Краткое содержание оперы Снегурочка Римского-Корсакова для читательского дневника

Краткое содержание оперы Снегурочка Римского-Корсакова для читательского дневника

Действие оперы происходит в сказочной стране берендеев.

Появляется Весна, она повествует о том, что 16 лет назад стала супругой деда Мороза и матерью девочки-Снегурочки. С тех пор царство берендеев живет в постоянном холоде, ведь ревнуя, Ярило-Солнце скупо дарит свое тепло и свет.
Деду Мороз готов оставить землю берендеев, но беспокоится о Снегурочке, зная, что Ярило хочет заронить в ее сердце жар любви, который погубит бедняжку.

В конце концов, Мороз и Весна решают отправить Снегурочку к берендеям. Это радует дочку, которую давно влекут песни пригожего пастуха Леля. Поручив Снегурочку заботам Лешего, Мороз и Весна уходят.

Появляются берендеи празднующие проводы Масленицы. Бобыль с Бобылихой, примечают Снегурочку и забирают себе в дочки.

1 действие

В деревне Снегурочке нравится пастух Лель. Лель исполняет для нее песню и получает в дар цветок, но услышав зов, бросает подарок и спешит к другим девушкам. Появляется красавица Купава, рассказывая огорченной Снегурочке о женихе Мизгире и предстоящей свадьбе. По давнему обычаю, жених должен выкупить будущую жену у подружек. Но взгляд Мизгиря во время свадебного обряда, останавливается на Снегурочке. Сраженный красотой, жених отказывается от невесты. Опозоренная Купава, в отчаянии отправляется искать правды у царя Берендея.

2 действие

Царский терем. Все прославляют царя, но Берендей обеспокоен, ведь солнце за что-то рассержено на берендеев. Чтобы умилостивить Ярилу, Берендей хочет отметить наступление лета свадьбами всех влюбленных пар царства. В слезах, вбегает Купава и падает в ноги царю, прося заступничества и наказания для ее обидчика. Разгневанный Берендей обрекает Мизгиря на вечное изгнание, но увидев красоту появившейся Снегурочки, меняет свой приговор. Если Мизгирь до рассвета Ярилина дня сумеет разжечь сердце Снегурочки, она будет отдана ему в жены.

3 действие

Лес в царстве берендеев накануне Ярилина дня полон парней и девушек, водящих хороводы и поющих песни. За пение, Берендей приглашает Леля избрать девушку, которая в награду поцелует его. С томлением Снегурочка ждет, что пастух остановит свой выбор на ней, но избранница Леля- красавица Купава. Снегурочка в одиночестве тоскует и мечтает о молодом пастухе. Появившийся Мизгирь, влюбленными речами смущает Снегурочку. Отчего девушка убегает прочь.

4 действие

На рассвете Снегурочка ждет свою мать. Пришедшая Весна-красна, внимает мольбам дочери и надевает на нее волшебный венок, дарящий способность любить.

Повторная встреча Снегурочки с Мизгирем, будит в ней ответное горячее чувство. Появляются народ во главе с царем. Влюбленный Мизгирь просит Берендея благословить брак со Снегурочкой. Неожиданно, луч солнца падает на Снегурочку, растапливая ее. Безутешный Мизгирь кидается в озеро.

Но мудрый царь Берендей знает – после смерти Снегурочки солнце вновь вернется в Берендеево царство, даря берендеям счастье и благоденствие.

Опера учит любить родную природу, воспевая ее великолепие в самых ярких красках, ценить окружающую красоту и великое чувство любви, оживляющее все на своем пути.

Читать краткое содержание Опера Римского-Корсакова — Снегурочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Опера Римского-Корсакова — Снегурочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Римский-Корсаков был очень одарённым и образованным автором, из-под пера которого вышли множество замечательных произведений. Следует выделить его произведение под названием Шахерезада.

