Как рассчитать пени, если изменилась ставка рефинансирования

Как рассчитать пени, если изменилась ставка рефинансирования

Если организация с опозданием уплатила налоги или страховые взносы, на неуплаченную сумму необходимо начислить пени. Как их рассчитать, если за это время изменилась ставка рефинансирования? На этот вопрос отвечают эксперты журнала «Зарплата».

Плательщик обязан уплачивать исчисленные налоги и страховые взносы в полном объеме и в срок, установленный законодательством (абз. 2 п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 57 НК РФ, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ, далее — Закон N 125-ФЗ).

Как правило, пени начисляются (п. 2 ст. 75 и ст. 122 НК РФ, ч. 2 ст. 25 и ст. 47 Закона N 212-ФЗ, ч. 1 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ):

— в процентах к сумме невыполненного обязательства за каждый день просрочки;

— вне зависимости от привлечения плательщика к ответственности, то есть взыскания c него штрафа.

Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России.

Примечание. Что такое пеня

Пеня — санкция за несвоевременное выполнение финансовых обязательств, которая применяется при просрочке уплаты налогов и неналоговых платежей (Определение Конституционного суда РФ от 12.05.2003 N 175-О).

Порядок начисления пеней

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за днем уплаты налога, взноса, установленного законодательством (включая выходные и праздничные дни) (п. 3 ст. 75 НК РФ, ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ, ч. 2 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).

Примечание. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налогов, страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Когда пени не начисляются

Начисление пеней прекращается:

— в день, следующий за днем фактической уплаты задолженности по налогам, — если пени уплачиваются за несвоевременное и неполное перечисление налога, сбора (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009);

— день фактической уплаты недоимки — если пени уплачиваются за несвоевременное и неполное перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды. При этом день погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней не включается (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2012 N А19-15092/2011, от 14.03.2012 N А19-15700/2011 и от 28.02.2012 N А19-14884/2011);

— день, следующий за днем фактической уплаты недоимки — если пени уплачиваются за несвоевременное и неполное перечисление страховых взносов на травматизм. То есть за день погашения задолженности по страховым взносам пени начисляются (абз. 2 п. 2 ст. 22.1 Закона N125-ФЗ).

Примечание. Другими словами, пени начисляются за день уплаты налога, сбора.

Примечание. Пени с суммы недоимки исчисляются и уплачиваются отдельно в каждый внебюджетный фонд.

Когда пени не уплачиваются

Пени не уплачиваются, если:

— организация не могла погасить недоимку из-за того, что по решению суда или налогового органа были приостановлены операции по ее банковским счетам или на ее имущество наложен арест (абз. 2 п. 3 ст. 75, ч. 4 ст. 25 Закона N 212-ФЗ, п. 3 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ);

— недоимка образовалась в результате выполнения плательщиком письменных разъяснений, которые были даны финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 9 ст. 25 и п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ, п. 3 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).

Примечание. В этом случае пени не начисляются с момента наложения ареста и до момента, когда решение об аресте будет отменено.

Ставка рефинансирования и сумма пеней

Ставка менялась. Если значение ставки в период задолженности изменялось как в большую, так и в меньшую сторону, тогда расчет пеней производится отдельно за каждый период действия конкретного значения ставки, а полученные результаты затем складываются (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 N А19-9104/08-51-Ф02-493/09 и ФАС Московского округа от 31.03.2009 N КА-А41/2507-09).

Примечание. Информацию о размере ставки рефинансирования, которая действовала в соответствующем периоде, можно найти на сайте Центрального банка РФ

Пример. 10 июля 2013 года бухгалтер ООО «Полет» обнаружил, что компания дважды провела в программе выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 13 600 руб. в июне 2012 года. Ошибка привела к занижению базы, облагаемой страховыми взносами.

Соответственно, компании необходимо погасить недоимку по страховым взносам и взносам на травматизм, а также пени за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов.

