Акт о повреждении груза – образец, бланк 2020 года

Акт о повреждении груза – образец, бланк 2020 года

Деятельность многих компаний подразумевает транспортировку различных материальных ценностей. При этом обязательно должен быть ответственный за сохранность такого груза. Это могут быть не только сотрудники предприятия-поставщика, но и работники специальных экспедиторских компаний. Иногда возникают неприятные ситуации, когда в процессе транспортировки груз получает определенные повреждения. Бывает так, что они становятся причиной того, что перевозимый груз невозможно использовать по назначению. Естественно, в этом виновным считается перевозчик. Но нельзя просто так признать его виновным и требовать компенсации. Сначала факт порчи материальных ценностей необходимо зафиксировать при помощи специального акта.

Стоит напомнить, начиная с 2013 года, использование большинства унифицированных бланков не является обязательным. Конечно, никто не запрещает использовать привычную форму. Однако это сугубо личное мнение каждой организации. Другими словами, руководитель компании вправе самостоятельно выбирать способ оформления. Разрешается даже составлять акт в свободном стиле на бумаге формата А4. Хотя многие компании разрабатывают и утверждают свои собственные бланки. В них имеются все важные графы, которые остается лишь заполнить соответствующими сведениями.

Как зафиксировать повреждение груза

Можно сказать, применение данного акта не имеет ограничений. Документ может оформляться в различных сферах. К наиболее популярным из них относятся:

  • перевозка товара между структурными подразделениями, которые относятся к одной компании;
  • перевозка товара от одной фирмы к другой, например, производитель отвозит свою продукцию компании-покупателю;
  • необходимость отправить продукцию при помощи специализированных компаний, которые предоставляют экспедиторские услуги.

Как правило, между отправителем и получателем составляется договор. Также это может быть и другая нормативная документация. Кроме всего прочего, здесь указывается информация о том, каким именно способом будет осуществляться транспортировка. Благодаря этому возможные риски сводятся к минимуму. Логично предположить, если перевозчик нарушит ранее оговоренные правила транспортировки, это может привести к повреждению груза. Особое внимание уделяется хрупким предметам, которые легко разбиваются. Перевозчик обязательно должен придерживаться определенных рекомендаций.

Если получатель обнаруживает, что груз поврежден, он имеет право зафиксировать этот факт при помощи специального акта. Для этого специалисты необходимой квалификации проводят проверку. Учитывая характеристики повреждений, можно определить, на какой именно стадии перевозки груз получил деформацию. Все подробности данного расследования отображаются в акте. Затем ответственные лица делают вывод, предъявляя претензии. Обычно в документе прописывается сумма убытка, который должен быть возмещен перевозчиком.

(Видео: “Ответственность перевозчика за груз. Презумпция виновность перевозчика.”)

Кто должен фиксировать порчу груза, комиссия

Вовсе не обязательно, чтобы груз повредился в процессе транспортировки. Нельзя исключать ситуацию, когда он изначально был в таком состоянии. Например, это может быть производственный брак. Нередко груз получает повреждения в процессе погрузки. Именно поэтому в данной ситуации необходимо тщательно разобраться. Это позволит определить виновного. Таким образом, на основании этого документа получатель сможет выдвигать претензии.

Чтобы проверка была проведена максимально правильно, ее должны проводить несколько человек. Для этого руководитель компании издает приказ, которым назначает членов специальной комиссии. Обычно в нее входят сотрудники различных подразделений. Естественно, специалисты должны обладать необходимой квалификацией и опытом, что позволит провести объективное расследование. Сюда могут входить инженер, бухгалтер, специалист по сбыту, технолог. Также обязательно назначается председатель комиссии, на котором будет лежать ответственность за проведение данного мероприятия.

