Право, Базовый и углублённый уровни, 10-11 классы, Никитин А

Право, Базовый и углублённый уровни, 10-11 классы, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2016

Право, Базовый и углублённый уровни, 10-11 классы, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2016.

Учебник содержит материал о ключевых вопросах истории и теории права и государства. В нём рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права — конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Отдельная глава посвящена правовой культуре и правосознанию. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, темы для проектов и рефератов, рубрики «Это интересно», «Информация к размышлению», «Исследуем документы и материалы», «Обсуждаем, спорим». В конце книги даны словарь юридических терминов и перечень интернет-ресурсов.

Происхождение государства и права.
Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, учёные не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация скорее характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишённой нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225—1274).

СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
Часть ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
ГЛАВА I. Из истории государства и права.
§1. Происхождение государства и права.
§2*. Право Древнего мира.
§3*. Право Европы в Средние века и Новое время.
§4*. Становление права Нового времени в США.
§5*. Развитие права в России. IX — начало XIX в.
§6*. Российское право в XIX — начале XX в.
§7*. Советское право в 1917—1953 гг.
§8*. Советское право в 1954—1991 гг.
§9. Современное российское право.
ГЛАВА II. Вопросы теории государства и права.
§10. Государство, его признаки и формы.
§11. Понятие права. Система права. Источники права.
§12. Понятие и признаки правового государства.
§13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.
§14*. Право и другие сферы общества.
§15*. О философии права в России.
Часть ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
ГЛАВА III. Конституция Российской Федерации.
§16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм.
§17*. Конституции в России.
§18. История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации.
§19. Основы конституционного строя.
§20. Гражданство в Российской Федерации.
§21. Федеративное устройство.
§22. Президент Российской Федерации.
§23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
§24. Законодательный процесс в Российской Федерации.
§25. Правительство Российской Федерации.
§26. Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура.
§27. Местное самоуправление.
ГЛАВА IV. Права человека.
§28. Права и свободы человека и гражданина.
§29*. Международные договоры о правах человека.
§30. Гражданские права.
§31. Политические права.
§32. Экономические, социальные и культурные права.
§33*. Право на благоприятную окружающую среду.
§34*. Права ребёнка.
§35. Нарушения прав человека.
§36. Защита прав человека в мирное время.
§37*. Международная зашита прав человека в условиях военного времени.
ГЛАВА V. Избирательное право и избирательный процесс.
§38. Избирательное право.
§39. Избирательные системы и избирательный процесс.
Часть ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.
ГЛАВА VI. Гражданское право.
§40. Понятие и источники гражданского права.
§41. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.
§42. Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий.
§43. Право собственности.
§44*. Наследование. Страхование.
§45. Обязательственное право.
§46*. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.
ГЛАВА VII. Налоговое право.
§47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.
§48. Виды налогов.
§49. Налогообложение юридических лиц.
§50. Налоги с физических лиц.
§51. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
ГЛАВА VIII Семейное право.
§52. Понятие и источники семейного права.
§53. Брак, условия его заключения.
§54. Права и обязанности супругов.
§55. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство).
ГЛАВА IX. Трудовое право.
§56. Понятие и источники трудового права.
§57. Коллективный договор. Трудовой договор.
§58. Рабочее время и время отдыха.
§59*. Оплата труда. Охрана труда.
§60. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
ГЛАВА X. Административное право.
§61. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения.
§62. Административные наказания.
Часть ЧЕТВЁРТАЯ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.
ГЛАВА XI. Уголовное право.
§63. Понятие и источники уголовного права.
§64. Преступление.
§65. Виды преступлений.
§66. Уголовная ответственность. Наказание.
§67*. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
§68. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
ГЛАВА XII. Основы судопроизводства.
§69. Гражданское процессуальное право (гражданский процесс).
§70. Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс).
Часть ПЯТАЯ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.
ГЛАВА XIII. Правовая культура и правосознание.
§71. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность.
§72*. Совершенствование правовой культуры.
Краткий юридический словарь.
Интернет-ресурсы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Право, Базовый и углублённый уровни, 10-11 классы, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2016 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник:
http://nashol.me/20190813112421/pravo-bazovii-i-uglublennii-urovni-10-11-klassi-nikitin-a-f-nikitina-t-i-2016.html

Татьяна Никитина — Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни

Описание книги «Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни»

Описание и краткое содержание «Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни» читать бесплатно онлайн.