Сумма недоимки составила 4107,2 руб., в том числе:

— в ПФР — 2992 руб. (13 600 руб. х 22%);

— ФСС РФ — 394,4 руб. (13 600 руб. х 2,9%);

— ФФОМС — 693,6 руб. (13 600 руб. х 5,1%);

— ФСС РФ (взносы на травматизм) — 27,2 руб. (13 600 руб. х 0,2%).

Определим размер пеней, подлежащих уплате во внебюджетные фонды, если известно, что:

— сумма страховых взносов, начисленная за июль 2012 года, перечислена во внебюджетные фонды 15 августа 2012 года;

— компания заплатит сумму недоимки и пеней 15 июля 2013 года. Ставка рефинансирования в период с 26 декабря 2011 года по 13 сентября 2012 года установлена на уровне 8%, с 14 сентября 2012 года — на уровне 8,25%.

Примечание. Порядок составления бухгалтерской справки, исправительных проводок и корректировочных отчетов в ФСС РФ и ПФР в данном примере рассматривать не будем.

Примечание. Ставка рефинансирования в период с 26 декабря 2011 года по 13 сентября 2012 года установлена Указанием Банка России от 23.12.2011 N 2758-У, с 14 сентября 2012 года — Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У.

Определим количество календарных дней просрочки уплаты страховых взносов за период:

— с 16 августа по 13 сентября 2012 года. Оно равно 29 календарных дней;

— с 14 сентября 2012 года по 15 июля 2013 года включительно. Оно равно 305 календарных дней.

Рассчитаем размер пеней за период действия ставки рефинансирования 8%. Сумма пеней за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов за период с 16 августа по 13 сентября 2012 года составит 31,76 руб., в том числе:

— в ПФР — 23,14 руб. (2992 руб. х 29 календ. дн. х 8% х 1/300);

— в ФСС РФ — 3,05 руб. (394,4 руб. х 29 календ. дн. х 8% х 1/300);

— в ФФОМС — 5,36 руб. (693,6 руб. х 29 календ. дн. х 8% х 1/300);

— в ФСС РФ (взносы на травматизм) — 0,21 руб. (27,2 руб. х 29 календ. дн. х 8% х 1/300).

Примечание. Аналогичным образом рассчитываются и пени по налогам.

Рассчитаем размер пеней за период действия ставки 8,25%. Сумма пеней за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов за период с 14 сентября 2012 года по 15 июля 2013 года составит 343,36 руб., в том числе:

— в ПФР — 250,13 руб. (2992 руб. х 304 календ. дн. х 8,25% х 1/300);

— в ФСС РФ — 32,97 руб. (394,4 руб. х 304 календ. дн. х 8,25% х 8,25% х 1/300);

— в ФФОМС — 57,98 руб. (693,6 руб. х 304 календ. дн. х 8,25% х 1/300);

— в ФСС РФ (взносы на травматизм) — 2,28 руб. (27,2 руб. х 305 календ. дн. х 8,25% х 1/300).

Фактический день уплаты недоимки — 15 июля 2013 года — при расчете пеней:

— за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов не учитывается;

— за несвоевременную и неполную уплату взносов на травматизм учитывается.

Общая сумма пеней, подлежащих уплате за несвоевременное и неполное перечисление страховых взносов и взносов на травматизм, составит 375,12 руб. (31,76 руб. + 343,36 руб.).

Примечание. Пени во внебюджетные фонды перечисляются разными платежными поручениями.

Если ставка не менялась. Если ставка рефинансирования постоянна на протяжении всего периода, когда за плательщиком числилась недоимка, то проблем не возникает — пени рассчитываются единожды за весь период действия ставки.

Источник:
http://info-personal.ru/raznoe/kak-rasschitat-peni-esli-izmenilas-stavka-refinansirovaniya/

Калькулятор пеней

Содержание

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. По поводу последнего дня для начисления пеней у чиновников есть расхождения.

ФНС разъяснила, что пени перестают начислять на следующий день после уплаты, а значит день уплаты включается в расчет пеней. Однако есть письмо Минфина о том, что начислять пени за день уплаты недоимки не нужно. Это письмо не направляли налоговикам для обязательного применения, так что руководствоваться этими объяснениями можно на свой страх и риск.