Непосредственно осмотр груза осуществляется после того, как он будет доставлен в место назначения. На складе члены комиссии проводят не только визуальный осмотр. Если имеется упаковка, она вскрывается. Характеристики повреждения груза фиксируются в акте. Не нужно забывать об обязательном условии проведения проверки – она выполняется в присутствии перевозчика. Это необходимо для того, чтобы экспедитор лично убедился, что груз имеет указанные повреждения.

Срок подачи претензии

Законодательством определяются конкретные сроки, в течение которых получатель груза имеет право предъявить претензию. По истечению этого периода получатель вряд ли сможет рассчитывать на компенсацию. Срок подачи претензии зависит от вида транспорта, расстояния перевозки, характеристик повреждения. Для каждого конкретного случая этот срок определяется индивидуально:

  • При полной утрате груза претензию необходимо предъявить в течение одного месяца. Отсчет этого срока начинается от даты предполагаемой доставки.
  • Если использовался воздушный транспорт, претензию можно предъявлять в течение десяти дней.
  • При смешанном варианте перевозки на предъявление претензии отводится четыре месяца.
  • Естественно, если грузу был нанесен ущерб, получатель может рассчитывать на компенсацию. Претензии, в которых компания требует перевозчика возместить убыток, необходимо предъявить в течение 45 дней после получения груза.

После того, как компания-виновник получила претензию в письменном виде, на ее рассмотрение у нее имеется один месяц. Этот период начинается с того момента, как претензия была получена. Если виновный в течение этого срока дал отказ или вообще проигнорировал претензию, получатель имеет право обратиться в суд. Естественно, акт о повреждении груза будет здесь рассматриваться в первую очередь.

Как составить акт о повреждении груза в 2020 году?

Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных сторон. Если здесь имеется поставщик, перевозчик и получатель, документ должен иметь три копии. Все имеющиеся повреждения должны быть описаны максимально подробно. При этом нужно постараться избежать преувеличений. Ведь в том случае, если виновный не согласится с указанной информацией, он сможет обжаловать данную претензию. Нужно понимать, если дело дойдет до судебного разбирательства, этот акт будет важным аргументом.

На усмотрение членов комиссии к акту могут быть приложены различные дополнения. Например, это могут быть фото- и видеоматериалы. Если имеются очевидцы, можно взять с них письменные показания. Информация о таких дополнениях должна быть отображена в акте.

Содержание акта

Шапка должна содержать название акта и его номер. Также здесь указывается город и дата оформления. После этого идет основная часть, которая является максимально содержательной:

  • сведения об отправителе;
  • информация о стороне-получателе;
  • подробные данные компании-перевозчика;
  • данные членов проверяющей группы;
  • подробности о грузе, его характеристика, пункт и дата отправления и получения, время перевозки, другие подробности;
  • общая стоимость груза;
  • информация о повреждениях, как пломб и упаковки, так и самого груза;
  • если к акту имеются приложения, указывается, какие именно;
  • причины, по которым произошло повреждение груза;
  • сумма, на которую получатель выдвигает претензии.

Конечно, количество пунктов может быть увеличено. Здесь все зависит от конкретной ситуации. Завершающая часть документа предназначена для проставления автографов с расшифровками. Акт подписывают все ответственные лица.

Источник:
http://aktinfo.com/o-povrezhdenii-gruza/

Транспортная компания повредила груз: что делать

Случаи повреждения груза транспортными компаниями возникают часто. Претензии по повреждению груза занимают 1 место от всего количества поступающих в транспортные компании.

Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральный Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за повреждение груза закреплена:

  • в размере суммы, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, если груз принят без объявленной стоимости;
  • в размере суммы, на которую понизилась объявленная стоимость, если груз принят с объявленной стоимостью;
  • при невозможности восстановления груза в размере документально подтвержденной стоимости либо в размере объявленной стоимости (если ценность заявлялась отправителем).

Говоря не юридическим языком, при повреждении транспортная компания компенсирует стоимость восстановления поврежденного груза (объявленной ценности), если же восстановление невозможно/нецелесообразно — в размере стоимости поврежденного груза/объявленной ценности.

Также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).

