Сюжет и композиция романа евского «Преступление и наказание»

Сюжет и композиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

В этом романе Достоевского представлен детективный сюжет и сложная композиция. Цель — показать душу человека, совершившего преступление.

Композиция романа «Преступление и наказание»

  1. Соотношение частей показывает, какую цель преследовал автор, создавая роман: одна часть о преступлении, остальные — о наказании.
  2. Первая часть — подготовка преступления и убийство старухи. Соотношение глав: шесть о состоянии и действиях Раскольникова до убийства, последняя глава — убийство.

А) Цепь случаев и историй подталкивает героя к преступлению (жизнь героя, его возбужденное состояние, исповедь Мармеладова, пьяная девочка на бульваре, разговор студента с офицером, проба, письмо матери, первый сон — об убийстве лошади);

Б) Убийство старухи (по теории), убийство Лизаветы и ее нерожденного ребенка (ради спасения своей жизни). Первая трещина в теории.

3. Вторая часть. Цель — показать состояние героя на следующий день после убийства, ввести основных персонажей.

А) состояние страха, подозрительность, болезненное состояние героя. Высшая точка — посещение конторы, обморок.

Б) встреча с «двойником» Лужиным. Теория, введенная в стиль жизни, отталкивает героя.

В) смерть Мармеладова, первая встреча с Соней.

Г) второй сон (избиение квартирной хозяйки Раскольникова) — отражение душевного состояния героя, чувства отгороженности от людей.

4. Третья часть — встречи и разговоры, подтверждения и опровержения теории.

А) Второй двойник (Свидригайлов) — в рассказе матери и сестры Раскольникова. Порок, введенный в принцип жизни.

Б) Встреча с Порфирием Петровичем, начало интеллектуальной схватки. Теория Раскольникова.

В) Смерть Мармеладова, трагизм жизни в Петербурге

Г) Третий сон — повторное убийство, ожившая старуха. Трещина в теории: душа не выдерживает.

5. Четвертая часть — встречи и разговоры, опровергающие теорию героя

А) Свидригайлов и его отношение к жизни

Б) Лужин — хозяин жизни,

В) Встреча с Соней : близость судеб и разность мировоззрений, «Воскресение Лазаря», судьба Сони — противоречие в теории.

Г) Диалог-борьба с Порфирием Петровичем, признание Миколки — формальное освобождение героя от подозрений.

6. Пятая часть композиции романа — жизнь опровергает теорию Раскольникова

А) Похороны Мармеладова, позор Сони, Мерзость Лужина,

Б) Трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей

В) Признание Соне (душа не выдержала и ждет суда), Соня — судья и помощник.

7. Шестая часть — последняя борьба живой души и мертвой теории

А) Свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова (убежденность следователя в том, что Раскольников — убийца, отказ героя прийти с повинной):

Б) Итог судьбы Свидригайлова: последняя попытка спастись (диалог с Дуней), самоубийство. Душа, отданная аду, жить не может.

В) Диалог с Соней, признание на площади и в конторе, отсутствие раскаяния.

8. Композиционная роль эпилога — воскрешение души.

А) жизнь Раскольникова на каторге (отъединенность от людей)

Б) четвертый сон героя (мировое воплощение теории в жизнь) — возрождение. Путь к новой жизни, любовь к Соне, возвращение к людям.

Особенности сюжета и композиции помогли автору решить задачу, поставленную перед ним: показать влияние теории на душу человека, борьбу ада и рая в человеческой душе.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Источник:
http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/syuzhet-i-kompozitsiya-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр
  • Тест по произведению

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главная тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Преступления и наказания».

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».

Источник:
http://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/analiz-proizvedeniya-dostoevskogo.html

Достоевский «Преступление и наказание»: сюжет и краткое содержание романа

В данной статье вам будет предложен сюжет романа «Преступление и наказание». Кратко изложено содержание по частям (их всего шесть) и рассказано о том, как Ф. М. Достоевский композиционно выстроил произведение, которое вызвало столь неоднозначную реакцию общества — от восторженных откликов до осуждения замысла.

«Полифонический» роман

Почему невозможно пересказать в двух словах сюжет «Преступления и наказания»? Достоевский создал произведение, которое принято считать «полифоническим», то есть многоголосным. Увидевший свет в 1866 году, роман повествует не только о главном герое — бедном студенте по фамилии Раскольников, но и о семействе Мармеладовых, сестре Дуне, хитром дельце Лужине и развратном барине Свидригайлове.

