О НОВОМ СОЧИНЕНИИ ПЕСТАЛОЦЦИ «КАК ГЕРТРУДА УЧИТ ДЕТЕЙ»

О НОВОМ СОЧИНЕНИИ ПЕСТАЛОЦЦИ «КАК ГЕРТРУДА УЧИТ ДЕТЕЙ»

Статья написана во второй половине 1802 г. Добавлением является помещенная ниже статья: «Идеи Песталоцци об азбуке созерцания».

Я видел Песталоцци в его школе. Детей двенадцать в возрасте от 5 до 8 лет были вызваны в школу вечером во внеурочный час. Дети пришли без тени недовольства; оживленная деятельность поддерживалась до конца. Я слышал шорох одновременного говора всей школы, нет, не шорох, а в высшей степени отчетливо отчеканиваемые слова, размеренный хор, столь же мощный, как настоящий хор, столь же крепко привязывающий, столь же определенно задерживающий внимание именно над заучиваемым, что мне почти трудно было не превратиться из слушателя и наблюдателя в одного из учащихся детей. Я подходил к ним сзади, прислушиваясь — нет ли таких, кто бы молчал или небрежно относился к произносимому, и не нашел ни одного. Произношение этих детей было приятно для слуха и правильно. Объяснялось это вполне просто: размерное одновременное произношение само собой дает чистую артикуляцию, ни один слог при этом не проглатывается, для каждой буквы находится время. Таким образом, ребенок, беспрерывно громко говорящий с естественной силой голоса, сам вырабатывает свое произношение. Общее и постоянное внимание тоже не было для меня загадкой: у каждого ребенка были одновременно заняты и рот и руки, ни одному не приходилось оставаться без дела и молчать; таким образом, потребность в развлечении была устранена; естественная живость не требовала выхода, а поток заучивания сообща не допускал его. Я радовался остроумному применению прозрачных роговых пластинок с вырезанными в них буквами, постоянно находившихся в руках у детей во время заучивания наизусть и служивших прописью, немедленно исправляющей черты, проводимые их грифелем, и побуждающей их писать лучше. До сих пор, когда мне при занятии математикой приходится чертить на доске, я браню свою руку за то, что она не умеет проводить таких твердых прямых линий, таких правильных перпендикуляров, таких точных окружностей, как эти шестилетние дети. Но выше приобретенного навыка я считаю для них счастьем устойчивость внимания, приобретаемое ими, когда они без колебаний удерживают представление о закруглении до тех пор, пока напряженно нацеленный взгляд и послушная рука совсем медленно, но уверенно не закончат безупречной линии окружности.

Но почему Песталоцци заставлял детей так много заучивать наизусть? Почему он выбирал предметы преподавания, по-видимому, так мало считаясь со склонностями детей? Почему все время заставлял их заучивать, никогда с ними не беседуя, не шутя, не рассказывая им? Почему ого предложения так обрывались, его наименования были столь сухи? Почему здесь, невидимому, избегали того, что так много раз предлагалось для смягчения суровости школы?

Во втором письме «Как Гертруда. » Песталоцци высказывается относительно этого следующим образом: «Заучиваемые детьми наизусть описания хождения, стояния, лежания, сидения и т. д. показали ему (Крюзи) соотношение начальных основных положений, причем я ставила себе целью постепенное выяснение всех понятий. Он скоро почувствовал, что заставляя детей описывать таким образом вещи настолько ясные для них, что опыт не может ничего привнести для их дальнейшего выяснения, с одной стороны, отклоняют их от попыток описывать что-либо незнакомое им, с другой, придают описаниям действительно известного такую силу, которая дает им возможность выполнять это в пределах своих знаний, воспринятых из окружающего, соблюдая единство, определенность, краткость и полноту».