Порядок действий при повреждении груза

1. Фиксация факта повреждения груза

Если при получении груза Вы видите, что упаковка повреждена, не подписывайте документы о получении груза, а потребуйте составить акт о повреждении. Далее, совместно с сотрудником транспортной компании на выдаче вскройте поврежденную упаковку и осмотрите груз, при этом фиксируя данный процесс на фото либо видео. Если видимых повреждений нет, но характер груза не исключает внутренние дефекты, обязательно зафиксируйте данное обстоятельства в акте о повреждении. Ссылку на акт о повреждении груза необходимо обязательно указать также в документах на выдачу груза (акте оказанных услуг), если поврежденный груз Вы решили получить.

В акте о повреждении груза необходимо указать:

  1. дату, место и время составления акта
  2. факт повреждения груза и указание того, что конкретно повреждено: наименование, марку, модель, количество, стоимость, характер повреждений, возможность наличия скрытых дефектов. Указать состояние упаковки, чтобы зафиксировать, что имеется внешнее воздействие на груз и упаковка порвана (вмята).
  3. если производилось фото-/ видео фиксация: указать в акте со ссылкой на марку и модель фотоаппарата (смартфона). Даже если транспортная компания фотографирует на свой фотоаппарат, сфотографируйте на свой и укажите это в обоих экземплярах акта. Не исключен вариант, что сотрудник попытается приложить к акту не все фотоснимки.
  4. если сотрудник укажет, что программа не позволяет внести все данные в акт, то необходимо на всех экземплярах акта отразить всю необходимую информацию и указать, факт отказа сотрудника внести эти сведения в акт.

Акт составляется в 2 экземплярах, по 1 экземпляру для Вас и Транспортной компании. Поэтому 1 экземпляр с печатью транспортной компании и подписью сотрудника Вам обязаны выдать на руки.

Если груз поврежден настолько, что Вы визуально определили невозможность восстановления, либо что в таком состоянии при транспортировке от склада транспортной компании груз получит еще большие повреждения, Вы вправе не получать груз, а оставить его в транспортной компании.

Читайте также  Бизнес-планы готовые примеры

После составления акта о повреждении груза, рекомендуем разобраться в том, кто по закону является собственником груза. Проверьте условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара). Если в договоре с Продавцом товара указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по повреждению товара (груза) является компания-грузоотправитель. В этом случае грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать Вам цену оплаченного товара, а дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить ему, а не Вам.

2. Определение размера ущерба

Перед обращением с претензией, рекомендуем по своей инициативе провести экспертизу поврежденного груза. Преимущество состоит в том, что вы сможете привлечь объективного и незаинтересованного эксперта, поставить правильные вопросы, чтобы транспортная компания (в случае вины) была вынуждена компенсировать все убытки на претензионном этапе. При проведении экспертизы рекомендуем заранее уведомить транспортную компанию. Перед экспертом поставить вопросы:

  • Определить причинно-следственную связи между повреждением груза и его транспортировкой.
  • Определить соответствие транспортировочной тары, упаковки.
  • Определить размер ущерба.

Важно знать: при установлении вины транспортной компании, стоимость экспертизы компенсируется последней.

3. Подготовка претензии

После получения экспертного заключения, установления вины транспортной компании в повреждении груза и определения размера ущерба, необходимо обратиться в транспортную компанию с претензией.

Подготовьте претензию с приложением копий подтверждающих документов. Важно не прикладывать оригиналы документов, поскольку в случае отказа в удовлетворении претензии оригиналы документов понадобятся Вам для обращения с иском в суд. Претензионный порядок является обязательным в силу требований Федерального Закона № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федерального Закона № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В претензии кратко опишите ситуацию, маршрут следование груза, маркировку груза, наименование и стоимость груза, дату и место составления акта о повреждении груза. К претензии приложите следующие документы:

  1. документы, подтверждающие передачу груза к перевозке: экспедиторскую расписку, транспортную накладную и т.д.;
  2. документы, подтверждающие стоимость груза: товарную накладную, счет продавца товара;
  3. заключение экспертизы, подтверждающее вину транспортной компании и размер ущерба. Включите затраты на проведение экспертизы в претензию и потребуйте выплаты данных затрат;
  4. банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации;
  5. доверенность либо иной документ подтверждающий полномочия подписанта.