У каждого из вышеперечисленных персонажей своя сюжетная линия, которая пересекается с описанием жизненных перипетий других героев произведения, создавая ощущение многоголосия.

Временные рамки повествования

Действие, по замыслу автора, происходит непосредственно в тот период, когда осуществляется написание романа — в 1865 году. Несмотря на большой объем текста (примерно 500 страниц), временные рамки охватывают всего пару недель. Лишь эпилог описывает события, которые происходят через полтора года после завершения судебного разбирательства над Раскольниковым. Итак, остановимся на сюжете и композиции «Преступления и наказания».

Краткое рассуждение о композиционных особенностях

Построение романа кажется абсолютно понятным и лаконичным. Автор разбивает повествование на шесть частей, выделяя в каждой по 6-7 глав. На первый взгляд, все абсолютно традиционно. Но только на первый.

У романа абсолютно рваный ритм. Первые три дня до совершения преступления описываются довольно размеренно и логично. Но уже во второй части интенсивность повествования и событий увеличивается, вплетаются новые персонажи и сюжетные линии, создавая некий хаос и усложненность восприятия.

Между главами и днями отсутствует синхронизация, что явно было задумано автором. Видимо, таким образом он хотел донести душевное состояние Раскольникова после убийства и потерю им какого-либо ощущения времени.

Рассмотрим далее очень кратко сюжет «Преступления и наказания», чтобы ввести в курс, о чем повествуется в романе. А затем изложим содержание чуть подробнее, соблюдая разбивку по частям.

Сюжет: завязка романа

Жаркое петербургское лето, июль. Вынужденный из-за отсутствия средств оставить университет, бывший студент Родион Раскольников направляется к старухе-процентщице, у которой когда-то закладывал часы. Он беден, его угнетает ситуация, что он финансово зависим от своей матери и сестры, которая готовится без любви выйти замуж за богатого человека, чтобы содержать себя, а также помогать семье.

Увлеченный образом Наполеона, Раскольников замышляет преступление — убийство процентщицы, жалкой, по его мнению, старухи. После этого собственная жизнь студента и жизнь близких должны измениться в лучшую сторону. Однако Раскольникову придется совершить двойное убийство, лишив жизни также сестру процентщицы — Лизавету.

Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание», рассмотрим чуть ниже.

Завершение сюжетной линии

Раскольникова мучают угрызения совести, он заболевает. Следователь, прочитавший его статью, написанную за несколько недель до гибели старухи-процентщицы и ее сестры под названием «О преступлении», начинает подозревать студента в убийстве. Он ведет с ним диалоги, которые заставляют Раскольникова раскаяться и явиться с повинной.

Читайте также  Как устроиться на работу в полицию правильно?

Но перед этим тот открывает правду Сонечке Мармеладовой, дочери титулярного советника, с которым некогда познакомился в пивной. Девушка содержит семью, занимаясь проституцией, но при этом сохранив душу чистой и непорочной. Она убеждает Раскольникова признаться в преступлении и обещает свою поддержку.

После завершения суда, на котором главному герою выносят приговор — 8 лет каторги, Сонечка отправляется за ним в Сибирь. Таков сюжет «Преступления и наказания», краткое изложение которого позволяет уловить главную проблему — разделение людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Эту дилемму поставил перед собой Раскольников, мечтая отнести себя ко второй категории. Но обретает герой внутренний покой лишь тогда, когда искренне раскаивается:

Разве я старушку убил? Я себя убил! (Р. Раскольников)

Краткое изложение содержания первой части

На протяжении семи глав описывает главного героя Достоевский. «Преступление и наказание» (сюжет кратко будет представлен далее) — это рассказ о подготовке и совершении убийства и последующих за ним событиях. Причем вся предыстория и само преступление излагаются в первой части.

Читатель знакомится с Родионом Раскольниковым, который избегает встречи с квартирной хозяйкой, ибо задолжал ей за свою каморку значительную сумму денег. Бедный, плохо одетый студент истощен нищетой. Направляясь к старухе-процентщице, он размышляет о том, что не ел на протяжении двух дней. Это заставляет его заложить серебряные часы, но при этом строить в голове планы об убийстве старухи. Этими мыслями он терзается уже на протяжении целого месяца.