Если сумма пеней за день небольшая, безопаснее включить день уплаты в расчет пеней. Если сумма велика, будьте готовы к тому, что ваши действия придется отстаивать в суде. Кроме того, налогоплательщик может письменным запросом уточнить порядок расчета у Минфина, чтобы опираться в расчетах на официальный ответ.

Читайте также  Лицензия на отстрел животных: кабана, медведя, лося – как получить путевку

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки

Если просрочка организации составила 31 день и больше, рассчитывайте пени так:

  1. Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30
  2. Затем исчисляем пени за последующие дни просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня
  3. Суммируем оба значения.

КБК для перечисления пеней в 2017 и 2018 годах

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 1000 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 1000 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • НДФЛ (и ИП “за себя”) — 182 1 01 02020 01 1000 110
  • УСН “доходы” — 182 1 05 01011 01 1000 110
  • УСН “доходы-расходы” и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 1000 110

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” — и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

Источник:
http://www.b-kontur.ru/profi/kalkulyator-peney

Примеры расчета налоговых пеней по новым правилам

С 1 октября 2017 г. изменился порядок расчета пени за просрочку уплаты налога. Какие нововведения следует учитывать налогоплательщикам при расчете пени в случае образования недоимки?

Как начисляются пени

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Целью начисления пени является компенсация потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. №1069-О, от 12.05.2003 г. №175-О).

До 1 октября 2017 г. процентная ставка пеней соответствовала 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки налоговых обязательств (обязательств по уплате страховых взносов). Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).

Важно!

С 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.4 ст.75 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ (далее по тексту – Закон №401- ФЗ).

Новый порядок расчета пеней

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:

Для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

Для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/19471@ «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

Важно!

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Важно!

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

Важно!

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

Пример №1

Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г. в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г.

Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня.

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Важно!

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Пример №2

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Для того чтобы рассчитать размер пени, необходимо дни просрочки разделить на 2 периода (просрочка до 30 календарных дней включительно) и просрочка с 31 календарного дня по день, предшествующий дню уплаты страховых взносов.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Читайте также  Срок службы мебели по госту

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/468037/

Как рассчитать пени по ставке рефинансирования?

В Российской Федерации при начислении пени за неисполнение обязательств широко используется ставка рефинансирования как отправная точка расчетов.

Все обязательства физических и юридических лиц можно разделить на законные — возникающие на основании действия закона, и договорные — следствие заключения договора. Законные обязательства не имеют индивидуального характера, не требуют согласия обязанного лица, четко прописаны в законодательных актах. Пример этому обязанность уплаты налогов и подобных сборов. Договорные возникают из сути заключенных между сторонами соглашений. Такие обязательства не могут возникнуть у лица, соглашения не заключавшего.

Нарушение обязательств, в большинстве случаев, предполагает наложение на виновное лицо штрафных санкций. Часто это выражается в необходимости выплаты неустоек и пени. Эти термины нередко заменяют друг друга, хотя и не совпадают.

Понятие пени и неустойки

Неустойка – это материальное наказание за факт нарушения обязательств. От прочих штрафных санкций неустойка отличается тем, что для ее применения не требуется доказывать факт причинения ущерба от неисполнения обязательств и считать сумму убытков.

Неустойка может устанавливаться в виде конкретной суммы, как производное от какой-то базовой величины или как процент от определенной суммы.

Принято разделять неустойки договорные и законные:

  • Договорная неустойка возникает из условий договора (соглашения) заключенного сторонами в письменной форме.
  • Законная неустойка назначается в соответствии с нормами действующего законодательства и может не оговариваться в других документах.

Также выделяют штрафные, зачетные, альтернативные и исключительные неустойки.

  • Штрафная неустойка предполагает компенсацию виновным лицом всей суммы причиненного ущерба сверх суммы неустойки;
  • Зачетная позволяет взыскивать с виновного лица дополнительную сумму, если сумма неустойки не покрывает понесенных убытков;
  • Исключительная неустойка не оставляет такой возможности, к выплате назначается только сумма неустойки;
  • Альтернативная позволяет пострадавшей стороне выбирать между неустойкой и компенсацией фактических убытков.