Учебник содержит материал о ключевых вопросах истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права – конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, темы для проектов, рефератов и обсуждения, рубрики «Это интересно», «Информация к размышлению», «Исследуем документы и материалы». В конце книги даны словарь юридических понятий и перечень интернет-ресурсов.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, одобрен РАО и РАН, включён в Федеральный перечень.

А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизни и деятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания сути происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Читайте также  Стажировочный лист водителя: скачать бланк word

Предлагаемый учебник адресован учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, изучающим курс «Право» на базовом или углубленном уровне. Параграфы, рассчитанные на изучение курса на углубленном уровне, отмечены звездочкой (*). Вместе с тем данный учебник может быть полезен для тех старшеклассников, знакомство которых с проблемами политики, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом уровне.

Учебник по курсу «Право» состоит из 12 глав. В первых двух рассмотрены ключевые вопросы истории и теории государства и права. Особое внимание уделено истории и общей характеристике современного состояния права Российской Федерации, а также вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. В следующих девяти главах представлен обзор важнейших отраслей российского права: конституционного, избирательного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава посвящена конституционному и правовому статусу, правам и свободам человека. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Завершает учебник глава о правовой культуре общества и личности, о юридической деятельности как форме реализации права.

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. В каждом параграфе непосредственно в тексте приводятся отрывки из документов, произведений правоведов или историков, которые раскрывают и дополняют основной материал и могут быть использованы для коллективного обсуждения на уроке или для самостоятельной работы дома. Однако очень важные дополнительные и методические материалы помещены после параграфов. Они объединены в следующие рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы поняли и усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда могут совпадать с точкой зрения авторов или обсуждающих проблему.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию. В этой рубрике даны практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они связаны с темой параграфа и призваны сформировать у учащихся умения применять свои правовые знания на практике, приводить доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян.

Исследуем документы. Данная рубрика содержит: во-первых, извлечения из официальных документов, которые необходимы для развития навыков исследовательской деятельности, анализа и работы с источниками; во-вторых, отрывки из статей и работ правоведов, экономистов, историков или журналистов с целью формирования у учащихся умения оценивать конкретные правовые нормы и выработки правового мышления.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения завершают каждый параграф. Для подготовки следует использовать дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы.

В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, проведению дискуссий, выполнить творческие задания, тесты, проекты, написать реферат.

Завершает учебник перечень интернет-ресурсов.

Из истории государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Источник:
http://www.libfox.ru/559598-tatyana-nikitina-pravo-10-11-klass-bazovyy-i-uglublennyy-urovni.html

Гдз право никитин 10 11 база

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 615 934
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 580 437

Право. 10–11 класс. Профильный уровень

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Учебник по курсу «Право», предназначенный для профильного уровня, состоит из 12 глав и 70 параграфов. В первых двух главах рассмотрены ключевые вопросы истории и теории государства и права. Особое внимание уделено истории и общей характеристике современного состояния права Российской Федерации, а также вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. Последующие девять глав представляют собой систематический обзор важнейших отраслей российского права: конституционного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава посвящена правам и свободам человека. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Завершает учебник глава о правовой культуре общества и личности.

Читайте также  Алсиди дориан юрист

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень важны дополнительные и методические материалы, помещенные после параграфов, объединенные в рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда совпадают с точкой зрения автора.

«Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию». В этой рубрике даны практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они связаны с темой параграфа. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Темы для рефератов и обсуждения завершают каждый параграф.

В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать реферат.

Предлагаемый учебник адресован в первую очередь учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, изучающим курс «Право» на профильном уровне. Вместе с тем он может быть полезен для тех старшеклассников, знакомство которых с проблемами политики, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом или профильном уровне.