В пивной Раскольников знакомится с Мармеладовым, бывшим чиновником, который рассказывает ему историю своей жизни. Семен Захарович женился на образованной женщине с тремя детьми, но пропивает имеющиеся деньги, что вынуждает старшую дочь Сонечку отправиться на панель. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников оставляет там имеющуюся мелочь, пораженный нищенской обстановкой.

Дома главного героя ждет письмо матери, из которого он узнает, что Дуня, его сестра, планирует выйти замуж за Лужина, имеющего некоторый капитал. Мать надеется, что тогда сестра сможет помочь Родиону закончить обучение. Не желая, чтобы Дуня жертвовала собой, Раскольников возвращается к своей задумке.

Из каморки дворника он крадет топор и отправляется в дом старухи, зная, что в это время она абсолютно точно будет одна. Когда Раскольников совершает убийство, в его душе начинается паника, поэтому он довольно долго разыскивает богатства процентщицы. В тот момент, когда он распихивает все по карманам, возвращается ее сестра — безобидная женщина по имени Лизавета. Раскольникову приходится расправиться и с этой несчастной жертвой.

Подбросив дворнику орудие убийства, Родион возвращается в свою каморку. Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание»? Кратко изложим содержание второй части.

Часть вторая

Все семь глав посвящены состоянию главного героя после убийства. Раскольников вспоминает о происшествии с ужасом. Он прячет драгоценности за обоями, а позже перепрятывает их на улице — под большим камнем в безлюдном дворе. Главный герой напуган вызовом в полицию, где выясняется, что причиной этого стала его задолженность за квартиру. Едва услышав разговор о совершенном накануне преступлении, Раскольников падает без чувств, однако полицейские связывают обморок с его болезнью.

Студента лихорадит, и от навестившего его Зосимова он узнает о подозреваемых по делу и отсутствии у полиции улик. Ему приходит письмо и денежный перевод для оплаты за жилье. Понимая, что это деньги Лужина, он неприязненно встречает того в момент, когда Петр Петрович приходит познакомиться в качестве жениха Дуни.

Отправившись в пивную, Раскольников заводит разговор с Заметовым, обсуждая совершенное накануне преступление. Случайно он почти признается в убийстве, но собеседник считает того попросту сумасшедшим.

По пути домой Раскольников застает лежащего на мостовой Мармеладова, которого в пьяном состоянии сбили на дороге. Он сопровождает того домой и застает его смерть. Чтобы как-то помочь семье, Раскольников отдает оставшиеся деньги и направляется к Разумихину — своему товарищу. Когда они оба возвращаются в каморку Родиона, их ждут сестра и мать студента, приехавшие в Петербург. Главный герой лишается чувств.

Каков дальнейший сюжет «Преступления и наказания»?

Часть третья

Вся третья часть из шести глав посвящена метаниям Раскольникова и заканчивается его бредом.

Мать, напуганная обмороком сына, хочет остаться около него, но Родион отговаривает ее, а Разумихин провожает родственниц приятеля в гостиницу. Ему очень понравилась Дуня, которую брат просит не выходить замуж за Лужина.

Петр Петрович приглашает письмом невесту и его мать на встречу, но при этом просит прибыть на нее без Раскольникова. Те направляются к сыну и брату, чтобы сообщить об этом. Сестра просит Родиона все же присутствовать на встрече. Во время разговора приходит Соня, чтобы пригласить Раскольникова на поминки. Обе женщины замечают, что тот неравнодушен к молодой девушке, которой отдал все свои деньги.

Раскольников одержим мыслью познакомиться со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело старухи-процентщицы, и вместе с Разумихиным отправляется к нему. Под предлогом, что он делал заклады у старухи, главный герой впервые вступает в диалог с представителем следствия. И сразу же обнаруживает, что находится в числе подозреваемых.

Ситуация усугубляется тем, что на улице какой-то незнакомец называет его убийцей. Придя домой, Раскольников начинает бредить. Так закручивается сюжет «Преступления и наказания».

Часть четвертая

В шести главах следующей части, казалось бы, метаниям Раскольникова будет положен конец. Что же произойдет? Как будет развиваться сюжет «Преступления и наказания»? Краткое содержание четвертой части поможет разобраться в перипетиях истории.

Очнувшись, Раскольников обнаружит возле себя Свидригайлова — барина, у которого его сестра служила ранее. Тот предлагает Родиону 10 тысяч рублей за организацию встречи с девушкой и расстройство предстоящей свадьбы с Лужиным.