Собственные попытки и наблюдения научили меня расценивать умственные силы детей значительно выше, чем это обычно принято, и искать причин их расположения или нерасположения к знаниям совсем не в излишнем приспособлении к играм, с одной стороны, и не в сухости и трудности таких вещей, которые требуют серьезности и внимания, с другой стороны. Я издавна считал чувство ясного понимания единственным и неподдельным корнем преподавания: полная, правильная, удовлетворяющая всем требованиям последовательность была для меня великим идеалом, в котором я видел действительное средство обеспечить должное влияние всякому преподаванию. Именно эта последовательность, это распределение и связность того, что должно изучаться одновременно и что последовательно, были, насколько я понял, главным стремлением Песталоцци. /Не последовательность, а чвство роста дает Песталоцци. Отсюда внимание, а не от формальной последовательности/. Его метод является правильным, его лаконическая краткость является его важнейшей заслугой. В школе не слышится ни одного бесполезного слова, следовательно, никогда не прерывается цепь постижения (логическая цепь последовательности). Учитель постоянно говорит прежде детей; ошибочные буквы немедленно стираются с грифельной доски: таким образом, ребенок никогда не может задерживаться на собственных ошибках. Правильная колея никогда не покидается, и, таким образом, каждое мгновение служит продвижению вперед.

Песталоцци: «Стали ли бы дети учиться так быстро и так бодро, если бы они при этом ничего не думали?» Эту бодрость я наблюдал собственными глазами; и я не мог бы объяснить ее себе, если бы не предлагал при этом внутренней умственной деятельности. Песталоцци навел меня на мысль, что внутренняя понятность (постигаемость) преподавания значительно важнее мгновенного понимания. Большая часть заучиваемого здесь наизусть касалась повседневных восприятий. Ребенок, оставляя школу с заученным описанием в голове, сталкивался с восприятием и, быть может впервые, постигал смысл этих слов, но постигал его при этом полнее, чем если бы учитель старался объяснить свои слова дальнейшими словами. Разве счастливые минуты постижения, и в особенности глубокого размышления, связывания, продумывания совпадают с определенными учебными часами? Урок должен дать понятное и сопоставить то, что должно быть соединено, время и случай принесут с собой понятие, соединят и скрепят сопоставление.

Цель Песталоцци — благо народа; благо простого, грубого народа. Он хотел заботиться о тех, о ком заботятся лишь весьма немногие; он говорит о детях нищих. Идеал их образования, говорит он, охватывает земледелие, ремесло и торговлю.

Что же является наиболее необходимым при преподавании? Где лежит оно в области всего, что может изучаться и преподаваться?

Несомненно неотложнейшим преподаванием является то, которое учит человека тому, что ему наиболее необходимо знать.

Необходимое человеку может быть необходимым для его духовной или физической природы. Оно нужно ему или как телесному существу, чтобы иметь возможность жить, или как гражданину, отцу, супругу, чтобы познать и выполнить свой долг в том или ином общественном отношении. Земледелие, ремесло, торговля или всякие иные искусства и науки, дающие пропитание, относятся к первой группе; религия, мораль, понятия о гражданских правах и обязанностях — ко второй. Каждому человеку, не желающему быть праздным мироедом, существом, не сознающим ни своих прав, ни своих обязанностей, необходимо изучение обеих групп.

Школа может выполнить лишь некоторую часть того, что необходимо. Она должна сделать возможное для нее. Вот почему наиболее важными и первыми являются те образовательные средства, действие которых распространяется всего дальше, сказывается всего раньше и обновляется всего чаще в зависимости от обстоятельств. Она предпочитает наиболее общее, потому что благодаря ему облегчается весьма многое.

Ведь тот, кто знает общее, знает кое-что и о частностях, в которых встречается это общее. Он находит себя более подготовленным к более полному изучению частного. Он чувствует потребность расширить уже заложенные в нем знания; наполовину преодоленные трудности меньше пугают его. У него скорее хватит времени и охоты. Его внимание привлекается всяким предметом, представляющим соединение знакомого и нового. Открытый вход в таинственную мглу манит вступить в нее для исследования.

Но что же является более общим, наиболее применимым и для школы первым?