Этот необыкновенный рассказ Константин Георгиевич Паустовский написал о широте русской души а так же человеческой доброте. Данное действие происходит в небольшом городке Забайкалья

Произведение повествует о маленьком ленивце, для которого безделье был нормой. Вся история начинается с того что у Пети наконец начались зимние каникулы, и он от души решил отдохнуть. Когда была елка, то мальчик пожелал

После окончания пансиона Вильгельм Кюхельбекер вернулся домой. Мать мальчика собрала родственников и близких соседей на совет. Необходимо было решить дальнейшую судьбу Вильгельма, так как ему пошёл четырнадцатый год

Рассказ Евгения Носова Фантазеры я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории.

Источник:
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/opera-rimskogo-korsakova-snegurochka

Краткое содержание балета снегурочка

Фото:

Интересные факты:

  • Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.
  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм «Снегурочка» на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы «Снегурочка»

История создания «Снегурочки»

К работе над оперой Николай Андреевич Римский-Корсаков приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского , написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты ), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

Читайте также  Городская доплата к пенсии в Москве - кому положена, порядок оформления и получения

Иносказания в сказке и опере

О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами — и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.

Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян — высшее благо.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.

Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. Николай Андреевич Римский-Корсаков был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. И в «Снегурочке» ему это удалось на славу.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник:
http://soundtimes.ru/detskie-spektakli/snegurochka

Снегурочка

Опера в четырех действиях 16+

Земную цивилизацию постигла катастрофа. Уже много лет почти не светит Солнце. Новое поколение уцелевших пытается выжить в условиях суровой зимы. Люди надеются, что возрождение древних обрядов или имитация их в новых условиях поможет им возродить и прежнюю жизнь.

Картина 1
Леший первым чувствует приближение Весны. Весна приносит с собой самое необходимое для жизни, к ней сбегаются дети. Весна готовится встретить Мороза и Снегурочку, их дочь. Морозу пора двигаться на Север, и родители спорят, с кем оставить девушку. Снегурочка просит отпустить ее к людям.

Картина 2
На Красной горке появляются берендеи, жители ближайшего поселка. Они провожают Масленицу, чтобы прогнать долгую зиму. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку; она была бы рада пожить у них.
Снегурочка прощается с Морозом, Весной и Лешим.

Действие I

Лель, юный поэт из поселка, сочиняет для Снегурочки песни и пытается ухаживать за ней. Купава рассказывает о стремительном романе с Мизгирем и его сватовстве. Является Мизгирь, жених Купавы. Он выкупает невесту, но увидев Снегурочку, забывает о Купаве.

Оскорбленная Купава созывает жителей поселка. Люди требуют суда над изменником Мизгирем. Все отправляются к Берендею, правителю этой местности.

Действие II

Берендею хором исполняют песнь о радости и благополучии. Но правитель обеспокоен: в последние годы, с тех пор, как не светит Солнце, все меньше рождается детей, все больше людей умирает. Он предлагает собрать всю молодежь поселка и попытаться восстановить любовь в сердцах людей. Купава исповедуется Берендею во всем, случившемся с ней, Мизгирем и Снегурочкой. Берендей объявляет суд над Мизгирем.

На суде Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. За бесчестный поступок Берендей приговаривает Мизгиря к вечному изгнанию. Появляется Снегурочка с Бобылем и Бобылихой. Потрясенный Берендей не верит, что такая красота может существовать без любви. Мизгирь и Лель вызываются исполнить повеление правителя «зажечь Снегурочки нетронутое сердце».

Действие III

По указу Берендея молодежь из поселка собирается в Каменном лесу: у этого места дурная слава, но здесь возможны и чудеса.

Лель развлекает собравшихся песнями, и в награду Берендей дает ему право выбрать девушку, которая его поцелует. К ужасу Снегурочки, Лель выбирает Купаву.
Берендей зовет всех на царское угощение.

Снегурочка потрясена поступком Леля. Она не отвечает на признания Мизгиря, а когда тот пытается овладеть ею силой, Леший встает на защиту Снегурочки.