Отправляясь на встречу с женихом сестры, главный герой рассказывает Разумихину, своему приятелю, что боится Свидригайлова, который кажется ему опасным человеком. Лужин между тем устраивает сцену, что на встречу пришел брат невесты, ранее оскорбивший его. Он полагал, что Дуня, нуждающаяся в средствах, выполнит его просьбу и придет одна. Но та расторгает помолвку и гонит несостоявшегося жениха прочь. При этом она просит прощения у брата, что польстилась на деньги, не подозревая, насколько Лужин неприятный человек.

Раскольников отправляется к Соне Мармеладовой, пообещав той в разговоре, что расскажет о настоящем убийце Лизаветы, с которой девушка была дружна. Оба не подозревают, что в это время их подслушивает Свидригайлов, оказавшийся соседом Мармеладовых.

Ноги сами несут Раскольникова к следователю под предлогом возвращения вещей, которые были им заложены у процентщицы. Разговор мучает его, и он призывает Порфирия Петровича либо признать его виновным, либо перестать изводить допросами. Но тут выводят красильщика, который неожиданно для самого следователя берет вину за убийство двух женщин на себя.

Казалось бы, наш герой может почувствовать себя в безопасности и облегченно вздохнуть, но в следующих главах напряжение будет лишь усиливаться. Таковы особенности сюжета «Преступления и наказания». Кратко расскажем о продолжении истории.

Часть пятая

События в пяти главах разворачиваются вокруг семьи Мармеладовых. Лужин решает отомстить Раскольникову и с этой целью приглашает к себе в номера Соню, которой предлагает деньги на поминки отца. При этом незаметно подсовывает той сотенную купюру, что видит присутствовавший при разговоре Лебезятников.

Во время поминок, на которых находится Раскольников, у вдовы бывшего чиновника возникает ссора с хозяйкой квартиры. В это время в доме появляется Лужин и обвиняет Соню в краже ста рублей. Однако Лебезятников берет девушку под защиту. Он был уверен, что Лужиным руководили благородные намерения, когда тот незаметно подсунул Мармеладовой деньги.

Хозяйка выгоняет вдову на улицу вместе с детьми. Раскольников же выполняет обещание и рассказывает Соне, кто на самом деле убил процентщицу и ее сестру. Более того, он признается, что не голод им руководил, а желание понять, сможет ли он это сделать, принадлежит ли он к избранным.

Соня со смирением принимает правду и жалеет Раскольникова. В это время приводят ее мать, которая вела себя на улице как безумная. Женщина умирает. На пороге появляется Свидригайлов, который обещает по-соседски помочь сиротам и взять на себя расходы по похоронам. При этом он намекает Раскольникову, что слышал все его разговоры с Соней.

Мы видим, как умело автор держит читателя в напряжении, закручивая сюжет «Преступления и наказания». Краткое содержание последней части еще более убедит вас в этом.

Часть шестая

В романе многие герои трагически погибают при разных обстоятельствах. В заключительной части от собственной пули уходит из жизни Свидригайлов. Раскольников боится его разоблачений, но тот использует информацию лишь для того, чтобы заманить к себе в квартиру Дуню, которой обещает спасти брата в обмен на ее любовь.

Девушка пытается бежать, выстрелив в Свидригайлова из револьвера. Хотя ей не удалось попасть, тот предоставляет Дуне возможность уйти. Проведя время в трактире, Свидригайлов приносит обещанные деньги Соне Мармеладовой, после чего снимает номер в гостинице. Всю ночь ему снится девочка, наложившая на себя руки из-за безответной любви к нему. Утром он выстрелил в себя из револьвера, оставленного Дуней.

А что же происходит с Раскольниковым по сюжету «Преступления и наказания»? Краткое изложение таково: главный герой после мучительных раздумий и метаний решил признаться в содеянном, добровольно сдавшись полиции.

Автор рассказывает, что случилось с главными героями спустя время. Раскольников был осужден на 8 лет каторги и сослан в Сибирь, где тяжело заболел. Его мать, не вынеся ударов судьбы, скончалась. Дуня вышла замуж по любви — за Разумихина, а Соня последовала за Раскольниковым в Сибирь.