Природа и люди постоянно окружают ребенка, постоянно приносят ему всевозможную духовную пищу. Внешний мир, повседневное окружение сами прокладывают себе путь к ребенку, пользуясь его глазами и ушами. Только они сами весьма часто преграждают себе этот путь своим собственным множеством, пестротой, разнообразием. Люди говорят так быстро, в одном слове произносят так много звуков, в немногих словах выражают так много разных мыслей, природа на одном поле показывает столько различных форм, в одном цветке столько оттенков: домашняя утварь такая подвижная, так часто изменяет положение и назначение. Правда, маленький ребенок пробивается сквозь всю эту путаницу, потому что его влечет живая потребность. Он знакомится с вещами. Он учится понимать разговорную речь, и объясняться.

Имеются три рода различных интересов, я говорю об интересе к людям, к природе и к физическим упражнениям. Напротив, я полагал, что каждый из этих трех видов интереса может правильно проходить всю предназначенную ему сферу таким образом, чтобы всегда все предыдущее служило бы последующему так, как средство цели и, следовательно, вместо того, чтобы вытесняться этим последующим, обновлялось бы и укреплялось в нем, и чтобы все обособленные части интереса, принадлежащие к одному из трех видов, могли осуществляться при помощи друг друга, если исходная точка и каждый шаг последующего развития правильно выбраны воспитателем и между ними установлена правильная последовательность.

Как раз в тот момент, когда ребенок находится в процессе освоения речи, запечатления форм, когда еще в нем действуют потребность и стремление точнее присмотреться и оглядеть со всех сторон новые предметы, которые ежедневно встречаются в его окружении, возбуждают его и о назначении которых он спрашивает, теперь, прежде чем остановится это естественное развитие, прежде чем оно замедлится и проявит склонность к неподвижной лености, наступает время придти на помощь. Теперь необходимо вполне открыть разум для восприятия форм и речи, чтобы он мог видеть природу и воспринимать человеческую мысль.

Глаз должен быть направлен на предметы раньше чем они могут быть названы и обсуждены. Следовательно, упражнения в зрительном восприятии и являются тем самым первым, самым применимым, самым общим, которое мы искали ранее. Песталоцци первый настаивает на том, чтобы именно созерцание, а не какое- либо другое преподавание также и в школе, в самой низшей школе, должно действительно занимать то самое первое передовое место, которое принадлежит ему среди всякого иного преподавания.

Он определенно ставит во главу всех своих идей о предодавании свою азбуку созерцания, собрание линий и фигур, легко воспринимаемых, встречаемых почти во всех предметах в природе и во всей домашней утвари и, следовательно, могущих служить для первоначального развития глазомера.

Песталоцци рассматривал свою азбуку созерцания как подготовку, в особенности, к рисованию. Такие предварительные упражнения в черчении геометрических фигур весьма настойчиво рекомендованы будущим художникам Рафаэлем Менгсом в его посмертных произведениях.

Помимо этой азбуки созерцания и ряда предложений, касающихся выработки речи, вы найдете в его книге описание третьего весьма общего средства всякого обучения, составляющего вместе с первыми двумя фундамент всего преподавания. Это упражнения в пользовании числами, в искусстве счета. Мы видим лишь очень малую часть обширного царства чисел, к которому школьники приведены изучением даже обыкновенной будничной природы. Упражнения в устном счете.

Читайте также  Сколько ждать ПТС на новую машину: почему нет в салоне, кто, когда и где выдает при покупке, можно ли забирать автомобиль с копией и что делать, если задерживают?

Итак, способствовать взаимодействия между человеком и окружающим его внешним миром является первой целью Песталоцци.

Багодаря этому облегчается деятельность человека, всякого рода ремесло и заработок. Но человек или ребенок, глаз и ухо которого обращены на природу и человеческое общество, в той же мере отвлечен от своих внутренних чувств, своих удовольствий и неудовольствий. Эгоизм сломлен в том человеке, кто обращает внимание не на себя, а на соотношение вещей и других людей. Подобный человек будет скорее всего смотреть на себя только как на одного из многих, и таким образом скоро найдет предназначенное ему место.

Позднее, после того как эти корни морального настроения разрастутся должным образом, придет время обратить внимание человека на самого себя, чтоб он постарался приобрести господство над самим собой, с бдительной критикой разобрался в своих настроениях, очистил бы их и сумел направить все свои силы на службу признанных им общих целей.