Снегурочка случайно подглядывает за любовным свиданием Леля и Купавы. Ее страдания становятся невыносимыми. Она отправляется к матери Весне и просит научить ее любить.

Действие IV

Картина 1

Снегурочка зовет мать. Весна посвящает дочь в тайну женственности и предостерегает об опасности: любовная страсть способна погубить хрупкую девушку.

Картина 2
Снегурочка снова встречает Мизгиря, теперь она любит его. Она открывает свои чувства при всех и тает в лучах обретенного берендеями света.
Мизгирь, потеряв Снегурочку, кончает с собой. Над поселком встает Солнце.

Источник:
http://www.bolshoi.ru/performances/1024/libretto/

Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова: краткое содержание и история создания

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие. Произведение написано по одноименной сказке Островского.

Как создавалась опера «Снегурочка»?

Римский-Корсаков впервые познакомился с произведением Островского в начале семидесятых годов 19-го века. Надо сказать, что тогда сказка не произвела на композитора особого впечатления. В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова. И тогда, как говорит сам композитор, «словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту». Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера «Снегурочка». К следующему, 1881-му году, работа была завершена. В 1882-м состоялась первая премьера в Мариинском театре. Прошла она с большим успехом. Восторженно принял постановку и сам Островский. Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа.

Либретто оперы «Снегурочка»

Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства. В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, «периодически выступающие, вечные силы природы». Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими. «Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь» противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза – Снегурочка – тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели. Такова идея и краткое содержание оперы «Снегурочка». Далее следует рассказать более подробно о самом повествовании.

Волшебное царство Берендея

Сюжет оперы «Снегурочка» разворачивается в лунную ночь. На землю в окружении свиты птиц опускается Весна-красна. В стране царит холод, лес укрыт снегом. 15 лет назад у Мороза и Весны появилась на свет дочь – Снегурочка. С того самого времени Ярило-солнце, разгневавшись, стал давать земле мало тепла и света; зима стала суровой и долгой, а лето – коротким. На сцене появляется Мороз, обещающий Весне покинуть царство. Но оставлять одну дочь было опасно – Ярило только и ждал, чтобы зажечь в душе девушки огонь любви, который растопит ее, и она погибнет. Родители решают отправить Снегурочку к бездетному Бакуле-бобылю, в слободку Берендеевку. Девушка счастлива – ее давно привлекает к людям чудное пение пастуха Леля. Мороз и Весна уходят, поручив охранять свою дочь Лешему. Приближается толпа берендеев. Они веселы – провожают Масленицу и приветствуют приход весны. Появляется из лесной чащи Снегурочка. Бобыль рад ее просьбе взять ее себе в дочери.

Мизгирь и Купава

По просьбе Снегурочки Лель поет ей песни, но, услышав зов подружек, он убегает, бросая цветок, подаренный ею. Девушка обижена. В это время к Снегурочке подходит Купава, влюбленная в Мизгиря. Она спешит поделиться своим счастьем, говорит о том, что вскоре должна состояться их свадьба. По старинному обычаю Мизгирь должен выкупить свою невесту у подружек. Но появившись и увидев Снегурочку, он, плененный красотой девушки, отказывается от Купавы. Возмущенный таким поведением Мизгиря народ советует Купаве попросить заступничества у справедливого и доброго царя Берендея.

Царский дворец

Мудрого Берендея славят гусляры. Но на душе у царя неспокойно: Ярило разгневался на берендеев за что-то. Чтобы смягчить грозное божество, Берендей решает на следующий день обвенчать всех женихов и невест. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Негодующий Берендей приказывает привести Мизгиря к нему и осуждает юношу на вечное изгнание. Молодой человек не оправдывается, а лишь просит царя посмотреть на Снегурочку. Красота девушки поражает Берендея. Царь узнает, что Снегурочке не ведомо чувств любви, понимает, за что разгневан Ярило. Берендей решает объявить о том, что тот юноша, который сможет зажечь чувство в душе девушки до рассвета, получит ее в жены. Мизгирь клянется, что сможет сделать так, чтобы Снегурочка его полюбила, и просит отсрочить изгнание.