После выздоровления для Родиона наступил период перерождения. Он раскаялся, что так жестоко и неразумно поступил с собственной жизнью, но его ангелом и надеждой на прощение стала Соня, с которой он мечтает соединиться по окончании срока наказания. Признанием ценности человеческой жизни завершается сюжет «Преступления и наказания» , краткое изложение которого мы рассмотрели в данной статье.

Источник:
http://fb.ru/article/471805/dostoevskiy-prestuplenie-i-nakazanie-syujet-i-kratkoe-soderjanie-romana

«Сюжет и композиция»

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский , как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа. Никому прежде не удавалось соединить детективный сюжет с тончайшим психологизмом и глубиной философского смысла.

«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими блужданиями его души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.

Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой. «…Раскольников — единственный герой книги. Всеостальные — проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»). В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Но не только композиционным центром является Раскольников. Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п. ), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи». Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа.

Читайте также  Как правильно указать гражданство республики беларусь

Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского . Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление. Вторая — наказание» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»). Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить… великим, будущим подвигом». Вся поэтика романа подчиняется основной цели — воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди…» В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…». Отказ Раскольникова от бесчеловечной «недоконченной теории» и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые — в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз — когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского — к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».

Источник:
http://www.allsoch.ru/sochineniya/2618

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Среди работ выдающегося русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», краткое содержание которого можно прочесть дальше в статье, является его наиболее известным произведением. Благодаря задумке, основной мысли и раскрытию проблем того времени роман попал в золотой фонд мировой литературы. Давайте более детально разберемся в сюжете легендарного произведения Достоевского и проанализируем его.

Фото: pixabay.com: UGC

«Преступление и наказание»: краткое содержание

Для тех, у кого нет времени читать роман великого писателя в полном объеме, мы подготовили сжатую версию. Она позволит окунуться в историю, происходящую в XIX веке, узнать характеры героев и окончание произведения.

Поможем, если в строку поиска Google вводите слова —сюжет «Преступление и наказание». Повествование романа начинается летом 1860 года в Петербурге. Главный герой произведения, которого зовут Родион Романович Раскольников, относит в залог местной ростовщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь, имеющуюся у него в жизни.

Возвращаясь домой, парень решает заглянуть в не совсем элитное пивное заведение. Там по стечению обстоятельств знакомится с Семеном Мармеладовым — бывшим чиновником, который любит выпить. Во время беседы он рассказывает Раскольникову, как из-за тяжелого положения его жена Катерина Ивановна отправила дочь от первого брака Соню на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги на проживание.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Краткое содержание «Преступление и наказание» продолжается такими событиями:

  • Утром следующего дня главный герой получает письмо, отправителем которого является матушка, проживающая в провинции. В нем говорится, что меньшую сестру Дуню оклеветало семейство помещика Свидригайлова. Мужчина ее домогался, и теперь девушка вынуждена покинуть место работы.
  • На помощь пришел Петр Лужин, который был надворным советником. Он предложил Дуне выйти за него замуж, но не по любви, а из расчета.
  • Теперь они втроем приедут в Петербург.
  • Мать надеется, что будущий супруг младшей дочери поможет ее сыну окончить университет.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Раскольников предается размышлениям о трагических жертвах Дуни и Сони ради семьи, что впоследствии приводит его к намерению убить процентщицу. Это, как считает главный герой, поможет избавить множество девушек и парней от напрасных терзаний.

Далее в романе «Преступление и наказание», краткое содержание по главам которого разобрано в наиболее доступной форме, Раскольников, преодолев все сомнения, убивает старушку-процентщицу топором. Вместе с ней погибает и ее сестра Лизавета, что неожиданно пришла домой.

Раскольникову удается уйти незамеченным, а награбленное он сбрасывает в случайно подвернувшемся месте. Спустя какое-то время отчужденный герой-убийца узнает, что в смерти старухи обвиняют маляра Миколку — обычного парня из деревни.

По приезду Лужин, жених Дуни, остается поражен убожеством комнатушки главного героя. Они ссорятся. Гуляя по улицам Петербурга, отчужденный от мира и общества студент практически решается на добровольное признание, как внезапно замечает раздавленного упряжкой лошадей человека. Им оказывается тот самый спившийся чиновник Мармеладов. Раскольников тратит последние деньги на помощь ему.