Здесь указано направление, в котором воспитатель должен прежде всего обратить свои более определенные стремления к воспитанию характера.

Выполнение этого задания является началом выполнения сквозного кейса «Чему и как учить в школе: от истории к современности». К моменту завершения занятий в портфолио каждого студента сложится обстоятельный ответ на этот вопрос, который поможет не только составить представление о сложности проблем образования, но и позволить студентам усовершенствовать свои учебно-познавательные компетенции.

Вопросы для обсуждения:

1. Идеи эпохи просвещения и теория «естественного воспитания» Ж.Ж. Руссо.

2. Песталоццианство как педагогическая система (И.Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт). Основные элементы системы

3. Диалог о развивающем обучении в песталоццианской педагогике (И.Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег).

4. Трактовка принципа природосообразности и его проявление в педагогических системах Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, А. Дистервега.

Источники:

1. Руссо, Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М., 1981. — С. 203 – 237.

2. Песталоцци, И.Г. Линдгарт и Гертруда; Памятная записка парижским друзьям; Лебединая песня // Хрестоматия… С. 276-323.

3. Гербарт, И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия… С. 324-352.

4. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия….С.353 – 415.

Литература:

1. Богомолова, Л.И., Романова, Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах / Л.И. Богомолова, Л.А. Романова. – Владимир, 2010.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джвуринский. — М., 2009.

3. Зейлигер-Рубинштейн, Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е.И. Зейлигер-Рубинштейн. — М., 1978.

4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть I. — М.,1988. — С.164-203.

5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть II. — М., 1989. — С.4-23; С. 3 — 54.

Темы рефератов и творческих заданий:

1. Проблема цели воспитания в зарубежной педагогике.

2. Развитие идеи трудового воспитания в педагогических учениях зарубежных педагогов.

3. Теория развивающего обучения И. Песталоцци и А. Дистервега.

4. Традиции Д. Локка в системе образования в Англии.

5. Проблема познавательного интереса в педагогике И.Ф.Гербарта.

6. Выполнить наглядные пособия, слайд-фильм к теме любой лекции или семинарского занятия. Например, «Педагогическая система Я. Коменского как протест против средневековой системы воспитания», «И. Песталоцци, его педагогическая деятельность».

7. Проблема воспитывающего обучения в теории И.Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарта.

8. И.Кант и И.Песталоцци о воспитании человека.

9. Диалог средневековой и нововременной педагогики.

Занятие может проходить в форме коллоквиума после прочитанного раздела истории зарубежной педагогики либо с использованием метода контекстного обучения (обсуждаются актуальные вопросы современной школы с обращением к истории вопроса).

Источник:
http://megaobuchalka.ru/8/20664.html

«Лебединая песня» И.Г. Песталоцци

«Глаз хочет смотреть, ухо — слышать,

нога — ходить и рука — хватать.

Но также и сердце — верить и любить.

Ум хочет мыслить»

Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа. Этой цели он служил самоотреченно и бескорыстно более полувека, мучительно преодолевая свою нищету и бесправное положение.

Швейцария — родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне — помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим — стану помогать крестьянам».

Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес. В научных и педагогических трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики, которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга, идеи и воззрения, на которые они опираются.

Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами, так и разочарованиями. Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования.

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой. Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.

Его стремление обучать детей из малообеспеченных семей вызвано, прежде всего, нищетой и страданиями, царившими вокруг. Крестьянские дети вызывали у него жалость и желание помочь. Песталоцци видел выход из бедности народа в его образовании. Он так же осознавал, что государство в данный период не может осуществить повсеместное строительство народных школ. Попыткой самостоятельно решить данную проблему было создание школы для крестьянских детей в имении Нойгоф. Однако местные крестьяне оказались не готовыми воспринять идеи молодого преподавателя. Как только их дети на ремесленных работах зарабатывали себе на приличную одежду, они забирали их из школы. Учреждения приходилось закрывать.