Пеня является разновидностью неустойки. Она возникает по тем же основаниям, также может быть договорной и законной. Ее отличие состоит в том, что размер пени рассчитывается в процентном отношении исходя из длительности и суммы просроченного платежа.

Расчет пени по ставке рефинансирования

Образец расчета долга по банковской ставке рефинансирования можно представить такой формулой:

Пеня к оплате = Сумма просроченного платежа * % пени * Количество дней просрочки;

Просрочка может считаться от обязательной даты платежа до момента его фактической уплаты или до вынесения судебного решения или другого ограничения согласно договору или актам законодательства.

Как считать неустойку по ставке рефинансирования?

Понятие неустойки и пени встречается во многих актах российского законодательства. Для регулирования гражданских, договорных отношений полезно будет изучить статью 330 Гражданского кодекса (ГК РФ); в вопросах налогообложения уместно использовать определения пени в статье 75 Налогового кодекса (НК РФ). Также понятие пени используется в Законе о защите прав потребителей и других законодательных актах.

В практике назначения наказаний за неисполнение платежей в установленный срок широко применяется расчет пеней исходя из величины ставки рефинансирования. Это касается как договорных, так и законных оснований для наложения взыскания.

Наиболее точно определен порядок расчета пени при неуплате в срок налогов и сборов. В этом случае, пеня составит 1/300 от ставки рефинансирования, как следует из указания Банка России.

Формула расчета выглядит так:

Пеня = Сумма долга * К-во дней просрочки * (Ставка рефинансирования/(100*300))

Таким образом, просроченная на 20 дней задолженность в 10 000 рублей, при ставке рефинансирования в 8,25% составит:

10 000 * 20 * (8,25/(100*300)) = 55 рублей.

Эта сумма будет добавлена к сумме основного долга.

При расчете пени по ставке рефинансирования за просроченный платеж по договорным отношениям, продолжительность финансового года может считаться равной не 300, а 360 дням. Тогда 1 300 ставка меняется на ставку 1 360. Рассчитаем выгоду плательщика от такой замены:

  • 10 000 * 20 * (8,25/(100*300)) = 55 рублей;
  • 10 000 * 20 * (8,25/(100*360)) = 45 рублей, 83 копейки.

Если в период просрочки ставка рефинансирования изменялась, то по каждой величине ставки проводится отдельный расчет за период ее действия. Затем полученные показатели складываются.

Источник:
http://bankiros.ru/wiki/term/wikf-rasschitat-peni-po-stawke-refinansirowanija

26.09.2017 | Обратная сила Закона 307-ФЗ

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон 307-ФЗ) внесены поправки в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере потребления энергоресурсов (в том числе в сфере потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг). В числе прочего указанным законом изменен порядок расчета пеней в случае несвоевременной или неполной оплаты энергоресурсов. Частью 2 статьи 9 Закона 307-ФЗ установлено, что нормы о новом порядке начисления пеней для УО, ТСЖ, ЖСК и потребителей коммунальных услуг вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом частью 1 статьи 8 указанного закона установлено, что его действие в новой редакции распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Именно распространение новых норм на ранее возникшие отношения стало причиной многочисленных споров по вопросу применимости этих норм при расчете пеней с задолженностей, возникших до 01.01.2016.

Новый порядок расчета пеней

Законом 307-ФЗ определены несколько категорий должников, для которых с 01.01.2016 применяется различный порядок расчета пеней на просроченную задолженность. Представим этот новый порядок в виде таблицы:

Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки

Период просрочки Должник

Потребители КУ, ТСЖ, ЖСК

УО

91 день и более

Суть споров

Споры о порядке начисления пеней в соответствии с поправками, внесенными Законом 307-ФЗ, касаются в основном задолженностей, возникших до 01.01.2016, и сводятся к разному толкованию положения о распространении действия новых норм на ранее возникшие отношения.