Зачастую образцы претензий есть на сайтах транспортных компаний. Они в целом соответствуют требованиям закона и во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.

4.Подача претензии в транспортную компанию

Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 (двух) экземплярах. На втором экземпляре транспортная компания должна поставить отметку о принятии, указать дату принятия, входящий номер, заверить печатью и вернуть Вам в подтверждение факта обращения. Если Вы не хотите подавать претензию нарочно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой. В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке. Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.

5. Результат рассмотрения претензии

В идеале о результатах рассмотрения претензии Вы узнаете из поступивших на Ваш расчетный счет денежных средств в требуемой сумме. Но такое бывает крайне редко, поскольку для транспортной компании это расходы.

В случае получения отказа от удовлетворения претензии либо получения компенсации в многократно меньшем размере, Вам необходимо обращаться в суд с иском и доказывать все обстоятельства и размер причиненных Вам убытков. Срок обращения в суд 1 (один) год.

Рекомендую: откажитесь от получения груза в день выявления повреждений, привлеките транспортного юриста и вместе с ним либо под его удаленным контролем выезжайте для составления акта о повреждении груза и скорейшего досудебного урегулирования проблемы.

Источник:
http://mainmine.ru/pro/cargo-corruption

Акт о повреждении груза

Акт о повреждении груза – необходимый документ для фиксации порчи товарно-материальных ценностей, причиненной в процессе перевозки.

В каких случаях чаще всего используется акт

Данный документ имеет широчайшую сферу применения, область его использования практически не ограничена. Он может быть востребован:

  • внутри одной компании, например, при перевозке товаров из одного подразделения в другое;
  • между разными организациями – продавцом и покупателем;
  • в случаях привлечения к доставке груза третьей стороны: предприятия–перевозчика.

Условия о транспортировке товара всегда прописываются в договорах или иных нормативных документах – они помогают минимизировать всевозможные риски. В случае их нарушения довольно часто происходит повреждение груза, особенно это касается хрупких и легко бьющихся предметов.

Однако, порча возможна и вследствие причин, не имеющих отношения к нарушению транспортировочных условий. Например, при форс-мажорных обстоятельствах или в ситуациях, когда повреждение произошло еще до того, как товар был загружен в машину – при погрузке или непосредственно на производстве.

В любом случае для того, чтобы удостоверить факт порчи груза, надо составить акт.

В какой момент нужно делать документ

Акт формируется непосредственно после доставки груза на склад (или другое место назначения).

Работа обязательно должна вестись в присутствии лица, осуществлявшего перевозку и специально созванной комиссии. При приеме-передаче груза фиксируется его состояние, количество, а также вносятся сведения о поврежденных товарах.

Кто должен фиксировать порчу груза, комиссия

Для удостоверения факта порчи груза и оформления соответствующего акта в компании нужно оперативно создать особую комиссию. В нее должны войти работники нескольких подразделений предприятия, которые имеют достаточную профессиональную подготовку и квалификацию для того, чтобы удостоверить повреждения товара (например, инженер, технолог, специалист по сбыту, юрист и бухгалтер).

Количество участников комиссии – не меньше двух человек, при этом среди них надо выделить председателя и рядовых членов. Председатель будет нести максимальную ответственность за проверку груза и содержание акта.

Чем подкрепить документ

Если есть возможность, к акту нужно приложить какие-либо дополнительные доказательства о порче груза:

  • фотографии;
  • видео;
  • письменные показания очевидцев и т.д.

Информацию об этих свидетельствах нужно обязательно внести в акт. В дальнейшем они могут помочь объективно установить причину повреждения груза и ответственную сторону.