Однако, если крестьянство не смогло оценить идеи швейцарского педагога, то в полной мере это сделало государство. Оно помогает ему открыть образовательные учреждения в Станце, затем и в Ивердоне, где его деятельность обрела признание и мировую известность.

За годы исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника», «Лингарт и Гертруда. Книга для народа», «Как Гертруда учит своих детей», и, наконец, главный труд его жизни «Лебединая песня», которая была написана в конце жизни. В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.

Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение.

По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Это был прорыв в теоретической и практической педагогике начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания.

В «Лебединой песне» четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Очевидно, что он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» — основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении. Естественным он так же считал развитие наблюдения через речь. Однако наблюдение должно соответствовать некоторым параметрам: оно должно быть целесообразно, систематизировано, обоснованно.

В результате сделанных наблюдений Песталоцци высказывает убеждение в том, что та или иная работа сама по себе не делает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное педагогическое воздействие труд может оказать лишь только в том случае, если твердо поставить себе первой конечной целью воспитательные задачи. Так он приходит к необычайно ценному в теоретическом и практическом отношении выводу о том, что детский труд может дать должный педагогический эффект, если он правильно организован, умело и последовательно используется в воспитательных целях.

Песталоцци считал необходимым обучение основам арифметики – изучение числа и формы. Через внешние формы ученики должны познать их внутреннюю суть. Он понимал, что детям зачастую присуще механическое запоминание материала, что не ведет к умственному развитию. Развитие абстрактного мышления он видел в необходимости позволять детям сопоставлять, сравнивать и различать. Данный механизм можно представить следующим образом: сравнивая два предмета, дети видят разницу между ними, затем они могут их сравнить, а потом и выделить из множества других. При такой последовательности изучения материала познаются свойства предметов, то есть – их суть.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Демократ Песталоцци высказывает в своем заключительном труде пламенную надежду, что реализация идеи элементарного образования не только даст возможность трудящимся осознать свое человеческое достоинство, почувствовать уверенность в своих силах и направить их на то, чтобы оказать помощь самим себе, но и приведет к тому, что будут заложены прочные основы народного благополучия и национальной культуры.
Песталоцци существенно обогатил положения прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоническом развитии всех сил и способностей человека.

Им впервые была поставлена задача психологизировать обучение, т. е. построить его тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития человеческого ума. Процесс обучения, согласно его требованиям, должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для чего следует глубоко изучать детскую психологию. Соответственно указывалось: «Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет». Такой подход был глубоко демократичен.

Читайте также  Как получить разрешение на оружие, HUNTER, Челябинск

Песталоцци более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка. Трактуемое таким образом природосообразное обучение Песталоцци требует сделать достоянием всех детей без исключения.

Песталоцци умер в 1827 году в своем имении. На зените своей славы у него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев, педагог А. Белл, Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции Александра I, который наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.

Одним из самых значимых проявлений признания педагогических достижений Песталоцци была награда Законодательного собрания революционной Франции – диплом почетного гражданина Франции, врученный ему 26 августа 1792 года.

Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.

Источник:
http://www.informio.ru/publications/id3463/Lebedinaja-pesnja-IG-Pestalocci

Педагогические взгляды И. Г. Песталоцци на воспитание подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

В статье анализируются педагогические воззрения И.Г. Песталоцци на воспитание личности, среди основных факторов воспитания он называет семью , обучение и труд .

Похожие книги на litres.ru

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

Текст научной работы на тему «Педагогические взгляды И. Г. Песталоцци на воспитание подрастающего поколения»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Зауторова Э.В.

Зауторова Эльвира Викторовна — доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт ФСИНРоссии,

Аннотация: в статье анализируются педагогические воззрения И.Г. Песталоцци на воспитание личности, среди основных факторов воспитания он называет семью, обучение и труд.

Ключевые слова: взгляды И.Г. Песталоцци, воспитание, подрастающее поколение, семья, обучение, труд.