Читайте также  Номера горячих линий по всем вопросам москвичей в период коронавируса – Москва 24

Лель и Купава

Следующее действие происходит в заповедном лесу. На поляне догорает заря, Берендей с народом справляет наступление лета. Лель поет песни. В награду за них Берендей предлагает юноше выбрать себе девушку по сердцу. Пастух подходит к Купаве, что до слез огорчает Снегурочку. Появляется Мизгирь. Он взволновано обращается к Снегурочке, говорит ей о своей любви. Но девушка ответить на его чувства не может. В этот момент Леший преграждает путь Мизгирю, заколдовывает лес и дразнит молодого человека призраком очаровавшей его девушки. Лель и Купава выходят на опустевшую поляну. Девушка нежно благодарит пастуха за то, что тот избавил ее от позора. Увидевшая эту сцену Снегурочка в отчаянии. Она спешит к матери Весне, чтобы попросить сердечного тепла.

Ярилина долина

Опера «Снегурочка» завершается сценой на рассвете. Весна надевает на дочь волшебный венок. С этого момента девушка знает чувство любви и, встретившись снова с Мизгирем, отвечает ему на пылкое признание взаимностью. Однако скоро должно взойти солнце и Снегурочка, помня наставления своих родителей, торопит возлюбленного скорее бежать от лучей Ярилы, которые могут ее погубить. В это же время в долине появляется Берендей со своей свитой. С первыми лучами солнца царь благословляет невест и женихов. В долине появляются Мизгирь и Снегурочка. Девушка говорит о возникшем в ее душе чувстве. Но счастье ее длится недолго – дочь Мороаза и Весны, узнав любовь, стала уязвимой для Ярилы. Солнечный луч, рассекая туман, падает на девушку. Снегурочка, даже предчувствуя свою гибель, с благодарностью обращается к матери за подаренное ей чувство любви. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Народ в долине поражен. Однако мудрый Берендей понимает, что существование Снегурочки нарушало законы природы. С ее гибелью Ярило не будет больше сердиться и вернет стране тепло и солнце, и жизнь в царстве снова станет счастливой. Пастух Лель и с ним весь народ воспевают хвалебные песни Солнцу.

Самым поэтичным произведением из всех созданных автором считается именно опера «Снегурочка». Римский-Корсаков сам даже называл ее своим самым лучшим творением. Во всех сценах поразительно чутко и любовно воспроизведены картины народного быта, чудесные образы народных сказок, обряды древнего язычества. Вся опера «Снегурочка» проникнута мудрой простотой и неувядаемой свежестью русских песен, пронизана весенними тонами просыпающейся природы и мягкой лирикой. Вступление оркестра к прологу являет собой красочную музыкальную картину, живо описывающую расцвет природы, ее пробуждение после зимы: на смену угрюмой суровой мелодии Мороза приходят нежные обаятельные напевы Весны. Композитор очень тонко и точно передал настроения и характеры героев. Так, песня Снегурочки из оперы «Снегурочка» «С подружками по ягоды ходить» — это грациозные переливы легких и нежных голосов, перекликающиеся с холодноватыми и прозрачными напевами флейты. Обрядовая колоритная сцена, показывающая проводы Масленицы, включает в себя ряд эпизодов народного фольклорного склада. Песня Леля из оперы «Снегурочка» – «Земляничка-ягодка» и веселая плясовая «Как по лесу лес шумит», открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

Второй-третий акт

Во 2-й части вместе с хоровыми эпизодами в достаточно большом количестве присутствуют сцены-диалоги. Величаво-спокойная, неторопливая песня, которую поют гусляры, напоминает древние эпические напевы. В дуэте Купавы и Берендея взволнованная речь девушки оттеняется спокойными и ласковыми репликами царя. Эпически величественен и очень торжественен гимн берендеев. На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия. В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев «Купался бобер». «Пляска скоморохов» являет собой виртуозный, изобилующий оркестровыми красками, симфонический эпизод с увлекательными народными ритмами. С пастушьего наигрыша кларнета начинается третья песня Леля. За ней следует привольная широкая мелодия. Вдохновенно лирическое ариозо, исполняемое Мизгирем.