Особенно актуальны такие улики при использовании услуг компаний-перевозчиков.

В таких случаях виновником порчи доставленных товаров может быть назначен как транспортировщик, так и поставщик.

Значение бланка

Акт о повреждении груза – документ очень нужный. На его основе в будущем получатель товарно-материальных ценностей может предъявить претензию поставщику или перевозчику и взыскать понесенные убытки. Также акт служит основанием для списания товара с бухгалтерского учета.

Особенности формирования акта, общие моменты

В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.

  1. Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
  2. Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
  3. Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
    • Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
    • второй остается у организации-заказчика/покупателя,
    • третий передается перевозчику.

Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).

  • Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
  • Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.
  • Образец акта о повреждении груза

    Акт довольно прост и понятен с точки зрения его структуры и содержания.

    В самом его начале следует указать:

    • номер документа;
    • место и дату формирования бланка (населенный пункт, в котором зарегистрирован компания-получатель товара).

    Затем по порядку идет несколько пунктов, которые обязательны к заполнению. Сюда надо вписать следующие данные:

    • о компании-перевозчике, грузополучателе и отправителе;
    • адрес тех мест, откуда груз «ушел» и куда прибыл;
    • планируемое время перевозки товара и фактическое;
    • описание груза по документам;
    • полная стоимость груза;
    • описание груза по прибытии в пункт назначения (его наименование, количество, тара, в которой он перевозился, и прочие идентификационные характеристики);
    • были ли выявлены повреждения упаковки или пломб, а также порча, которая была произведена товару;
    • причины порчи груза (если они установлены сразу);
    • сумма, которую получатель товара предъявляет к возмещению виновнику причиненных повреждений.

    Если к акту прилагаются какие-то дополнительные подтверждающие бумаги – их наличие обязательно нужно обозначить в документе.

    В завершение акт подписывает всеми присутствовавшими при его составлении лицами.

    Источник:
    http://assistentus.ru/forma/akt-o-povrezhdenii-gruza/

    Рекомендации в случае порчи груза транспортной компанией

    Последовательность действий при обнаружении повреждения груза перевозчиком:

    1. Составление акта. При установлении юридического факта его необходимо зафиксировать. Порча или повреждение всего груза либо отдельной его части оформляется актом с указанием даты, времени и места обнаружения дефектов. При недостаче груза необходимо взвесить имеющиеся материальные ценности и установить точный размер убытков. Коммерческий акт составляется грузоперевозчиком, однако, получатель либо уполномоченное лицо также может составить собственный документ. Также следует сделать подробные фотографии, как при составлении процессуальных протоколов (общий вид местности, общий вид товаров, повреждения). С актом нужно предложить ознакомиться перевозчику, внести свои замечания, а одну копию передать ему.
    2. Определение причин повреждения груза. Если данное событие наступило по вине исполнителя (ДТП, выход из строя техники из-за несоблюдения техники безопасности), а не вследствие форс-мажорных обстоятельств, особых свойств груза, скрытых недостатков упаковки или тары, то именно на него возлагается обязанность компенсировать убытки. Для определения причин, по которым груз был поврежден, может потребоваться назначение экспертизы или привлечение специалистов. Однако это справедливо лишь в том случае, если между сторонами не достигнуто согласие.
    3. Подготовка претензии. После установления стоимости убытков нужно попробовать решить спор во внесудебном порядке. Претензия в письменном виде направляется заказным письмом с уведомлением либо передается нарочным, а срок на ее рассмотрение не должен превышать 30 дней. Правила составления данного документа будут оговорены транспортными кодексами и уставами, на основании которых осуществляется перевозка. Примерный образец претензии приведен ниже. Срок рассмотрения претензии обычно равен 30 дням. В случае, если клиент предоставил неполный пакет документов, ТК может запросить недостающие.
    4. Подготовка искового заявления в Арбитражный суд. Правила обращения установлены ч.2 ст.797 ГК РФ. После получения отрицательного ответа на претензию либо оставления ее без рассмотрения, грузоотправитель может обратиться с исковым заявлениям в Арбитражный суд в течение 1 года с момента, установленного транспортным уставом или кодексом.