Кредитор заявляет требования о расчете размера пеней по следующей схеме: пени на просроченную задолженность, возникшую до 2016 года, в период по 31.12.2015 рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, а с 01.01.2016 — исходя из 1/300, 1/170 или 1/130 ставки рефинансирования в зависимости от длительности просрочки и статуса должника (УО, ТСЖ, потребители коммунальных услуг).

Должник указывает, что действие новых норм, хотя и распространяется на ранее возникшие отношения, но применяется только к обязательствам, возникшим после вступления новых норм в силу. Следовательно, пени за просроченную задолженность, возникшую до 01.01.2016 (день вступления в силу норм Закона 307-ФЗ), рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования, независимо от даты взыскания этой задолженности, а пени за просроченную задолженность, возникшую после 01.01.2016, рассчитываются уже по новым правилам. То есть решающим фактором при определении порядка расчета пеней является дата возникновения задолженности, а не дата ее взыскания/погашения.

Необходимо заметить, что судебная практика по данному вопросу разошлась. Причем, интересно, что суды общей юрисдикции, рассматривающие дела о взыскании задолженности с потребителей коммунальных услуг в пользу УО и ТСЖ, чаще руководствуются позицией должников, а вот арбитражные суды, рассматривающие дела о взыскании задолженности с УО и ТСЖ в пользу РСО, чаще поддерживают позицию кредиторов.

Попробуем разобраться, какая же позиция является верной.

Обратная сила законов

Прежде всего, необходимо понять, что означает распространение действия нормы на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Часть 1 статьи 8 Закона 307-ФЗ дословно устанавливает, что действие новой редакции законов, в которые внесены поправки Законом 307-ФЗ, «распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров».

При этом ГК РФ в части ретроактивности норм устанавливает:
«Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени:
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса
».

То есть, несмотря на то, что поправки, внесенные Законом 307-ФЗ, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, эти поправки, исходя из части 2 статьи 4 ГК РФ, применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения Закона 307-ФЗ в действие. Таким образом, независимо от того, в какой конкретно момент производится взыскание задолженности, за какой именно период рассчитывается неустойка за просрочку платежа, применимость поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, определяется исключительно датой возникновения указанной задолженности — возникла данная задолженность до 01.01.2016 (дата вступления в силу норм об изменении порядка расчета неустойки) или после 01.01.2016.

Жилищное законодательство РФ содержит нормы, аналогичные гражданскому. Статья 6 ЖК РФ устанавливает:
«1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие
».

Таким образом, ни жилищное, ни гражданское законодательство РФ не предусматривают применение новых норм, распространяющих свое действие на ранее возникшие отношения, к тем правам и обязанностям, которые возникли до вступления указанных новых норм в силу.

Запрет ретроактивности норм, ухудшающих положение граждан

Очевидно, что новый порядок расчета пеней приводит к более высокому размеру пеней, чем при ранее существовавшем порядке — по крайней мере, указанное утверждение справедливо для случаев, если должником является УО или если длительность просрочки задолженности довольно высока. Таким образом, новые нормы явно ухудшают положения должников. Собственно, из названия Закона 307-ФЗ следует, что он направлен на укрепление платежной дисциплины, и такое укрепление достигается усилением ответственности за несвоевременную или неполную оплату.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П установлено: «По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет».

Можно, конечно, попытаться разделить должников на «граждан» и «не граждан» и исходя из буквального понимания утверждения КС РФ заявить, что придавать обратную силу нормам, ухудшающим положение «не граждан», не запрещено. При этом к «не гражданам», разумеется, можно отнести, например, УО, как это сделал Минстрой России в своем письме от 03.04.2017 № 11174-ОО/04.