Человек как личность начинает формироваться еще в раннем возрасте под воздействием различных факторов. Основополагающим фактором является семья, закладывающая в формирующуюся личность нравственные «азы». Роль семьи в становлении личности человека подчеркивает швейцарский мыслитель Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.), который говорит о том, что идеал воспитания и обучения — воспитание и обучение в семье, где «мать должна давать ребенку нравственную пищу для его физического развития; глаз матери должен постоянно следить за всеми душевными изменениями, происходящими с её ребенком» [4].

Несомненно, мать играет огромную роль в развитии личности ребенка: её ласка, внимание просто необходимы ему в любых начинаниях. Статистика показывает, что очень много детей, трудно поддающихся воспитанию, в раннем детстве были либо лишены материнского внимания, либо имели его, но не в должной степени по каким-либо причинам. О роли воспитания в семье Гертруды — главной героини произведений И. Г. Песталоцци — рассказано в сочинениях «Гертруда» и «Как Гертруда учит своих детей» (1781-1784 гг.). Растущей личности необходимо дальнейшее развитие и совершенствование тех нравственных и идеологических начал, которые вложили в его систему мировоззрения родители; и здесь решающее место занимают такие понятия как школа и обучение.

И. Г. Песталоцци, выступая за доступность образования детей, в 1769 году сам открывает первый приют в своем имении близ г. Цюриха, названный впоследствии «Нейгоф» (в переводе «Новый двор»). Он разместил в нем столько беспризорных детей-сирот, сколько могло вместить в себя данное здание (17 мальчиков и 20 девочек от 7 до 14 лет).

Педагог резко критиковал систему обучения, построенную на основе «слова», «буквы», «числа», считая, что основой преподавания должна быть наглядность, а слова должны быть лишь разъяснением того, с чем ученику придется ознакомиться: «ребенок должен почувствовать всю реальность, всю сущность того, с чем его хотят ознакомить, причем любого рода проявления насилия, в том числе и принуждения, резко возбраняется», «воспитание и обучение должно основываться на любви» [1].

Так, дети Гертруды учатся не в классной комнате, а в саду, во дворе; у них нет ни уроков, ни учебников — все это заменяется опытом, наблюдением, сопровождаемым жизненными беседами матери: «Важно воспитать в ребенке такого рода душевное настроение, при котором он питал бы внутреннее отвращение ко всему дурному, при

этом руководствоваться не словами и наставлениями, а делом, давая ему возможность практиковаться в совершении добра» [2].

Надо отметить и то, что наиважнейшее влияние на формирование нравственного отношения человека оказывает труд, в процессе которого происходит физическое совершенствование человека, развиваются его трудовые умения и навыки. В своих работах И. Г. Песталоцци всесторонне и полно обосновывает роль труда в жизни человека и общества. Причем он первый на основе научных знаний и анализа окружающей действительности попытался соединить обучение с трудом, отмечая, что такое соединение является одним из основных путей всестороннего и гармоничного развития личности. В его понимании трудовая подготовка учеников должна развивать способность к труду на основе совершенствования физических и духовных сил. Современная практика подтвердила, что потенциальные возможности труда наиболее полно могут реализовываться в системе воспитания в сочетании с другими средствами воспитательного воздействия [3].

Итак, рассмотрев факторы, влияющие на формирование личности, И. Г. Песталоцци выделял семью, обучение и труд: семья, как начинающее звено системы факторов и, пожалуй, возглавляющее её, оказывает наибольшее влияние на ребенка, закладывая в него еще с раннего детства основные нравственные устои; обучение развивает то, что заложено семьей; трудовое воспитание формирует такие качества как настойчивость, инициатива, требовательность к окружающим, самоуважение.

Эти факторы оказывают влияние на формирующиеся черты характера человека, его мироощущение и миропонимание, последовательно сменяя и дополняя друг друга в процессе жизнедеятельности человека.

1. Васильева З.И. История образования и педагогия мысли за рубежом и Россией. М., 2002. 432 с.

2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли, М., 2003. 400 с.

3. Константинов Н. А. История педагогики. М.,1982. 447 с.

4. Пискунов А.Н. История педагогики и образования зарождения воспитания до конца 20 века. М., 2001. 512 с.

