Новые правила по авансу на 2020 год: товаров стало больше

Новые правила по авансу на 2020 год: товаров стало больше

Аванс по госконтракту по 44-ФЗ — это выплата денег поставщику до начала выполнения обязательств. Планируют разрешить авансы в закупках до 80%, но не для всех товаров.

Новые правила и разъяснения по авансированию

С 01.07.2020 вступил в силу 124-ФЗ от 24.04.2020 об изменении 44-ФЗ. Новые правила работы с авансами заключаются в том, что при казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для субъектов малого предпринимательства по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ от цены контракта, уменьшенной на размер аванса.

Разрешили изменять существенные условия контракта в части авансирования по 44 ФЗ в 2020 году. Минфин в Письме №09-04-05/41434 от 19.05.2020 перечислил условия, при одновременном соблюдении которых это возможно:

  • новый аванс не превышает предельного размера, который установлен законодательством для контракта. Например, авансирование по контракту на строительство региональных и муниципальных объектов (если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета) не больше 50% его суммы;
  • выплата аванса прописана в госконтракте;
  • изменение вносится по соглашению сторон по инициативе поставщика;
  • обстоятельства, которые не позволили выполнить контракт на предусмотренных им условиях, возникли из-за коронавируса.

Разрешили закупать компьютеры с авансом

31.03.2020 на портале правовой информации опубликовали Распоряжение правительства №761-р от 27.03.2020. Этот документ снял запрет на авансирование в госзакупках отечественных персональных компьютеров весом до 10 кг (ноутбуки, планшеты), телефонов, оборудования видеосвязи, приемной аппаратуры радиотелефонной и радиотелеграфной связи, телевизоров.

Что еще изменится в правилах авансирования контрактов

Минпромторг опубликовал на официальном сайте проект постановления, в котором закрепил перечень станкоинструментальной продукции, в закупках которой госзаказчики смогут устанавливать авансирование по 44-ФЗ в 2020 году минимум 80% от их суммы, но не более лимитов бюджетных обязательств.

Наряду с другими в этот список попали товары с такими кодами ОКПД2:

  • 25.73.30 — инструмент ручной прочий;
  • 27.90.31.110 — машины и оборудование электрические для пайки мягким и твердым припоем и сварки;
  • 28.41.2 — станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие.

Такое авансирование станет возможно, если:

  • для закупаемых товаров установили запрет на допуск иностранных товаров по Постановлению правительства №616 от 30.04.2020;
  • госконтракт подписали в 2020 году.

Еще Минпромторг опубликовал на сайте проектов нормативных актов проект федерального закона, который изменяет ст. 34 44-ФЗ об условиях контрактов. Этот проект предусматривает включение в контракт условия о размере аванса по 44-ФЗ в 2020 году не менее ‎50% от цены контракта (этапа исполнения контракта) в обязательном порядке, если закупают ‎у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, российской радиоэлектронной продукции, в отношении которой по ст. 14 44-ФЗ установлены правила национального режима (запрет, ограничения или условия допуска). Планировалось, что изменения вступят в силу с апреля 2020 года, но этого не произошло.

Для реализации инициативы о предоплате по 44-ФЗ в 2020 году для предприятий ОПК в закупках радиоэлектронной продукции с января следующего года изменят ст. 72 Бюджетного кодекса. Такой законопроект опубликовал Минпромторг.

Действующее законодательство об авансе

По закону, готовность в бюджетном учреждении предоплату по 44-ФЗ предоставить — это добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в договор, заказчик приобретает обязательство по предварительной выплате до исполнения сделки.

На основании статей 487, 711, 781 ГК РФ, обязательства по выплате исполняют в полном размере или частично. Во втором случае окончательный расчет заказчик сможет осуществить после того, как поставщик успешно исполнит договор.

Аванс в законе о контрактной системе

Авансирование по 44-ФЗ является правом, но не обязанностью заказчика и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Есть закупки, где размер превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.

Размер обеспечения исполнения контракта повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения ниже установленного заказчиком размера аванса.

Если заказчик принял решение об авансе, он вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты признают нарушением.