Из истории государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Источник:
http://www.litmir.me/br/?b=270572&p=53

Гдз право никитин 10 11 база

Решебник и ГДЗ по Обществознанию. 10-11 класс. Никитин А.Ф. Право. Правоведение

Авторы: Никитин А.Ф.

Издание: 8-е изд. — М.:Просвещение, 2011

Учебник с задачами, примерами и ответами по ФГОС 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 год

Скачать бесплатно Решебник и ГДЗ по Обществознанию. 10-11 класс. Никитин А.Ф. Право.

Данный решебник и готовые домашние задания по Обществознанию предназначены для учителей и учеников 11 класса средней школы для проверки своих знаний предмета, а также для помощи в решении домашних заданий.

Преподаватели урока Обществознания с помощью данного учебника смогут легко и быстро проверять ответы на домашние работы у своих учеников, а так же подготовиться к уроку.

Родители учеников могут так же проверять своих детей, на сколько правильно они сделали домашнюю работу.

Оглавление решебника и ГДЗ по Обществознанию. 10-11 класс. Никитин А.Ф. Право.

Глава I История государства и права

§ 1. Происхождение государства и права 8
§ 2. Из истории российского права 15
§ 3. Реформа российского права после 1991 г 27

Глава II Вопросы теории государства и права

§ 4. Что такое государство? 34
§ 5. Что такое право? 40
§ 6. Правовое государство 46

Глава III Конституционное право

§ 7. Понятие конституции 52
§ 8. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 58
§ 9. Основы конституционного строя 63
§ 10. Федеративное устройство 69
§ 11. Президент Российской Федерации 75
§ 12. Федеральное Собрание (Совет Федерации. Государственная Дума) 80
§ 13. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура 87
§ 14. Местное самоуправление 94
§ 15. Права и свободы человека и гражданина 98
§ 16. Международные договоры о правах человека 104
§ 17. Гражданские права 109
§ 18. Политические права 116
§ 19. Экономические, социальные и культурные права 121
§ 20. Права ребенка 126
§ 21. Избирательное право 133
§ 22. Избирательный процесс 140

Глава IV Гражданское право

§ 23. Понятие и источники гражданского права 147
§ 24. Обязательственное право 152
§ 25. Право собственности 159
§ 26. Гражданские правоспособность и дееспособность 163
§ 27. Предпринимательство 168
§ 28. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда 178

Глава V Налоговое право

§ 29. Налоговое право. Налоговые органы 183
§ 30. Налоги с физических лиц 190
§ 31. Ответственность за уклонение от уплаты налогов 195

Глава VI Семейное право

§ 32. Понятие и источники семейного права 200
§ 33. Брак, условия его заключения 204
§ 34. Права и обязанности супругов 209
§ 35. Права и обязанности родителей и детей 214

Глава VII Трудовое право

§ 36. Понятие и источники трудового права 221
§ 37. Трудовой договор. Коллективный договор 225
§ 38. Оплата труда. Охрана труда 231
§ 39. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву 236

Глава VIII Административное право

§ 40. Административное право. Административные правонарушения 241
§ 41. Административная ответственность 247

Глава IX Уголовное право

§ 42. Понятие и источники уголовного права 252
§ 43. Преступление 257
§ 44. Уголовная ответственность 264

Глава X Правовая культура

§ 45. Содержание правовой культуры 272
§ 46. Совершенствование правовой культуры 278

Приложение
Выдающиеся зарубежные и отечественные правоведы и государствоведы 285
Словарь 293
Основные вопросы по курсу 347
Билеты для экзаменов по курсу «Правоведение»

Читайте также  Справка 086 У

Источник:
http://relasko.ru/forum/66-17614-1

Читать онлайн «Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни» автора Никитина Татьяна Исааковна — RuLit — Страница 1

А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизни и деятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания сути происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Предлагаемый учебник адресован учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, изучающим курс «Право» на базовом или углубленном уровне. Параграфы, рассчитанные на изучение курса на углубленном уровне, отмечены звездочкой (*). Вместе с тем данный учебник может быть полезен для тех старшеклассников, знакомство которых с проблемами политики, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом уровне.