Читайте также  Гражданско-правовой договор с работниками белорусами - КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Однако, необходимо обратить внимание, что часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ расшифровывает понятие «управляющая организация», дословно указывая: «Основаниями для проведения внеплановой проверки … являются поступления … обращений и заявлений граждан …, информации …, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к … порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом…». Далее в тексте Жилищного кодекса указывается термин «управляющая организация», однако, необходимо помнить, что управляющей организацией в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ может являться в том числе и индивидуальный предприниматель. При этом согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». То есть управляющая организация вполне может являться гражданином, а придание обратной силы нормам, ухудшающим положение такого гражданина, запрещено.

Юридические формулировки

Необходимо обратить внимание, что часть 2 статьи 4 ГК РФ дословно устанавливает: «По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие». Часть 3 статьи 6 ЖК РФ дословно устанавливает: «В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».

При этом позиция кредиторов, приведенная в настоящей статье, формулируется следующим образом: «Действие поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, применяется с момента вступления указанных поправок в силу, к обязанностям, возникшим до вступления этих поправок в силу». Иначе сформулировать заявляемые требования кредиторов попросту невозможно.

Как видно из элементарного сравнения позиции кредиторов и положений действующего законодательства РФ, приведенная позиция кредиторов абсолютно противоречит нормам ГК РФ и ЖК РФ. Законодательство допускает возможность применения новых норм к ранее возникшим отношениям, но только к тем обязательствам, вытекающим из этих отношений, которые возникли после вступления этих норм в силу. В противоречие с данным утверждением кредиторы требуют применения новых норм не только к ранее возникшим отношениям, но и к обязательствам, возникшим до вступления в силу новых норм.

Позиция, противоречащая законодательству, разумеется, недопустима.

Применение различных норм в различные периоды

Как уже заявлено выше, фактором, определяющим подлежащий применению порядок расчета пеней, является дата возникновения задолженности. Необходимо отметить, что такой датой является дата именно возникновения обязанности внести оплату, а не дата исполнения кредитором обязательства по договору. То есть, если в отношениях между РСО и УО, ресурсоснабжающая организация поставила коммунальный ресурс в декабре 2015, а управляющая организация обязана внести оплату за поставленный ресурс в январе 2016 (в силу договора или в силу закона), то задолженность возникает в январе 2016 года, и расчет пеней за просрочку ее оплаты будет вестись с учетом норм Закона 307-ФЗ.

Однако, если задолженность возникла до января 2016 года, представляется неправомерным расчет пеней в порядке, предусмотренном Законом 307-ФЗ. Неправомерность такого расчета подтверждается еще и тем обстоятельством, что в случае применения норм Закона 307-ФЗ к задолженностям, возникшим ранее 2016 года, нарушается последовательность повышения применяемой доли ставки рефинансирования, установленная самим же Законом 307-ФЗ.

Например, если задолженность ТСЖ перед РСО возникла 15 декабря 2015 года, тогда на следующий день после возникновения такой задолженности уже возникает обязанность по оплате пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности (согласно ранее действующему законодательству). При наступлении 1 января 2016 согласно логике кредиторов, требующих применить Закон 307-ФЗ, увеличение пеней прекращается (для ТСЖ в течение 30 дней после наступления обязанности по оплате коммунального ресурса согласно нормам Закона 307-ФЗ пени не начисляются). 15 января 2016 года является 31-м днем, с которого согласно логике кредиторов (на основании Закона 307-ФЗ) начинается начисление пеней по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности. 16 марта 2016 года будет 91 днем просрочки, и с этого дня начнется начисление пеней по 1/130 ставки рефинансирования. В итоге получится следующий порядок расчета пеней: с 1 по 16 день — 1/300 ставки, с 17 по 30 день — 0, с 31 по 90 день — 1/300 ставки, далее с 91 дня — по 1/130. Однако, приведенный порядок не предусмотрен ни ранее действующим законодательством, ни поправками, внесенными Законом 307-ФЗ.

Рассмотрим еще пример. Пусть у УО возникла задолженность перед РСО 15 сентября. Тогда по логике кредиторов с 16 сентября по 31 декабря расчет пеней будет вестись исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности, а с 1 января 2016 года — по 1/130 (поскольку 90-дневный период с момента возникновения задолженности уже истечет). Таким образом, 107 дней расчет пеней будет вестись по 1/300, а потом — сразу по 1/130, минуя период начисления по 1/170.