Как прописать в госконтракте

Вот инструкция, как прописать аванс в контракте по 44-ФЗ:

  1. Не устанавливайте минимально возможную или предельно допустимую величину аванса без определения конкретного размера.
  2. Не согласовывайте требования с целями расходования аванса, если этого нет в законодательстве. Подобные условия свидетельствуют о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и становятся основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Это прописано в Письме Казначейства №07-04-05/09-319 от 19.05.2015, решении ФАС по делу №К-67/15 от 28.01.2015.
  3. Если контрактом предусмотрено поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Это указано в п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

А вот примеры формулировок:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Плюсы и минусы

Решение проводить тендеры с авансом и предоплатой имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Аванс для поставщика — это реальная возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель закупает сопутствующие расходные материалы и оплачивает желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик получит предоплату 100 процентов бюджетного учреждения в 2020 году, но не выполнит предусмотренные договором обязанности. В этом случае размер выплаты влияет на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Ограничения при определении размера аванса

Для организаций — получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие Постановлением правительства №1496 от 09.12.2017 о положении об исполнении бюджета. С 11.05.2020 вступило в силу Постановление правительства №630 от 30.04.2020. Оно изменило предельные размеры аванса и приостановило до конца года действие Распоряжения №21-р от 16.01.2018.

Актуальные размеры авансов по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений собрали в таблицу.

Источник:
http://goskontract.ru/kontrakt/avansirovaniye-po-44fz-v-2017-godu

Как платят заказчики: авансом, поэтапно, после выполнения

Расскажем, когда в закупках по 44-ФЗ можно рассчитывать на предоплату и как искать такие закупки, на что обратить внимание при поэтапной и единовременной оплате.

Когда можно рассчитывать на аванс?

Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.

Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт ( ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.

Аванса не будет

Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:

  • бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
  • портативных компьютеров,
  • легковых автомобилей,
  • на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.

Аванс будет не больше 30%

  • В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
  • Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.

Возможен аванс от 30% до 80%

На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.

Возможен аванс до 100%

Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:

  • печатные издания или подписка на них,
  • услуги связи,
  • курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
  • экспертиза проектной или финансовой документации,
  • проведение методических, научно-практических, научных конференций.

Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.

Как искать закупки с авансом?

Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:

  • Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
  • Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.
Читайте также  Снять кран с регистрации в Ростехнадзоре - Автокраны

Расчет поэтапно

В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.

44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:

  • накладные,
  • счета-фактуры,
  • акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
  • документы экспертизы (при необходимости) и др.

После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.

Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта ( ч. 7 ст. 96 44-ФЗ ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.

Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:

  1. Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
  2. Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.

Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.

Расчет после выполнения контракта

Процесс исполнения госконтракта включает в себя:

  • Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  • Оплату.

Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.

Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.

Сроки оплаты

Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:

  • не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
  • не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.

Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.

Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Источник:
http://zakupki.kontur.ru/site/articles/1191-kak-platyat-zakazchiki

Тендеры с авансированием: когда возможно и как установить

Авансирование в госзакупках — это перечисление денег поставщику до начала исполнения обязательств по контракту. Законодательство о контрактной системе регулирует этот процесс. Ограничения установлены для размера аванса, а в некоторых закупках вовсе нельзя установить предоплату.

Как Гражданский кодекс регулирует вопрос об авансе

Предоплата по госконтракту может быть полной или частичной (статьи 487, 711, 781 Гражданского кодекса).

Полная предоплата предполагает выплату 100 % стоимости товаров до начала исполнения. А частичная предусматривает, что часть денег будет выплачена до начала выполнения обязательств, а остаток — по факту выполнения обязательств.

Как 44-ФЗ регулирует авансирование

Закон о контрактной системе не предусматривает особенных норм для авансирования. Авансирование по 44-ФЗ в 2020 году — это право, а не обязанность госзаказчика. Он сам определяет, установить предоплату или нет. Учитывается целесообразность для объекта закупки, а также бюджетные ограничения.

Размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) зависит от размера аванса. Его нужно увеличить до суммы предоплаты, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения оказался меньше размера аванса, который установил заказчик. Это правило прописано в ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Обратим внимание на связь антидемпинговых мер и размера аванса. Если увеличенный в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта меньше авансирования, то нужно установить размер обеспечения, равный размеру аванса. Это прописано в ч. 1 ст. 37 44-ФЗ.

Преимущества и недостатки

Когда заказчик решает проводить тендеры с авансированием, это имеет для него как положительные, так и отрицательные моменты.

