время проведения тендера снизилась более чем на 25% от НМЦК.

Читайте также  Повышение госпошлин 2018 – когда вступит в силу?

Если участник сильно снижает цену, это еще не означает недобросовестный умысел и не требует меры наказания. Иногда компании намеренно снижают цену и даже работают себе в убыток, чтобы получить контракт в портфолио и выйти на рынок. Но чтобы подстраховаться на случай возможного демпинга, заказчик обязан предъявлять участнику специальные требования при значительном снижении стоимости относительно НМЦК.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закон строго определяет случаи, когда применяются антидемпинговые меры по 44 ФЗ, порядок их применения, разновидности. Установленные правила применения мер обязательны и одинаковы для всех заказчиков.

Федеральный закон № 223-ФЗ дает заказчикам большую свободу в борьбе с демпингом — антидемпинговые меры по 223-ФЗ самим законом не предусмотрены, все правила устанавливает в положении о закупке сам заказчик: он вправе перенять систему мер из закона о контрактной системе или внедрить другие правила применения мер.

Как применяются

Антидемпинговые меры различаются в зависимости от размера НМЦК:

  • если начальная цена тендера превышает 15 миллионов рублей, при заключении контракта по его итогам победитель обязан обеспечить исполнение в повышенном размере. Предоставленное обеспечение составит полтора размера изначально заявленного организатором закупки обеспечения;
  • если начальная цена тендера не превышает 15 миллионов рублей, у участника, который предложил стоимость контракта ниже начальной более чем на 25%, имеется выбор: предоставить повышенное в полтора раза обеспечение исполнения либо подтвердить свою добросовестность и предоставить стандартное обеспечение. То есть антидемпинговые меры по 44-ФЗ и обеспечение исполнения контракта не исключают друг друга. Обеспечение предоставляется в любом случае, но если участник не намерен подтверждать свою добросовестность, оно имеет повышенный размер.

При закупке отдельных видов товаров, в числе которых средства, предназначенные для оказания скорой помощи, или топливо, заказчик дополнительно требует обоснование предлагаемой участником цены. Аентидемпинговые меры разрешают такие обоснования:

  • гарантийное письмо от производителя;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника;
  • иные документы, которые подтверждают, что поставка закупаемых товаров по заявленной цене возможна.

Антидемпинговой мерой является использование разных величин значимости тех или иных критериев при проведении конкурса. Так, в случаях снижения начальной максимальной цены контракта при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг на 25% и более величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев.

В мае 2019 года в ст. 37 введена часть 13, которой заказчикам запретили перечислять аванс поставщикам, предложившим значительное снижение НМЦК. Эта мера направлена на недопущение мошенничества со стороны поставщиков, поскольку не позволит им получать деньги до исполнения контракта без намерения совершить поставку.

Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО

Части 6 и 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе устанавливают льготные условия по обеспечению исполнения соглашения для СМП и СОНО: эти субъекты вправе не предоставлять обеспечение, если подтвердят имеющийся у них опыт. Для подтверждения опыта они должны предоставить информацию об исполнении хотя бы трех соглашений, заключенных в порядке закона о госзакупках, за последние три года. Общая сумма исполненных соглашений должна составлять не менее НМЦК закупки. Если таких контрактов нет, участник вправе предоставить обеспечение в общем порядке. Сумма обеспечения рассчитывается не из НМЦК тендера, как это делается по общему правилу, а из цены заключаемого контракта. Эти муры обоснованны, и таких случаях антидемпинговые требования не предъявляются.

Ответственность

По 44-ФЗ, применение антидемпинговых мер является обязательным, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, поэтому несоблюдение антидемпинговых требований грозит ответственностью как для заказчика, так и для участника.

Если заказчик проведет закупку без применения антидемпинговых требований при наличии оснований к ним либо не разместит информацию о них, ему грозит административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

Участник закупки, который игнорирует требования заказчика, признается уклонившимся от заключения соглашения, информация о нем передается в УФАС. Мера наказания — включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Когда антидемпинговые требования не предъявляются

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает, в каком случае не будут применены антидемпинговые меры:

  • при закупке лекарств из перечня ЖНВЛП, если итоговая стоимость, предложенная участником, не более чем на 25% ниже их нормативно установленной цены;
  • если обеспечение не взимается вовсе (ч. 8 ст. 96 44-ФЗ);
  • при заключении энергосервисного соглашения.