Такое применение различных норм законодательства к одной и той же задолженности представляется неправильным, нарушающим логику последовательного повышения доли ставки рефинансирования в зависимости от длительности периода просроченной задолженности, установленную самим же Законом 307-ФЗ.

Выводы

Исходя из сказанного в настоящей статье, представляется законным начисление пеней на просроченную задолженность в порядке, зависящем от даты возникновения такой задолженности — при возникновении задолженности в период по 31.12.2015 расчет пеней необходимо вести по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки оплаты, а при возникновении задолженности с 01.01.2016 — в порядке, утвержденном Законом 307-ФЗ.

В виде таблицы такой порядок расчета можно представить следующим образом:

Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, возникшей по 31.12.2015 включительно, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки

Период просрочки Должник

Источник:
http://acato.ru/articles/20170926/obratnaya-sila-zakona-307-fz

Ставка рефинансирования

С 1 января 2016 года к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ (учетная ставка), вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1340).

Что такое ставка рефинансирования ЦБ РФ

Ставка рефинансирования Банка России выполняла роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций.

Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

На что влияет ставка

Представляла собой размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Пример использования ставки

  • Расчет пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов;
  • Расчет материальной выгоды от экономии на процентах при расчете НДФЛ;
  • Расчет компенсации за задержку выплаты зарплаты и иных подобных выплат.

Как рассчитать ставку рефинансирования

В России расчёт ставки рефинансирования проводится по специальной формуле.

Размер процентов определяется по довольно простой формуле: Пеня = Сумма x Ставка : 300 xДни В этой формуле сумма – это сумма кредита, ставка – это ставка рефинансирования, а дни – это количество дней просрочки.

Пример расчета пеней

Рассчитать сумму пени можно и самостоятельно, воспользовавшись таблицами ставок и формулой, представленной ниже. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налога, начиная с даты, которая признана днем уплаты налога законодательством (условно, если вы должны были заплатить до 20 мая, то количество дней считается с 21 числа). Последним днём отсчёта считается день, назначенный для уплаты пени.

Для расчета пеней (П) следует использовать формулу:

П = З х Д х КС х 1/300, где

  • З – сумма задолженности;
  • Д – количество дней просрочки (рассчитывается с даты наступления задолженности и до даты погашения включительно);
  • КС – процентная ключевая ставка Банка России, действующая в период просрочки.

Пример расчета неустойки

По условиям заключенного соглашения компания «А» обязалась в срок до 1.05.2018 поставить компании «Б» товар на сумму 10 000 000 рублей, однако к указанной дате товара поступило лишь на сумму 6 000 000 рублей. Компания «Б» ожидала остатков товара еще 9 дней, но так и не получила их.

Соответственно, на 10.05.2018 она имеет право на взыскание неустойки в следующем размере: (10 000 000 — 6 000 000)*(8,25/300/100) * 9 = 9900.

Пример расчета компенсации за задержку зарплаты

если работодатель задержал работнику заработную плату, размер которой составляет 20 000 рублей, на 5 дней, то размер денежной компенсации, которую должен будет получить работник, составит минимально: 20 000 * 8,25% / 300 * 5 = 27,5 рублей.

Особенности изменения ставки рефинасирования

С 1 декабря 2016 года ЦБ РФ и Правительство РФ постановили — ставка рефинансирования приравнена в ключевой ставке, и далее её самостоятельное значение не устанавливается. В дальнейшем изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.

В материале проанализирована динамика ставки рефинансирования за последние 20 лет — начиная с 01 января 1992 года. Наиболее высокая ставка рефинансирования, которая устанавливалась ЦБ РФ в период с 15 октября 1993 года по 28 апреля 1994 года и составляла 210%. В течении 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Центрального Банка замедлялась, то есть ставка рефинансирования становилась более стабильной.

В период с 1993 по 2000 год ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.

Источник:
http://malina-group.com/stavka-refinansirovaniya/