    Список законов, регулирующих действие перевозчиков:

    1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

    Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

    1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

    1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
    2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
    3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
    4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

    2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.
    3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
    4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
    5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.
    6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
    7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

    2. Статья 796. ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
    2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

    • в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
    • в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
    • в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
    4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

    3. «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (выдержка):

    22. Перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.
    23. Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.
    26. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.
    30. Состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
    а) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку и контейнер.

    Соответственно, минимум, что перевозчик в лице водителя должен был сделать при приеме груза в ненадлежащей грузовой упаковке, — внести соответствующую запись в ТТН и сообщить об этом грузоотправителю и заказчику перевозки. Если ничего этого сделано не было, по умолчанию понимаем, что водитель принял груз в надлежащей транспортной упаковке — груз «соответствовал установленным требованиям».

    Источник:
    http://zerts.ru/articles/whishes/recommendationtk/

    Порча груза. Акт о повреждении груза

    Риск повреждения груза сопровождает любую транспортную грузоперевозку, даже если выполняет ее надежное транспортное предприятие. Тряска, неожиданные толчки и падения, негативное влияние атмосферных явлений, температурные перепады и т.д. – каждый из этих факторов может привести к появлению механических повреждений, после которых груз потеряет свой первоначальный вид и лишится части характерных ему свойств. И хотя, ответственной стороной в этом случае станет, конечно, транспортная компания, в интересах заказчика сделать все возможное для безопасности своего товара.

    Главное, на что нужно обратить внимание – это упаковка, ведь именно она является преградой между товаром и внешними раздражителями. Современное производство выпускает немало видов упаковочного материала, позволяющего избежать повреждений при тряске, вибрации, ударах и других факторах. К упаковкам подобного вида относятся коробки, для изготовления которых применялся специальный волнистый (гофрированный) картон, пленка-стрейч, пленка, состоящая из наполненных воздухом пузырьков, и т.д. Использование данных типов упаковки дает достаточно большой эффект защиты и позволяет избежать порчи груза. Но для того, чтобы их применение имело положительный эффект, груз нужно уметь правильно упаковывать . Это, в первую очередь, касается товара, имеющего небольшие размеры и принадлежащего частным лицам, которые перевозят его на маленькие расстояния. Если же груз транспортируется профессионалами, то они и отвечают за его упаковку.

    Если транспортировка груза будет происходить на грузовых автомобилях, то транспортная компания должна позаботиться о правильном размещении товара в кузове. Также, во избежание перемещения груза во время перевозки его необходимо хорошо закрепить.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что лишь профессиональная организация, не первый год занимающаяся перевозками товара, способна выполнить свою работу на должном уровне. Только внимательный и аккуратный подход к выполнению транспортировки груза станет залогом того, что он прибудет на место без повреждений. Однако если повреждение груза имеет место , и грузополучатель не имея весомых оснований пытается взвалить вину за поврежденный груза на перевозчика составляется «акт о повреждении груза» . Как защититься от недобросовестных грузополучателей и грузоотправителей, смотрите в видео опубликованном ниже.

    Акт о повреждении груза и образец заполнения

    Видео: Что делать при повреждении груза, акт о повреждении груза. (Перевозчики, обязательно к просмотру!)

    Источник:
    http://dispetcher-gruzoperevozok.biz/porcha-gruza-akt-o-povrezhdenii-gruza/

    Основания для составления актов о списании товара и его порче, бое, ломе. Подробные инструкции по оформлению

    Материальные ценности, которые числятся на балансе предприятия, при использовании, хранении могут совсем или частично утратить свои потребительские свойства или стать непригодными в случае боя или повреждения. Как это грамотно оформить, чтобы взыскать ущерб с материально ответственного лица или списать порчу, бой или лом товара на внереализационные расходы организации?