Источник:
http://gozakaz.ru/antidempingovye-mery-po-44-fz-chto-eto-i-kak-pravilno-primenyat/

Какие антидемпинговые меры предусматривает ст. 37 ФЗ-44 и как они применяются на практике?

Антидемпинговые меры – это меры, направленные против искусственного занижения стоимости при проведении государственных закупок. Их применению в ходе заключения контрактов посвящена ст. 37 ФЗ-44.

Что регулирует статья 37 ФЗ-44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»

Демпинг – один из способов недобросовестной конкуренции, который препятствует заключению честных выгодных контрактов. Демпинг – это схема, предполагающая продажу товаров и оказание услуг по заведомо заниженным ценам (которые не соответствуют рыночным реалиям и далеки от среднерыночной отметки).

Он достаточно широко применяется в практике заключения государственных контрактов, а проблема демпинга весьма актуальна на сегодняшний день, поэтому ему посвящена отдельная 37 статья ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона».

С учетом специфики действия ФЗ-44 искусственное занижение стоимости является эффективным способом для устранения конкурентов. Зачастую применению демпинговой политики предшествует предварительный сговор заказчика с подрядчиком (поставщиком).

Демпинг в процессе проведения государственных закупок опасен по следующим причинам:

  1. Он негативно влияет на формирование здоровой конкурентной борьбы среди участников.
  2. Ухудшается качество исполнения государственных контрактов (срываются сроки, поставляется товар низкого качества или выполняются некачественные работы).
  3. Часто срывается исполнение контракта и приходится его аннулировать, проводить новый аукцион и заключать новый договор.
  4. Он активно используется в коррупционных схемах и приводит к убыткам бюджета. В этом случае в результате демпинга побеждает аффилированная с заказчиком компания, что позволяет ему фактически присвоить деньги.

Хотя эксперты признаются, что указанных мер зачастую недостаточно для полного устранения демпинговых схем.

Антидемпинговые меры

Статья 37 приводит два основных метода борьбы с искусственным занижением стоимости:

  1. Тщательная проверка благонадежности поставщика.
  2. Необходимость повышенного размера финансового обеспечения.

Антидемпинговые меры применяются в практике проведения государственных закупок в следующих случаях:

  1. Если начальная цена контракта составляет менее 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от стоимости (ч. 2 ст. 37 ФЗ-44).
  2. Если начальная цена контракта составляет более 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от начальной максимальной стоимости (ч. 1 ст. 37 ФЗ-44).

В указанных ситуациях для исключения демпинга участнику потребуется дополнительно указать свою благонадежность. При стоимости контракта в пределах 15 млн. р. вариантов у участника два:

  1. Он может представить дополнительную информацию о себе. В частности, о ранее заключенных и успешно завершенных контрактах.
  2. Либо заплатить повышенный размер государственного обеспечения (в 1,5 раза больше, чем величина гарантии по тендерной документации) – данный способ при закупках на сумму менее 15 млн. р. применяется редко. Стоит отметить, что если контракт предусматривает выплату аванса, то внесенное обеспечение должно быть больше авансирования.

Согласно ч. 6 ст. 37 обеспечительные меры должны быть внесены поставщиком до заключения сделки. Невыполнение указанного требования будет восприниматься как уклонение от контракта, информация о чем вносится в реестр.

Документы для подтверждения благонадежности поставщика

В качестве документов, которые могли бы указать на благонадежность поставщика, могут выступать:

  1. Информация из реестра контрактов, которая указывает на добросовестное исполнение им своих обязательств в предыдущих госзакупках (учитывается период в 1-3 года до заключения контракта).
  2. Сведения об отсутствии применения штрафных санкций и пени в отношении поставщика.

В ч. 3 ст. 37 ФЗ-44 указаны условия для удостоверения надежности компании. Она должна предоставить сведения из соответствующего реестра:

  • 3 и более договора за последний год до подачи заявки (без пени и штрафов);
  • 4 и более договора за последние 2 года (75% из них не должны предполагать штрафные санкции) или 3 и более безукоризненно выполненных контракта за последние 3 года.

При этом цена каждого контракта не должна быть менее 20% от стоимости заключаемого.

Таким образом, если компания является новичком на рынке государственных закупок, то обосновать, почему она пошла на столь существенное повышение цены, будет весьма непросто и поэтому ей, вероятно, откажут в заключении контракта (только если она не обладает существенными финансовыми ресурсами для внесения повышенного размера обеспечения).

При участии компании в аукционе дополнительные документы о благонадежности запрашиваются у нее уже после объявления победителя.