Заключительные сцены

В четвертом акте мелодии передают усиление лирических чувств Снегурочки. Нежный ласкающий слух дуэт девушки и ее возлюбленного Мизгиря льется легко и свободно. В арии снова слышна мелодия из пролога (ариетта «Слыхала я»). Но на этот раз музыка звучит взволнованно и тепло. Одним из самых трогательных эпизодов оперной литературы мира считается сцена таяния Снегурочки. Хрупкая нежность ее образа оттеняется лучезарным, величественным звучанием завершающего хорового гимна божественному Яриле. Этим восхвалением и завершается опера «Снегурочка».

Эскизы к постановке

Декорации к опере «Снегурочка», выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций. Сначала художник оформил спектакль по пьесе Островского в начале 1882-го года. Спустя три года Васнецов стал оформителем оперной постановки в театре Саввы Мамонтова. При создании эскизов Васнецов использовал архитектурные элементы древнерусского зодчества, мотивы народных вышивок, росписи и резьбы по дереву. Художник, используя своеобразные приемы, создал достаточно гармоничный образ царских палат, представив их ярко и живописно. Основой для костюмов служил домотканый белый холст. В сочетании с ним различные цветовые решения орнаментов придали выразительности чертам персонажей и декоративный эффект всей постановке в целом. Васнецову удалось уловить национальную самобытность произведения, что достаточно прочно связало зрительные образы, созданные им, с народными песенными мотивами.

Источник:
http://fb.ru/article/138637/opera-snegurochka-rimskogo-korsakova-kratkoe-soderjanie-i-istoriya-sozdaniya

Балет снегурочка либретто краткое содержание

«Снегурочка»: удивительная история четвертого балета Чайковского


Прочитать статью

Фурцева направила балетмейстеру поздравительную телеграмму, чтобы защитить его от подозрений в диссидентстве 08.01.2015 в 14:16, просмотров: 41453 Скажем сразу, известно всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Однако существует ещё один балет, который иногда называют «четвертым балетом» Чайковского. Речь о «Снегурочке», знаменитом балете советского хореографа Владимира Бурмейстера, что идет в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко по сей день.

Краткое содержание балета снегурочка

Песня Леля из оперы «Снегурочка» – «Земляничка-ягодка» и веселая плясовая «Как по лесу лес шумит», открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

Второй-третий акт Во 2-й части вместе с хоровыми эпизодами в достаточно большом количестве присутствуют сцены-диалоги. Величаво-спокойная, неторопливая песня, которую поют гусляры, напоминает древние эпические напевы.

В дуэте Купавы и Берендея взволнованная речь девушки оттеняется спокойными и ласковыми репликами царя. Эпически величественен и очень торжественен гимн берендеев.

На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия. В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев «Купался бобер».

Инфо Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время.

Либретто балета снегурочка чайковского

> > Может быть, отдать ее на присмотр в слободку, к Бобылю? Весна зовет Снегурочку. Весна вступает в свои права.Берендеи среди ночи приходят в мертвый лес для совершения обряда изгнания зимы, проводов Масленицы и зазывания весны. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку — «боярышню».

Снегурочка предлагает им стать их дочкой.