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

    В каких случаях составляются ТОРГ-15 и ТОРГ-16?

    Все движения товаров и материальных ценностей учитываются бухгалтерией на основании документов первичного учета. В случае повреждения товара или полной негодности составляются акты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»:

    • Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ТОРГ-15).
    • Акт о списании товаров (ТОРГ-16).

    С января 2013 года заполнение этих форм является необязательным, тем не менее, в налоговой инспекции могут потребовать документальное подтверждение снижения налоговых расходов, основанием которых послужило списание товарно-материальных ценностей или их уценка. Тогда правильно составленные бумаги будут доказательством правомерности этих расходов.

    Акт по форме ТОРГ-15 предполагает дальнейшие действия с материальными ценностями, такие как:

    • Реализация товара без изменения цены.
    • Реализация товаров по сниженной цене.
    • Утилизация товаров.
    • Полное уничтожение.
    • Вывоз на свалку.

    Указанные документы составляются в случаях выявления товарных потерь:

    • Нормируемых, появившихся вследствие неотвратимых технологических и физических процессов (таяние, высыхание, измельчение и др.).
    • Ненормируемых (повреждение, разрушение, поломка, неправильная технология хранения, потери в результате пожара, аварии и др.).

    Оформление акта о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей

    Кем заполняется?

    Для проведения инвентаризации и составления акта о бое, ломе, порче товара руководитель организации издает приказ о создании специальной комиссии (не менее трех человек), в состав которой входят представитель администрации и материально ответственное лицо. Документ заполняется одним из членов комиссии в трех экземплярах.

    Содержание

    Для оформления документа можно взять унифицированный бланк по форме ТОРГ-15 или разработать на его основе свой шаблон. Практика показывает, что унифицированный бланк удобен для заполнения и понятен представителям контролирующих органов, поэтому лучше воспользоваться утвержденной формой ТОРГ-15. Рассмотрим порядок ее заполнения:

    • Вверху документа указывается полное наименование организации с указанием юридического адреса, телефона и структурного подразделения, в котором проводится инвентаризация.
    • Ниже идет информация о полном наименовании поставщика с указанием его полных реквизитов, в том числе банковских (расчетный счет, БИК, КПП).
    • В специальных графах проставляется номер документа и дата его составления.
    • Название документа: «Акт о порче, ломе, бое товарно-материальных ценностей».
    • Заполняется таблица, состоящая из пятнадцати столбцов:
      1. Прописывается наименование и характеристика. Например, «Пряники «Мятные».
      2. Код товара.
      3. Единица измерения, наименование. Например, «шт.».
      4. Единица измерения, код ОКЕЙ (общероссийский код измерения).
      5. Артикул товара.
      6. Сорт (категория). Например, «1 сорт».
      7. Количество (масса).
      8. Учетная цена за единицу товара. Например, «75».
      9. Общая сумма за весь товар. Например, «750».
      10. Затем идет раздел, включающий в себя четыре столбца, в которых указываются:
        • количество (масса) товара;
        • новая цена (стоимость после уценки);
        • общая стоимость;
        • сумма уценки (разница между значениями общей суммы за товар до и после снижения цены).
      11. В 14-ом столбце указывается процент скидки.
      12. В последнем столбце указывается характеристика дефекта. Например, «нарушение упаковки».
    • Под таблицей указывается причина потерь ТМЦ. Например, «небрежное обращение с товаром». Если причиной являются технологические процессы или физические условия, то в нижеследующей строке данные о виновных лицах не вносятся, в противном случае указываются фамилия, имя, отчество и должность виновного в бое, ломе или порче товара.
    • На обороте бланка заполняется раздел под названием «Оприходовать утиль (лом)». В него вносятся данные о товаре в случае невозможности его дальнейшей реализации или использования.

    Допустимы ли ошибки?