Если же компания-поставщик участвует в конкурсе, то документы включаются в общий состав конкурсной документации. Когда цена снижена на 25%, а документы не предоставлены, то такая заявка на участие автоматически отклоняется. При этом составляется протокол о причинах отклонения заявки, с которым дают ознакомиться участнику.

Особые случаи применения антидемпинговых мер

Статья 37 не применяется в случае проведения тендера на закупку жизненно важных препаратов, медицинских товаров и лекарств.

В указанной ситуации потенциальному исполнителю контракта требуется предоставить такой комплект сведений:

  1. Гарантийные письма от производителей.
  2. Документы, которые подтверждают факт наличия медицинской продукции в текущий момент (например, контракты с производителем, накладные и пр.).
  3. Документы, которые подтверждают факты возможности поставки по указанной цене в текущий момент.
Читайте также  Образец должностной инструкции наладчика технологического оборудования в 2020 году

Помимо поставок медицинской продукции, исключение составляют специальные закупки, которые включают конкурсы на научно-исследовательские работы, консультирование и различные технологические решения и пр. В этом случае при заключении контракта может учитываться не только низкая цена, но и другие критерии, которые заказчик сочтет важными.

Пожаловаться на демпинг вправе любой участник госзакупок. Если участник не аффилирован с заказчиком, то разбирательство инициируется именно организатором закупок.

В случае если обвинения участника в демпинге будут признаны обоснованными, то его могут внести в реестр госзакупок. Это практически полностью закроет ему доступ на работу с госконтрактами.

Таким образом, статья 37 ФЗ-44 содержит перечень мер по противодействию демпингу при проведении государственных закупок. Статья предполагает следующие способы противодействия искусственному занижению стоимости: предоставление участником дополнительных документов, указывающих на его благонадежность (при цене контракта до 15 млн. р.) и внесение повышенного обеспечения (при стоимости контракта свыше 15 млн. р.).

Источник:
http://zakonguru.com/goszakupki/44/antidempingovye-mery.html

Антидемпинговые меры: о чем не знают заказчики и поставщики?

Закон № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков применять к участникам антидемпинговые меры, если последние значительно снизились по цене при участии в конкурсах и аукционах (на 25 и более процентов от начальной (максимальной)цены контракта или начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (при проведении закупок с неопределенным объемом)). Антидемпинговые меры не применяются при проведении запросов котировок и запросов предложений. Поэтому в указанных процедурах участник закупки может снижаться по цене без каких-либо последствий для себя.

С 01.07.2019 порядок применения антидемпинговых мер претерпел отдельные изменения. О них мы расскажем ниже, а сейчас предлагаем вспомнить общий порядок применения таких мер к участнику в зависимости от размера установленной заказчиком НМЦк.

Если НМЦк составляет более 15 млн рублей

В указанном случае порядок применения антидемпинговых мер достаточно прост – контракт с участником, значительно снизившимся по цене, заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, увеличенном в 1,5 раза от размера, установленного в документации о закупке (но не ниже суммы аванса) .

Например, при НМЦк в размере 20 000 000 рублей заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта в размере 5% НМЦк, т.е. 1 000 000 рублей. При этом по условиям контракта предусматривается выплата аванса в размере 30%. Участник закупки, признанный победителем, предложил цену контракта 15 000 000 (снижение ровно 25%). Соответственно по условиям ст. 37 Закона № 44-ФЗ он должен предоставить обеспечение контракта в размере 1 500 000 рублей.

Вместе с тем, учитывая требование ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ о том, что обеспечение исполнения контракта должно быть не менее суммы аванса (4 500 000 рублей исходя из предложенной участником цены контракта), обеспечение должно быть предоставлено участником на сумму 4 500 000, а не 1 500 000 рублей. Любопытным остается тот факт, что с 01.07.2019 выплата аванса участнику в рассматриваемом случае не производится (ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Несмотря на это, обеспечение должно быть все равно увеличено до размера аванса, установленного в контракте, как это требует ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Условие о выплате аванса из контракта при этом не исключается, т.к. недопустимо менять условия контракта при его заключении. Однако такое условие не подлежит исполнению согласно ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Соответственно при составлении проекта контракта, условиями которого предусматривается выплата аванса, заказчикам рекомендуется предусматривать примечание о том, что условие об авансе не исполняется заказчиком при применении антидемпинговых мер.