Возможность предварительно заказать нужную продукцию

Закупить расходные материалы

Привлечь к исполнению желаемого субподрядчика

Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства

Какие ограничения есть для аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие Постановлением Правительства от 09.12.2017 № 1496 (так называемое Положение об исполнении бюджета). В нем прописаны основания для авансирования в бюджетных учреждениях в 2020 году:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета);
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции. В этом случае контракт (кроме контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению) должен предусматривать условие о казначейском сопровождении авансовых платежей. А Минпромторг должен подтвердить в заключении, что контракт отвечает целям импортозамещения;
  • от 30 до 90 % от НМЦК (за исключением госконтрактов, которые указаны в предыдущем пункте) при включении в них, а также в контракты (договоры), которые заключаются в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении авансовых платежей;
  • до 100 % от НМЦК — в контрактах на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • от 30 до 70 % от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. В контракте нужно прописать условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров в объеме первого аванса. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств в рамках Приказа Минфина № 213н от 17.11.2016.

При согласовании выплаты аванса заказчик предусматривает условие о том, что размер последующей оплаты по контракту не должен превышать:

  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов проводится последовательно);
  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров и суммой, рассчитанной в порядке, который указан в абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета (для госконтракта, содержащего этапы исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

Когда аванс нельзя устанавливать

Для организаций — получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (Распоряжение Правительства от 16.01.2018 № 21-р). В перечень входят:

  • одеяла, ковры;
  • юбки, халаты, блузки;
  • средства моющие и стиральные;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

Если предметом контракта является товар, работы или услуги (ТРУ) из Распоряжения № 21-р, а также не включенные в этот перечень ТРУ, то аванс нельзя установить (п. 20 Положения об исполнении бюджета).

Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров или госконтрактов, которые указаны в п. «а» и «б» п. 18, предусматривающих отдельные этапы и оплату, не включают в такие контракты условие о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора или госконтракта, если иное не установлено в Положении или другом акте Правительства (п. 19 Положения об исполнении бюджета).

Скачать Распоряжение Правительства № 21-р от 16.01.2018

Ответственность

Если заказчик решил, что будет оплачивать с авансированием, то ему придется прописать такой порядок выплат в проекте контракта. Это закреплено в ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. Указано, что нужно определить конкретный размер аванса и срок его выплаты.

Если отсутствуют условия авансирования, это признается административным правонарушением по ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. За утверждение документации с нарушениями требований контрактного законодательства предусмотрен штраф в размере 3000 рублей.

Более серьезное наказание грозит тем, кто прописал аванс в контракте и не выплатил его. Такие действия квалифицируются по ст. 7.32.5 КоАП. За первое нарушением оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. При повторном нарушении дисквалифицируют на срок от года до двух.

Источник:
http://gozakaz.ru/tendery-s-avansirovaniem-kogda-vozmozhno-i-kak-ustanovit/

Авансирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ: в каких случаях и в каком размере устанавливается?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье речь пойдет об авансировании в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Вопрос этот очень актуальный для большинства поставщиков, так как наличие аванса в контракте очень сильно упрощает исполнение обязательств по такому контракту. Например, позволяет поставщику заранее закупить товар, необходимый для выполнения работ, или привлечь соисполнителей. Но проблема заключается в том, что далеко не во всех контрактах предусмотрен аванс. Поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим в каких случаях предусмотрено авансирование и в каком размере оно должно быть установлено.

Читайте также  Куда звонить при ДТП в Санкт-Петербурге, Защита прав автовладельцев в 2020 году

Содержание:

1. Что такое авансирование по 44-ФЗ и для чего оно нужно?

Авансирование — это предоплата по контракту, которая перечисляется Заказчиком поставщику до исполнения обязательств по контракту.

Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо положений о выплате аванса. Выплата аванса является добровольным решением Заказчика, а не его обязанностью.

Так в п.2 ч.3 ст.21 44-ФЗ говорится, что в план-график должна включаться информация о размере аванса, если такой аванс предусмотрен. Помимо этого информация о размере аванса (если он предусмотрен) должна включаться в проект контракта (ч.13 ст.34 44-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.96 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере от 5% до 30% от НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. То есть размер обеспечения исполнения контракта взаимосвязан с размером аванса.