    Документ должен быть составлен без помарок и ошибок. В случае исправлений лучше его переоформить. Расчеты уценки или списания товара должны быть произведены правильно, иначе это будет основанием для отказа налоговой службы о включении расходов в налогооблагаемую прибыль.

    В случае ошибок при заполнении и в расчетах взыскание ущерба с виновного лица будет невозможным.

    Кто подписывает?

    Документ составляется в трех экземплярах, подписывается всеми членами комиссии, материально ответственным лицом. Внизу акта под произведенными расчетами после проверки правильности заполнения подписывается главный бухгалтер. Бумаги передаются руководителю, который после принятия решения ставит свою подпись на лицевой стороне акта вверху бланка возле номера и даты составления.

    Оформление акта о списании

    Кем заполняется?

    В случае невозможности дальнейшего использования товара составляется акт о списании. Руководителем предприятия издается приказ, в котором определяется состав комиссии, ее задачи. Акт заполняется в печатном виде одним из членов комиссии и составляется в трех экземплярах (для бухгалтерии, для структурного подразделения, для материально ответственного лица).

    Содержание

    Можно воспользоваться унифицированной формой ТОРГ-16:

    • На первой странице указывается:
      1. название предприятия и его структурного подразделения;
      2. код по ОКПО, ОКДП;
      3. основание составления (номер и дата приказа или распоряжения);
      4. номер и дата заполнения документа.
    • В таблице заполняются:

    1. дата поступления товара (из накладных — товарной ТОРГ-12 или товарно-транспортной 1-Т);
    2. число списания ТМЦ;
    3. номер и дата ТН;
    4. причины списания и код (например: умышленная или непредумышленная порча, заводской или выявленный брак, нарушение целостности упаковки, истечение сроков годности).
  • На обороте заполняется информация о товаре:

    1. наименование товара, его код;
    2. единица измерения товара;
    3. код единицы измерения по ОКЕИ;
    4. количество товара;
    5. цена единицы товара;
    6. общая стоимость.
  • Допустимы ли ошибки?

    Акт является первичным бухгалтерским документом, поэтому исправления и ошибки в нем недопустимы. Необходимо переделать документ в случае неправильного составления.

    Кто подписывает?

    Документ подписывается всеми членами ревизионной комиссии и материально ответственным лицом. Внизу руководитель пишет решение о том, за счёт чего будет списан товар:

    • виновного лица с указанием фамилии, имени, отчества и должности;
    • себестоимости;
    • прибыли и др.

    Бухгалтерский и налоговый учет

    Акты о бое/ломе, порче товаров и списании товаров являются основанием для проведения бухгалтерских действий по ним.

    Пример бухгалтерских проводок при списании испорченного товара:

    • Д94 К41 — списана стоимость товара с истекшим сроком годности.
    • Д73-2 К94 — списана стоимость поврежденных ТМЦ за счет виновных лиц.
    • Д50(51) К73-2 — взыскана стоимость поврежденных ТМЦ с виновных лиц.

    Пример проводок в случае уценки товара:

    • Д62 К90-1 – показана выручка от продажи уцененных товаров.
    • Д90-2 К41 – списана себестоимость товаров.

    В соответствии с п.49 ст.264 и п. 20 ст.265 НК РФ списанный товар может быть отнесен к внереализационным расходам, что позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы. При документальном обосновании стоимость списанных товаров, не пригодных для реализации, может быть учтена в составе прочих, либо внереализационных расходов.

    Нужно ли восстанавливать НДС при списании испорченного товара? В п.3 ст. 170 Налогового Кодекса РФ представлен перечень ситуаций, когда требуется восстановить НДС. Списание товара в нем не указано.

    Учет расходов по испорченным или просроченным товарам требует правильного документального оформления от выявления таких фактов до проведения необходимых бухгалтерских операций.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник:
    http://pravovoy-standart.ru/zzp/torgovlya-i-tovary/povrezhdenie/akt-o-boe-i-lome.html