Если НМЦк составляет 15 млн рублей ровно и менее

В данном случае участник закупки, выигравший процедуру со значительным снижением, сам выбирает как ему поступить: предоставить повышенное обеспечение (см. выше) или предоставить сведения о своей добросовестности. В последнем случае обеспечение исполнения контракта предоставляется участником в размере, указанном в документации о закупке.

Под сведениями, подтверждающими добросовестность участника, понимаются сведения об исполненных им контрактах по Закону № 44-ФЗ. Договоры, исполненные не в рамках Закона № 44-ФЗ, не могут предоставляться в подтверждение добросовестности.

С 1 июля 2019 года участник должен предоставить из реестра контрактов информацию о 3 контрактах, исполненных им за последние 3 года до даты подачи заявки без применения неустоек со стороны заказчика. Предмет таких контрактов значения не имеет и может совсем не совпадать с предметом закупки, в рамках которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы цена одного из трех предоставленных контрактов составляла не менее 20% НМЦ

«Бумажные» и электронные процедуры

Есть разница в применении антидемпинговых мер при проведении «бумажных» и электронных процедур с НМЦ, не превышающей 15 млн рублей. Суть состоит в том, что информацию о своей добросовестности в «бумажных» процедурах участник предоставляет в составе подаваемой заявки. Если указанная информация участником не предоставлена, в том числе признана комиссией заказчика недостоверной, контракт с таким участником заключается после предоставления повышенного обеспечения исполнения контракта.

В электронных же процедурах, напротив, сведения о добросовестности предоставляются участником при заключении контракта. Если такие сведения будут признаны комиссией заказчика недостоверными, то участник признается уклонившимся от заключения контракта и сведения о нем направляются заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков. Следовательно, в электронных процедурах участник не имеет права на ошибку, также как у заказчика нет возможности дать время участнику предоставить взамен информации о добросовестности повышенное обеспечение исполнения контракта.

Дополнительные антидемпинговые меры

Выше мы рассмотрели особенности применения антидемпинговых мер, которые применяются заказчиками вне зависимости от предмета закупки (предмета договора). В дополнение к таким мерам ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчика применить дополнительные антидемпинговые меры к участнику по отдельным предметам закупки.

Обратим внимание на то, что дополнительные антидемпинговые меры применяются дополнительно к общим, а не взамен их. Так, если предметом закупки является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник в составе своей заявки должен представить обоснование предложенной им цены.

С учетом того, что на практике невозможно различить стандартные закупки указанных товаров от закупок этих же товаров с целью обеспечения нормального жизнеобеспечения, то дополнительные антидемпинговые меры должны применяться заказчикам во всех случаях закупки названных товаров. Например, если заказчик закупает продукты питания для проведения банкета и участник закупки снизился по цене на 25 и более процентов, то дополнительные антидемпинговые меры применяются точно также, если бы заказчик закупал продукты питания для обеспечения поставок гуманитарной помощи.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к обоснованию предложенной участником цены. Также Закон № 44-ФЗ не содержит оснований, по которым комиссия заказчика может отклонить предложенное участником обоснование. Ввиду этого обоснование предоставляется участником в свободной форме и факт его наличия является достаточным аргументом для признания участника исполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отстранение участника в данном случае может быть только по одной причине: отсутствие обоснования предложенной цены. Вторым случаем, когда заказчик может применить дополнительные антидемпинговые меры, является случай закупки исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса. Согласно ч. 7 ст. 37 Закона № 44-ФЗ заказчик в названном случае вправе предусмотреть различные величины значимости для заявок участников, снизившихся по цене на 25 и более процентов, и предложивших цену в пределах 25% снижения. Однако, если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны оцениваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Особенности применения антидемпинговых мер при осуществлении закупок лекарственных средств

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что при осуществлении закупок лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП, заказчик применяет антидемпинговые меры к участнику (общие и дополнительные) только в случае, если участник снизился на 25 и более процентов относительно зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, а не НМЦк. Так, например, если участник снизится на 50 и более процентов от НМЦк, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного препарата, предложенного к поставке, антидемпинговые меры к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются в общем порядке. Закупка в одном лоте лекарственных препаратов, включенных и не включенных в перечень ЖНВЛП не допускается (в том числе в случае, если НМЦк не превышает 1 млн. рублей и закупаемые препараты функционально связаны между собой), т.к. такое объединение приведет к невозможности применения заказчиком ст. 37 Закона № 44-ФЗ ввиду разности подходов в расчете 25% снижения.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Источник:
http://44fz.ru/article/antidempingovye-mery/