Если же участником закупки в ходе торгов цена снижена более чем на 25% от НМЦК, то используется антидемпинговый механизм, который предусматривает выплату обеспечения исполнения контракта в 1,5 размере. Подробнее об этом написано здесь.

А Гражданский кодекс РФ содержит общие положения об авансировании:

  • Договором купли-продажи может быть установлена предварительная оплата (ст.487 ГК РФ);
  • Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (ст.711 ГК РФ);
  • Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст.781 ГК РФ);
  • Если в договоре согласовано условие о предоплате товара, но не определен срок ее внесения, заказчик (покупатель) обязан оплатить товар в течение 7-ми дней с момента предъявления поставщиком (продавцом) соответствующего требования (ст.314 ГК РФ);

Таким образом, обязанность Заказчика по выплате аванса возникает тогда, когда такая предварительная оплата была им изначально предусмотрена. Поставщик может заранее узнать о наличии аванса из плана-графика и закупочной документации, в частности из проекта контракта, который является неотъемлемой частью документации.

2. В каких случаях авансирование не предусмотрено?

В этот перечень попали:

  • белье постельное и столовое;
  • одеяла, подушки, ковры и ковровые изделия;
  • производственная и профессиональная одежда;
  • бумага для печати а также канцелярские бумажные принадлежности;
  • средства моющие и стиральные;
  • компьютеры, ноутбуки, планшеты;
  • автомобили и т.д.

3. Тендеры с авансированием по 44-ФЗ в 2019 году

Для Заказчиков, получающих средства из федерального бюджета, установлены предельные размеры авансирования по контрактам. Эти ограничения указаны в п.18 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1496 (в ред. ПП от 28.11.2018 г. № 1430) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Давайте посмотрим, какие предельные размеры авансов в п.18 ПП от 09.12.2017 г. № 1496 установлены.

Источник:
http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/avansirovanie-po-44fz-i-223fz.html

Размер аванса по 44-ФЗ

Антикризисное предложение до 22 октября

Размер аванса по 44-ФЗ: новые правила 2020 года

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • О регулировании авансирования по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ
  • Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется
  • Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году
  • 4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ

Размер аванса по 44-ФЗ имеет свои пороговые значения для максимальных и минимальных выплат. Напомним, что авансирование производится до начала выполнения обязательств по заключенному ранее госконтракту. Эта процедура подробно описана в законе 44-ФЗ, в том числе здесь перечислены условия, когда предоплата невозможна.

Как вы уже наверняка знаете, решение о необходимости и размере аванса по 44-ФЗ принимает заказчик, которому нужно предусмотреть все возможные последствия – как своих действий, так и поставщика. Необходимо отметить, что с 27 марта 2020 года начали действовать новые правила в части предоставления предоплаты. О них и пойдет речь в этой статье.

Регулирование авансирования по 44-ФЗ

В текущем году закон 44-ФЗ дает заказчику возможность включить авансовую форму оплаты в условия соглашения, но не указывает, что покупатель обязан это сделать. Иными словами, клиент сам решает, получит ли поставщик предоплату или вся сумма будет передана по итогам приемки работ. В данном случае отталкиваются от целесообразности использования такого формата, существующих бюджетных ограничений.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК) непосредственно соотносится с размером аванса. Если установленное в соответствии с законом 44-ФЗ ОИК ниже предоплаты, его увеличивают, чтобы названные суммы оказались равны. Об этом говорится в ч. 6 ст. 96 упомянутого выше закона.

Также нужно понимать, что существует связь между антидемпинговыми мерами и размером аванса по 44-ФЗ. Если даже после увеличения обеспечения 1,5 раза эта сумма остается меньше установленной предоплаты, то, согласно ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ, необходимо приравнять ее к авансу.

Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ

Использование аванса по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений имеет как плюсы, так и минусы, о которых важно знать заказчику при проведении тендера.

Предоплата упрощает для исполнителя предзаказ ТРУ – он расходует полученные средства на закупку расходников, может выбрать наиболее подходящего субподрядчика, а не опираться только на свои финансовые возможности.

Правда, интересующий нас подход повышает вероятность потери договора, точнее говоря, все зависит от размера аванса по 44-ФЗ. Ведь исполнитель, получив 100 % предоплаты, может отказаться от выполнения условий контракта. Оговоримся, что за подобные действия закон предусматривает наложение пени, штрафов, занесение сведений в РНП.

Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется

Закупка ряда ТРУ за счет федерального бюджета не предполагает использования аванса. Речь идет о таких категориях:

1. Товары:

  • белье постельное;
  • белье столовое;
  • занавеси (включая драпировочные) и шторы для интерьеров, а также занавеси и подзоры для кроватей;
  • одеяла стеганые, стеганые пуховые, валики, пуфы, подушки, спальные мешки, подобные изделия с пружинами, набитые, наполненные иным материалом, состоящие из пористой резины/пластмассы;
  • ковры и ковровые изделия;
  • юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья, сорочки, используемые для производственных и профессиональных нужд;
  • бумага для печати;
  • канцелярские бумажные принадлежности;
  • скоросшиватели из бумаги либо картона;
  • блокноты, записные книжки, книги для записей;
  • моющие и стиральные средства;
  • пластмассовые канцелярские/школьные принадлежности;
  • лотки, подставки для бумаг, ручек, печатей и подобные офисные или канцелярские предметы, изготовленные из недрагоценных металлов (за исключением офисной мебели);
  • детали для скоросшивателей, папок, канцелярские зажимы и подобные канцелярские принадлежности и скобы в виде полос из недрагоценных металлов;
  • ПК массой до 10 кг – к ним относятся ноутбуки, планшеты, карманные компьютеры, в том числе имеющие функцию мобильного телефона, электронные записные книжки, иная подобная техника;
  • пользовательское оборудование телефонной или телеграфной связи, видеосвязи;
  • приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или устройствами для записи/воспроизведения звука или изображения;
  • аппаратура приемная для радиотелефонной или радиотелеграфной связи, не относящаяся к остальным группам товаров;
  • легковые автомобили;
  • автотранспортные грузовые средства;
  • шариковые ручки, ручки и маркеры с фетровым наконечником и из других пористых материалов, механические карандаши;
  • карандаши, в том числе цветные, грифели для карандашей, пастель, угольные карандаши для рисования, мелки для письма и рисования, портновские мелки.

2. Услуги:

  • по текущему техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств – в данную группу не входит ремонт электрооборудования, шин и кузовов;
  • по обслуживанию компьютеров и периферийного оборудования;
  • по ремонту коммуникационных устройств;
  • по ремонту мебели и предметов домашнего обихода.

Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году

С конца марта 2020 г. перестал действовать запрет на использование авансового платежа для покупки ПК до 10 кг, то есть ноутбуков, планшетов. Также данное правило относится к телефонам, оборудованию для видеосвязи, приемной аппаратуре радиотелефонной, радиотелеграфной связи, телевизорам – при условии, что речь идет о технике отечественного производства. Перечень последней устанавливает единый реестр радиоэлектронной продукции.

Постановление Правительства от 09.12.2017 г. № 1496, известное как Положение об исполнении бюджета, вводит ограничение по размеру аванса. Также в данном акте содержатся основания, которые могут использоваться для применения предоплаты бюджетными учреждениями в 2020 году.

Максимальный размер аванса по 44-ФЗ равен:

  • 30 % от НМЦК – при приобретении ТРУ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, считающихся собственностью РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета).
  • 30–80 % от НМЦК – для научных исследований, опытных и конструкторских работ, если целью их проведения является импортозамещение технологической продукции. В договоре обязательно указывается, что авансовые платежи должны сопровождаться казначейством. Отметим, что речь не идет о соглашениях, исполнение которых отслеживается банком. В данном случае задача Минпромторга состоит в том, чтобы подтвердить соответствие контракта обозначенной цели.
  • 30–90 % от НМЦК – при включении в договор условия о сопровождении аванса казначейством, кроме контрактов из приведенного выше пункта.
  • До 100 % от НМЦК – для закупки услуг по обеспечению связью, авиабилетами, обязательным автострахованием.
  • 30–70 % от НМЦК, находящейся на уровне выше 600 миллионов рублей, когда речь идет о строительных работах, реконструкции, капитальном ремонте. Согласно тексту договора, для авансирования нужно подтвердить передачу клиенту ТРУ в соответствии с размером первого платежа. Необходимость данного действия зафиксирована порядком санкционирования оплаты денежных обязательств в приказе Минфина № 213н от 17.11.2016 г.
Читайте также  Примеры рассказа о себе на собеседовании

Устанавливая размер аванса по 44-ФЗ, необходимо зафиксировать, что сумма остальной оплаты по контракту не превышает разницу:

  • Между стоимостью поставленных ТРУ и размером аванса по 44-ФЗ после электронного аукциона или торгов в другом формате. Данное правило действует для госконтрактов, в которых отсутствуют этапы исполнения либо они выполняются друг за другом.
  • Между стоимостью полученных ТРУ и суммой, рассчитанной на основе абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета. При этом для этапов работы предусмотрены частично совпадающие или идентичные сроки.