Опера Римского-Корсакова «Снегурочка»

КомпозиторДата премьеры10.02.1882ЖанрСтранаРоссия Опера в четырех действиях с прологом на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А. Н. Островского. В ПРОЛОГЕ ВЕСНА-КРАСНА (меццо-сопрано) ДЕД-МОРОЗ (бас) ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА (сопрано) ЛЕШИЙ (тенор) МАСЛЕНИЦА (соломенное чучело) (бас) БОБЫЛЬ БАКУЛА (тенор) БОБЫЛИХА, его жена (меццо-сопрано) СВИТА ВЕСНЫ, птицы: ЖУРАВЛИ, ГУСИ, УТКИ, ГРАЧИ, СОРОКИ, СКВОРЦЫ, ЖАВОРОНКИ и ДРУГИЕ, БЕРЕНДЕИ ОБОЕГО ПОЛА И ВСЯКОГО ВОЗРАСТА.

В ОПЕРЕ ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ (тенор) БЕРМЯТА, ближний боярин (бас) ВЕСНА-КРАСНА (меццо-сопрано) ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА (сопрано) БОБЫЛЬ БАКУЛА (тенор) БОБЫЛИХА (меццо-сопрано) ЛЕЛЬ, пастух (альт) КУПАВА, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано) МИЗГИРЬ, торговый гость из посада Берендеева (баритон) ПЕРВЫЙ БИРЮЧ (бас) ВТОРОЙ БИРЮЧ (тенор) ЦАРСКИЙ ОТРОК (меццо-сопрано) ЛЕШИЙ (тенор) БОЯРЕ, БОЯРЫНИ И СВИТА ЦАРЯ, ГУСЛЯРЫ

Снегурочка

Земную цивилизацию постигла катастрофа. Уже много лет почти не светит Солнце.

Морозу пора двигаться на Север, и родители спорят, с кем оставить девушку. просит отпустить ее к людям. Картина 2 На Красной горке появляются берендеи, жители ближайшего поселка.

Они провожают Масленицу, чтобы прогнать долгую зиму. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку; она была бы рада пожить у них. прощается с Морозом, Весной и Лешим.

Действие I Лель, юный поэт из поселка, сочиняет для Снегурочки песни и пытается ухаживать за ней.

«Снегурочка»: удивительная история четвертого балета Чайковского

Главная » Публикации » Скажем сразу, известно всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Однако существует ещё один балет, который иногда называют «четвертым балетом» Чайковского. Речь о «Снегурочке», знаменитом балете советского хореографа Владимира Бурмейстера, что идет в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко по сей день.

Этот по настоящему новогодний спектакль с Дедом Морозом, Снегурочкой, скоморохами и другими сказочными персонажами, пользуется успехом не только у просвещенных балетоманов, прекрасен он и для детской аудитории: возрастной рейтинг 6+ .

Балет хоть и безмолвное искусство, но никаких затруднений в том, чтобы понять сюжет этой сказки у детей не будет – сказку о Снегурочке они знают сызмальства, а художественный

Либретто балета снегурочка краткое содержание. Билеты на балет «Снегурочка

Сцена из балета “Снегурочка” Фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТ Скажем сразу, известно всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Балет хоть и безмолвное искусство, но никаких затруднений в том, чтобы понять сюжет этой сказки у детей не будет – сказку о Снегурочке они знают сызмальства, а

Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова: краткое содержание и история создания

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей.

В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие. Произведение написано по одноименной сказке Островского. Римский-Корсаков впервые познакомился с в начале семидесятых годов 19-го века.

Краткое содержание оперы Снегурочка Римского-Корсакова для читательского дневника

  1. Опера Римского-Корсакова — Снегурочка

Действие оперы происходит в сказочной стране берендеев. Появляется Весна, она повествует о том, что 16 лет назад стала супругой деда Мороза и матерью девочки-Снегурочки.

С тех пор царство берендеев живет в постоянном холоде, ведь ревнуя, Ярило-Солнце скупо дарит свое тепло и свет. Деду Мороз готов оставить землю берендеев, но беспокоится о Снегурочке, зная, что Ярило хочет заронить в ее сердце жар любви, который погубит бедняжку. В конце концов, Мороз и Весна решают отправить Снегурочку к берендеям.