Источник:
http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vzglyady-i-g-pestalotstsi-na-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya

«Педагогическая концепция по И.Г.Песталоцци»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме — высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

Он организовал «Учреждение для бедных» , в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею соединить обучение и труд , но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные даты жизни и деятельности.

1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769- 1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775 -1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

1781- 1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей».

1826 — «Лебединая песня».

Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку «.

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению « внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне».

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь». Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его».

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».

«Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы» , — утверждает Песталоцци.

Читайте также  Документ Удостоверяющий Личность Представителя Ребенка Что Это: какие справки, кому положено, последние новости

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» — основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: «Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента».

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

В « Лебединой песне » четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

Песталоцци рассматривал « Лебединую песню » , как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в « Лебединой песне », представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Источник:
http://infourok.ru/pedagogicheskaya-koncepciya-po-igpestalocci-552356.html

Иоганн Генрих Песталоцци — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемКайса Долматова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Иоганн Генрих Песталоцци» — Транскрипт:

1 Работу выполнила студентка группы Ш-22 ГБПОУ ПК 15 Афанасьева Е.С Под руководством преподавателя педагогики Поповой С.А.

2 1 Дата смерти: 17 февраля 1927 Место смерти: Бругг, Швейцария

3 Увлекшись идеями Руссо, он решает посвятить свою жизнь служению народу Главная идея Песталоцци- ОБРАЗОВАНИЕ неимущего народа Главная идея Песталоцци- ОБРАЗОВАНИЕ неимущего народа 2

4 Первыми мыслями И.Г.Песталоцци являются создание учреждений для обучения неимущих детей. Первыми мыслями И.Г.Песталоцци являются создание учреждений для обучения неимущих детей. 3

5 Песталоцци занимался их воспитанием, обучал детей чтению, письму и счету. Также детей учили прясть и ткать. Песталоцци пытался соединить обучение детей с трудовым воспитанием. Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств. 4

6 Бургдорф Бургдорф Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения. 51

7 Одна комиссия изучала его методику и в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем. ». Одна комиссия изучала его методику и в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем. ». 6 Созерцание Созерцание – фундаментальное понятие всей педагогики. Песталоцци, ее исходный пункт. Он неоднократно подчеркивал, что всякое познание должно исходить из созерцания и иметь возможность возвращаться к нему. Он понимал созерцание диалектически, синтезировав в своей трактовке идеи предшественников.

8 « «Как Гертруда учит своих детей» «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить» «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении» «Наглядное учение о числе» «Письмо к другу о пребывании в Станце» « «Как Гертруда учит своих детей» «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить» «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении» «Наглядное учение о числе» «Письмо к другу о пребывании в Станце» 7

9 1805 год власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне В нём он создает большой институт Этот институт вскоре получил мировую известность. В нём учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран – из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения Песталоцци. 8

10 Песталоцци встречался с Наполеоном, русский царь Александр I наградил его Орденом Владимира и пожаловал 5 тысяч рублей на издание первого многотомника его сочинений. Орден Владимира 9 Александр IНаполеон

11 Ивердон. Памятник Песталоцци Из своих многочисленных начинаний Песталоцци не извлек никакой выгоды. На гонорары от издания книг он строил школы для бедняков. У него почти не было имущества. Ничего, кроме всемирной славы. 10 Памятник Песталоцци в Цюрихе

12 11 Песталоцци требовал строить взаимоотношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе, суть которой, по его мнению, сводилась к признанию свободы и независимости детской личности.

13 Будущее показало его правоту – 19 век стал для многих стран мира веком всеобщего начального образования. 12

Источник:
http://www.myshared.ru/slide/1336041/

Анализ взглядов зарубежных педагогов о важности ознакомления детей с природой

Автор, годы жизни

Я.А.Коменский (1592-1670), чешский педагог- гуманист.

«Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»

Последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. Определил, что у каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому воспитание должно идти в со­ответствии с ними. Предупреждал, что ребенок в дошколь­ном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах и явлениях природы. Поэтому ученый особое внима­ние уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям». Познание предметов и явлений природы связывал с игрой ребенка. Он советовал давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал.