Учебник по курсу «Право» состоит из 12 глав. В первых двух рассмотрены ключевые вопросы истории и теории государства и права. Особое внимание уделено истории и общей характеристике современного состояния права Российской Федерации, а также вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. В следующих девяти главах представлен обзор важнейших отраслей российского права: конституционного, избирательного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава посвящена конституционному и правовому статусу, правам и свободам человека. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Завершает учебник глава о правовой культуре общества и личности, о юридической деятельности как форме реализации права.

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. В каждом параграфе непосредственно в тексте приводятся отрывки из документов, произведений правоведов или историков, которые раскрывают и дополняют основной материал и могут быть использованы для коллективного обсуждения на уроке или для самостоятельной работы дома. Однако очень важные дополнительные и методические материалы помещены после параграфов. Они объединены в следующие рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы поняли и усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда могут совпадать с точкой зрения авторов или обсуждающих проблему.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию. В этой рубрике даны практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они связаны с темой параграфа и призваны сформировать у учащихся умения применять свои правовые знания на практике, приводить доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян.

Источник:
http://www.rulit.me/books/pravo-10-11-klass-bazovyj-i-uglublyonnyj-urovni-read-403159-1.html

Читать онлайн «Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни» автора Никитина Татьяна Исааковна — RuLit — Страница 18

В целом на протяжении XIX в. философско-правовая мысль России развивалась в духе позитивистских представлений о государстве и праве. Право изучалось либо с формальной точки зрения в отрыве от его содержания, либо в тесной взаимосвязи с социальными явлениями. Исследовались также принципы организации государственной власти, история государства и права, конституционного права зарубежных стран (государственная школа Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского и др.).

На рубеже XIX–XX вв. позитивизм в правовой науке переживал кризис. Правоведы все чаще обращались к теории естественного права (§ 15). Ее значение определялось главным образом тем, что она синтезировала правовые, философские и религиозные идеи. Именно такой синтез был характерен для российской гуманистической мысли. В русле теории естественного права работали такие выдающиеся российские философы, правоведы и общественные деятели, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Г. Виноградов, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и др.

1. Каковы политико-правовые воззрения декабристов?

2. О каких проектах политических и правовых реформ времен правления Александра I вам известно?

3. Чем различались воззрения западников и славянофилов на историю Российского государства и права?

4. Какие изменения в системе местного самоуправления произошли при Николае I?

5. Охарактеризуйте содержание и значение реформ 60—70-х гг. XIX в.

6. Какой характер имела философско-правовая мысль в России XIX в.?

7. Что изменилось в политико-правовой системе России в начале XX в.?

В июне – июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского общественного управления… Крестьяне одной общины или бывшего помещичьего имения составляли сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2000 душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на три года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на три года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного правления, в которое входили сельские старосты и сборщики податей (Ю. Краснов, историк права).

В 509 городах России вводились новые бессословные органы городского самоуправления – городские думы, избираемые на 4 года… Право избирать и быть избранным в городскую думу получали лишь обладавшие определенным имущественным цензом плательщики городских налогов– владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. По размеру уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три избирательных собрания… В 1871 г. в Москве при численности населения 602 тыс. человек право избирать и быть избранным в городскую думу имели лишь 20,6 тыс. человек (т. е. около 3,4 %)… (Ю. Краснов).

Градоначальник – управитель крупного города с прилегающими к нему местностями; в начале XX в. градоначальники были в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону, Николаеве и некоторых других городах.

Обер-прокурор Синода – светское лицо, возглавлявшее Синод (высший государственный орган в России, ведавший делами Русской православной церкви с 1721 г.).

Околоточный надзиратель – чин полиции, ведавший частью города, околотком.

Полицмейстер – начальник полиции губернского города, ему подчинялись все полицейские чины и учреждения города, с помощью которых осуществлялись «благочиние, добронравие и порядок». В Москве и Санкт-Петербурге было несколько полицмейстеров, руководил ими градоначальник.

Источник:
http://www.rulit.me/books/pravo-10-11-klass-bazovyj-i-uglublyonnyj-urovni-read-403159-18.html