Это радует дочку, которую давно влекут песни пригожего пастуха Леля. Поручив Снегурочку заботам Лешего, Мороз и Весна уходят. Появляются берендеи празднующие проводы Масленицы.

Читайте также  Как написать в народный фронт путина электронная почта

Бобыль с Бобылихой, примечают Снегурочку и забирают себе в дочки.

В деревне Снегурочке нравится пастух Лель.

Лель исполняет для нее песню и получает в дар цветок, но услышав зов, бросает подарок и спешит к другим девушкам.

«Снегурочка» П.Чайковского, Кремлевский балет, хореограф Андрей Петров

Слава Шадронов (_arlekin_) wrote, 2009-03-27 02:25:00 Слава Шадронов _arlekin_ 2009-03-27 02:25:00

Краткое содержание балета снегурочка

Бесплатная консультация по телефону:+7(499)495-49-41 Содержание Песня Леля из оперы «Снегурочка» – «Земляничка-ягодка» и веселая плясовая «Как по лесу лес шумит», открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия. В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев «Купался бобер».С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам н холодам весенним.

advant24.ru

Берендей на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку.

Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки.

На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас ее от позора.

Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок.

Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Эскизы к постановке Декорации к опере «Снегурочка», выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций.

Снегурочка

Кто сегодня не знает историю Снегурочки, лесной красавицы, полюбившей и истаявшей под жаркими лучами солнца? Между тем, широким распространением в отечественной культуре сюжет этот обязан почти исключительно опере Римского-Корсакова. Почти – потому что сначала была народная сказка о девочке-Снегурочке и написанная по ее мотивам «весенняя сказка» Островского.

Музыкальное воплощение сказки оказалось столь удачным, что оперная вытеснила на периферию национального культурного сознания и фольклорный, и литературный прообразы. С пьесой Островского Римский-Корсаков познакомился в 1874 году. «В чтении она мне мало понравилась, – вспоминал композитор, – царство берендеев мне показалось странным.

Почему? Были ли во мне еще живы идеи 60-х годов, или требования сюжетов из так называемой жизни, бывшие в ходу в 70-х годах, держали меня в путах?.

Источник:
http://nwlb.ru/balet-snegurochka-libretto-kratkoe-soderzhanie-21625/

advant24.ru

Берендей на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас ее от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла. Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью.

Снегурочка

Эскизы к постановке Декорации к опере «Снегурочка», выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций. Сначала художник оформил спектакль по пьесе Островского в начале 1882-го года. Спустя три года Васнецов стал оформителем оперной постановки в театре Саввы Мамонтова.
При создании эскизов Васнецов использовал архитектурные элементы древнерусского зодчества, мотивы народных вышивок, росписи и резьбы по дереву. Художник, используя своеобразные приемы, создал достаточно гармоничный образ царских палат, представив их ярко и живописно. Основой для костюмов служил домотканый белый холст. В сочетании с ним различные цветовые решения орнаментов придали выразительности чертам персонажей и декоративный эффект всей постановке в целом.

Краткое содержание оперы снегурочка римского-корсакова (2)

Опера «снегурочка» римского-корсакова: краткое содержание и история создания

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие.

В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова. И тогда, как говорит сам композитор, «словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту». Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера «Снегурочка».


К следующему, 1881-му году, работа была завершена.

One more step

Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея. Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов.

Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца.

И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки. Догорает вечерняя заря.
Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз.

Государственный кремлевский дворец

В деревне Снегурочке нравится пастух Лель. Лель исполняет для нее песню и получает в дар цветок, но услышав зов, бросает подарок и спешит к другим девушкам. Появляется красавица Купава, рассказывая огорченной Снегурочке о женихе Мизгире и предстоящей свадьбе. По давнему обычаю, жених должен выкупить будущую жену у подружек.