4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ

Чтобы соблюсти требования закона 44-ФЗ по выплате аванса, при составлении контракта необходимо следовать таким нормам:

  1. Откажитесь от фиксации максимального или минимального допустимого размера аванса по 44-ФЗ при заключении договора с единственным поставщиком или в другом формате, не прописывая конкретную сумму.
  2. Не указывайте требования и цели использования такого формата оплаты, если данное правило отсутствует в законе. В противном случае вы рискуете нарушить законодательство, что приравнивается к административному правонарушению по авансированию контракта по 44-ФЗ, согласно п. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное разъяснение представлено ФК РФ в письме № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г. Аналогичной позиции придерживается антимонопольная служба в решении № К-67/15 от 28.01.2015 г.
  3. Пропишите в разделе «Оплата» государственного контракта порядок предоставления авансового платежа по 44-ФЗ и его размер.
  4. В подобном договоре могут содержаться исключительно сведения, зафиксированные в документах о закупке.

Чтобы осуществить предоплату, покупателю необходимо получить от второй стороны счет-фактуру. Именно она является основанием для перевода бюджетных средств на казначейский счет. Далее ФК РФ перечисляет деньги исполнителю. После того как последний выполнит все условия соглашения, ему будет выплачена оставшаяся сумма за вычетом размера аванса по 44-ФЗ.

Отметим, что авансирование применяется только при работе со значимыми договорами. В других ситуациях более удобным форматом расчета для покупателя является отсрочка платежа. Если госучреждение планирует осуществлять проект с использованием предоплаты, ему необходимо предварительно внести в договор соответствующее условие. Иначе не будут соблюдены нормы закона 44-ФЗ.

Ответственность за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ

Чтобы использовать данный формат оплаты, покупатель должен прописать в договоре соответствующий порядок расчетов, как того требует ч. 13 ст. 34 закона 44-ФЗ. Нужно установить конкретный размер аванса и срок получения средств исполнителем.

Отсутствие в соглашении условий авансирования приравнивается к административному правонарушению в соответствии с ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. Ответственный, утвердивший документацию, будет вынужден выплатить штраф в размере 3 000 рублей, если были нарушены нормы закона о госзакупках.

Если в контракте прописан аванс, но он не был выплачен, покупателя ждет более серьезное наказание. На подобные действия распространяется ст. 7.32.5 КоАП: первое нарушение карается штрафом в пределах 30 000–50 000 рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на 1-2 года.

Источник:
http://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/razmer-avansa-po-44-fz/

Как платят заказчики: авансом, поэтапно, после выполнения

Расскажем, когда в закупках по 44-ФЗ можно рассчитывать на предоплату и как искать такие закупки, на что обратить внимание при поэтапной и единовременной оплате.

Когда можно рассчитывать на аванс?

Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.

Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт ( ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.

Аванса не будет

Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:

  • бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
  • портативных компьютеров,
  • легковых автомобилей,
  • на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.

Аванс будет не больше 30%

  • В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
  • Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.

Возможен аванс от 30% до 80%

На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.

Возможен аванс до 100%

Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:

  • печатные издания или подписка на них,
  • услуги связи,
  • курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
  • экспертиза проектной или финансовой документации,
  • проведение методических, научно-практических, научных конференций.

Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.

Как искать закупки с авансом?

Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:

  • Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
  • Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.

Расчет поэтапно

В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.

44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:

  • накладные,
  • счета-фактуры,
  • акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
  • документы экспертизы (при необходимости) и др.

После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.

Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта ( ч. 7 ст. 96 44-ФЗ ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.

Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:

  1. Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
  2. Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.

Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.

Расчет после выполнения контракта

Процесс исполнения госконтракта включает в себя:

  • Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  • Оплату.

Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.

Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.

Сроки оплаты

Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:

  • не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
  • не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.

Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.

Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Источник:
http://zakupki.kontur.ru/site/articles/1191-kak-platyat-zakazchiki