Ж.Ж. Руссо ( 1712 — 1778 ), франко-швейцарский философ , писатель и мыслитель эпохи Просвещения .

«Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии»

Показал ценность при­роды для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непо­средственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества. Выступал за превращение воспи­тания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

И.Г. Песталоцци ( 1746 — 1827 ), швейцарский педагог , один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

«Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей. », «Лебединая песня»

Вопросы содействия при­роды раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда. Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятель­ности мышления, формированию представлений и развитию речи.

Ф. Фребель (1782-1852), немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор общественных до­школьных учреждений.

«Воспитание человека», «Педагогика детского сада»

Большое внимание в своей системе уде­ляет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа рано начинает благотворно влиять на ум и сердце ребенка. Еще будучи на руках у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды», ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т. д. Когда ребенок подрастет, необходимо специально организовывать наблюдения за явлениями и предметами природы. И однажды собственная прогулка Ф. Фребеля по живопис­ным местам привела его к мысли назвать дошкольное учреждений «детским садом».

П. Кергомар (1838- 1925 ), французский педагог, основательница детской школы во Франции.

« Дошкольное воспитание и детские сады во Франци », «Ребенок от 2 до 6 лет»

В ажное место в процессе развитии ребенка отводит общению с природой. Взаимодействие ребенка с природой, с ее точки зрения, способствует:

во-первых, развитию внешних органов чувств, а это в свою очередь умственному развитию и развитию речи;

во-вторых, развитию чтения и письма. Освоение детьми этих процессов будет идти гораздо эффективнее, если ребенок будет понимать, о чем он читает и что он пишет;

в-третьих, развивает изобразительную деятельность детей;

в-четвертых, способствует развитию трудолюбия.

Доказывая, что природа способствует всестороннему развитию ребенка, П. Кергомар призывала воспитателей «открыть двери материнской школы и повести детей в разные уголки природы».

Для реализации этого положения французским педагогом была сделана попытка создания программы элементарных представлений о природе.

М. Монтессори (1870—1952), итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой , основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя.

« Дети – другие : уникальная методика раннего развития», «Дом ребенка», «Мой метод», «Монтессори-материал», «Помоги мне сделать это самому»

В результате своих рассуждений о развитии детей она пришла к отрицанию активной роли педагога и четко определила, что одним из факторов, содействующих этому, является окружающая ребенка природа.

Природа способствует физическому развитию ребенка.

Под воспитательным воздействи­ем природы на ребенка понимала в первую очередь нравственное развитие. Общение с природой способствует развитию таких нрав­ственных чувств и качеств, как:

терпение и доверчивое ожидание;

О. Декроли (1871 — 1932), прогрессивный бельгийский пе­дагог, врач, психолог.

«Психология рисования», «Несколько соображений относительно психологии и гигиены чтения»

Поставил своей целью реорганизо­вать процессы воспитания и обучения, связать работу детского сада и школы с окружающей ребенка природной и социальной средой. В основу работы этих учреждений предложил положить замечатель­ный принцип, согласно которому ребенок — это своего рода улитка. «Улитка, улитка, покажи-ка свои рожки» — и она рано или поздно их высунет. Но ни в коем случае нельзя вытаскивать эти рожки наружу щипцами.

Интересы, с точки зрения О. Декроли, определяются потреб­ностями, причем не сформированными в процессе воспитания и обучения, а заложенными самой природой. К числу основных, естественных потребностей ученый относил потребности в пище, самосохранении, общении, труде и самосовершенствовании.

С. Френе ( 1896 — 1966 ), французский педагог .

«Педагогические инварианты», «Нравственное и гражданское воспитание», «Формирование личности ребёнка и подростка»

Выступал за свободу самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. Детство – это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом.

Источник:
http://znanio.ru/media/analiz-vzglyadov-zarubezhnyh-pedagogov-o-vazhnosti-oznakomleniya-detej-s-prirodoj-2607819