Искалеченного Мармеладова отправляют домой, а Родион впервые встречается с женой чиновника и дочерью. Вернувшись в каморку, Раскольников встречается с матерью и сестрой, но прогоняет их. Теперь он мечтает сблизиться с Соней, в которой видит близкого человека. Заботится о родных Раскольникова его хороший приятель Разумихин, который практически с первого взгляда влюбился в Дуню.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Раскольников встречается с Порфирием Петровичем — следователем. Мужчина занимается делом об убийстве двух старушек. Родион надеется узнать, что случилось с украденными вещами, и рассеять подозрения некоторых людей.

Порфирий Петрович упоминает о недавно вышедшей в газете статье Раскольникова под названием «О преступлении». Во время беседы проницательный следователь разгадывает в Раскольникове идеологического преступника, но прямых доказательств против Родиона он не имеет.

Далее пересказывая «Преступление и наказание», кратко расскажем о терзаниях главного героя. Он понимает, что был не прав: он не тот, кем себя считал. Теперь его благие мотивы кажутся ему неправильными. В Петербург приезжает Свидригайлов, который знакомится с главным героем и говорит о том, что они весьма похожи характерами. В это время Лужина уличают в клевете на Родиона и Соню. Мужчину изгоняют с позором. Теперь Лужин ищет способы опозорить юношу.

Родион, терзаемый и угнетенный, встречается с Соней. Он хочет найти спасение от одиночества. Девушка читает парню строки из Библии. Раскольников из чувства страха и намерения раскрыть свою тайну снова встречается со следователем. Отвлеченный и простой разговор о психологических тонкостях в поведении преступников доводит студента до нервного срыва. Он практически рассказывает о своем грехе Порфирию, но его спасает внезапное признание в убийстве того самого обвиняемого Миколки.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Семейство Мармеладовых устроило поминки, где вдова бывшего чиновника оскорбляет владелицу квартиры. Из-за этого хозяйка велит всем незамедлительно съехать. Далее по сюжету романа «Преступление и наказание» Раскольников и Соня уединяются в ее квартире, где он сообщает ей, что убил старуху-процентщицу и ее сестру. Девушка жалеет юношу и советует ему признаться во всем. Однако он не соглашается с Мармеладовой и намеревается еще побороться за себя.

Свидригайлов застрелился после разговора с Дуней, которая говорит ему о том, что ненавидит его. Зажатый со всех сторон Раскольников прощается с близкими перед посещением полицейского участка. Он до сих пор придерживается собственной теории и презирает себя. Главный герой приходит в участок, где узнает о смерти Свидригайлова и признается в содеянном.

В поисках ответа — Достоевский «Преступление и наказание» (кратко) — узнайте, чем заканчивается произведение:

  • Юношу отправляют в ссылку в Сибирь.
  • Мать Раскольникова умирает, Дуня выходит замуж за Разумихина, а Соня селится неподалеку от Родиона и временами наведывается к нему.
  • Девушка с достоинством выдерживает мрачный настрой и равнодушие с его стороны.
  • Раскольников продолжает ощущаться себя отчужденным и ненужным даже на каторге.

Попав в госпиталь, герой видит сон, после которого понимает, что гордость ума приводит только к гибели, а смирение — к любви и успокоению. В душе Раскольникова просыпается всеобъемлющая любовь к Соне.

«Преступление и наказание»: анализ произведения

Вот что необходимо знать о романе Достоевского:

«Преступление и наказание»: история создания, идея

«Преступление и наказание» Достоевский решил написать во время пребывания на каторге, где ему приходилось находиться рядом с политическими преступниками, опасными убийцами и хитрыми ворами. Проводя анализ их поступков, автор заметил, что в большей части совершенных бед преобладало безнадежное отчаяние.

Фото: pixabay.com: UGC

Изначально Федор Михайлович хотел описать своеобразную исповедь от лица Раскольникова, но во время создания произведения стал понимать, что не может остановиться только на переживаниях одного героя. Роман нуждался в большем погружении читателя в судьбы персонажей. Когда первую версию произведения раскритиковали, Достоевский уничтожил почти законченное произведение. Позже он написал его заново в том виде, в котором его сейчас знают все.

Роман «Преступление и наказание», читать который нужно максимально вдумчиво, Достоевский писал около года. Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1866 году. После выхода комментарии по поводу произведения были смешанными. Некоторым роман пришелся по душе, а другие отказывались воспринимать его.

«Преступление и наказание»: тема и идея

Роман «Преступление и наказание» имеет такую главную тему — угнетенность общественного настроения, его ужасающая нищета и отсутствие интереса к проблемам других людей. Автор делает акцент на теме заблуждения личности и вынужденного мятежа из-за удушающей бедности, существования социально неравных классов и тотальной безысходности.