Но взгляд Мизгиря во время свадебного обряда, останавливается на Снегурочке. Сраженный красотой, жених отказывается от невесты. Опозоренная Купава, в отчаянии отправляется искать правды у царя Берендея. 2 действие Царский терем. Все прославляют царя, но Берендей обеспокоен, ведь солнце за что-то рассержено на берендеев. Чтобы умилостивить Ярилу, Берендей хочет отметить наступление лета свадьбами всех влюбленных пар царства. В слезах, вбегает Купава и падает в ноги царю, прося заступничества и наказания для ее обидчика.

Краткое содержание балета снегурочка

Мизгирь пленяет воображение Снегурочки. КАРТИНА ТРЕТЬЯ Снегурочка настойчиво просит Мороза отпустить ее к людям. Это сильное желание Снегурочки вызывает недоброе предчувствие и отчаяние у Мороза, ветров и Лешего. Мороз решительно отказывает Снегурочке в ее просьбе.

Сопровождаемая стаей птиц, появляется Весна. Она понимает, что ее дочь твердо решила идти к людям. С волнением Мороз и Весна отпускают Снегурочку в незнакомую новую жизнь. КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ Деревня берендеев. Жители деревни празднуют проводы зимы.

Неожиданно появляется Снегурочка. Ее необычная красота всех пленяет. Бобыль и Бобылиха называют Снегурочку своей дочкой. Она с радостью соглашается. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ КАРТИНА ПЕРВАЯ Весна пришла в деревню берендеев. Распускаются листья на деревьях. Природа пробуждается к новой жизни. Снегурочка в ожидании любви.
За ней ухаживают парни всей деревни и пастух Лель, но он слишком непостоянный, ветреный. Не он рождает серьезное чувство Снегурочки. Она носит в своем сердце лишь единственный образ – образ Мизгиря. КАРТИНА ВТОРАЯ Весенние свадебные обряды берендеев. Девушки плетут из первоцветов венки и дарят их своим возлюбленным.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ Отчаявшаяся Купава рассказывает царю Берендею об измене Мизгиря. Он нарушил священные обряды берендеев, опозорил Купаву. Берендей запрещает Мизгирю присутствовать на празднике встречи Ярилы-Солнца.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ Ночь. Долина Ярилы-Солнца. Берендеи встречают рассвет.
Увидевшая эту сцену Снегурочка в отчаянии. Она спешит к матери Весне, чтобы попросить сердечного тепла. Ярилина долина Опера «Снегурочка» завершается сценой на рассвете. Весна надевает на дочь волшебный венок. С этого момента девушка знает чувство любви и, встретившись снова с Мизгирем, отвечает ему на пылкое признание взаимностью.

Однако скоро должно взойти солнце и Снегурочка, помня наставления своих родителей, торопит возлюбленного скорее бежать от лучей Ярилы, которые могут ее погубить. В это же время в долине появляется Берендей со своей свитой. С первыми лучами солнца царь благословляет невест и женихов.

В долине появляются Мизгирь и Снегурочка. Девушка говорит о возникшем в ее душе чувстве. Но счастье ее длится недолго – дочь Мороаза и Весны, узнав любовь, стала уязвимой для Ярилы. Солнечный луч, рассекая туман, падает на девушку.

Краткое содержание балета снегурочка чайковского

Снегурочка очень расстроена. Мизгирь сладкими речами, пытается растопить ее сердце, но она смущенно уходит прочь. Снегурочка обращается за помощью к своей матери. Весна одевает на дочь чудесный венок, помогающий познать любовь. Девушка отвечает Мизгирю взаимностью, они решают спрятаться от сердитого Ярилы, но не успевают, лучик солнца падает на Снегурочку и она тает. Убитый горем Мизгирь бросается в озеро. Берендей уверен, что теперь – то солнце вернется в его владения. В связи с гибелью девушки, у Ярилы уже больше нет повода для злости. Данное произведение, учит быть более ответственными к такому чувству, как любовь. Можете использовать этот текст для читательского дневника Оперы.

Источник:
http://advant24.ru/kratkoe-soderzhanie-baleta-snegurochka/