Даже в XXI веке проблема неправильных человеческих убеждений считается актуальной. Задумка Раскольникова об одобрении преступления ради добрых намерений имеет роковые последствия. Такое мышление является источником произвола как в семьях, так и в рамках всего общества, а также становится причиной насилия и запугиваний.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Федор Михайлович Достоевский пытался донести людям свое мнение о жизни истинного христианина, заповедях, которых следовало бы придерживаться. Например, жить честно, не быть гордыми, отказаться от похоти и эгоизма.

Автор пытается сказать, что человеку следует существовать ради счастья близких, нужно быть добрым, уметь жертвовать и помогать. Поэтому в завершении романа Раскольников возвращается к Богу и вере, чтобы спасти истерзанную душу и обрести долгожданное успокоение.

Роман «Преступление и наказание»: структура

Структура произведения достаточно простая: состоит из 6 частей, в каждой по 6–7 глав. Рассказ разделен на два повествования:

  1. Описание терзаний главного персонажа, его рассуждения и само преступление.
  2. Рассказ о наказании и чистосердечном признании Родиона.

Интересной особенностью произведения считается непоследовательность автора при описании хронологии поступков главного героя. Таким приемом Достоевский пытался выделить неустойчивость характера Раскольникова и его одиночество. Важными элементами, которые дополняют атмосферу беспомощности, стали мокрые и грязные петербургские улицы. Автор уделяет им особенно много внимания.

В эпилоге Достоевский выделил, что существует вероятность исцеления главного героя при обращении к вере и раскаянию. Только при переосмыслении своей жизни, поступков и приоритетов можно полностью очиститься.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Главные герои романа

Если «Преступление и наказание» читать внимательно, то рассказать о главных героях произведения несложно:

  • Родион Раскольников — задумчивый и мрачный, но при этом добрый и честный человек. Нищий студент, который придумал теорию о том, что можно совершить преступление на благо обществу.
  • Алена Ивановна — вдова, ростовщица, имеющая хорошее состояние. Живет в квартире вместе с сестрой, над которой часто словесно издевается. Жертва Раскольникова.
  • Семен Захарович Мармеладов — бывший чиновник, который имеет пристрастие к алкогольным напиткам. Обладает добрым и отзывчивым характером.
  • Соня Мармеладова — кроткая и робкая девушка, которая работает на панели по указанию мачехи, чтобы обеспечить едой младших детей. Благодаря ее любви Раскольников признается в убийстве и становится на путь искупления.
  • Пульхерия Александровна Раскольникова — мать главного героя, которая находится в сложном денежном положении. Чтобы помочь детям, хочет выдать младшую дочь замуж за недобросовестного человека.
  • Дуня Раскольникова — симпатичная и образованная барышня, которая работала в доме Свидригайловых, но ушла из-за клеветы. Согласилась на фиктивный брак, чтобы помочь родным.
  • Катерина Ивановна Мармеладова — мачеха Сони, страдающая от запоев супруга и постоянной нехватки денег. Погибает от туберкулеза.
  • Лужин Петр Петрович — перспективный мужчина, который планирует открыть собственный бизнес. Имеет расчетливый и мерзкий характер. Планирует жениться на Дуне, чтобы она всегда ощущала себя обязанной ему.
Читайте также  Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Отдельно стоит сказать об описаниях второстепенных персонажей. Автор уделил им достаточно времени, чтобы читатель мог пережить историю каждого. Их характеры описаны весьма интересно и ярко, они идеально гармонируют с атмосферой в книге и хоть немного, но связаны с главным героем.

Книга написана в жанре психологического и философского романа. В ней автор смог совместить реальные серые будни с фантастикой, представленной читателям Раскольниковым.

В статье мы постарались наиболее детально и понятно подать анализ романа и его пересказ. «Преступление и наказание» — выдающееся произведение, которое будет востребовано еще долгие годы. Проблемы, которые затрагивает автор в XIX веке, до сих пор остаются актуальными. Общество продолжает над ними работать — возможно, в скором времени они исчезнут.

Источник:
http://www.nur.kz/1846110-prestuplenie-i-nakazanie-kratkoe-soderzanie-i-analiz.html

Преступление и наказание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник:
http://briefly.ru/dostoevsky/prestuplenie/